.RU

Книжное дело при патр. Иосифе - Карташев А. В


^ Книжное дело при патр. Иосифе
По заведенному уже порядку книжное производство на Москве расширялось и развивалось. Но научных знаний для критики текстов книг не хватало, и книги по-прежнему размножали ошибки, грамматические и смысловые. Эти книги Иосифовой печати в XVIII и XIX веках стали излюбленным своего рода "божественным писанием" для наших старообрядцев. В основании ошибок лежал по-прежнему коренной недостаток: ограничение правки только по своим же славянским образцам, без греческого оригинала. Ошибки этим способом только закреплялись и размножались. Справщики не делали секрета из взаимных расхождений и противоречий своих московских текстов. Иногда они мотивировали свой выбор вариаций, иногда не мотивировали, а просто брали их из вариаций недавнего уже патриаршего времени. В одних деталях книги были сходны с изданиями патр. Иова, в других — патр. Филарета, в третьих — патр. Иоасафа.

Кроме богослужебных книг, эпоха патр. Иосифа отмечена появлением в печати у нас и ряда других новых книг.

  1. Перепечатана уже изданная в Зап. Руси первая грамматика церковно-славянского языка еп. Мелетия Смотрицкого, как известно, соблазнившегося непорядками в своей домашней и в греческой церкви того времени и перешедшего в унию.

  2. Из творений Отцов Церкви напечатаны: "Лествица" Иоанна Лествичника; Феофилакта Болгарского "Толкование на Четвероевангелие", Сборник поучений разных отцов, Сборники писем Ефрема Сирина и др. отцов.

  3. Особую известность впоследствии получили в полемике со старообрядцами две компилятивных книги, составленных в значительной части из перепечаток западнорусских изданий. Это так называемые: "Кириллова Книга" и "Книга о вере". В послесловии "Кирилловой Книги" сказано, что царь Михаил Феодорович приказал "от св. писаний учинити на еретики и раскольники нашея православные христианские веры на римляны и латыни, на люторы же и кальвины... И пустити ю во всю русскую землю всякому православному христианину, хотящему ее почитати и божественные догматы ведети и те еретические уста заграждати". Кирилловой она называется по первой помещенной в ней статье, довольно обширной и подразделенной на 9 глав, под заглавием "Книга иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского, на осьмый век". Это ничто иное, как 15-ое огласительное слово св. Кирилла, но не в своем подлинном виде, а свободно истолкованное местным виленским книжником Стефаном Зизанием. Оно было уже напечатано в Вильне в 1596 г. на польском языке и на литовско-русском наречии, а здесь, в Москве, издано в церковно-славянском переводе. В толкованиях Зизания доказывается, что кончина мира и второе пришествие должны явиться в VIII "веке", т.е. "тысячелетии" от сотворения мира, который уже наступил, а потому антихрист уже и пришел, и царит в лице римского папы. Дальше в Кирилловой Книге помещено еще 40 статей. Тут перепечатана в церковно-славянском переводе почти вся "Книга о вере единой, святой, соборной и апостольской церкви", изданная в 1619 г. в Киеве против протестантов архимандритом Печерским Захарием Копыстенским. Дальнейшие главы "Кир. Книги" в большинстве являются перепечатками из православных изданий Литовской Руси. "Кириллова Книга" была спешно скомбинирована и напечатана на предмет состязаний о вере и убеждения королевича Вольдемара. Собирал ее один из участников диспута, протоиерей московской церкви Черниговских Чудотворцев Михаил Рогов, "с прочими избранными мужами". Книга послужила пособием и для п. Иосифа в его письменном обращении к принцу Вольдемару.

И другая Иосифовского издания (1648 г.) книга приобрела одобрение старообрядцев. Это так наз. "Книга о вере". Над составлением этого сборника потрудился киевский книжник, игумен Михайловского монастыря в Киеве Нафанаил. Как он сам говорит в предисловии, вдохновлялся он чувством покаяния в заблуждениях его школьной юности. Потрудился "прегрешений ради моих, иже в школах латинских от иезуитов вмале не прельщен бых, яко да сие малым сим трудом исправлю". Он поместил в сборнике тридцать глав "не от своего умышления", а заимствовал из других книг, ходивших тогда в юго-западной Руси. 10 глав он взял из "Палинодии" Захария Копыстенского, в ту пору еще ненапечатанной. Материалы направлены против латинян и еще более — против униатов. Тут он приводит между прочим текст исповедания веры, произнесенного в Риме пред папой в 1596 г. Кириллом Терлецким и Ипатием Потеем. Исповедание, скрытое от народных масс, которое на деле было полной капитуляцией перед латинством. Книга эта была прислана составителем в Москву по просьбе царского духовника, протопопа Благовещенского собора Стефана Вонифатьева. В Москве она была переведена на церковно-славянский язык московского типа. Примечательно, что старообрядцы и их вожди, так брезгливо трактовавшие латинскую ученость киевлян, вынуждены были питаться именно этой их ученостью за неимением своей.

