.RU

Комментарий к федеральному закону "о судебных приставах" - страница 6



Пункт 1 комментируемой статьи вводит условие допустимости применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия - все иные меры воздействия не обеспечили исполнение возложенных на судебного пристава по ОУПДС обязанностей. При этом конкретный перечень "иных мер" законом не приводится и определяется с учетом нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность судебных приставов по ОУПДС, а также конкретных обстоятельств. Указания относительно их применения могут даваться председателем суда, судьей, председательствующим в судебном заседании, или старшим судебным приставом. Следует подчеркнуть, что решение о принятии иных мер может быть принято и самостоятельно судебным приставом по ОУПДС, что подтверждается также п. 4.12 Инструкции N 226.

К числу иных мер, в частности, могут быть отнесены: разъяснение необходимости соблюдения общественного порядка, предупреждение, замечание и другие меры, имеющие в качестве своей основной цели надлежащее исполнение судебными приставами по ОУПДС возложенных на них обязанностей.

Применение же физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия по смыслу комментируемой статьи является крайней мерой воздействия на соответствующего субъекта и требует от судебного пристава по ОУПДС взвешенного подхода и объективной оценки сложившейся ситуации. В свою очередь, это становится возможным лишь при нормальном психическом состоянии лица, замещающего государственную должность судебного пристава по ОУПДС.

В настоящее время на основании Закона N 194-ФЗ установлены дополнительные требования к прохождению судебным приставом периодической проверки и военно-врачебной экспертизы на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (см. подробнее комментарий к ст. 11).

Судебный пристав по ОУПДС может обращаться при необходимости за помощью к сотрудникам внутренних дел и ФСБ России, а также военнослужащим внутренних войск (п. 2.4 Инструкции N 226).

^ Пункт 2 комментируемой статьи посвящен раскрытию общих требований к порядку применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Так, судебный пристав по ОУПДС обязан предупредить лицо о намерении применить названные меры. Причем указанному лицу должно быть предоставлено достаточно времени для выполнения требований пристава. Конкретный же временной период определяется судебным приставом по ОУПДС самостоятельно исходя из требований разумности и должен охватывать промежуток времени, нормально необходимый лицу без видимых физических недостатков для исполнения указанных приставом требований.

Форма предупреждения о намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие Законом не регламентирована. Между тем представляется, что в большинстве случаев достаточным будет предупреждение голосом. При необходимости применения огнестрельного оружия такое предупреждение может заключаться и в совершении судебным приставом по ОУПДС предупредительного выстрела.

В Законе определены следующие основания, при которых судебный пристав вправе применять физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие без предоставления соответствующего времени для выполнения его требований: 1) промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан; 2) промедление может повлечь иные тяжкие последствия; 3) в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным. Перечень таких оснований является закрытым и не должен подлежать расширительному толкованию.

Учитывая, что применение судебным приставом по ОУПДС силовых мер предполагает физическое воздействие на третьих лиц, такое воздействие должно быть соразмерным и адекватным поведению нарушителя. С этой целью комментируемая статья специально предусматривает, что применение указанной силы, средств и оружия должно быть соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, а также силой оказываемого противодействия. Главным же условием при этом должно выступать стремление пристава минимизировать ущерб, возникающий в результате совершаемых им действий.

Если в результате применения указанных силовых мер воздействия был причинен вред здоровью правонарушителя, судебный пристав по ОУПДС обязан обеспечить оказание ему доврачебной помощи. Из этого следует, что пристав должен незамедлительно уведомить о произошедшем факте соответствующие медицинские службы. Кроме того, хотя в статье прямо этого и не закреплено, однако думается, что до оказания профессиональной медицинской помощи пристав должен принять меры по оказанию неотложной медицинской помощи, в том числе с помощью собственных сил и средств, соблюдая при этом меры предосторожности от нападения пострадавшего.

В любом случае причинения вреда здоровью правонарушителя судебный пристав в возможно кратчайшие сроки должен уведомить об этом его родственников. Из буквального толкования статьи следует, что уведомлять о причинении вреда здоровью правонарушителя должен сам пристав, причинивший указанный вред. Вместе с тем более оправданным видится исполнение названной информационной обязанности старшим судебным приставом.

Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает правило, согласно которому при возникновении ситуаций применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по ОУПДС в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает об этом старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда. В том случае, когда причинена смерть или ранение, дополнительно судебный пристав по ОУПДС обязан уведомить прокурора.

Согласно п. 4 комментируемой статьи применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц.

В этой связи необходимо осознавать, что применение судебным приставом по ОУПДС названных мер силового воздействия на правонарушителя потенциально может навредить третьим лицам, находящимся в непосредственной близости от него. Разумеется, это обстоятельство в значительной степени ограничивает возможность их применения, так как налагает на пристава дополнительную обязанность соблюдения всех мер предосторожности в отношении лиц, не нарушающих общественный порядок, но присутствующих в здании суда.

Специально оговаривается, что превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законом. Данная норма по своей конструкции является бланкетной и в зависимости от степени превышения полномочий и характера наступивших в результате последствий предполагает наступление дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, а также уголовной юридической ответственности судебного пристава по ОУПДС. В частности, в случае причинения смерти правонарушителю или тяжкого вреда его здоровью пристав может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст. 109 или ст. 118 УК РФ. Важное значение при этом имеет институт обстоятельств, исключающих преступность деяния, в том числе необходимая оборона (гл. 8 УК РФ).


