.RU

«Коллективное бессознательное»


ЛЕКЦИЯ 4

2 часа


СОЗНАНИЕ

ПЛАН

  1. Сознание: определение, источники, структура.

  2. Сознательное и бессознательное. Психоанализ З. Фрейда.

  3. «Коллективное бессознательное» К.Г. Юнга.


1.Сознание: определение, источники, структура


Проблема понимания сознания сложна и имеет множество разрешений. Самое упрощенное представление о сознании дает материализм и так называемая «теория отражения»: сознание – высшая форма отражения объективной реальности, свойственная человеку. Сознание человека является функцией «того особенно сложного куска материи, которая называется мозгом человека». По версии материалистов, сознание возникает у человека в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности. (Философский словарь. 1954 г.).

Современное определение сознания более качественно: сознание – способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.

Образное определение сознания М.К. Мамардашвили: Сознание – светящаяся точка, какой-то таинственный центр перспективы, в котором мгновенно приводятся в связь. в соотнесение то, что я увидел, что я почувствовал, что я пережил, что я подумал.

Сознание предполагает, что акты «я мыслю», «я переживаю», «я вижу» и т.д., вызванные взаимодействием Я и внешнего мира, одновременно порождают сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю» и т.д. Эти сопровождающие акты составляют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человек не просто переживает, но отдает отчет себе в том, что он переживает и наделяет переживание смыслом.

Процедура «я мыслю» не тождественна сознанию. Для возникновения сознания необходимо, чтобы человек взял свое мышление под контроль самой мысли, то есть занялся процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, есть ли какая-либо цель к его мыслительном внимании к данному предмету. Сознание обеспечивает человеку прояснение всех смысло-жизненных проблем: для чего он живет, достойно ли живет, есть ли цель в его существовании. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование Я, как состояния выделенности человека из природы и из сообщества других людей.

Существуют различные стратегии исследования и понимания сознания:

объективно-идеалистическая (на уровне Абсолюта, Бога)

пантеистическая (сознание всюду и везде)

реалистическая (сознание человека)

натуралистическая, вульгарно-материалистическая (только мозг).

Соответственно в качестве потенциально возможных источников сознания представляются:

- космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание индивида;

- внешний предметный и духовный мир, природные, социальные, духовные явления, воспринимаемые сознанием в виде конкретно-чувственных, понятийных и др. образов;

- социокультурная среда, научные, этические, эстетические установки, нормы поведения, накопленные обществом знания и пр.;

- духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний;

- мозг, как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточном уровне осуществление общих функций сознания.


самая общая структура сознания имеет следующий вид:


Сверхсознание


левое полушарие (формирование правое полушарие

(3)

Логико-понятийный компонент сознания


(2)

Нравственного Я) с

о

Ценностно-смысловая компонента з

н

а

н

и

е

(формирование в



Телесно-перцептивные способности (ощущения), восприятия


Сознательного Я) у

з

Эмоциональная компонента к

О

М

смысле

(1)

(формирование телесного Я)


Бессознательное


^ 2.Сознательное и бессознательное. Психоанализ З. Фрейда.


Явления психики, которые мы называем сознательными, «окружены» иного рода психическими явлениями, которые не всегда поддаются контролю со стороны сознания. Это сфера бессознательного, часто связанная со сновидениями, гипнотическими состояниями, состояниями невменяемости, подверженностью внушениям, например, рекламы и пр. Бессознательное – совокупность психических явлений состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательное иногда направляет поведение людей, их поступки, а они, в свою очередь, определенным образом действуют на сознание.

