.RU

Книжная культура России второй половины XVIII в в фамильных традициях и формировании личности Н. П. Румянцева




Международная конференция «Румянцевские чтения 2006»




Автор доклада: Молчанов В.Ф.


Данные об авторе:

Место работы: РГБ


Должность: Зав. НИО рукописей

Регалии:

Координаты (адрес, тел., e-mail):


Название доклада: Книжная культура России второй половины XVIII в. в фамильных традициях и формировании личности Н.П. Румянцева.


__________________________________________________________________________________


Вторая половина XVIII в. в истории России, время героических и трагических событий, грандиозных социокультурных перемен. Уходило в прошлое Средневековье, наступало Новое время, соответствовать которому вольно и невольно стремились все, кто обладал творческим даром, заботился о силе и славе Отечества или старался подражать новым веяниям, следовал обстоятельствам, указаниям правителей. Поколение россиян, жившее в ту эпоху по разному относилось к процессам, изменявшим привычную жизнь.

Правительственные меры, направленные на развитие экономики, реформирование структуры государственного управления, сопровождавшиеся усилением крепостного гнета и расширением привилегий дворянства, вызывали протест, изменили отношение народа к властвовавшему сословию. «С половины XVIII в. в низших слоях нашего общества заметно пробивается смутная мысль, что политический порядок в России покоится на несправедливости…» - отмечал зародившуюся тенденцию В.О. Ключевский. Сформировавшееся под влиянием созданных социально-экономических условий в сознании простых людей представление о необходимости восстановления справедливости, сплачивало обездоленных и поднимало к бунтам и восстаниям. Привилегированное сословие в России и далеко за ее пределами было повергнуто в шок ожесточенной Крестьянской войной под предводительством Е.И. Пугачева (1773-1775).

В то же время, наряду с социальными катаклизмами, дестабилизировавшими состояние страны, происходили события, открывавшие новые горизонты для развития отечественной культуры. В 1775 г. состоялось учреждение первого самостоятельного в России Московского университета, ставшего не только генератором опережавших время и пространство идей, но и новой, возвышавшей человека, среды обитания. «Мощный культурный импульс – университет – формирует пространство культурных событий, включающее в себя театр, газету и журнал, путешествия, ученые и литературные общества, кружки и т. д. Университетское пространство включает и Москву – город, в котором жил университет, и города, откуда приезжали учиться и куда уезжали преподавать, и заграницу, где стажировались московские студенты и получали образование профессора, словом, многомерный универсум, неотделимый от самого университета. Университет сам по-новому организует пространство, связывая между собой сословия, Москву и Россию, Россию и Европу…» - отмечают авторы исследования «Университет для России».

Вторая половина XVIII в. ознаменована научными открытиями М.В. Ломоносова, П.С. Палласа, И.И. Лепехина, изобретениями И.П. Кулибина, И.И. Ползунова, литературными шедеврами Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, просветительской деятельностью Н.И. Новикова, выдающимися победами прославленных полководцев П.А. Румянцева и А.В. Суворова на суше и адмирала Ф.Ф. Ушакова на море – снискавшими уважение современников и гордость потомков.

Анализируя социокультурные процессы, развивавшиеся в России в 1750-е гг., В.О. Ключевский выделил два вида перемен, произошедших в тот период и оказавших влияние на ход отечественной истории. Во-первых, в «материальной» сфере жизни общества – значительное увеличение территории, населения и финансов. Во-вторых, в «нравственной» - необычайное увлечение чтением книг. В.О. Ключевский писал: «Сначала это чтение было просто средством наполнить досуг, занять скучающую лень, но потом, как это часто бывает, невольная наклонность превратилась в моду, в требование светского приличия, в условие благовоспитанности».

Однако, новые, предбуржуазные по сути явления вносили жесткие коррективы, определяли иные реалии в переломные для русской культуры 60-е – 70-е годы XVIII в.

Процесс развития отечественной книжной культуры во второй половине XVIII в. достаточно хорошо изучен и нет необходимости в перечислении иллюстрирующих его событий. Однако, обобщая результаты многочисленных исследований, свидетельствующих о ее успехах, приходим к выводу о том, что в период «просвещенного абсолютизма» в России потребность в книгах стала социальной реальностью. Возраставший интерес к чтению, стремление приобретать книги стимулировали их производство. В течение XVIII столетия было выпущено более 9 тысяч названий книг, из них в 1761-1800 гг. – более 7800 наименований.

