Кодекс РФ. Глава 23 "Налог на доходы физических лиц" - страница 6
.RU

Кодекс РФ. Глава 23 "Налог на доходы физических лиц" - страница 6



Предусмотренные Законом г. Москвы от 24.03.2004 N 15 "О муниципальной службе в городе Москве" и Законом г. Москвы от 25.02.2004 N 9 "О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве" компенсационные выплаты на лечение и отдых муниципальным служащим и стоимость проезда на всех видах городского транспорта депутатам муниципального Собрания не входят в поименованный в пункте 3 статьи 217 НК РФ перечень выплат, освобождаемых от налогообложения.

Данные компенсационные выплаты, по мнению Минфина России, также не могут освобождаться от обложения НДФЛ на основании пункта 1 статьи 217 НК РФ, поскольку данной нормой предусмотрены только те государственные пособия и иные подобные выплаты и компенсации, которые установлены законами или иными законодательными актами Российской Федерации, без упоминания, в отличие от пункта 3 статьи 217 НК РФ, законодательных актов субъектов Российской Федерации и решений представительных органов местного самоуправления.

"Арбитражная практика".

Однако позиция финансового ведомства расходится со сложившейся судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 12.05.2006 N КА-А40/3904-06 по делу N А40-71745/05-4-308, от 14.06.2006 N КА-А40/5051-06 по делу N А40-37025/05-126-294, от 15.06.2006 N КА-А40/5142-06 по делу N А40-68205/05-108-370).

В одном из рассмотренных дел арбитражным судом сделан вывод о том, что льгота, предусмотренная пунктом 1 статьи 217 НК РФ, распространяется не только на компенсации, установленные федеральным законодательством, но и на компенсации, предусмотренные законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также решениями представительных органов местного самоуправления.

Понятием "действующее законодательство" охватываются законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В Постановлении ФАС Московского округа от 15.06.2006 N КА-А40/5142-06 по делу N А40-68205/05-108-370 арбитражный суд пришел к выводу, что выплаты на санаторно-курортное лечение муниципальных служащих не облагаются НДФЛ на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ, поскольку эти выплаты относятся к компенсационным, связанным с исполнением трудовых обязанностей.

Судьи сослались на нечеткость разделения гарантий и компенсаций в смысле налогообложения, указав, что медицинское обслуживание работников муниципалитета и членов их семей, гарантированное законом, не подлежит налогообложению.

В соответствии со статьями 208, 209 НК РФ к доходам физических лиц от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, а также материальная выгода, определяемая по правилам статьи 212 НК РФ. Указанные гарантии не относятся по своей природе ни к вознаграждению, ни к материальной выгоде.

Кроме того, суд обратил внимание на то, что осуществляемое организацией перечисление денежных средств лечебному учреждению для обеспечения медицинского обслуживания сотрудников носило вид абонементной платы, которая не зависит от количества и качества оказываемых услуг конкретному человеку. Перечисление средств осуществлялось на основании счетов медицинского учреждения в оплату договора с этим учреждением, а не за обслуживание конкретных лиц. Следовательно, данные выплаты обезличены и не могут отождествляться с личным доходом или материальной выгодой конкретного физического лица, поэтому не могут рассматриваться как объект обложения НДФЛ.

Пример.

Суть дела.

В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговый орган посчитал, что налогоплательщик (управление социальной защиты населения) в нарушение пункта 3 статьи 217 НК РФ не исчислял, не удерживал и не перечислял в бюджет налог на доходы физических лиц с сумм ежемесячных компенсационных выплат муниципальным служащим, выплачиваемых в размере пяти минимальных размеров оплаты труда (500 рублей), и ежегодных компенсаций на лечение в размере двух должностных окладов.

Решением налогового органа управление привлечено к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

Позиция суда.

Статьей 4 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальная служба в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 08.01.1998 N 8-ФЗ, другими федеральными законами.

Законом Ростовской области от 29.12.1997 N 55-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" установлено, что муниципальному служащему за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования выплачиваются ежемесячное компенсационное пособие в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда и ежегодная компенсация на лечение в размере двух должностных окладов.

