.RU

Коммуникативные - Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального образовательного


Коммуникативные
^ Учащиеся научатся:

^ Учащиеся могут научиться:



^ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

УМК «Школа России»


под редакцией и научным руководством Б.М. Неменского

Авторы: Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева, Н.А. Горяева и др.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Завершенная предметная линия учебников по изобразительному искусству для 1—4 классов общеобразовательных учреждений создана на основе развития традиций российского художественного образования и внедрения современных инновационных методов, с учетом анализа зарубежных художественно-педагогических практик и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Представленные учебники разрабатывались на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллективом специалистов.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества учащегося. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, в развитии его души средствами приобщения к художественной культуре как к форме духовно-нравственного поиска человечества.

Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в структуре построения материала учебников.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования учебники для 1—4 классов по изобразительному искусству направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

^ Личностные результаты обучения учащихся по учебникам в соответствии с требованиями отражают:

Достижение этих результатов осуществляется благодаря содержанию конкретных заданий и сквозному принципу построения обучающего материала, в основе которого идея «от родного порога — в мир большой культуры».

Этому служит творческий характер заданий. Умение решать поставленные задачи в «условиях неизвестности», то есть, когда нет и не может быть единственного правильного ответа, когда задан алгоритм действия, но нет образца, способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно.

В учебниках для 1—4 классов учебный материал строится на принципе движения от личного опыта ученика, от его чувств и переживаний — в мир национальных и общечеловеческих переживаний и ценностей, выраженных в художественной культуре. Происходит целенаправленный перевод ребенка в позицию субъекта художественного познания и эстетической оценки посредством освоения им системы обучающих заданий как способов творческой деятельности.

Учебники написаны в форме личного разговора с ребенком, обсуждения с ним вопросов так или иначе, связанных с его личным жизненным опытом. Насыщенный зрительный материал учебников является необходимым компонентом содержания, обучающим, подлежащим рассматриванию и обсуждению на уроках.

Изображая те или иные объекты — природу, человека, животного — ребенок начинает испытывать сочувствие к ним, чувствовать особую ответственность за них, поскольку необыкновенно близко душевно подходит к тому, что изображает.

Процесс формирования происходит у учащихся в деятельностной форме через выполнение художественно-творческих заданий, через развитие навыков восприятия произведений искусства и навыков интерпретационного эстетического суждения как по отношению к творчеству сверстников, так и в отношении эстетической оценки явлений действительности.

На развитие понимания того, что стержневой осью искусства является нравственный поиск человечества, что художественное творчество развивает чувства человека, учит глубже и многограннее видеть и чувствовать жизнь свою и других людей направлено все содержание учебников по изобразительному искусству.

Навыки сотрудничества у учащихся вырабатываются в процессе коллективных форм выполнения заданий, когда развиваются разнообразные коммуникативные навыки.

В учебниках с 1 по 4 класс предусматривается последовательное развитие коллективных форм деятельности — навыков сотрудничества со сверстниками — под руководством учителя. В этих заданиях в неразрывной связи решаются задачи: определение общей творческой поисковой цели; мотивация к творческому труду; распределение ролей в выполнении своей доли задания; навыки сотрудничества, готовность к диалогу, уважение к иному мнению; развитие отзывчивости, доброжелательности, умения находить выходы из спорных ситуаций.

Принцип диалогичности как механизм обучения сопутствует всем формам деятельности на занятиях, что должно способствовать, в том числе и внутренней свободе учащихся.

^ Метапредметные результаты обучения учащихся по учебникам в соответствии с требованиями отражают:

Обучение изобразительному искусству в школе направлено прежде всего на освоение способов решения проблем творческого характера и поиска средств выразительности для художественного высказывания.

Творческие задания по каждой теме в учебниках не выполнимы без соблюдения методической последовательности этапов работы. Умение отвечать на поставленные в задании задачи и цель является основанием для оценки работы учащегося.

Умения учащихся обсуждать и оценивать собственные работы и работы друг друга воспитывается учебниками с первого класса именно как умение отвечать на поставленную задачу. Такой подход формирует умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.

Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата.

Обсуждения произведений художественного творчества учащихся, итоговые выставки работ, восприятие произведений изобразительного искусства, четкое указание целей работы и логическая последовательность заданий способствуют начальному формированию познавательной и личностной рефлексии своей деятельности у учащихся.

Художественно-творческая деятельность учащихся по существу носит характер моделирования своего видения реальности, овладения навыками оперирования особым — эмоционально окрашенным средствами, в том числе знаковыми средствами искусства.

При обсуждении творческих заданий и выполненных работ, при объяснении воспринимаемых произведений искусства учащиеся используют и развивают свои речевые средства и возможности.

В процессе занятий изобразительным искусством учащиеся активно развивают свои умения сравнивать, например пропорции или характер формы предметов, совершая процедуру обобщения этой формы .

Выполняя практические творческие работы по той или иной теме дети учатся вести работу от целого к частностям, анализировать и синтезировать детали разных изображений в одно. Синтез и обобщение ребята используют, выполняя самостоятельные работы, в которых надо придумать и изобразить фантастического животного, которому присущи детали разных птиц и зверей.