Подъем русского книгоиздательства во второй половине XVIII в. непосредственно связан с деятельностью Академии наук, Московского университета, созданного в 1768 году «Собрания, старающегося о переводе иностранных книг на российский язык», крупных частных типографий Н. Новикова, А. Решетникова, М. Пономарева – в Москве, И. Шнора, И. Сытина, Г. Галченкова – в Петербурге. Благодаря их искусству, русское общество смогло познакомиться в тот период с выдающимися произведениями отечественной и европейской культуры. Несомненно, большими возможностями для книгопечатания располагала Академия наук. По заключению Е.С. Лихтенштейна: «До 1801 г. история издательской деятельности Академии и ее типографии была в основном историей печати и книгоиздательства в России». Кроме многочисленных специальных трудов по естественным наукам, следует особо отметить издание академической типографией в 1750-е – 1790-е гг. «Русской грамматики» М.В. Ломоносова, многотомного сочинения по истории России В.Н. Татищева, «Истории Российской от древнейших времен» в семи томах М.М. Щербатова, первого шеститомного Толкового словаря русского языка и первых академических изданий собраний сочинений М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского.

Книжные новинки любознательный и, конечно, состоятельный читатель той эпохи мог приобрести на лотках и прилавках рынков и ярмарок, в открывавшихся специализированных лавках книгопродавцев. «С конца XVIII в. книготорговля переходит в руки специально занимающихся купцов, и в это же время определяются постоянные места, «центры», где она производится, - отмечает А.А. Зайцева. – Исторически сложившись, они затем существовали в течение долгих лет». А.А. Говоров приводит данные, что к 1790 г. в России «уже насчитывалось 15 книжных лавок в Петербурге, 20 – в Москве и 17 – в провинциальных городах, их число продолжало увеличиваться».

Объективные исторические и социокультурные факторы по разному формируют судьбы людей, испытывая величие духа и жизненных сил. Н.П. Румянцев принадлежит к поколению россиян, воспитанному в традициях Петра I на лучших примерах сподвижников царя-преобразователя, возмужавшему и созидавшему в период «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, отстоявшему независимость России в Отечественной войне 1812 г. В жизни Н.П. Румянцева, выборе направлений деятельности, определении идеалов и целей, важную роль играли благородные деяния его знаменитых предков. Не только в России, но и за ее пределами прославили свои имена дипломаты, государственные и военные деятели: боярин А.С. Матвеев, его сын, граф А.А. Матвеев, генерал-фельдмаршал князь М.М. Голицын, его брат, князь Д.М. Голицын - родственники Н.П. Румянцева по линии бабушки Марии Андреевны и матери Екатерины Михайловны. От них унаследовал Николай Петрович талант, организаторские способности, а также страстную любовь к истории, коллекционированию книг и манускриптов.

Деятельность рода Румянцевых по отцовской линии в области внешней политики России также оставила яркий след в отечественной и мировой истории. Имена: деда Н.П. Румянцева – знаменитого сподвижника Петра I, дипломата, военного деятеля Александра Ивановича (1680-1749), отца – блистательного полководца, учителя А.В. Суворова, фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского (1725-1796), более 100 лет непременно присутствовали в посланиях и рескриптах правителей разных стран, дипломатической переписке, международных трактатах. В их честь слагали гимны, писали стихи, рисовали картины знаменитые художники, устраивали приемы и парады императоры и короли. Европа присваивала им высокие награды и знаки отличия.

Тяга к знаниям, отношение к книге, как источнику, проявились у Н.П. Румянцева в детстве. Тем более, что его постоянно окружал книжный мир библиотеки, собранных и хранившихся в их доме, имениях родственников. В фундаментальном исследовании В.С. Иконникова названы фамилии трех владельцев крупнейших частных книжных коллекций России той эпохи Я.В. Брюса, А.А. Матвеева, Д.М. Голицына, с которыми фамилию Румянцевых связывали семейные узы. «Научные стремления, так ясно заявленные эпохой Петра Великого, отразились и на его современниках, - писал В.С. Иконников. – В это время появляются весьма замечательные библиотеки графов: Я.В. Брюса, А.А. Матвеева, князя Д.М. Голицына, из которых первая послужила главным пособием для ученых трудов Татищева, а последней пользовались Татищев и Карамзин».