Таким образом, законодательством Российской Федерации, которое включает и Закон Ростовской области от 29.12.1997 N 55-ЗС, гарантированы дополнительные выплаты государственным служащим в виде компенсационных выплат на лечение и питание.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

Из смысла указанных норм права компенсационные выплаты муниципальным служащим, предусмотренные Законом Ростовской области от 29.12.1997 N 55-ЗС, не должны включаться в налоговую базу при исчислении налога на доходы физических лиц.

Решение налогового органа неправомерно (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2005 N Ф08-6121/2005-2410А).

Аналогичные выводы делались также в Постановлении ФАС Московского округа от 24.03.2006, 23.03.2006 N КА-А40/2127-06 по делу N А40-44713/05-109-276, Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.08.2003 N А19-5404/03-5-Ф02-2432/03-С1, ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2003 N А56-31674/02.

"Внимание!"

В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Повышение квалификации специалистов организуется в целях их теоретических и практических знаний. Оно осуществляется на основе договоров, заключаемых организациями с образовательными учреждениями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Согласно статье 211 НК РФ к доходам, полученным в натуральной форме, относится оплата обучения в интересах налогоплательщика.

Споры с налоговыми органами возникают по вопросу о том, облагаются ли НДФЛ затраты работодателя на обучение работников.

"Официальная позиция".

Письмом Минфина России от 02.08.2005 N 03-03-04/2/35 разъяснено, что доход работника в виде оплаты организацией его профессиональной подготовки в случае присвоения ему дополнительной квалификации на базе имеющегося образования не облагается НДФЛ.

В соответствии с письмом Минфина России от 16.05.2002 N 04-04-06/88 оплата профессионального обучения работников за счет предприятия, учреждения, организации рассматривается как компенсационная выплата, не подлежащая обложению НДФЛ. Если обучение входит в программу подготовки кадров организации, осуществляется не по личной инициативе работников, а по решению организации, направляющей работников для повышения квалификации в связи с производственной необходимостью, и не предусматривает получения высшего или среднего специального образования, а также обучения смежным и вторым профессиям, то стоимость обучения (включая НДС) не включается в налогооблагаемую базу для исчисления налога на доходы физических лиц.

"Арбитражная практика".

ВАС РФ в информационном письме от 14.03.2006 N 106 указал, что для применения льготы по налогообложению следует проводить разделение по субъекту, выступающему с инициативой профессиональной подготовки или переподготовки, а также по цели таких действий.

При рассмотрении споров по данному вопросу арбитражные суды исходят из того, что критерием включения или невключения расходов на обучение в доход физического лица являются инициатива и цель получения образования.

В том случае, если установлен факт направления на учебу работника по инициативе организации и в ее интересах, а также связь полученного работником образования с его производственной деятельностью, арбитражные суды признают оплату за обучение названного работника компенсационными выплатами, не подлежащими обложению НДФЛ в соответствии с абзацем 8 пункта 3 статьи 217 НК РФ.

Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2006 N 56-29153/2005, Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 18.05.2006, 11.05.2006 N Ф03-А37/06-2/690 по делу N А37-1938/05-2, Постановлении ФАС Центрального округа от 22.02.2006 N А68-АП-14/10-05 и Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2006 N Ф04-685/2006(20075-А45-6) по делу N А45-11453/05-43/385 содержатся выводы, что поскольку в Трудовом кодексе РФ указано, что необходимость профессиональной подготовки для собственных нужд и вид получаемого образования определяет работодатель, то необходимыми условиями для отнесения сумм расходов, связанных с обучением (повышением квалификации), к компенсационным выплатам, по мнению арбитражных судов, являются их непосредственная связь с производственным процессом организации и наличие договоров, заключенных организацией с образовательными учреждениями, имеющими лицензию на ведение образовательной деятельности.