Статья 16. Применение физической силы


Комментарий к статье 16


^ Применение физической силы является хотя и нежелательной, но в ряде случаев неизбежной мерой.

Право применения физической силы предоставлено судебным приставам по ОУПДС. Судебные приставы-исполнители же не наделены соответствующей возможностью, и в случае возникновения необходимости применения физической силы в рамках осуществления исполнительных действий они должны подавать заявки старшему судебному приставу на участие в их совершении судебных приставов по ОУПДС (п. 6.2 Инструкции N 226).

Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень случаев, когда может быть применена физическая сила. Так, судебный пристав по ОУПДС вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для:

- пресечения преступлений и административных правонарушений;

- задержания лиц, совершивших преступления и административные правонарушения;

- задержания лиц в соответствии с судебным актом;

- преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

Следует отметить, что в соответствии с п. 4.12 Инструкции N 226 условия и пределы применения физической силы определяются судебным приставом по ОУПДС самостоятельно, относительно обстановки и создавшейся ситуации, на основании комментируемого Закона.

В целях формирования у судебных приставов по ОУПДС навыков применения физической силы Программа специальной подготовки судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Федеральной службы судебных приставов к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, утвержденная Приказом ФССП России от 18 апреля 2005 г. N 53, предусматривает проведение с данной категорией судебных приставов занятий по рукопашному бою, отработке приемов защиты без оружия, приемов обезоруживания, привитие навыков обыска и конвоирования.

Применение физической силы должно осуществляться с соблюдением требований ст. 15 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 15).


Статья 17. Применение специальных средств


Комментарий к статье 17


Наделение судебных приставов по ОУПДС возможностью использования специальных средств лишний раз подчеркивает особую важность осуществления функций, возложенных на них действующим законодательством. Так, обеспечение в судах безопасности судей, участников судебного процесса и свидетелей; выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде; обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений; поддержание общественного порядка в судебных помещениях; участие в совершении исполнительных действий в подавляющем большинстве случаев сопряжены с потенциальным риском и опасностью как для окружающих, так и для самого судебного пристава, что в конечном счете и побудило законодателя предоставить право судебным приставам по ОУПДС на применение в своей деятельности специальных средств. Разумеется, это требует от них определенных навыков и умений. В этой связи право на ношение и хранение специальных средств возникает у соответствующей категории судебных приставов исключительно после прохождения необходимой специальной подготовки (см. комментарий к ст. 4).

Кроме того, в соответствии с Законом N 194-ФЗ право на хранение, ношение и применение специальных средств на законодательном уровне закреплено также за старшим судебным приставом и заместителем старшего судебного пристава.

Пункт 4 ст. 18 комментируемого Закона относит определение порядка обеспечения судебных приставов по ОУПДС специальными средствами, а также конкретные их виды, стоящие на вооружении у ФССП России, к компетенции Правительства РФ.

В настоящее время такой перечень специальных средств определен Постановлением Правительства РФ. В Перечне боевого ручного стрелкового и иного оружия к специальным средствам относятся: резиновые палки, наручники, средства индивидуальной бронезащиты (в том числе жилеты и шлемы), специальные револьверные комплексы, электрошоковые устройства, устройства экстренного вскрытия дверей (гидравлические кусачки, ножницы, расширители, отрыватели петель, а также насосы и гидростанции) и аэрозольные газовые распылители.

Названные выше специальные средства выдаются судебным приставам по ОУПДС в соответствии с установленными нормами обеспечения. В настоящее время они определены Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 180 "Об утверждении норм обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, боеприпасами и патронами к нему, специальными средствами, а также средствами радиосвязи Федеральной службы судебных приставов".

Учитывая значительное физическое воздействие на то лицо, по отношению к которому применяются специальные средства, комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень целей, для достижения которых возможно их использование.

К ним относятся:

1) отражение нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях. При этом речь в данном случае идет именно о физическом нападении как совокупности целенаправленных агрессивных действий в отношении судьи, заседателя, участников судебного процесса, свидетелей, а также граждан, хотя и не являющихся участниками судебного процесса, но находящихся в судебных помещениях;

2) пресечение сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей. По смыслу комментируемой статьи сопротивление также предполагается физическим и подразумевает оказание противодействия каким-либо воздействиям со стороны судебного пристава по ОУПДС;

3) задержание лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности. Перечень таких преступлений предусмотрен гл. 16 и 21 УК РФ;

4) доставление в милицию задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;

5) исполнение принудительного привода в суд или к судебному приставу-исполнителю лиц, которые уклоняются от выполнения законных требований судебного пристава по явке в суд или к судебному приставу-исполнителю. Необходимо учитывать, что ни комментируемый Закон, ни Закон об исполнительном производстве не содержат определения понятия "привод". Его легальное определение на законодательном уровне закреплено лишь в ст. 113 УПК РФ, согласно которой под приводом понимается принудительное доставление лица. Инструкция N 226, рассматривая привод также в качестве принудительного доставления лица, вместе с тем уточняет его способ - путем сопровождения лица судебным приставом по ОУПДС или группой судебных приставов (п. 5.1).