Того же киевского происхождения был напечатанный в 1649 г. и тоже ставший кумиром у старообрядцев так наз. "Малый Катехизис", или "Собрание краткие науки об артикулах веры... ради учения и ведения всем православным христианам, наипаче же детям учащимся". Это — краткий Катихизис митр. Петра Могилы, изданный в Киеве в 1645 г. на польском и на русском юго-западного диалекта языках. Теперь он был издан в Москве на церковно-славянском языке и с некоторыми исправлениями.

При патр. Иосифе в 1650 г. была отпечатана, но еще не выпушена "Кормчая" по спискам так наз. рязанской редакции (древнейший пергаменный список XIII века). Лишь через два года она была вновь пересмотрена и издана с небольшими изменениями уже при п. Никоне. Известна под именем Никоновой.

Состав справщиков, сложившийся к 1650 г., был следующий: иеромонах Иосиф Наседка (бывший протопоп Иван), протопоп Черниговского собора Михаил Рогов и другие, менее известные лица, архимандриты, протопопы, старцы (т.е. монахи) и три мирских лица. Над ними надзирали прот. Стефан Вонифатьев с его друзьями, Казанским прот. Иваном Нероновым и прот. Аввакумом, этими двумя вождями назревшего раскола. В книге "О Вере" именно они поместили так наз. "Феодоритово Слово" о двуперстии. Отсюда этот апокриф перенесен и в другие печатные книги. До патр. Иосифа "Феодоритово Слово" было напечатано в 1627 г. только в одной книге Лаврентия Зизания, прозванной "Большой Катехизис". Русские печатники внесли его в Псалтырь 1642 г., в "Кириллову Книгу", в "Книгу о Вере", в "Малый Катехизис". Киевский оригинал "Феодоритова Слова" в этом пункте переделан. Из указанного в нем трехперстия сделано московское предписание двуперстия. Равным образом, прямое и Отчетливое указание усугубить "аллилуйя" пошло в книгах только от времени патр. Иосифа. Так, благодаря патриотам Москвы — III Рима (Неронову, Аввакуму и др.), все обряды московские этого времени были рачительно вставлены в соответствующих местах и размножены печатью.

^ Школьный вопрос
Знаменитый деятель киевского православного просвещения митр. Петр Могила в 1640 г. делает царю Михаилу Федоровичу предложение "паче всех прошений своих" устроить в Москве монастырь для ученых монахов из Братского, Киевско-Богоявленского монастыря, где была Академия, а "при монастыре учинить школу для обучения грамоте греческой и славянской детей бояр и простого чину. Так сделал Господарь Молдавский", который усердно борется с латинством. Но дело не двинулось.

Новым толчком явилось в 1645 г. прибытие в Москву Феофана, митр. Палеопатрасского, от Константинопольского патриарха Парфения с ходатайством открыть в Москве греческую типографию. В ней нуждались греки для защиты православия от папистов и лютеран. Те в ту пору в Турции открыли свои типографии и печатали много книг для агитации среди греков. А турки по интригам иностранцев закрыли типографию, принадлежащую грекам. Еще покойный патриарх Кирилл Лукарис имел мысль утвердить греческое типографское дело в Москве.

Предложение Феофана было принято. Его просили прислать греческих учителей. Митр. Феофан, уехавший из Москвы после смерти царя Михаила, прислал в 1646 г. из Киева архимандрита, грека Венедикта. Венедикту был дан заказ переводить при Печатном Дворе некоторые книги с латинского языка. Но Венедикт оказался очень заносчивым, хвастливым и попрошайкой. Ему перестали платить, отказали и просили из КПля прислать нового учителя. На некоторое время для этой роли прислан был в Москву м. Гавриил. После него явился и Арсений Грек, герой времени п. Никона. О нем речь впереди.