Затраты на обучение работников организации относятся к категории компенсационных выплат и, соответственно, освобождаются от налогообложения НДФЛ лишь в случае, когда достоверно будет установлено, что данное обучение производилось по инициативе работодателя с целью повышения квалификации работников, приобретения новых специальных знаний по специальности и дальнейшего использования этих знаний в работе.

Оплата обучения работника, проводимого по инициативе работодателя с целью более эффективного выполнения им трудовых обязанностей, вне зависимости от формы такого обучения не образует личного дохода работника и не подлежит налогообложению НДФЛ.

В противном случае, когда обучение производится в личных интересах налогоплательщика (физического лица), сумма затрат на такое обучение, по мнению арбитражных судов, на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ должна включаться в налогооблагаемую базу по НДФЛ. При этом согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ организация, оплачивающая обучение этого физического лица, признается налоговым агентом со всеми вытекающими из этого обязанностями по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ в порядке, предусмотренном главой 23 НК РФ.

Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях ФАС Уральского округа от 16.05.2006 N Ф09-2876/06-С2 по делу N А60-13471/05, от 24.04.2006 N Ф09-2909/06-С7 по делу N А60-35156/05, от 29.11.2005 N Ф09-5353/05-С2.

"Актуальная проблема".

Подлежит ли включению в налогооблагаемую базу по НДФЛ оплата работодателем использования работниками средств мобильной связи?

Ответ.

"Официальная позиция".

В письме от 02.03.2006 N 03-05-01-04/43 Минфин России сообщил, что на суммы, выплаченные работникам за использование личных мобильных телефонов в служебных целях, НДФЛ не начисляется.

Финансовое ведомство сослалось на то, что согласно статье 188 Трудового кодекса РФ организации обязаны возмещать сотрудникам расходы, связанные с выполнением ими служебных обязанностей. Компенсации, установленные законодательством, не облагаются НДФЛ в соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ. При этом Минфин России отметил, что размер компенсации организация определяет самостоятельно, но он должен быть четко прописан в трудовом договоре.

"Арбитражная практика".

Обширная арбитражная практика, сформировавшаяся по данному вопросу (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 21.06.2006 N КА-А41/5312-06 по делу N А41-К2-9446/05 и от 27.02.2006 N КА-А41/14217-05 по делу N А41-К2-5347/05, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2006 N Ф08-1482/2006-681А по делу N А32-47203/2004-59/И71), свидетельствует о том, что арбитражные суды признают оплату работодателем услуг мобильной связи компенсационными выплатами, не подлежащими включению в налогооблагаемую базу по НДФЛ, при условии, что подтверждено использование средств мобильной связи в производственных целях. При этом независимо от того, в чьей собственности находятся мобильные телефоны - в собственности (на балансе) организации или в собственности работников.

В случаях, когда мобильные телефоны, закрепленные за работниками организации, находятся на балансе организации как основные средства, то все расходы, связанные с оплатой за услуги мобильной связи, являются расходами юридического лица, а не физических лиц, за которыми они закреплены.

Производственный характер данных затрат может подтверждаться договорами на предоставление услуг связи, заключенными организацией с операторами мобильной связи, приказами директора организации о закреплении телефонов за должностными лицами организации, счетами за оказанные услуги, выставляемыми операторами связи в адрес организации и оплачиваемыми последней, либо авансовыми отчетами, счетами, товарными и кассовыми чеками при оплате услуг сотовой связи через подотчетных лиц.

В тех случаях, когда телефоны являются собственностью работников, судьи ссылаются на положения статьи 188 Трудового кодекса РФ, согласно которой при использовании работником с согласия или ведома работодателя в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Такие компенсационные выплаты освобождаются от налогообложения в силу пункта 3 статьи 217 НК РФ.

Подтверждением производственного характера данных затрат в данном случае могут являться изданные приказы об использовании личных мобильных телефонов для производственных целей с оплатой разговоров в пределах, установленных данными приказами, и определением лиц, которым будет производиться оплата; заключенные с работниками трудовые договоры, предусматривающие возможность использования мобильных телефонов в производственных целях с оплатой в установленных размерах организацией, а также документы, подтверждающие данные расходы, а именно: авансовые отчеты, счета операторов связи.