Административный регламент N 384 содержит аналогичный перечень ситуаций, при наличии которых возможно применение специальных средств.

^ Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает изъятия, препятствующие применению специальных средств.

Так, запрещается применять специальные средства в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера. Речь, в частности, может вестись о мелком хулиганстве, т.е. нарушении общественного порядка, сопровождающегося нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам либо уничтожением или повреждением чужого имущества, а также иными подобными действиями, не сопряженными с физическим воздействием на граждан.

Запрещается применять специальные средства и по отношению к женщинам с видимыми признаками беременности, а также к лицам с явными признаками инвалидности.

Надлежит определить, что под инвалидами отечественное законодательство рассматривает лиц, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности, что, в свою очередь, предполагает полную или частичную утрату лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ).

--------------------------------

СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563 (с послед. изм.).


Не допускается использование специальных средств в отношении несовершеннолетних лиц . Исходя из положений ст. 21 ГК РФ совершеннолетие наступает по достижении лицом 18-летнего возраста. Вместе с тем на практике бывает сложно определить точный возраст гражданина, опираясь лишь на его внешний вид, что связывается с особенностями физиологического развития отдельных подростков. Учитывая данное обстоятельство, комментируемая статья вводит запрет применения специальных средств в отношении лишь только тех несовершеннолетних, возраст которых очевиден или известен судебному приставу. При этом судебный пристав может узнать о возрасте несовершеннолетнего, в том числе и из устного заявления последнего.

--------------------------------

Указание в ст. 17 комментируемого Закона на несовершеннолетнего как на субъекта, в отношении которого не допускается применение специальных средств, идет в известной степени вразрез со схожими ограничениями, установленными, в частности, в федеральных законах о милиции, фельдъегерской связи, государственной охране, ведомственной охране и др. В них используется иной термин - "малолетние", охватывающий только граждан в возрасте до 14 лет (ст. 28 ГК РФ). Таким образом, получается, что круг лиц, к которым применяется рассматриваемое ограничение, в комментируемом Законе является более широким.


Запрет на применение специальных средств не распространяется на случаи оказания названными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

Следует подчеркнуть, что применение специальных средств в любом случае допустимо лишь с соблюдением требований, предусмотренных ст. 15 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 15).


Статья 18. Применение огнестрельного оружия


Комментарий к статье 18


Комментируемая статья раскрывает условия и порядок применения судебными приставами по ОУПДС огнестрельного оружия.

Следует подчеркнуть, что в соответствии с Законом N 194-ФЗ право на хранение, ношение и применение огнестрельного оружия закреплено также за старшим судебным приставом и заместителем старшего судебного пристава.

В соответствии с действующим законодательством к оружию относятся устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. В свою очередь, под огнестрельным оружием понимается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда (ст. 1 Закона об оружии).

Административный регламент N 384 предписывает судебным приставам по ОУПДС иметь при себе исправное служебное оружие.

Возможность применения судебными приставами по ОУПДС огнестрельного оружия должна обусловливаться крайними обстоятельствами, перечень которых исчерпывающим образом сформулирован в п. 1 комментируемой статьи.

К ним относятся:

1) отражение нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов при условии, что их жизнь и здоровье подвергаются опасности. Здесь необходимо одновременно наличие двух признаков: а) очевидность нападения, т.е. должно совершаться физическое воздействие на указанных лиц либо наличествовать реальная угроза такого воздействия; б) нападение влечет опасность для жизни и здоровья названных лиц. Последнее означает возможность причинения смерти, тяжких, средних, а также легких телесных повреждений с кратковременным расстройством здоровья или незначительной стойкой утратой трудоспособности. В том случае, когда для судебного пристава по ОУПДС очевидно причинение лишь легкого вреда здоровью без кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности указанных лиц, само по себе это не может выступать основанием для применения огнестрельного оружия.

Необходимо отметить следующее: во-первых, приставу вовсе не обязательно ждать фактического нападения, самостоятельным основанием уже выступает реальная угроза такого нападения, а во-вторых, нападение, опасное для жизни и здоровья, зачастую сопровождается применением оружия, причем вовсе не имеет значения, огнестрельного или же холодного. Кроме того, нападение может сопровождаться и применением предметов, используемых в качестве оружия (кастеты, сурикены, бумеранги и др.);

2) пресечение попытки завладения оружием или специальными средствами. При этом под завладением оружием принято понимать незаконные действия, осуществляемые против воли лица и направленные на тайное или открытое изъятие находящегося при нем огнестрельного оружия и боеприпасов к нему . Наряду с оружием, самостоятельным основанием для применения судебным приставом по ОУПДС оружия может выступать пресечение попыток завладения специальными средствами;

--------------------------------

См.: Комментарий к Закону РФ "О милиции" / Под ред. Ю.Н. Мильшина, С.Е. Чаннова. Подготовлен для СПС "КонсультантПлюс". 2007. С. 153.


3) отражение группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения. Под судом должны пониматься здания, строения, сооружения, предназначенные для размещения персонала суда, а также материальных ресурсов. К судебным помещениям относятся не только залы судебных заседаний, совещательные комнаты, кабинеты судей, канцелярии, помещения архивов, но также и помещения общего пользования: холлы, коридоры, лестничные пространства, туалеты и т.д.