Безусловно, целенаправленное собирание книг и рукописей просвещенными государственными деятелями России мотивировалось, в первую очередь, жизненной необходимостью обладать информацией, знаниями для обоснования задач и принятия эффективных решений во внутренней и внешней политике. В процессе самообразования отечественной элиты культивировалась социальная потребность в полезной для службы и ума книге, стимулировалось развитие книжной культуры, создавалось интеллектуальное пространство, влиявшее на определение критериев ценностей, достижение которых сулило признание и благовоспитанности, как синонимы благополучия.

Несомненно, находясь с ранних лет в среде незаурядных личностей, Н.П. Румянцев воспринимал устои, их жизненные ориентиры. С другой стороны, его воспитатели, приобщая к богатым фамильным традициям, учитывали уровень требований нового времени.

Заслуги предков, П.А. Румянцева, перед царями и Отечеством, мудрость и обаяние Екатерины Михайловны, воспитанность и незаурядность сыновей не могли быть обойдены вниманием тонких царедворцев и самой императрицы. В конце 1771 г., старший из братьев, Михаил был назначен Екатериной II генерал-адъютантом при командующем 1-й армией П.А. Румянцеве и принял участие в русско-турецкой войне. Николай и Сергей, 1 августа 1772 г., согласно высочайшего указа, получили придворный чин камер-юнкеров и жалование по 1 000 руб. в год. Т.е. они официально вошли в малочисленную, но самую элитарную часть гражданского чиновничества России, именовавшуюся императорским двором. Его представляли: царская семья, резиденция, придворные чины, кавалеры и дамы (имевшие придворные звания). Во времена Екатерины II число придворных составляло несколько десятков человек и среди них – 12 камер-юнкеров. Военные, как правило, не могли иметь придворных чинов, званий, и, пользовавшиеся особым доверием императрицы офицеры и генералы образовывали ее свиту. Однако, С.П. Румянцев, описывая обстоятельства производства в чин-юнкера брата Николая и его самого, в своих мемуарах отметил: «таким образом, я бригадир в 17 лет». Подойдя формально к данной записи, можно подумать, что он сообщает о присвоении им генеральского звания в сухопутных войсках России. По сути, здесь нет фактического противоречия. Пожалованный императрицей Н.П. и С.П. Румянцевым чин камер-юнкеров, так же и звание бригадира одинаково соответствовали 5 классу согласно «Табели о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины» по состоянию на 1772 г.

Следует заметить, что в связи с бракосочетанием великого князя Павла Петровича и принцессы гессен-дармштадской Вильгельмины (названной при крещении Натальей Алексеевной), 15 августа 1773 г. высоким придворным званием действительной статс-дамы была пожалована Е.М. Румянцева, назначенная также гофмейстериной при малом дворе.

На формирование мировоззрения Н.П. Румянцева, бесспорно, огромное влияние оказала Екатерина II. В 1773 г. императрица, в порядке исключения (поскольку молодые люди не допускались), включила 19-летнего графа Николая в число постоянных участников своих знаменитых литературных собраний в Эрмитаже. В общении наиболее известных, самых избранных и приближенных к Екатерине II лиц – российской элиты «золотого века» - вырабатывались приоритеты, система культурных ценностей, которые распространялись затем в обществе и государстве. Императрица, серьезно занимавшаяся историей, собиранием книг и рукописей, увлекала своим примером ближайшее окружение. Даже светлейший князь Г.А. Потемкин-Таврический, не желавший отстать от моды, пытался приобрести коллекцию манускриптов у академика Г.Ф. Миллера. Историографы назвали 1770-егоды «… временем бурного расцвета исторической мысли в России». Возрастание потребности в осмыслении прошлого возникает, как правило в период глубинных социокультурных изменений. П.Н. Полевой, анализируя произошедшие перемены, установил, что в Екатерининскую эпоху «… начинает преобладать стремление к изучению России с разных сторон и впервые являются типы, характеры и черты быта, заимствованные авторами из живой действительности, а не списанные с иностранных образцов. Под покровительством и обаянием «Северной Семирамиды» возникает литература в том именно виде, в каком она может и должна служить отражением умственной жизни общества и выразительницею его лучших стремлений».