Основанием для включения расходов на оплату услуг мобильной связи в налоговую базу по НДФЛ, по мнению арбитражных судов, может являться передача телефонного аппарата в пользование конкретному работнику без указания на производственный характер такого пользования либо оплата счетов за оказанные услуги связи с использованием аппарата, принадлежащего работнику.

Аналогичные выводы изложены также в Постановлениях ФАС Уральского округа от 20.04.2006 N Ф09-2845/06-С2 по делу N А47-8206/04, от 29.11.2005 N Ф09-5353/05-С2, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.06.2006 по делу N А26-1334/2005-211, Постановлении ФАС Московского округа от 13.04.2006, 11.04.2006 N КА-А40/2643-06 по делу N А40-47846/05-116-424.

"Актуальная проблема".

Облагаются ли НДФЛ надбавки за вахтовый метод работы и компенсационные выплаты за разъездной характер работы?

Ответ.

"Официальная позиция".

Согласно разъяснениям Минфина РФ, изложенным в письмах от 09.02.2006 N 03-05-01-04/21, от 14.06.2005 N 03-05-01-04/188, от 03.05.2005 N 03-05-01-04/121, от 08.04.2005 N 03-05-01-04/92, надбавки за вахтовый метод работы, выплачиваемые с 01.01.2005 в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, не подлежат налогообложению НДФЛ при условии, что они выплачиваются в порядке и размерах, установленных коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Аналогичные разъяснения даны также в письме ФНС России от 27.06.2005 N 05-1-03/590.

В обоснование своей позиции финансовое ведомство ссылается на то, что надбавки за вахтовый метод работы, выплачиваемые взамен суточных, являются как по сути, так и формально в соответствии со статьей 302 Трудового кодекса РФ компенсационными выплатами, установленными законодательством Российской Федерации, они не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом при условии выплаты в размере и порядке, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Статьей 302 Трудового кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) установлено, что работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы. Работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых работодателем.

До 24.06.2004 размеры надбавки взамен суточных за вахтовый метод работы были установлены Постановлением Минтруда России от 29.06.1994 N 51 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 51).

Постановлением Минтруда России от 26.04.2004 N 60 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Российской Федерации" вышеуказанное Постановление N 51 было признано утратившим силу.

Письмами Минфина России от 18.04.2005 N 03-05-02-04/69, от 09.03.2005 N 03-05-02-04/46, от 23.12.2004 N 03-05-01-04/121 разъяснено, что поскольку новый порядок определения размеров надбавки взамен суточных за вахтовый метод работы после отмены Постановления N 51 и до вступления в силу изменений, внесенных в статью 302 Трудового кодекса РФ, Правительством РФ не был установлен, то денежные средства, выплаченные работникам, выполняющим работы вахтовым методом, с 24.06.2004 по 01.01.2005 не являлись выплатами, производимыми в соответствии со статьей 302 Трудового кодекса РФ. Поэтому данные денежные средства, по мнению Минфина России, подлежали обложению НДФЛ.

Согласно письму Минфина России от 23.12.2004 N 03-05-01-04/121, Постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82 и Постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87 хотя и являются действующими, однако применяются в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

В частности, по мнению Минфина России, не могут применяться пункт 5.6 приложения 1 к Постановлению N 794/33-82 и пункт 6 приложения 1 к Постановлению N 169/10-87 о необложении налогами надбавки за вахтовый метод работы и надбавки за подвижной и разъездной характер работ, поскольку порядок уплаты налогов определяется исключительно законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

"Арбитражная практика".

Однако точка зрения Минфина России не совпадает со сложившейся арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 11.04.2006 N Ф09-2475/06-С2 по делу N А07-35525/05, Постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.2006 по делу N А06-2716/4-24/05).