Нападение в данном случае предполагает попытки насильственного проникновения вопреки установленному режиму работы суда, существующим правилам пропускного режима, в том числе в нарушение требований судебного пристава по ОУПДС. Вместе с тем в качестве нападения могут квалифицироваться и такие насильственные действия, которые хотя не связаны с проникновением в суд, но направлены на уничтожение суда и судебных помещений.

Нападение по смыслу комментируемой статьи должно быть групповым или вооруженным. В последнем случае оно может совершаться и в отсутствие группы, причем вооруженным нападение будет при использовании как огнестрельного оружия, так и холодного оружия либо предметов, используемых в качестве оружия.

Групповым является нападение, совершаемое в составе двух и более лиц;

4) пресечение побега из-под стражи, а также пресечение попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

Побег из-под стражи заключаются в самовольном оставлении лицом места содержания или конвоя в отсутствие законных к тому оснований. Побег предполагает обязательное преодоление линии охраны. Необходимо различать место содержания и место конвоирования. В первом случае линией охраны будут:

- в изоляторе временного содержания - потолки, полы, окна, двери камер и помещений, ограждение прогулочного двора и КПП;

- в зале судебного заседания - специально устроенный ограждающий барьер;

- в камере содержания подсудимых - стены, потолок, пол, окна, дверь.

При конвоировании линия охраны зависит от используемого для этих целей транспортного средства:

- в легковом автомобиле - салон автомобиля;

- в грузовом автомобиле - борта и пол кузова;

- в специальном автомобиле - стены, потолок, двери камер;

- на речных и морских судах - стены кают, палубные перекрытия, окна, двери;

- в железнодорожном вагоне - стены, потолок, окно, дверь купе;

- в самолете (вертолете) - салон, двери (люки) .

--------------------------------

См.: Комментарий к Закону РФ "О милиции". С. 153 - 154.


Если конвоирование осуществляется путем пешего сопровождения, нарушением линии охраны будет отклонение лица от предписанного ему маршрута, несмотря на неоднократные замечания со стороны сопровождающих.

Следует отметить, что основанием для применения огнестрельного оружия могут выступать как активные действия самого лица, находящегося под стражей, так и действия, направленные на насильственное освобождение, предпринимаемые со стороны третьих лиц.

Пункт 2 комментируемой статьи предоставляет судебному приставу по ОУПДС право до применения огнестрельного оружия на поражение использовать его для совершения предупредительного выстрела. Предупредительный выстрел преследует в качестве своей основной цели демонстрацию серьезности намерений должностного лица, однако дополнительным следствием его совершения может выступать и привлечение общественного внимания. На открытой местности он обычно производится вверх. В то же время в некоторых ситуациях более предпочтительным будет совершение предупредительного выстрела в направлении правонарушителя.

Пункт 3 комментируемой статьи является логическим продолжением законодательного запрета на применение в отношении отдельных категорий граждан специальных средств и в целом повторяет положения п. 2 ст. 17 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 17). Вместе с тем обращает на себя внимание следующая особенность: если применение специальных средств запрещается в отношении лишь женщин с видимыми признаками беременности, то огнестрельное оружие по общему правилу запрещено применять ко всем женщинам.

В статье ничего не говорится о возможности применения судебным приставом по ОУПДС иных по сравнению с огнестрельным видов оружия (холодное, метательное, пневматическое, газовое и др.), что, учитывая публично-правовую направленность норм комментируемого Закона, означает установленный запрет на их применение.

Важно отметить, что применение огнестрельного оружия судебными приставами по ОУПДС возможно лишь при соблюдении ими общих условий, предусмотренных ст. 15 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 15).

Действующее законодательство в зависимости от целей использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам оружие подразделяет на 3 группы: 1) гражданское; 2) служебное; 3) боевое ручное стрелковое и холодное (ст. 2 Закона об оружии).

Соответственно, к боевому ручному стрелковому оружию относится оружие, предназначенное для решения оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ на вооружение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (ст. 5 Закона об оружии).

Нормы обеспеченности судебных приставов по ОУПДС огнестрельным оружием и боеприпасами к нему, а также его виды определяются Правительством РФ.

Так, в соответствии с Перечнем боевого ручного стрелкового и иного оружия судебные приставы по ОУПДС при осуществлении возложенных на них обязанностей вправе использовать пистолеты и револьверы, а также автоматы и пистолеты-пулеметы различных модификаций и боеприпасы к ним.

Указанные виды огнестрельного оружия выдаются судебным приставам по ОУПДС в соответствии с нормами обеспечения, установленными Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 180 "Об утверждении норм обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, боеприпасами и патронами к нему, специальными средствами, а также средствами радиосвязи Федеральной службы судебных приставов".

Что касается оборота в ФССП России огнестрельного оружия, то согласно ч. 3 ст. 5 Закона об оружии его порядок в военизированных организациях определяется Правительством РФ.

В настоящее время Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 и распространяют свое действие на службу судебных приставов.

--------------------------------

СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4790 (с послед. изм.).


Статья 19. Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью


Комментарий к статье 19


Комментируемая статья посвящена вопросам юридической ответственности судебных приставов. Кроме того, в ней содержатся правовые основы осуществления надзора за исполнением законов при осуществлении приставами возложенных на них функций.