Не только юный Румянцев или близкое окружение Екатерины II, но и умудренные жизненным опытом философы, в частности французский энциклопедист Дидро, после общения с русской императрицей восторгались ее умом, образованностью, любезностью и очарованием. В 1773 г., по приглашению Екатерины II, Дидро приехал в Петербург в одно время со своим другом и давним корреспондентом императрицы Фридрихом Мельхиором Гриммом. О своих впечатлениях того периода, о переменах во взглядах Дидро записал: «Двери кабинета государыни открыты для меня во все дни, я вижу ее с глазу на глаз, с трех часов пополудни до пяти, а порою и до шести. Я вхожу, меня просят сесть, и я беседую также свободно, как с Вами, - писал он Софи Воллан. – А уходя, я вынужден сознаться самому себе, что в так называемой стране свободных людей у меня была душа раба и что я нашел в себе душу свободного человека здесь, в так называемой стране варваров».

Анализируя достоинства и недостатки Екатерины II, В.О. Ключевский отмечал: «У нее были две страсти, с летами превратившиеся в привычки или ежедневные потребности, - читать и писать. В свою жизнь она прочитала необъятное количество книг… Обойтись без книги и пера ей было так же трудно, как Петру I без топора и токарного станка».

Увлеченность императрицы книжными знаниями по существу означала, что книга в России с 1760-х годов обретает особый социальный статус, попадает в сферу влияния государства, избирается действительным инструментом преобразований. Как следствие, растет количество типографий, печатной продукции. В первые десятилетия правления, Екатерина II поощряет распространение в обществе лучших образцов книжной культуры, которые призваны были дать положительные всходы в умах и душах подданных. Реальную поддержку ощутили отечественные и зарубежные специалисты книжного дела, воодушевленные вниманием императрицы. «Руководство чтением дворян стали осуществлять с середины 1760-х гг. различные культурно-просветительские общества, - отмечает Ю.А. Горшков, - научные, переводческие, чисто издательские, специализирующиеся на выпуске иностранных переводов и отечественных оригинальных книг».

Безусловно лучшие качества мудрой императрицы, как человека и политика, служили образцом для молодых подданных. Об одном из важнейших, (несомненно воспринятом и присущем Н.П. Румянцеву), - Екатерина II доверительно написала: «Я принадлежу к таким людям, которые любят всему знать причину». Любознательность в сочетании с исключительной работоспособностью, исследовательским энтузиазмом, глубокий интерес к истории России, свойственные Екатерине II, сформировались и в характере Н.П. Румянцева в период становления личности.

Взросление Н.П. Румянцева, формирование основных черт его мировоззрения, совпало с подъемом в развитии книжной культуры России в 1760-е – начале 1780-х гг. Закономерно, что в то время у Николая Петровича зародилась любовь к книгам, как источнику знаний, которую он пронес через всю свою дальнейшую жизнь.