Способность к определению общей цели и путей, умение договариваться и сотрудничать проявляются на занятиях в процессе коллективной деятельности.

Овладение начальными сведениями о сущности предметов и явлений происходит в процессе восприятия, анализа, что является необходимым фактором подготовки ребенка к практической творческой работе. Дети анализируют особенности родной природы и природы других стран, основы художественных культур разных народов.

^ Предметные результаты обучения учащихся по учебникам для 1—4 классов в соответствии с требованиями отражают:

В процессе обучения изобразительному искусству по учебникам для 1—4 классов у детей формируются первоначальные представления о роли изобразительного искусства, а именно изображения, украшения и постройки в жизни человека, в формировании представлений человека о нравственности и красоте, духовном поиске.

Роль искусства в жизни человека прослеживается в каждом уроке, поскольку это один из основных принципов концепции и программы, который звучит, как «от жизни через искусство к жизни».

При рассмотрении в учебниках основ художественной культуры своего народа и других народов Земли подчеркиваются особенности эстетического отношения к миру того или иного народа, понимание им красоты.

Потребность в художественном творчестве и в общении с искусством формируется через демонстрацию доступных для восприятия эмоционально выразительных произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, через интересные творческие задания, которые можно выполнять в разных техниках и в разных видах деятельности, в самой форме подачи материала, в основе которой лежит доступность, образность, занимательность.

В процессе работы с учебниками для 1—4 классов дети овладевают практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства путем регулярного общения с произведениями искусства (их репродукциями или цифровыми изображениями).

Восприятие — один из основных видов деятельности на уроке.

Воспринимая произведения искусства, учащиеся учатся различать и анализировать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства), а также видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни.

Дети участвуют в обсуждении произведений искусства, выражая свои суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; отвечают на вопросы по содержанию произведений художников.

Дети учатся наблюдать проявления духовного мира в лицах окружающих людей, сопереживать, приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту внутреннего мира человека.

Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в учебниках в следующих направлениях:


^ 1 класс. 33 часа (1 час в неделю)


Четверть

Раздел

^ Кол-во часов

Планируемые результаты

Опыт художественно-творческой деятельности

1.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.


9

Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструктивной деятельности. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюр морт, пейзаж, человек, животные, растения).

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоратив но прикладного искусства. Создание моделей предметов быто вого окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализа ции собственного замысла в рисунке, аппликации, художест венном изделии.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно прикладном искусстве, худо жественном конструировании) с помощью цвета, компо зиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема.

Использование в индивидуальной и коллективной деятель ности различных художественных техник и материалов: аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, карандаш, фломастеры, пластилин, подручные и природные материалы.

Выражение своего отношения к произведению изобрази тельного искусства в высказыванмноиях, рассказе. Участие в обсуждении содержания и выразительныхсредств произведений изобразительного искусства.

2.

Знакомство с Мастером Украшения.


8

3.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.


10

4.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.



6




Итого

33час.
« Ты изображаешь, украшаешь и строишь»


^ 2 класс. 34 часа (1 час в неделю)

« Ты и искусство»


1.

Как и чем работают художники.



9

Умение смешивать краски сразу на листе бумаги. Формирование первичных живописных навыков. Особенности создания аппликации; представление о ритме пятен. Умение видеть красоту и выразительность линий.

Освоение работы с бумагой; приемы сгибания, разрезания, склеивания. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы.

2.

Знакомство с мастерами

7

изображения, украшения, постройки.





Понимание красоты художественных материалов и их отличий. Работа по воображению. Учить видеть мир вокруг нас.

Умение всматриваться, не только смотреть, но и видеть, быть наблюдательным. Умение фантазировать .Умение видеть красоту и смысл природных конструкций.

Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного, человека; выразить своё отношение к ним.

Осознание того, что в искусстве ничего и никогда не изображается , не украшается , не строится только ради искусности.

Знать об эмоциональном восприятии цвета человеком. Представление о теплом и холдодном цвете.

Элементарные знания о композиции. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого.




3.

О чем говорит искусство.



10

4.

Как говорит искусство

8




Итого

34 час.


3 класс. 34 часа (1 час в неделю). « Искусство вокруг нас»


1.

Искусство в твоем доме.

9

Понимание того, что без приобщения к культуре своего народа ( даже культуре своей «малой родины» ) нет пути к общечеловеческой культуре.

Умение видеть красоту окружающих вещей, объектов, произведений искусства и понимать роль художников, которые создают худ. Облик города.

Знакомство со станковыми видами изобразительного искусства.

Представление о жанрах изобразительного искусства.


2.

Искусство на улицах твоего города.

7

3.

Художник и зрелище.

10

4.

Музеи искусства.

8




Итого

34 час.


^ 4 класс. 34 часа ( 1 час в неделю). « Каждый народ – художник»


1.

Истоки родного искусства.

8

Формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой.

Овладение навыками работы с разнообразными материалами, приводящее к пониманию красоты творчества.