^ Пункт 1 комментируемой статьи в первоначальной редакции предусматривал возможность обжалования действий судебного пристава как в административном порядке (порядке подчиненности), так и посредством обращения в суд. При этом содержавшееся указание на возможность обжалования лишь действий судебного пристава являлось не вполне точным, и во взаимосвязи со ст. 5 Закона об обращениях, а также ст. ст. 121 - 128 Закона об исполнительном производстве приводило к выводу о допустимости обжалования не только действий, но также и постановлений судебного пристава, его бездействия. Закон N 194-ФЗ устранил указанное разночтение и привел комментируемый Закон в соответствие с названными правовыми актами.

Закон об обращениях определяет общий административный порядок рассмотрения жалоб граждан (см. подробнее комментарий к ст. 8). Сфера его действия распространяется на все обращения граждан, за исключением случаев, когда иной порядок их рассмотрения закреплен федеральными конституционными или федеральными законами. Это означает, что, с одной стороны, специальный порядок рассмотрения жалоб граждан может быть установлен иными законами (это положение, к примеру, реализовано в Законе об исполнительном производстве), а с другой - Закон об обращениях не распространяется на обращения юридических лиц.

Применительно к сфере принудительного исполнения актов юрисдикционных органов Закон об исполнительном производстве устанавливает:

1) административный (внесудебный) порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, который в Законе об исполнительном производстве именуется "обжалование в порядке подчиненности" (ст. 121);

2) судебный порядок оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

Следует отметить, что впервые на законодательном уровне в четкой форме закреплено право заинтересованных лиц в процессуальном порядке обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа в порядке подчиненности. При этом Закон об исполнительном производстве в качестве общего правила предоставляет право выбора обращения с жалобой в суд либо к вышестоящему должностному лицу. Вместе с тем установлены и исключения из этого правила. Так, постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ могут быть оспорены только в суде (ч. 2 ст. 121); постановления о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа могут быть оспорены также только в суде (ч. 4 ст. 121).

Предусмотрены и случаи, когда обжалование в принципе не допускается. К примеру, отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован только лицом, заявлявшим отвод. Удовлетворение же отвода судебного пристава-исполнителя обжаловано быть не может.

По результатам анализа, проведенного службой судебных приставов, можно сделать вывод о том, что административный порядок обжалования является в настоящее время весьма востребованным. Так, только за первое полугодие 2008 г. в целом поступило 6152 жалобы на постановления, действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов ФССП России. При этом более 2/3 из них относилось к жалобам на действия (бездействие) должностного лица службы, что в целом свидетельствует о востребованности данного правового механизма как средства борьбы с фактами недобросовестных действий со стороны судебных приставов. В то же время за рассматриваемый период количество жалоб, признанных обоснованными, составило 1130, что составило всего 19% от общего числа поданных жалоб . Думается, столь невысокий показатель является следствием как объективных, так и ряда субъективных причин, связанных прежде всего с невысокой правовой грамотностью населения, надуманностью некоторых жалоб, подаваемых лишь с целью затягивания принудительного исполнения юрисдикционных актов, а также необходимостью значительного повышения ответственности должностных лиц за принимаемые решения по жалобам.

--------------------------------

См.: Письмо ФССП России от 15 августа 2008 г. N 12/01-10720-НВ "Анализ административного обжалования действий должностных лиц ФССП России, связанных с отменой постановлений судебных приставов-исполнителей в порядке подчиненности".


На основании ч. 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве субъектами обжалования могут быть: 1) стороны исполнительного производства; 2) иные лица, чьи права и интересы нарушены действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов.

^ Административный порядок обжалования регламентируется гл. 18 "Сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов" Закона об исполнительном производстве.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель. Если постановление судебного пристава-исполнителя утверждено старшим судебным приставом, то жалоба на такое постановление, а также постановление старшего судебного пристава, его заместителя либо на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта РФ, в подчинении которого находится старший судебный пристав.

Жалоба на постановление заместителя главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу РФ.

Законом об исполнительном производстве установлено, что жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана: 1) непосредственно вышестоящему должностному лицу службы; 2) через должностное лицо службы, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются. Отметим, что право выбора принадлежит жалобщику. В последнем случае должностные лица службы, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы в трехдневный срок со дня ее поступления.

В том случае, если должностное лицо службы, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, оно обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы, правомочному ее рассматривать. Более того, в обязательном порядке должно быть уведомлено об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

Закон об исполнительном производстве закрепляет право лица, подавшего жалобу, на ее отзыв в любое время до принятия по ней решения.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Причем лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Законом об исполнительном производстве установлены также требования к форме и содержанию жалобы, подаваемой в порядке подчиненности. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

Что касается содержательной части, то в жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу (ч. 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве).

Закреплено правило, гарантирующее интересы жалобщика, в соответствии с которым подавшее жалобу лицо может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, однако не более чем на 10 дней.

Положительным моментом является установление исчерпывающего перечня оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу. Так, должностное лицо службы судебных приставов отказывает в рассмотрении по существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий, если: обжалуется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа; не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено; не соблюдены требования к форме и содержанию жалобы, установленные ч. 1 и ч. 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве; по жалобе аналогичного содержания судом принято решение; предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.

Об отказе в рассмотрении жалобы по существу выносится соответствующее постановление в срок не позднее трех дней со дня поступления жалобы.