kodirovanie-algoritmicheskih-struktur-osnovnih-tipov-na-yazike-programmirovaniya-visual-basic.html
kodirovanie-graficheskoj-i-zvukovoj-informacii-dvoichnoe-kodirovanie-graficheskoj-informacii.html
kodirovanie-rechi-v-cifrovih-sistemah-svyazi.html
kodirovaniedekodirovanie-gorodaaeroporti-uchebnoe-posobie-dlya-slushatelej-kursov.html
kodo-savaki-rosidzen-samoe-bolshoe-vranyo-vseh-vremyon-i-narodov-instrukciya-dlya-dzadzen-12-dzadzen-yodzinki.html
kodove-na-katedrite.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vesna-v-zhizni-prirodnogo-soobshestva.html
  • spur.bystrickaya.ru/mesto-i-data-provedeniya-stranica-4.html
  • teacher.bystrickaya.ru/foneticheskij-kurs-mongolskogo-yazika-posobie-dlya-nachinayushih-stranica-4.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-v-shatenevskaya-muzikalnij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-chercheniyu-na-2011-2012-uchebnij-god-dlya-8-klass.html
  • grade.bystrickaya.ru/obuchenie-centrirovannoe-na-uchashemsya-opit-ego-uchastnika-perevod-m-m-iseninoj-pod-redakciej-d-p-n-e-i-iseninoj.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-vi-normi-vse-ravno-chto-cenzura-professionalnaya-etika-zhurnalista.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-tomsk-2008-g-vvedenie-stranica-15.html
  • crib.bystrickaya.ru/iii-podrobnaya-informaciya-ob-emitente-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-obedinennie-mashinostroitelnie-zavodi-gruppa-uralmash-izhora.html
  • credit.bystrickaya.ru/pasport-programmi-razvitiya-gimnazii-4-im-a-s-pushkina-na-2006-2011-godi-naimenovanie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-informacionnaya-sistema-subkontraktacii-osnovnoj-instrument-poiska-partnerov-po-kooperacii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-raboti-integraciya-uchebnogo-i-poznavatelnogo-opita-obuchayushihsya-struktura-dinamika-tehnologii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/meri-borbi-s-sornyakami-informacionno-konsultacionnij-centr.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osnovnie-proceduri-i-funkcii-modulya-crt.html
  • education.bystrickaya.ru/-23-informacionnoe-obshestvo-osnovnie-cherti-vsemirnaya-istoriya-xx-vek-uchebnik-dlya-shkolnikov-1011-klassov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-sinip-test-zhmisi-1-tosan-1-nsa-nege-kompyuterd-stne-ktap-dpter-zhne-t-b-zattar-oyua-bolmajdi.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovi-specialnoj-psihologii-ucheb-posobie-dlya-stud-sred-ped-ucheb-zavedenij-l-v-kuznecova-l-i-peresleni-l-i-solnceva-i-dr-pod-red-l-v-kuzne.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-1-kvartal-2008-goda-stranica-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kodeks-kodek-s-respubliki-kazahstan-azastan-respublikasini-ilmisti-procestk-kodeks.html
  • bystrickaya.ru/vidavnictvo-hudozhno-lteraturi-v-radyanskomu-soyuz-v-20-90-h-rokah.html
  • education.bystrickaya.ru/22-laboratornaya-rabota-3-opredelenie-teploti-ispareniya-zhidkosti-dinamicheskim-metodom.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naemnik-ego-velichestva.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-ot-10-fevralya-2006-goda-n-72-r-g-kaliningrad-ovnesenii-izmenenij-i-dopolnenij-v-rasporyazhenie-mera-n-114-r-ot-26-02-2003g-stranica-5.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vliyanie-antenatalnoj-gipoksii-na-proliferativnie-processi-v-populyacii-kletok-kozhi-novorozhdennih-belih-kris.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-moi-universiteti-nikolaj-levashov.html
  • grade.bystrickaya.ru/mormishka-dlya-nachinayushih-ob-osnashenii-udochek-dlya-ribalki-na-meli-i-glubine-o-nasadkah-prikormke-i-priemah-poiska-i-lovli-okunya-i-lesha.html
  • occupation.bystrickaya.ru/missiya-ou-alfavitnij-ukazatel.html
  • desk.bystrickaya.ru/ostrovskij-sergej-listovochnaya-ekspansiya-kak-vid-izbiratelnoj-tehnologii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-promishlennogo-potenciala-regiona-v-kontekste-modernizacii-rossijskoj-ekonomiki.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-18-obzhalovanie-rezultatov-nalogovoj-statya-nalogovoe-zakonodatelstvo-respubliki-kazahstan.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10-kanon-na-ishod-dushi-liturgika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tyazhelij-neschastnij-sluchaj-informacionnij-byulleten-po-ohrane-truda-za-ipolugodie-2009-goda.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodika-organizacii-tematicheskih-vistavok-v-shkole.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-prakticheskaya-optimizaciya-tehnologij-razdeleniya-produktov-neftehimii-74-chasa.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/algoritmi-ekonomicheskoj-kadastrovoj-ocenki-gorodskih-zemel-i-territorialno-ekonomicheskogo-zonirovaniya-chast-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.