.RU

Книжное дело при патр. Иосифе - Карташев А. В


^ Книжное дело при патр. Иосифе
По заведенному уже порядку книжное производство на Москве расширялось и развивалось. Но научных знаний для критики текстов книг не хватало, и книги по-прежнему размножали ошибки, грамматические и смысловые. Эти книги Иосифовой печати в XVIII и XIX веках стали излюбленным своего рода "божественным писанием" для наших старообрядцев. В основании ошибок лежал по-прежнему коренной недостаток: ограничение правки только по своим же славянским образцам, без греческого оригинала. Ошибки этим способом только закреплялись и размножались. Справщики не делали секрета из взаимных расхождений и противоречий своих московских текстов. Иногда они мотивировали свой выбор вариаций, иногда не мотивировали, а просто брали их из вариаций недавнего уже патриаршего времени. В одних деталях книги были сходны с изданиями патр. Иова, в других — патр. Филарета, в третьих — патр. Иоасафа.

Кроме богослужебных книг, эпоха патр. Иосифа отмечена появлением в печати у нас и ряда других новых книг.

  1. Перепечатана уже изданная в Зап. Руси первая грамматика церковно-славянского языка еп. Мелетия Смотрицкого, как известно, соблазнившегося непорядками в своей домашней и в греческой церкви того времени и перешедшего в унию.

  2. Из творений Отцов Церкви напечатаны: "Лествица" Иоанна Лествичника; Феофилакта Болгарского "Толкование на Четвероевангелие", Сборник поучений разных отцов, Сборники писем Ефрема Сирина и др. отцов.

  3. Особую известность впоследствии получили в полемике со старообрядцами две компилятивных книги, составленных в значительной части из перепечаток западнорусских изданий. Это так называемые: "Кириллова Книга" и "Книга о вере". В послесловии "Кирилловой Книги" сказано, что царь Михаил Феодорович приказал "от св. писаний учинити на еретики и раскольники нашея православные христианские веры на римляны и латыни, на люторы же и кальвины... И пустити ю во всю русскую землю всякому православному христианину, хотящему ее почитати и божественные догматы ведети и те еретические уста заграждати". Кирилловой она называется по первой помещенной в ней статье, довольно обширной и подразделенной на 9 глав, под заглавием "Книга иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского, на осьмый век". Это ничто иное, как 15-ое огласительное слово св. Кирилла, но не в своем подлинном виде, а свободно истолкованное местным виленским книжником Стефаном Зизанием. Оно было уже напечатано в Вильне в 1596 г. на польском языке и на литовско-русском наречии, а здесь, в Москве, издано в церковно-славянском переводе. В толкованиях Зизания доказывается, что кончина мира и второе пришествие должны явиться в VIII "веке", т.е. "тысячелетии" от сотворения мира, который уже наступил, а потому антихрист уже и пришел, и царит в лице римского папы. Дальше в Кирилловой Книге помещено еще 40 статей. Тут перепечатана в церковно-славянском переводе почти вся "Книга о вере единой, святой, соборной и апостольской церкви", изданная в 1619 г. в Киеве против протестантов архимандритом Печерским Захарием Копыстенским. Дальнейшие главы "Кир. Книги" в большинстве являются перепечатками из православных изданий Литовской Руси. "Кириллова Книга" была спешно скомбинирована и напечатана на предмет состязаний о вере и убеждения королевича Вольдемара. Собирал ее один из участников диспута, протоиерей московской церкви Черниговских Чудотворцев Михаил Рогов, "с прочими избранными мужами". Книга послужила пособием и для п. Иосифа в его письменном обращении к принцу Вольдемару.

И другая Иосифовского издания (1648 г.) книга приобрела одобрение старообрядцев. Это так наз. "Книга о вере". Над составлением этого сборника потрудился киевский книжник, игумен Михайловского монастыря в Киеве Нафанаил. Как он сам говорит в предисловии, вдохновлялся он чувством покаяния в заблуждениях его школьной юности. Потрудился "прегрешений ради моих, иже в школах латинских от иезуитов вмале не прельщен бых, яко да сие малым сим трудом исправлю". Он поместил в сборнике тридцать глав "не от своего умышления", а заимствовал из других книг, ходивших тогда в юго-западной Руси. 10 глав он взял из "Палинодии" Захария Копыстенского, в ту пору еще ненапечатанной. Материалы направлены против латинян и еще более — против униатов. Тут он приводит между прочим текст исповедания веры, произнесенного в Риме пред папой в 1596 г. Кириллом Терлецким и Ипатием Потеем. Исповедание, скрытое от народных масс, которое на деле было полной капитуляцией перед латинством. Книга эта была прислана составителем в Москву по просьбе царского духовника, протопопа Благовещенского собора Стефана Вонифатьева. В Москве она была переведена на церковно-славянский язык московского типа. Примечательно, что старообрядцы и их вожди, так брезгливо трактовавшие латинскую ученость киевлян, вынуждены были питаться именно этой их ученостью за неимением своей.

