Книжное дело при патр. Иосифе - Карташев А. В
.RU

Книжное дело при патр. Иосифе - Карташев А. В


^ Книжное дело при патр. Иосифе
По заведенному уже порядку книжное производство на Москве расширялось и развивалось. Но научных знаний для критики текстов книг не хватало, и книги по-прежнему размножали ошибки, грамматические и смысловые. Эти книги Иосифовой печати в XVIII и XIX веках стали излюбленным своего рода "божественным писанием" для наших старообрядцев. В основании ошибок лежал по-прежнему коренной недостаток: ограничение правки только по своим же славянским образцам, без греческого оригинала. Ошибки этим способом только закреплялись и размножались. Справщики не делали секрета из взаимных расхождений и противоречий своих московских текстов. Иногда они мотивировали свой выбор вариаций, иногда не мотивировали, а просто брали их из вариаций недавнего уже патриаршего времени. В одних деталях книги были сходны с изданиями патр. Иова, в других — патр. Филарета, в третьих — патр. Иоасафа.

Кроме богослужебных книг, эпоха патр. Иосифа отмечена появлением в печати у нас и ряда других новых книг.

  1. Перепечатана уже изданная в Зап. Руси первая грамматика церковно-славянского языка еп. Мелетия Смотрицкого, как известно, соблазнившегося непорядками в своей домашней и в греческой церкви того времени и перешедшего в унию.

  2. Из творений Отцов Церкви напечатаны: "Лествица" Иоанна Лествичника; Феофилакта Болгарского "Толкование на Четвероевангелие", Сборник поучений разных отцов, Сборники писем Ефрема Сирина и др. отцов.

  3. Особую известность впоследствии получили в полемике со старообрядцами две компилятивных книги, составленных в значительной части из перепечаток западнорусских изданий. Это так называемые: "Кириллова Книга" и "Книга о вере". В послесловии "Кирилловой Книги" сказано, что царь Михаил Феодорович приказал "от св. писаний учинити на еретики и раскольники нашея православные христианские веры на римляны и латыни, на люторы же и кальвины... И пустити ю во всю русскую землю всякому православному христианину, хотящему ее почитати и божественные догматы ведети и те еретические уста заграждати". Кирилловой она называется по первой помещенной в ней статье, довольно обширной и подразделенной на 9 глав, под заглавием "Книга иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского, на осьмый век". Это ничто иное, как 15-ое огласительное слово св. Кирилла, но не в своем подлинном виде, а свободно истолкованное местным виленским книжником Стефаном Зизанием. Оно было уже напечатано в Вильне в 1596 г. на польском языке и на литовско-русском наречии, а здесь, в Москве, издано в церковно-славянском переводе. В толкованиях Зизания доказывается, что кончина мира и второе пришествие должны явиться в VIII "веке", т.е. "тысячелетии" от сотворения мира, который уже наступил, а потому антихрист уже и пришел, и царит в лице римского папы. Дальше в Кирилловой Книге помещено еще 40 статей. Тут перепечатана в церковно-славянском переводе почти вся "Книга о вере единой, святой, соборной и апостольской церкви", изданная в 1619 г. в Киеве против протестантов архимандритом Печерским Захарием Копыстенским. Дальнейшие главы "Кир. Книги" в большинстве являются перепечатками из православных изданий Литовской Руси. "Кириллова Книга" была спешно скомбинирована и напечатана на предмет состязаний о вере и убеждения королевича Вольдемара. Собирал ее один из участников диспута, протоиерей московской церкви Черниговских Чудотворцев Михаил Рогов, "с прочими избранными мужами". Книга послужила пособием и для п. Иосифа в его письменном обращении к принцу Вольдемару.

И другая Иосифовского издания (1648 г.) книга приобрела одобрение старообрядцев. Это так наз. "Книга о вере". Над составлением этого сборника потрудился киевский книжник, игумен Михайловского монастыря в Киеве Нафанаил. Как он сам говорит в предисловии, вдохновлялся он чувством покаяния в заблуждениях его школьной юности. Потрудился "прегрешений ради моих, иже в школах латинских от иезуитов вмале не прельщен бых, яко да сие малым сим трудом исправлю". Он поместил в сборнике тридцать глав "не от своего умышления", а заимствовал из других книг, ходивших тогда в юго-западной Руси. 10 глав он взял из "Палинодии" Захария Копыстенского, в ту пору еще ненапечатанной. Материалы направлены против латинян и еще более — против униатов. Тут он приводит между прочим текст исповедания веры, произнесенного в Риме пред папой в 1596 г. Кириллом Терлецким и Ипатием Потеем. Исповедание, скрытое от народных масс, которое на деле было полной капитуляцией перед латинством. Книга эта была прислана составителем в Москву по просьбе царского духовника, протопопа Благовещенского собора Стефана Вонифатьева. В Москве она была переведена на церковно-славянский язык московского типа. Примечательно, что старообрядцы и их вожди, так брезгливо трактовавшие латинскую ученость киевлян, вынуждены были питаться именно этой их ученостью за неимением своей.