По мнению арбитражных судов, надбавки за вахтовый метод работы, выплаченные работникам с 24.06.2004 по 01.01.2005, относятся к компенсационным выплатам, не подлежащим обложению НДФЛ, несмотря на то, что порядок определения размеров надбавки взамен суточных за вахтовый метод работы после отмены Постановления N 51 и до вступления в силу изменений, внесенных в статью 302 Трудового кодекса РФ, Правительством РФ не был установлен.

Из анализа пункта 1 статьи 165, статьи 168, пункта 1 статьи 302 Трудового кодекса РФ следует, что данные надбавки, выплачиваемые взамен суточных, являются компенсационными выплатами по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянного проживания работников, при значительном удалении места работы от места нахождения работодателя, в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.04.2006 по делу N А05-17066/05-22 арбитражным судом сделан вывод о том, что выплаты, производимые работникам организации за проезд от места жительства до пункта сбора и обратно при вахтовом методе, являются компенсационными в целях обложения НДФЛ и не включаются в объект для исчисления названного налога.

При этом суд исходил из того, что указанные выплаты относятся к компенсациям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, поскольку в силу статьи 3 Закона РФ от 19.06.1996 N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" (утратившим силу с 01.01.2005 в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) дополнительные гарантии и компенсации могли предоставляться за счет средств предприятий, учреждений, организаций (работодателей).

Положение о вахтовом методе организации работ, утвержденное организацией, предусматривало обязанность организации оплачивать работникам проезд от места жительства до пункта сбора при наличии проездных документов. Кроме того, в соответствии с трудовым договором организация обязалась оплачивать работнику проезд от места жительства до места работы и обратно.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.04.2006 N Ф04-3911/2005(20621-А81-33) по делу N А81-384/2005 арбитражный суд пришел к выводу, что компенсационные выплаты, предусмотренные Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82 (далее - Постановление N 794/33-82), не подлежат обложению НДФЛ.

При этом действие Постановления N 794/33-82 распространяется не только на те предприятия, организации и объекты, которые поименованы в Перечне, который утвержден данным Постановлением, но и на другие организации, применяющие вахтовый метод работы.

Вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь (пункт 4 статьи 217 НК РФ).

Алименты, получаемые налогоплательщиками (пункт 5 статьи 217 НК РФ).

Суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 217 НК РФ).

"Внимание!"

Льгота по НДФЛ, предусмотренная пунктом 6 статьи 217 НК РФ, не применяется, если получателем гранта является юридическое лицо, а не физические лица. Поэтому организация как налоговый агент в этом случае обязана своевременно исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ с сумм, выплаченных физическим лицам за счет средств, поступивших по гранту.

Правомерность подобных выводов подтверждается судебной практикой.

"Арбитражная практика".

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 28.02.2006, 22.02.2006 N КА-А40/608-06 по делу N А40-33242/05-114-247) суд пришел к выводу, что поощрение физических лиц является самостоятельным решением получателя гранта (организации), а не грантодателя и на такие выплаты не распространяется льгота, предусмотренная пунктом 6 статьи 217 НК РФ.

В соответствии со статьей 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В связи с этим доход физического лица в виде поощрения, выплачиваемого ему организацией за счет денежных средств гранта, подлежит обложению НДФЛ на общих основаниях в соответствии с подпунктами 7, 10 пункта 1 статьи 208, статьи 209, пунктов 1, 3 статьи 210 НК РФ.

При этом исчисление сумм и уплата НДФЛ производятся налоговым агентом (организацией) в порядке, предусмотренном статьей 226 НК РФ.

Суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 217 НК РФ).

Суммы единовременной материальной помощи (пункт 8 статьи 217 НК РФ).

В целях применения пункта 8 статьи 217 НК РФ выделяют следующие виды материальной помощи:

- налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, представительных органов местного самоуправления либо иностранными государствами или специальными фондами, созданными органами государственной власти или иностранными государствами, а также созданными в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация, правительственными и неправительственными межгосударственными организациями;

- работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.

"Внимание!"

НК РФ не содержит ответа на вопрос, кого именно следует считать членами семьи. Следовательно, согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ необходимо руководствоваться нормами, заложенными в Семейном кодексе Российской Федерации. К членам семьи в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации относятся супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).