Того же киевского происхождения был напечатанный в 1649 г. и тоже ставший кумиром у старообрядцев так наз. "Малый Катехизис", или "Собрание краткие науки об артикулах веры... ради учения и ведения всем православным христианам, наипаче же детям учащимся". Это — краткий Катихизис митр. Петра Могилы, изданный в Киеве в 1645 г. на польском и на русском юго-западного диалекта языках. Теперь он был издан в Москве на церковно-славянском языке и с некоторыми исправлениями.

При патр. Иосифе в 1650 г. была отпечатана, но еще не выпушена "Кормчая" по спискам так наз. рязанской редакции (древнейший пергаменный список XIII века). Лишь через два года она была вновь пересмотрена и издана с небольшими изменениями уже при п. Никоне. Известна под именем Никоновой.

Состав справщиков, сложившийся к 1650 г., был следующий: иеромонах Иосиф Наседка (бывший протопоп Иван), протопоп Черниговского собора Михаил Рогов и другие, менее известные лица, архимандриты, протопопы, старцы (т.е. монахи) и три мирских лица. Над ними надзирали прот. Стефан Вонифатьев с его друзьями, Казанским прот. Иваном Нероновым и прот. Аввакумом, этими двумя вождями назревшего раскола. В книге "О Вере" именно они поместили так наз. "Феодоритово Слово" о двуперстии. Отсюда этот апокриф перенесен и в другие печатные книги. До патр. Иосифа "Феодоритово Слово" было напечатано в 1627 г. только в одной книге Лаврентия Зизания, прозванной "Большой Катехизис". Русские печатники внесли его в Псалтырь 1642 г., в "Кириллову Книгу", в "Книгу о Вере", в "Малый Катехизис". Киевский оригинал "Феодоритова Слова" в этом пункте переделан. Из указанного в нем трехперстия сделано московское предписание двуперстия. Равным образом, прямое и Отчетливое указание усугубить "аллилуйя" пошло в книгах только от времени патр. Иосифа. Так, благодаря патриотам Москвы — III Рима (Неронову, Аввакуму и др.), все обряды московские этого времени были рачительно вставлены в соответствующих местах и размножены печатью.

^ Школьный вопрос
Знаменитый деятель киевского православного просвещения митр. Петр Могила в 1640 г. делает царю Михаилу Федоровичу предложение "паче всех прошений своих" устроить в Москве монастырь для ученых монахов из Братского, Киевско-Богоявленского монастыря, где была Академия, а "при монастыре учинить школу для обучения грамоте греческой и славянской детей бояр и простого чину. Так сделал Господарь Молдавский", который усердно борется с латинством. Но дело не двинулось.

Новым толчком явилось в 1645 г. прибытие в Москву Феофана, митр. Палеопатрасского, от Константинопольского патриарха Парфения с ходатайством открыть в Москве греческую типографию. В ней нуждались греки для защиты православия от папистов и лютеран. Те в ту пору в Турции открыли свои типографии и печатали много книг для агитации среди греков. А турки по интригам иностранцев закрыли типографию, принадлежащую грекам. Еще покойный патриарх Кирилл Лукарис имел мысль утвердить греческое типографское дело в Москве.

Предложение Феофана было принято. Его просили прислать греческих учителей. Митр. Феофан, уехавший из Москвы после смерти царя Михаила, прислал в 1646 г. из Киева архимандрита, грека Венедикта. Венедикту был дан заказ переводить при Печатном Дворе некоторые книги с латинского языка. Но Венедикт оказался очень заносчивым, хвастливым и попрошайкой. Ему перестали платить, отказали и просили из КПля прислать нового учителя. На некоторое время для этой роли прислан был в Москву м. Гавриил. После него явился и Арсений Грек, герой времени п. Никона. О нем речь впереди.