В свою очередь, постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или оспорено в суде, что в итоге может привести к подаче жалобы главному судебному приставу РФ.

Принятая к рассмотрению в порядке подчиненности жалоба должна быть рассмотрена должностным лицом службы, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления.

Принятое же по результатам рассмотрения жалобы решение должностного лица службы судебных приставов должно быть оформлено отдельным постановлением, в котором в обязательном порядке указываются:

1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) краткое изложение жалобы по существу;

4) обоснование принятого решения;

5) принятое по жалобе решение;

6) сведения о порядке обжалования принятого решения (ч. 1 ст. 127 Закона об исполнительном производстве).

Копия данного постановления направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений:

1) отменить полностью или частично вынесенное постановление;

2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством РФ;

3) отменить принятое постановление и принять новое решение;

4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Законом определен достаточно короткий срок исполнения принятого решения. Так, постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение 10 дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.

Кроме того, должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности (подробнее об этом см. ниже).

Применительно к деятельности судебных приставов по ОУПДС административный порядок обжалования, установленный комментируемой статьей, детализирован в разд. III Административного регламента N 384.

Так, на основании указанного Регламента возможно обратиться с жалобой на действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе обеспечения установленного порядка деятельности судов, к руководителю территориального органа УФССП России. Если граждане не удовлетворены решением, принятым в ходе рассмотрения такой жалобы, они вправе обратиться письменно в ФССП России.

Более того, Административным регламентом N 384 установлено, что обращения на действия государственных служащих центрального аппарата ФССП России рассматриваются Минюстом России, что входит в известное противоречие с концепцией, заложенной в законодательстве об исполнительном производстве. В соответствии с последним постановления, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ могут быть оспорены только в судебном порядке (ч. 2 ст. 121 Закона об исполнительном производстве).

В жалобе, подаваемой на судебного пристава по ОУПДС, должно быть указано: 1) фамилия, имя, отчество заинтересованного лица; 2) полное наименование юридического лица (в случае обращения организации); 3) контактный почтовый адрес; 4) предмет жалобы; 5) личная подпись заинтересованного лица.

Срок рассмотрения указанной жалобы по общему правилу не должен превышать 30 дней. Вместе с тем если обжалуются действия судебных приставов по ОУПДС, связанные с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, то срок рассмотрения такой жалобы не должен превышать двух дней (разд. III Административного регламента N 384).

Кроме административного (внесудебного) порядка проверки законности принятых постановлений, совершенных действий (бездействия) судебного пристава, комментируемая статья предусматривает возможность защиты прав заинтересованных лиц в судебном порядке, при этом комментируемая статья специально подчеркивает возможность использования альтернативных порядков защиты своих прав - обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием к обращению в суд.

Право на судебную защиту является конституционным (ст. 46 Конституции РФ), оно конкретизировано в ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Согласно указанной статье каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Закон об исполнительном производстве также предусматривает оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) в судебном порядке (ст. 121).

Необходимо подчеркнуть, что принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности (ч. 2 ст. 126 Закона об исполнительном производстве).

При рассмотрении судом дела об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов установлен особый порядок распределения обязанностей по доказыванию. Так, именно на судебного пристава возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность оспариваемого постановления, действий (бездействия). В то же время заявитель обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст. 249 ГПК РФ, ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

Постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции (ч. 1 ст. 128 Закона об исполнительном производстве). Если Закон об исполнительном производстве 1997 г. определял, что заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд по месту нахождения должностного лица службы судебных приставов, то новый Закон об исполнительном производстве уточняет, что заявление должно подаваться в суд, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Действует презумпция необходимости обращения с подобной жалобой в суд общей юрисдикции. Однако заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в актах органов, осуществляющих контрольные функции, судебных актах, актах других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством РФ.

В свою очередь, ВАС РФ было разъяснено, что арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей. При этом названные дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства . Если же исполнительный документ выдан судом общей юрисдикции, включая мировые суды, оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей должно осуществляться не в арбитражных, а в судах общей юрисдикции .

--------------------------------

Пункт 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2003. N 2.

См.: Определение ВАС РФ от 7 ноября 2008 г. N 11029/08 по делу А73-1413/2008-21 "О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".


Заявление рассматривается судом в десятидневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных Законом об исполнительном производстве. Причем арбитражное процессуальное законодательство уточняет, что в данный срок включается срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (абз. 2 ч. 1 ст. 200 АПК РФ).

Гражданское процессуальное законодательство определяет, что заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов (ч. 2 ст. 441 ГПК РФ).

Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном гл. 23 и 25 ГПК РФ, а применительно к рассмотрению в арбитражном суде - по правилам гл. 24 АПК РФ.

Поданное в суд заявление рассматривается в порядке, установленном для производств по делам, возникающим из публичных правоотношений, а именно по правилам производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25 ГПК РФ).

Заявление рассматривается судом с участием гражданина, руководителя или представителя службы судебных приставов, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, тем не менее не является препятствием к рассмотрению заявления.

Признав заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности службы судебных приставов, соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, государственному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. Причем в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Суд должен отказать в удовлетворении заявления, если будет установлено, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, государственного служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ст. 258 ГПК РФ).