Того же киевского происхождения был напечатанный в 1649 г. и тоже ставший кумиром у старообрядцев так наз. "Малый Катехизис", или "Собрание краткие науки об артикулах веры... ради учения и ведения всем православным христианам, наипаче же детям учащимся". Это — краткий Катихизис митр. Петра Могилы, изданный в Киеве в 1645 г. на польском и на русском юго-западного диалекта языках. Теперь он был издан в Москве на церковно-славянском языке и с некоторыми исправлениями.

При патр. Иосифе в 1650 г. была отпечатана, но еще не выпушена "Кормчая" по спискам так наз. рязанской редакции (древнейший пергаменный список XIII века). Лишь через два года она была вновь пересмотрена и издана с небольшими изменениями уже при п. Никоне. Известна под именем Никоновой.

Состав справщиков, сложившийся к 1650 г., был следующий: иеромонах Иосиф Наседка (бывший протопоп Иван), протопоп Черниговского собора Михаил Рогов и другие, менее известные лица, архимандриты, протопопы, старцы (т.е. монахи) и три мирских лица. Над ними надзирали прот. Стефан Вонифатьев с его друзьями, Казанским прот. Иваном Нероновым и прот. Аввакумом, этими двумя вождями назревшего раскола. В книге "О Вере" именно они поместили так наз. "Феодоритово Слово" о двуперстии. Отсюда этот апокриф перенесен и в другие печатные книги. До патр. Иосифа "Феодоритово Слово" было напечатано в 1627 г. только в одной книге Лаврентия Зизания, прозванной "Большой Катехизис". Русские печатники внесли его в Псалтырь 1642 г., в "Кириллову Книгу", в "Книгу о Вере", в "Малый Катехизис". Киевский оригинал "Феодоритова Слова" в этом пункте переделан. Из указанного в нем трехперстия сделано московское предписание двуперстия. Равным образом, прямое и Отчетливое указание усугубить "аллилуйя" пошло в книгах только от времени патр. Иосифа. Так, благодаря патриотам Москвы — III Рима (Неронову, Аввакуму и др.), все обряды московские этого времени были рачительно вставлены в соответствующих местах и размножены печатью.

^ Школьный вопрос
Знаменитый деятель киевского православного просвещения митр. Петр Могила в 1640 г. делает царю Михаилу Федоровичу предложение "паче всех прошений своих" устроить в Москве монастырь для ученых монахов из Братского, Киевско-Богоявленского монастыря, где была Академия, а "при монастыре учинить школу для обучения грамоте греческой и славянской детей бояр и простого чину. Так сделал Господарь Молдавский", который усердно борется с латинством. Но дело не двинулось.

Новым толчком явилось в 1645 г. прибытие в Москву Феофана, митр. Палеопатрасского, от Константинопольского патриарха Парфения с ходатайством открыть в Москве греческую типографию. В ней нуждались греки для защиты православия от папистов и лютеран. Те в ту пору в Турции открыли свои типографии и печатали много книг для агитации среди греков. А турки по интригам иностранцев закрыли типографию, принадлежащую грекам. Еще покойный патриарх Кирилл Лукарис имел мысль утвердить греческое типографское дело в Москве.

Предложение Феофана было принято. Его просили прислать греческих учителей. Митр. Феофан, уехавший из Москвы после смерти царя Михаила, прислал в 1646 г. из Киева архимандрита, грека Венедикта. Венедикту был дан заказ переводить при Печатном Дворе некоторые книги с латинского языка. Но Венедикт оказался очень заносчивым, хвастливым и попрошайкой. Ему перестали платить, отказали и просили из КПля прислать нового учителя. На некоторое время для этой роли прислан был в Москву м. Гавриил. После него явился и Арсений Грек, герой времени п. Никона. О нем речь впереди.