Но вскоре школьное дело двинулось, можно сказать, гигантскими шагами. Это произошло в связи с большим идеологическим оживлением, наступившим при царе Алексее.


koefficienti-trudoemkosti-prigotovleniya-blyud-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-diplomnogo-proekta-po-specialnosti.html
koefficientnij-analiz-finansovogo-sostoyaniya-oao-belon-ocenka-imushestvennogo-sostoyaniya-predpriyatiya.html
kofein.html
kogalimskij-vestnik-moskovskaya-pressa-regionalnaya-pressa.html
kogda-bi-ne-banya-vse-bi-propali-stranica-10.html
kogda-bili-sozdani-znamenitie-eposi-mahabharata-i-ramayana-i-o-chem-oni-rasskazivayut-stranica-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svedeniya-o-territorii-vseleniya-gorod-kansk-ob-utverzhdenii-programmi-krasnoyarskogo-kraya-po-okazaniyu-sodejstviya.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhregionalnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-23-sentyabrya-2008-g-s-9-00-do-16-00.html
  • report.bystrickaya.ru/klassifikaciya-hinolonovftorhinolonov-uchebno-metodicheskoe-posobie-minsk-2006-g-udk-616-053-2-6-084-08075-8.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-1-kompyuterizaciya-podgotovki-proizvodstva-v-edinom-informacionnom-prostranstve-predpriyatiya.html
  • letter.bystrickaya.ru/nizhnij-novgorod-perevod-kak-posrednicheskaya-deyatelnost-nekotorie-psihologicheskie-aspekti.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-ekonomicheskij-obzor-stranica-5.html
  • letter.bystrickaya.ru/mozhem-li-mi-sovmestno-ispolzovat-fajli.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-lekcij-po-discipline-sociologiya-lekciya-1.html
  • essay.bystrickaya.ru/dogovor-kupli-prodazhi-kotenka-.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-zasedaniyah-pedagogicheskogo-i-metodicheskogo-sovetov-na-pravo-osushestvleniya-obrazovatelnoj-deyatelnosti-5693.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vospriyatie-i-transcendenciya-ringarden.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-logicheskaya-grammatika-aleksandr-ivin.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-shestayadidaktika-i-psihosomatika-kino-teatr-bessoznatelnoe.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/38-razvitie-informatizacii-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-tatarstan.html
  • reading.bystrickaya.ru/krovnoe-rodstvo-li-kerroll-dzhen-touber-deti-indigo-prazdnik-cveta-indigo-kniga-2-ya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istochnik-ia-regnum-23122011-g-sankt-peterburg-informacionnij-byulleten-tpp-rf-po-voprosam-malogo-predprinimatelstva.html
  • textbook.bystrickaya.ru/knigi-misli-i-serdce-stranica-8.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stavropolskogo-kraya-postanovlenie-stranica-5.html
  • pisat.bystrickaya.ru/suchasn-vidi-strahuvannya-v-ukran.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rashozhdenie-putej-1830-1900-gg-tulin-aleksej-psihicheskie-rasstrojstva-s-tochki-zreniya-transoanaliza-moskva.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-pedagogika-audiovizualnogo-tvorchestva-v-socialno-kulturnoj-sfere.html
  • turn.bystrickaya.ru/pogruzochno-razgruzochnie-raboti-na-pravila-po-ohrane-truda-v-lesozagotovitelnom-derevoobrabativayushem-proizvodstvah.html
  • school.bystrickaya.ru/interaktivnie-servisi-internet.html
  • bukva.bystrickaya.ru/poltichn-rezhimi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/problemi-sovremennoj-semi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novouralske-obrazovanie-i-nauka-materiali-ii-oj-regionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-27-maya-2008-g-novouralsk-2008-bbk-7475-o-23-stranica-71.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-ukaza-prezidenta-rsfsr-o-merah-po-liberalizacii-cen3-dekabrya-1991-g-otechestvennaya-istoriya.html
  • college.bystrickaya.ru/1-npl-str-80-81-kargalov-v-v-vneshnepoliticheskie-faktori-razvitiya-feodalnoj-rusi.html
  • education.bystrickaya.ru/25-transfertnie-vnutrifirmennie-ceni-cenoobrazovanie-uchebnoe-posobie.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkursa-2000-goda-na-soiskanie-grantov-po-fundamentalnim-issledovaniyam-v-oblasti-stranica-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razrabotka-osnov-tehnologii-i-oborudovaniya-dlya-elektrohimicheskogo-proizvodstva-nitrata-grafita.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-konce-marta-izhevsk-snova-primet-mezhdunarodnij-turnir-po-boksu-propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj-celevoj.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vostochno-evropejskaya-i-zapadnoevropejskaya-koncepcii-prepodavaniya-psihologii-mezhkulturnij-dialog-ili-konflikt-epohi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-reket-baittari-zhne-masatti-nsama-trbie.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-selskogo-hozyajstva-v-shvejcarii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.