Но вскоре школьное дело двинулось, можно сказать, гигантскими шагами. Это произошло в связи с большим идеологическим оживлением, наступившим при царе Алексее.


koefficienti-trudoemkosti-prigotovleniya-blyud-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-diplomnogo-proekta-po-specialnosti.html
koefficientnij-analiz-finansovogo-sostoyaniya-oao-belon-ocenka-imushestvennogo-sostoyaniya-predpriyatiya.html
kofein.html
kogalimskij-vestnik-moskovskaya-pressa-regionalnaya-pressa.html
kogda-bi-ne-banya-vse-bi-propali-stranica-10.html
kogda-bili-sozdani-znamenitie-eposi-mahabharata-i-ramayana-i-o-chem-oni-rasskazivayut-stranica-4.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshi-usloviya-prilagat-se-vv-vsichki-instancii-sdebnite-zasedaniya-bivat-zakonosobraznoto-razvitie-e-nalice-kogato-mezhdu-subektite.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vivodi-po-glave-iv-ne-soderzhit-svedenij-sostavlyayushih-gosudarstvennuyu-tajnu-zemlin-aleksandr-igorevich-pravovoe.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utrogorod-eshe-spitna-ulice-pochti-pusto-tolko-izredka-mozhno-bilo-videt-paru-lyudej-paru-mashin.html
  • essay.bystrickaya.ru/bileti-i-otve-stranica-14.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uhtinskijgosudarstennij-stranica-29.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-konspekt-zanyatiya-chto-takoe-rechevoj-etiket-sbornik-programm-dlya-organizacii-vneurochnoj-deyatelnosti.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vu-i-komnati-gde-prohodit-urok.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-7--ponyatie-i-soderzhanie-prava-prirodopolzovaniya-a-yu-vinokurov-ekologicheskoe-pravo.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-tehnologiya-proizvodstva-i-remonta-vagonov-nazvanie.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-vospitatelnoj-deyatelnosti-mou-dragunskaya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-ivnyanskogo.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-registraciya-yuridicheskih-lic-i-individualnih-predprinimatelej.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shestaya-stupen-rozhdenie-vidyashego-put-volshebnika.html
  • writing.bystrickaya.ru/bibliograficheskoe-opisanie-stranica-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/upolnomochennie-sudi-monitoring-shpionomanii-v-rossijskoj-federacii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogi-dvuh-pervih-vekov-edvard-yang.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-altajskogo-kraya-stranica-30.html
  • klass.bystrickaya.ru/antonin-bartonk-zlat-mukny.html
  • shkola.bystrickaya.ru/problemnie-voprosi-polucheniya-dokazatelnoj-informacii-o-sovershenii-prestupleniya-vo-vremya-provedeniya-sledstvennih-dejstvij.html
  • school.bystrickaya.ru/kategoriya-dolzhnaya-spravedlivost-ya-beskoristnaya-otvetstvennost-i-sootvetstvie-smislu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primeri-vnedreniya-ikt-v-sistemu-visshego-obrazovaniya-p76-primenenie-ikt-v-visshem-obrazovanii-stran-sng-i-baltii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/antichnaya-literatura-rim-vojna-mishej-i-lyagushek-batrachomyomachia-poema-parodiya.html
  • education.bystrickaya.ru/31-prirodno-resursnij-potencial-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-hanti-mansijska-do-2020-goda.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-poryadke-rassmotreniya-voprosov-grazhdanstva-rossijskoj-federacii-stranica-4.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-kazanskoj-gorodskoj-dumi-ot-18-oktyabrya-2006-g-n-4-12-o-pravilah-blagoustrojstva-goroda-kazani.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-a-reformatskij-otnosil-k-terminam-slova-specialnie-ogranichennie-svoim-osobim-naznacheniem-stremyash.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplomdi-zhmis-tairibi-asha-arazhattari-eseb-men-audit-student-4-kurs-sirti-blm.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-i-socialnogo-razvitiya-rossijskoj-federacii-minzdravsocrazvitiya-rossii-ot-14-marta-2008g-122n.html
  • studies.bystrickaya.ru/kategoriya-padezha-v-russkom-i-nemeckom-yazikah.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reshenie-uravnenij-visshih-poryadkov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-blmder-psihologiyali-auhal.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/r-s-belkin-kriminalisticheskaya-enciklopediya-stranica-11.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogo---2015-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema.html
  • urok.bystrickaya.ru/postroenie-diagramm-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-i-zadaniya-dlya-kontrolnih-rabot-dlya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-duma-tomskoj-oblasti-postanovlenie-ot-28-fevralya-2008-g-n-1008-ob-energeticheskoj-strategii-tomskoj-oblasti-na-period-do-2020-goda-stranica-9.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kuda-ya-uhozhu-ya-zdes-shri-ramana-maharshi-zhizn-i-put.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.