Но вскоре школьное дело двинулось, можно сказать, гигантскими шагами. Это произошло в связи с большим идеологическим оживлением, наступившим при царе Алексее.


koefficienti-trudoemkosti-prigotovleniya-blyud-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-diplomnogo-proekta-po-specialnosti.html
koefficientnij-analiz-finansovogo-sostoyaniya-oao-belon-ocenka-imushestvennogo-sostoyaniya-predpriyatiya.html
kofein.html
kogalimskij-vestnik-moskovskaya-pressa-regionalnaya-pressa.html
kogda-bi-ne-banya-vse-bi-propali-stranica-10.html
kogda-bili-sozdani-znamenitie-eposi-mahabharata-i-ramayana-i-o-chem-oni-rasskazivayut-stranica-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sistema-primeneniya-udobrenij.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yazik-i-star-i-vechno-nov-i-eto-tak-prekrasno-v-ogromnom-more-more-slov-kupatsya-ezhechasno.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-specialnost-170500-mashini-i-apparati-himicheskih-proizvodstv-napravlenie-655400-energo-i-resursosberegayushie-processi-v-himicheskoj-tehnologii-neftehimii-i-biotehnologii.html
  • reading.bystrickaya.ru/mehanizm-povisheniya-effektivnosti-innovacionnoj-deyatelnosti-predpriyatij-radioelektronnoj-promishlennosti.html
  • letter.bystrickaya.ru/muzejnie-kollekcii-latvijskogo-universiteta-aktivnie-uchastniki-obrazovatelnogo-processa.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primechanie-rabochaya-programma-zadaniya-na-kontrolnie-raboti-fakultet-ekonomiko-gumanitarnij.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vliyanie-ekologicheskih-i-agrotehnicheskih-uslovij-na-kachestvo-semyan.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasprostranennost-i-intensivnost-zabolevanij-parodonta-v-g-suncov-dokt-med-nauk-prof-zav-kafedroj-stomatologii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogi-i-perspektivi-tezisi-mezhdunarodnogo-seminara-10-11-oktyabrya-2001-goda-stranica-6.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnika-bezopasnosti-lissi-mussa-abzac-kirdik.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-auditorii-smi-chast-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-sudbe-arhiva-arheologa-konstantina-mihajlovicha-polikarpovicha.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-stranica-3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2011-2012-uchebnij-god.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nikomu-neizvestnij-literator-nikolaj-fedorovich-rimskij-sidit-stranica-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravaya-i-levaya-storoni-izobrazheniya-ya-a-vagramenko-redakcionnij-sovet.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prezident-i-pravitelstvo-informacionnij-byulleten-17-fevral-2011-g.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-133-samoocenka-auto-i-geteroagressii-muzhchin-v-zavisimosti-ot-virazhennosti-maskulinnosti-i-femininnosti-balli.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-forma-8-kafedra-botaniki-i-metodiki-prepodavaniya-biologii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/prosto-mi-razuchilis-proshat-stranica-10.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-raboti-nalogovih-organov-tverskoj-oblasti-za-2008-god-i-osnovnie-zadachi-na-2009-god-vkrizisnij-god-nalogoviki-otrabotali-uspeshno.html
  • crib.bystrickaya.ru/kmeletke-tolmaandardi-iina-ol-satin-kmshlk-i-bzushilitar-bojinsha-sterd-araudai-sot-tzhribes-zhne-osi-sanattai-sterd-arau-keznde-tuindajtin-zekt-mseleler.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurse-yunie-zvezdi-sceni-2012-folklor-za-1150-let.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obzor-kassacionnoj-praktiki-sudebnoj-kollegii-po-ugolovnim-stranica-4.html
  • education.bystrickaya.ru/3-poryadok-vosstanovleniya-v-universitet-polozhenie-o-kursovih-ekzamenah-i-zachyotah-10.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-valyutnij-fond-chast-2.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-rabote-vosmogo-soveshaniya-specialnoj-rabochej-gruppi-otkritogo-sostava-po-dostupu-k-geneticheskim-resursam-i-sovmestnomu-ispolzovaniyu-vigod-vvedenie.html
  • grade.bystrickaya.ru/mir-detstva-so-vremyon-detskogo-alboma-p-i-chajkovskogo-1878-god-ochen-izmenilsya.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshenie-i-kommunikativnie-bareri.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovetsko-germanskoe-voennoe-i-voenno-tehnicheskoe-sotrudnichestvo-1920-1933-gg.html
  • bukva.bystrickaya.ru/okazanie-pervoj-medicinskoj-pomoshi-pri-avtomobilnih-katastrofah.html
  • essay.bystrickaya.ru/diagnostika-negativnih-mehanicheskih-napryazhenij-nmn-v-nervnoj-sisteme-chuvstvuya.html
  • school.bystrickaya.ru/informaciya-o-rabote-bibliotek-yuzhno-sahalinskoj-centralizovannoj-bibliotechnoj-sistemi-za-i-polugodie-2011-goda-stranica-4.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-kniga-pervaya-ujti-chtobi-vizhit.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-po-predmetu-tehnologiya-armaturnih-rabot-professiya-armaturshik-kamenshik.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.