^ Пункт 2 комментируемой статьи содержит указание на юридическую ответственность судебного пристава за проступки и правонарушения. Ее виды определяются в соответствии с законодательством РФ.

В теории права понятие правонарушения представляет собой правовое следствие поведения, отклоняющегося от правомерного, и рассматривается как противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние (действие или бездействие) вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан . В свою очередь, от степени общественной опасности все правонарушения классифицируются на два основных вида: преступления (уголовные правонарушения) и проступки. Последние могут быть административными, гражданскими, дисциплинарными, материальными, процессуальными . Следует подробнее остановиться на наиболее часто встречающихся из них.

--------------------------------

См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 246.

См.: Там же. С. 250.


Привлечение к уголовной ответственности судебного пристава возможно вследствие совершения им преступления, предусмотренного УК РФ. В частности, речь может вестись о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ).

^ Дисциплинарная ответственность судебных приставов наступает в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе.

Служебная дисциплина обеспечивается путем обязательного соблюдения гражданскими служащими (которыми являются судебные приставы) служебного распорядка государственного органа и должностного регламента.

За неисполнение судебным приставом по его вине возложенных на него должностных обязанностей на основании ст. 57 Закона о государственной гражданской службе могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы.

Судебный пристав может быть привлечен и к административной ответственности на основании положений КоАП РФ, согласно ст. 2.4 которого административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Что касается гражданско-правовой ответственности, то в п. 3 комментируемой статьи сформулировано правило, согласно которому ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

ГК РФ устанавливает особый механизм гражданско-правовой ответственности за ущерб, причиненный судебным приставом.

Так, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ). Это означает, что убытки, причиненные вследствие решений, действий (бездействия) судебного пристава, признанных с соблюдением установленного порядка незаконными, подлежат возмещению Российской Федерацией в лице ФССП России. Само же должностное лицо ФССП России материально отвечает не перед гражданином или юридическим лицом, а собственно перед службой судебных приставов.

Названный порядок предопределяется ст. 53 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В свое время ст. 16 ГК РФ становилась предметом рассмотрения со стороны КС РФ, обратившего внимание на то, что существование в ГК РФ названного механизма является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов публичной власти .

--------------------------------

Пункт 2 Определения КС РФ от 20 февраля 2002 г. N 22-О "По жалобе открытого акционерного общества "Большевик" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".


Гражданское законодательство определяет источник выплат - вред возмещается за счет казны Российской Федерации (ст. 1069 ГК РФ).

Сложности на практике возникают с установлением причинно-следственной связи между незаконными действиями судебного пристава и убытками лица, в связи с чем в иске судом отказывается . При этом важно отметить обстоятельство, связанное с распределением бремени доказывания по делам данной категории. Обращение в суд с требованием признать решения, действия (бездействие) судебного пристава незаконными предполагает освобождение гражданина от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий. Эта обязанность возлагается на соответствующее должностное лицо. Если же лицо обращается в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных решений, действий (бездействия) судебного пристава, то бремя доказывания определяется на основании общих правил процессуального законодательства - каждый обязан доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ, ст. 65 АПК РФ).

--------------------------------

См., например: Определение ВАС РФ от 27 мая 2009 г. N ВАС-6480/09 по делу А40-25951/08-32-251 "Об отказе в передаче дел в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".


В этой связи в некоторых случаях целесообразно обращаться суд с первым из перечисленных требований, с тем чтобы в случае его обоснованности факт незаконных действий судебного пристава в дальнейшем для суда имел преюдициальное значение.

Пункт 4 содержит бланкетную норму, отсылающую к Закону о прокуратуре, являющемуся правовой основой при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своей деятельности.

С принятием в 1997 г. Закона об исполнительном производстве, а также комментируемого Закона и созданием ФССП России в структуре Минюста России возникла объективная потребность в модификации прокурорского надзора за установленной сферой деятельности. В результате Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" ст. 1 Закона о прокуратуре была дополнена самостоятельным указанием на осуществление прокуратурой РФ надзора за исполнением законов судебными приставами.

--------------------------------

СЗ РФ. 1999. N 7. Ст. 878; 2004. N 35. Ст. 3607.


Важность обеспечения эффективного надзора за судебными приставами отмечается также и в указании Генеральной прокуратуры РФ от 6 января 1999 г. N 1/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами" , в котором решаются отдельные вопросы распределения функций по надзору между структурными подразделениями прокуратур .

--------------------------------

СПС "КонсультантПлюс".

В некоторых случаях прокуратура РФ прибегает к принятию правовых актов, посвященных решению хотя и в известной степени частных, однако весьма значимых вопросов осуществления судебными приставами своих функций (см., например: указание Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 1999 г. N 19/38 "О мерах по обеспечению прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций с целью предотвращения обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения" // СПС "КонсультантПлюс").


Предметом прокурорского надзора за исполнением законов выступает, с одной стороны, соблюдение и исполнение ФССП России и ее должностными лицами Конституции РФ, а также законов, действующих на территории Российской Федерации, а с другой стороны, соответствие законам издаваемых данными субъектами правовых актов (ст. 21 Закона о прокуратуре).

Следует учитывать, что полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов предполагают возможность использования им мер прокурорского реагирования, предусмотренных ст. ст. 21 - 25.1 Закона о прокуратуре.