"Официальная позиция".

Минфин России в письме от 15.09.2004 N 03-05-01-04/12 указал, что в целях установления семейных отношений факт совместного (раздельного) проживания значения не имеет.

Пример.

Работнику ООО "Василек" Пономареву А.А. в мае 2006 г. в связи со смертью двоюродного брата была выплачена материальная помощь в размере 15000 рублей. Однако для целей исчисления НДФЛ он к членам семьи работника не относится. Поэтому такая материальная помощь облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

"Внимание!"

На практике часто возникают споры о том, облагается ли НДФЛ выплаченная работодателем компенсация морального вреда членам семей погибших работников.

В силу статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

"Официальная позиция".

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 15.12.2004 N 03-05-01-04/107, выплаченная в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса РФ на основании заявления работника компенсация морального вреда в связи с несчастным случаем на производстве подпадает под действие пункта 3 статьи 217 НК РФ и не подлежит включению в налогооблагаемую базу по НДФЛ.

В письмах Минфина России от 10.04.2006 N 03-05-01-05/53, от 08.04.2005 N 03-05-01-04/91, от 15.12.2004 N 03-05-01-04/110, от 03.11-2004 N 03-05-01-04/74 разъяснено, что компенсация работнику морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя, выплаченная по исполнительным листам или на основании мирового соглашения, является компенсационной выплатой, предусмотренной пунктом 3 статьи 217 НК РФ, и на этом основании не подлежит налогообложению НДФЛ.

В то же время согласно письму ГНС России от 29.09.1995 N ПВ-2-03/1073 выплаты физическим лицам, имеющие характер возмещения по решению суда причиненного им ущерба, материальных и моральных потерь согласно Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", являются компенсационными и, таким образом, не подлежат налогообложению. Выплаты, произведенные гражданам на основании решения суда в возмещение морального ущерба в остальных случаях, а также суммы, выплачиваемые по решениям суда в возмещение неполученной физическими лицами выгоды, являются доходом и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Согласно письму ФНС России от 16.11.2005 N 04-1-03/877 выплата компенсации в случае гибели работника организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), занятого на работах с опасными и (или) вредными условиями труда, предусмотренная статьей 22 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", не относится к компенсационной выплате, а является гарантией и, соответственно, включается в налоговую базу в целях исчисления НДФЛ.

В соответствии с письмом ФНС России от 23.11.2005 N 04-1-02/888@ компенсационные выплаты, произведенные на основании мирового соглашения по делу о возмещении ущерба и морального вреда, подпадают под действие норм главы 59 ГК РФ, носят компенсационный характер и согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ. В соответствии с письмом ФНС России от 14.12.2004 N 05-1-11/400 взысканная по решению суда в пользу физического лица компенсация в возмещение морального вреда по статье 151 ГК РФ не подлежит налогообложению независимо от ее размера на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ.