Ознакомление с музыкальными и литературными произведениями, позволяющими создать целостное представление о культуре того или иного народа.

2.

Древние города нашей Земли.

7

3.

Каждый народ – художник.

11

4.

Искусство объединяет народы.

8




Итого

34 час.



Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу


В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

уметь

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:




kriterii-diagnostiki-sindroma-prihozhan-a-m-tolstih-n-n-psihologiya-sirotstva.html
kriterii-effektivnosti-informacionnih-tehnologij-metodicheskoe-posobie-po-kursu-informatika.html
kriterii-ekspertizi-i-urovnevie-shkali-ocenki-vnutrishkolnoj-sistemi-upravleniya-kachestvom-obrazovaniya.html
kriterii-i-mehanizmi-prinyatiya-reshenij-po-rezultatam-vneshnej-ekspertizi-vuzov-rossii-problemi-praktika-perspektivi.html
kriterii-i-normi-ocenki-znanij-obuchayushihsya-rabochaya-programma-po-okruzhayushemu-miru-4-klass-moshyonskaya-a-g-municipalnoe.html
kriterii-i-normi-ocenki-znanij-umenij-i-navikov-obuchayushihsya-po-matematike.html
  • tests.bystrickaya.ru/l-v-shaposhnikova-vrata-v-budushee-stranica-51.html
  • essay.bystrickaya.ru/duhovno-lichnostnim-podhodom-pedagogika-audiovizualnogo-tvorchestva-v-socialno-kulturnoj-sfere.html
  • esse.bystrickaya.ru/raschetnij-pokazatel-nadezhnosti-nadezhnost-v-tehnike-osnovnie-ponyatiya-termini-i-opredeleniya-gost-27.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-rostov-na-donu-fgou-vpo-ryui-mvd-rossii-2011-g-stranica-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-universalnogo-soderzhaniya-72.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazite-pozyaista-izvinite-pozyaista-kak-deti-vosprinimayut-i-osvaivayut-okruzhayushij-mir-kak-razvit-tvorcheskoe.html
  • bukva.bystrickaya.ru/setevie-i-raspredelennie-operacionnie-sistemi-konspekt-lekcij-elektronno-vichislitelnie-mashini-i-kompyuternie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/01standartnaya-komplektaciya-izmeritelya-mzc-03e-tehnicheskoe-zadanie-na-postavku-produkcii-8-1-standartnaya-komplektaciya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-materialovedenie-specialnost.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zadacha-91-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-dlya-kontrolnoj-raboti-uchebnoj-disciplini-inzhenernaya-geodeziya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-po-anglijskomu-yaziku-the-hotel-business.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/antiteizm-l-i-vasilenko-kratkij-religiozno-filosofskij-slovar.html
  • testyi.bystrickaya.ru/47-zhurnal-russkoe-bogatstvo-v-1905-1907gg-1-razvitie-kapitalizma-v-rossii-i-vnachale-20-v-i-ego-vliyanie-na.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/timashevsk-vzglyad-iz-crb-chast-2.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-metodicheskoj-komissii-olimpiadi-lomonosov-2009-1.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postatejnaya-struktura-nakladnih-rashodov-metodicheskie-ukazaniya-po-opredeleniyu-velichini-nakladnih-rashodov-i-smetnoj.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sekreti-razrabotki-csp.html
  • essay.bystrickaya.ru/delo-22-793-prigovor-ob-umishlennom-prichinenii-tyazhkogo-vreda-zdorovyu-povlekshem-po-neostorozhnosti-smert-poterpevshego-ostavlen-bez-izmeneniya-vivodi-suda-o-v.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rod-lejver-scan-ocr-spellcheck-chububu-2007.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prestupnost-v-rossii-i-zarubezhnih-stranah-sravnitelnij-analiz.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-15-sallivan-g-s.html
  • college.bystrickaya.ru/31-tehnologii-i-sredstva-obrabotki-tekstovoj-informacii-uchebnoe-posobie-dlya-studentov.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zanyatie-6-rodi-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-instituta-psihoterapii-moskva.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/velikij-knyaz-mihail-aleksandrovich-stranica-9.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dinamika-priema-studentov-po-vsem-formam-obucheniya-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zapadnova-n-l-zamestitel-predsedatelya-pravitelstva-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugri-po-voprosam-socialnoj-politiki-stranica-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materiali-dlya-provedeniya-seminara-programma-korrekcii-sindroma-professionalnogo-vigoraniya-pedagogov-put-k-garmonii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-soderzhanie-rabochej-programmi-uchebno-tematicheskij-plan.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-filosofii-zapad-rossiya-vostok-stranica-59.html
  • literature.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-trudov-1975-2004-gg-ekaterinburg-2005-g.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-funkcionalnaya-struktura-gpss-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-discipline.html
  • school.bystrickaya.ru/kriminalistika-kak-nauka-i-kak-uchebnaya-disciplina-chast-2.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-spisok-voprosov-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vlastelin-dvuh-mirov-dzhozef-kempbell-tisyachelikij-geroi-vakler-refl-buk-act-1997.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-kolichestvennaya-eeg-i-nejroterapiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.