В конце XIX, начале XX века австрийский психиатр и психолог З. Фрейд (1956-1939) одним из первых выдвинул проблему бессознательного, отведя подсознанию не просто важную, а решающую роль в психической жизни. Фрейд утверждал, что под влиянием различных факторов у человека складываются определенные «комплексы» (например, «комплекс вины»), о которых человек может и не подозревать, но которые влияют на его поведение и даже могут вызвать психическое расстройство. Фрейд разработал специальный метод терапевтического лечения – психоанализ. С помощью этого метода анализировали «комплекс» конкретного человека, выводили его из сферы бессознательного – в сферу сознания, и таким образом человек вылечивался, осознав свои проблемы.

Фрей выделял три сферы в психике человека: ОНО (ID); Я (EGO); СВЕРХ-Я (SUPER-EGO).

ОНО – слой бессознательных влечений, где главенствует принцип наслаждения

Я – сфера сознания, здесь главенствует принцип реальности

СВЕРХ-Я – личная совесть, олицетворяющая собой общественные, культурные установки, требования со стороны мира.

Я – является посредником между миром и ОНО, стремится сделать ОНО приемлемым для мира, с одной стороны. А с другой стороны – привести мир в соответствие с желаниями ОНО.

В целом, можем сделать вывод, что Фрейд преувеличивал значение Оно по отношению к Я (если не иметь в виду патологию).


^ 3.«Коллективное бессознательное» К.Г. Юнга


К.Г. Юнг (1875-1961) – последователь Фрейда, швейцарский психолог и психиатр. Если Фрейд исследовал бессознательное в связи с индивидуальной жизнью человека, то Юнг исследовал явления бессознательного, связанные с коллективной жизнью людей, с жизнью рода, закрепленные в психике человека исторически и передающиеся по наследству из поколения в поколение. Подобные структуры бессознательного Юнг называл «коллективным бессознательным», а его элементы – архетипами. То есть Юнг пополнил «комплексы» Фрейда архетипами и таким образом обогатил наше понимание бессознательного.

Бессознательное = индивидуальное + коллективное

бессозн. бессозн.

Σ комплексов Σ архетипов

Если личное бессознательное с помощью психоанализа можно выявить и осознать, то коллективное бессознательное в чистом виде невозможно вывести в область сознания. Оно может проявлять себя лишь косвенно. Коллективное бессознательное (состоящее из совокупности архетипов) – есть, по сути, возможность, передающаяся по наследству. Возможность формирования определенных образов, определенных представлений, которые могут появляться у разных людей, никак не связанных между собой в этой жизни. (Примеры архетипов: «мудрого старца», «отца-защитника», «матери-земли»). Архетипы позволяют представителям самых разных народов понимать символику не только свою, но и чужую. Архетипы проявляются в сновидениях, в художественном творчестве. Например, схожие сказочные образы независимо повторяются в сказках разных народов. Их можно рассматривать как варианты древних представлений, сохраненных в подсознании, передававшихся по наследству и принявших современную форму благодаря тому, что сознание и творчество перевели их из внутреннего мира во внешний.

В целом, бессознательное – это хранитель богатых возможностей внутреннего мира человека, источник его творческих находок. Бессознательное играет большую роль в творчестве, особенно в художественном, так как является почвой для возникновения и формирования художественных образов. С другой стороны, бессознательное может проявить себя в антиобщественном поведении, поэтому необходимо переводить энергию бессознательного – в творческое русло (сублимация).


Литература:

Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1994

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1995

konspekt-lekcij-izdatelstvo-eksmo-2007-g-160-str-seriya-ekzamen-v-karmane.html
konspekt-lekcij-k-kursu-modeli-upravleniya-prirodopolzovaniem-i-ovos-stranica-5.html
konspekt-lekcij-kemerovo-2003-udk-637-992.html
konspekt-lekcij-kurs-lekcij-otvetstvennij-redaktor-prof-pavlikov-k-f-moskva-1999-stranica-11.html
konspekt-lekcij-m42-sost-s-l-soloveva-m-ooo-izdatelstvo-act.html
konspekt-lekcij-moskva-2002-udk-53-utverzhdeno-uchenim-sovetom-mgapi-stranica-6.html
  • crib.bystrickaya.ru/kadri-iz-lagerya-otchyot-po-presse-20-iyulya.html
  • composition.bystrickaya.ru/oprotivela-dushe-moej-zhizn-moya-predamsya-pechali-moej-budu-govorit-v-gorechi-dushi-moej-stranica-5.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-fondov-otdela-arhivnoj-raboti-administracii-yajskogo-rajona-nazvanie-fonda.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-chto-takoe-ekonomicheskaya-politika-kakoj-instrument-regulirovaniya-ekonomiki-vibrat.html
  • college.bystrickaya.ru/1015-psihologiya-doprosa-sovershennoletnego-obvinyaemogo-bandurka-bocharova-zemlyanskaya-yuridicheskaya-psihologiya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/russian-classification-of-economic-activities-stranica-35.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihodiagnostika-zadachi-sohranenie-i-ukreplenie-fizicheskogo-i-psihicheskogo-zdorovya-vospitannikov-detskogo-doma.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-posvyashennih-vsemirnomu-dnyu-zdorovya-v-municipalnih-uchrezhdeniyah-zdravoohraneniya-g-cheboksari-naimenovanie-meropriyatiya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-a-f-losev-istoriya-antichnoj-estetiki.html
  • lecture.bystrickaya.ru/akcii-uspeha-prakticheskoe-rukovodstvo-po-dostizheniyu-pervogo-milliona.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yunior.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochij-uchebnij-plan-kursov-povisheniya-kvalifikacii-uchitelej-biologii-pervaya-i-visshaya-kategorii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-vsevolozhskogo-municipalnogo.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-na-temu-spori-podlezhashie-dosudebnomu-rassmotreniyu-fst-rossii-v-sootvetstvii-s-federalnim-zakonom-o-estestvennih-monopoliyah.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-93741-pm.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-istoriya-mirovih-religij-dlya-napravleniya-podgotovki-031300-zhurnalistika.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-celi-nastoyashego-federalnogo-zakona.html
  • occupation.bystrickaya.ru/neofrejdistkie-koncepcii.html
  • klass.bystrickaya.ru/524-umk-geometricheskaya-optika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-30-izmenenie-sroka-uplati-tamozhennij-kodeks-rossijskoj-federacii.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-451-ot-01-09-11-g-ob-utverzhdenii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-na-2011-2012-uchebnij-god-vcelyah-obespecheniya-effektivnogo-vvedeniya-obucheniya-v-sootvetstvii-s-fgos-novogo-pokoleniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnik-serzhanta-himicheskih-vojsk-izdanie-vtoroe-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-5-obekti-transportnogo-hozyajstva-i-svyazi-tehnicheskie-specifikacii-razrabotani-na-osnove-dejstvuyushih-normativnih.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-lic-nagrazhdennih-blagodarnostyu-glavi-tajmirskogo-dolgano-neneckogo-municipalnogo-rajona-stranica-10.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/comparison-of-nouns-in-english-and-russian-languages.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-mozhno-bit-stranica-6.html
  • lecture.bystrickaya.ru/badarlamasi-semej-2014-ali-sz-1-rastirildi-rastirushilar-d-akisheva-ekonomika-magistr.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/velikobritaniya-stranica-7.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-po-specialnosti-032401-65-reklama.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kultura-i-tradicii-yuzhnoj-i-severnoj-osetii.html
  • control.bystrickaya.ru/chto-takoe-destruktivnij-kontrol-soznaniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/lot-nomer-lota-instrukciya-po-uchastiyu-v-otkritom-zaprose-predlozhenij-5-obshij-poryadok-provedeniya-zaprosa-predlozhenij-5.html
  • school.bystrickaya.ru/kameralnaya-nalogovaya-proverka-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-osnovi-religiovedenie-ftd-00-sostavlena-na-osnovanii-trebovanij-gosudarstvennih-obrazovatelnih-standartov-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-dlya-specialnostej-040201-sociologiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.