kommentarii-k-knige-vtoroj-perevod-vstupitelnaya-statya-i-kommentarii.html
kommentarii-k-otvetu-shafervovk-na-moyu-recenziyu.html
kommentarii-k-punktu-12-nastolnaya-kniga-sudi.html
kommentarii-k-state-muzej-n-f-fedorov-muzej-ego-smisl-i-naznachenie.html
kommentarii-k-vospominaniyam-i-vospominaniya-vselennaya-rebenka-usachevu-a-v.html
kommentarii-kniga-rudolfa-otto-das-heilige-1917.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chukotskij-municipalnij-rajon-reshenie-stranica-10.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predlagaem-garantirovannie-aviabileti-po-specialnim-tarifam-moskva-sochi-adler-moskva-stranica-7.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnoe-obshee-obrazovanie-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-kogda-mi-nachinaem-ispitivat-emocii-psihologiya-emocij-ya-znayu-chto-ti-chuvstvuesh.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-professionalnoj-perepodgotovki-i-povisheniya-kvalifikacii-srednego-i-starshego-nachalstvuyushego-sostava-fps-voennosluzhashih-rabotnikov-i-specialistov-mchs-rossii-stranica-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/koncepciya-merkantilizma-osnovnie-napravleniya-politiki-merkantilizma-9-predstavlenie-o-dengah-v-merkantilizme-10.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kurochkin-vs.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pocherkovedenie-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-mou-sosh-1-g-rossoshi-za-20072008-uchebnij-god-nachalnaya-shkola-stranica-9.html
  • desk.bystrickaya.ru/otdel-razvitiya-torgovli-i-potrebitelskih-uslug-svodnij-otdel-prognozirovaniya-i-analiza.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sbornik-nauchnih-rabot-po-materialam-ii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ustav-municipalnogo-obrazovaniya-prinyat-ot-23-05-2006g-15-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rassmotrena-i-rekomendovana-k-utverzhdeniyu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prodolzhitelnost-obucheniya-95-chasov-iz-nih-30-chasov-lekcij-i-15-chas-prakticheskih-zanyatij.html
  • college.bystrickaya.ru/12-soderzhanie-razdelov-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-5-kursa-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnogo-zavedeniya-dnepropetrovskaya-gosudarstvennaya-medicinskaya-akademiya.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-3-obyazatelstva-schet-0300000-obyazatelstva-instrukciya-po-byudzhetnomu-uchetu-chast-i-organizaciya-byudzhetnogo-ucheta.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pravovie-osnovi-obespecheniya-informacionnoj-bezopasnosti-rossijskoj-federacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pechatnaya-slovesnost-i-massovaya-kommunikaciya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-nachalnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-g-troicka-za-2006-2007-uchebnij-god-troick-2007.html
  • occupation.bystrickaya.ru/net-opravdaniya-vedomosti-gazeta-moskva-anastasiya-kornya07-02-2011-8-stranica-18.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-klyuchevie-slova-tochnost-replikacii-mutagenez-predshestvenniki-dnk-analogi-azotistih-osnovanij-intzintrifosfat-pirofosfataza.html
  • shkola.bystrickaya.ru/planirovanie-raboti-s-personalom-kadrovoe-planirovanie-celi-i-zadachi-osnovnie-vidi-i-stadii-kadrovogo-planirovaniya-strategicheskoe-planirovanie-kadrov-stranica-18.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-rekomenduemoj-literaturi-osnovnoj-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sociolingvistika-dlya-specialnosti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-devyataya-uchebnoe-posobie-eto-osobij-tip-knigi-on-prizvan-tebe-posobit-pomoch-osvoit-novuyu-dlya-tebya.html
  • composition.bystrickaya.ru/podobie-treugolnikov-poyasnitelnaya-zapiska-status-dokumenta-rabochaya-programma-po-matematike-sostavlena-na.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gruppovie-programmi-kipr-kanikulyarnie-gruppovie-programmi-dlya-detej-i-molodezhi-2008-velikobritaniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-radio-11-radio-rsn-novosti-01-07-2008-angelin-pavel-14-00-11.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tradicii-i-innovacii-v-mezhdunarodno-politicheskom-processe-regionalnoe-i-globalnoe-izmerenie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-imenem-rossijskoj-federacii-centralnij-komitet-informacionnij-byulleten-.html
  • control.bystrickaya.ru/chempionat-rossii-po-dzyudo-v-sankt-peterburge-plan-yunosheskoe-pervenstvo-rossii-v-zvenigorode-yuniorskoe-pervenstvo.html
  • urok.bystrickaya.ru/primorskij-kraj-monitoring-sredstv-massovoj-informacii-7-dekabrya-2010-goda.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-organah-i-uchrezhdeniyah-prokuraturi-rossijskoj-federacii-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-polozhenie-v-periodicheskoj-sisteme-rasprostranenie-v-prirode.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-lekciya-i-dobuddijskie-ucheniya-indii-lekciya-ii-lichnost-buddi-i-ego-uchenie-lekciya-iii-shkoli-rannego-buddizma-rasprostranenie-buddizma-lekciya-iv-buddijskaya-kartina-mira.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.