Учитывая тот факт, что Федеральным законом от 14 марта 2009 г. N 38-ФЗ "О внесении изменений в статьи 40 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" в ст. 40 УПК РФ были внесены изменения, закрепившие за органами ФССП России в более четком виде статус органа дознания, в настоящее время не возникает никаких сомнений в обоснованности осуществления прокурорами специального надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание . Предмет такого надзора определен ст. 29 Закона о прокуратуре, полномочия прокурора по его осуществлению устанавливаются УПК РФ и иными федеральными законами.

--------------------------------

СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1267.

Прежняя редакция ст. 40 УПК РФ к органам дознания относила главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, их заместителей, а также старших судебных приставов. Это означало отнесение к органам дознания отдельных должностных лиц службы, что создавало в этой связи ряд практических сложностей. Действующая же редакция ст. 40 УПК РФ существенно расширяет перечень должностных лиц, уполномоченных проводить в ФССП России предварительное расследование в форме дознания.



kovalenko-vs-shtejncajg-rm-golik-tv-uchebnikov-i-uchebnih-posobij.html
kovalev-vladislav-vladimirovich-gruppa-a-31-podvig-28-panfilovcev.html
kovalskij-vot-spasibo-ya-vas-ponyal-sorokin-instituti-institucionalnie-izmeneniya-i-funkcionirovanie-ekonomiki.html
kovarstvo-sociumnih-stereotipov-kniga-pervaya-k-sofiya.html
koveshnikov-e-m-gosudarstvo-i-mestnoe-samoupravlenie-v-rossii-teoretiko-pravovie-osnovi-vzaimodejstviya-stranica-13.html
kovrososnaya-kontora-markiza-karabasa-sergej-golubickij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-obyazatelnoj-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-psihologi-ya-032100-00-matematika-s-dopolnitelnoj.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-inostrannij-yazik-evropejskij.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-iv-kochevniki-predislovie-k-russkomu-izdaniyu.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-otkritij-aukcion-v-elektronnoj-forme-stranica-29.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtoreferat-razoslan-24-fevralya-2012-g.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-teoreticheskie-osnovi-tovarovedeniya-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-100700-torgovoe-delo.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-federalnogo-gosudarstvennogo-avtonomnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-stranica-7.html
  • learn.bystrickaya.ru/glavah-psihoticheskij-opit-bolezn-ili-transpersonalnij-krizis.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodika-ocenki-effektivnosti-realnih-investicij.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-po-tvorchestvu-turgeneva-celi-uroka-analiz-epizodov-povestej-asya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-sistema-monitoringa-obsheobrazovatelnaya-programma-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskij.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-p-zhelihovskaya-e-p-blavatskaya-i-sovremennij-zhrec-istini-stranica-5.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-10-dekabrya-2010g-13-148-stipendii-posolstva-francii-v-ukraine-posolstvo-francii-v-ukraine-predlagaet.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-shemi-specialnoj-apparaturi-rasskazivaetsya-v-knige.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/religioznaya-segregaciya.html
  • urok.bystrickaya.ru/prepodobnij-ieroshimonah-iosif-litovkin-optinskij-paterik.html
  • essay.bystrickaya.ru/dzhordano-bruno-i-germeticheskaya-tradiciya.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodi-ekologicheskoj-melioracii-okruzhayushej-sredi-i-ih-vozmozhnosti-konspekt-lekcij-k-kursu-modeli-upravleniya-prirodopolzovaniem.html
  • thescience.bystrickaya.ru/isk-chast-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/istoricheskaya-obuslovlennost-sovremennih-tendencij-razvitiya-nogajskogo-etnosa-chast-9.html
  • letter.bystrickaya.ru/nado-rassuzhdat-sergej-georgievich-kara-murza-oppoziciya-vibor-est.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-trebovaniyah-k-bezopasnosti-moloka-i-molochnih-produktov-stranica-18.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-s-uglubleniem-russkij-yazik-5-9-klass-v-v-babajceva-m-drofa-2008-5-b-v-klass.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-klichki-i-prozvisha-otto-kreger-dzhenet-tyuson.html
  • tests.bystrickaya.ru/lichnost-kak-subekt-i-obekt-obshestvennih-otnoshenij.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/8-na-rodine-mao-czeduna-rossijskogo-uchenogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-i-ilyuhin-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vliyanie-samoocenki-na-uroven-uspeshnosti-professionalnoj-deyatelnosti-chast-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-predmetu-tehnologiya-proizvodstva-i-remonta-dorozhnih-mashin-tema-proektirovanie-remontnogo-predpriyatiya-po-kapitalnomu-remontu-stroitelnih-i-dorozhnih-mashin.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-13-klassifikaciya-vidov-turizma-bkro-mezhdunarodnogo-molodezhnogo-turizma-sputnik.html
  • klass.bystrickaya.ru/47-prioritetnie-napravleniya-deyatelnosti-shkoli-doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/18-3-51443-protokol-rassmotreniya-i-ocenki-kotirovochnih-zayavok-po-zaprosu-kotirovok-cen-tolko-dlya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-studentov-3-goda-obucheniya-vechernie-gruppi.html
  • credit.bystrickaya.ru/po-risovaniyu-programma-vospitaniya-i-obucheniya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-minekonomrazvitiya-german-gref-vistupil-v-gosdume-v-ramkah-pravitelstvennogo-chasa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.