.RU

Комплекс дисциплины «логика» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» Краснодар 2009




МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС


дисциплины «ЛОГИКА»


для специальности 030501.65 «Юриспруденция»


Краснодар 2009

СОДЕРЖАНИЕ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

3

1. Цели и задачи дисциплины

5

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

5

3. Содержание дисциплины (лекционный курс)

6

4. Практические (семинарские) занятия

8

5. Лабораторный практикум

-

6. Расчётно–графические работы

-

7. Контрольные работы

8

8. Курсовое проектирование

-

9. Производственная (учебная) практика

-

10. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

11

11. Тестовые задания по дисциплине

-

12. Вопросы к экзамену (зачету)

24

13. Учебно–методическое обеспечение дисциплины

25

14. Материально–техническое обеспечение

26

15. Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами

специальности

27

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для очной формы обучения

28

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для заочной формы обучения

31

^ ПРИЛОЖЕНИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

33

Выписка из Государственного образовательного стандарта

34

Типовая учебная программа курса

-

Методические указания для преподавателя по организации изучения дисциплины

55

Конспект лекций

36

Глоссарий

56

Экзаменационные билеты

61

^ ПРИЛОЖЕНИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ

65

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
^ КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан юридического факультета

профессор В.Д. Зеленский

_________________________ 2009 г.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины: логика

для специальности 030501.65 «Юриспруденция»

Факультет Юридический

Ведущая кафедра социологии и культурологии


Вид учебной работы

Дневная форма обучения

Заочная форма обучения

Всего часов

Курс,

семестр

Всего

часов

Курс, семестр

Лекции

20

1курс, 1 семестр

6

1 курс, л/с

Практич.занятия (семинары)

16

1 курс, 1 семестр

4

1 курс, л/с

Лаборат. работы

-




-




Всего аудиторных занятий

36

1 курс, 1 семестр

10

1 курс, л/с

Самостоятельная работа

36

1 курс, 1 семестр

62

1 курс, л/с

Производственная практика

-




-




Контр. работы

-




да

1 курс, л/с

Курсовой проект

(работа)













Зачёт

-




-




Экзамен

да

1 курс, 1 семестр

да

1 курс, л/с

Всего по дисциплине

72




72






^ Рабочая программа составлена на основании:


1. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности или направлению подготовки дипломированного специалиста 030501.65 «Юриспруденция», утверждённого 27.03.2000 г. (регистрационный номер ПД.Ф.01 260 гум/сп).

2. Рабочего учебного плана по специальности 030501.65 «Юриспруденция»


Рабочую программу составили: Денисова Е.А., старший преподаватель

Жукова Т.А., доцент.


Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры социологии и культурологии 22 июня 2009 г., протокол № 11


Заведующий кафедрой, профессор Шалин В.В.


Программа рассмотрена и одобрена методической комиссией

юридического факультета КубГАУ «____» _____________ 2009г., протокол № ___


Председатель методической комиссии, профессор


^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Цель преподавания дисциплины


Логика - одна из наиболее древних наук, играющих важную роль в истории общества, в становлении культуры, в формировании познавательных возможностей человека. Знание законов и форм мышления, умение ис­пользовать логические правила и приемы в процессе решения многообраз­ных практических задач сообщает мысли четкость, организованность, сис­темность. Логика вырабатывает правила, строгое следование которым по­могает избежать ошибок и заблуждений в познавательном и коммуникатив­ном процессах, обнаружить противоречия в мыслительной практике, найти наиболее разумные пути их разрешения.

Целью курса «Логика» является системное изучение форм мышления, умение пользоваться логическими законами, приемами корректного ведения диалога, грамотному построению аргументации в производственной и жизненной практике.


^ 1.2. Задачи изучения дисциплины


Задача курса состоит в изучении законов логики и форм логического мышления, правил оперирования понятиями, суждениями, умозаключениями, понимания табличных характеристик и условий истинности простых и слож­ных суждений. Большое внимание уделяется проблеме модальности суждений и анализу логических основ аргументации. Значительное место в курсе логики отводится формированию навыков практического применения правил и зако­нов логики в профессиональной деятельности юристов.


^ 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. В результате изучения курса "Логика" студенты должны:

а) знать:

место логики в системе научных знаний, ее значение для, юридической науки и практики.

основные формы мышления, правила и особенности их функциони­рования в познавательной и коммуникативной деятельности;

основные принципы и законы логики;

особенности индуктивных, дедуктивных умозаключений и
умозаключений по аналогии;

специфику гипотезы и гипотетических построений;

характер и способы аргументационных процедур;

основные правила, стратегию и так­тические приемы спора и дискуссии;

способы рассуждения и методику обнаружения ошибок и
заблуждений;

правила логического следования.


б) уметь:

ориентироваться в категориальном аппарате логики, и ее логической
символике;

читать и самостоятельно конструировать логические схемы;

определять характер вывода из предложенных посылок (необходимый
или вероятностный);

избегать формально-логических ошибок в собственных утверждениях
и доказательствах;

юридически и логически грамотно
квалифицировать правовые факты и обстоятельства;

соблюдать логические требования в осуществлении всех видов
профессиональной деятельности юриста.


в) иметь представление:

об особенностях взаимосвязи языка и мышле­ния;

об общих принципах функционирования языка как знаковой системы;

об истории и направлениях развития классической логики, характере ее связи с другими научными дисциплинами и областями теоретического зна­ния;

о логических требованиях при разработке и интерпретации
документов правового характера и осуществлении правовой
экспертизы нормативных актов;

об основах логической культуры и ее роли в профессиональной деятельности юриста.


По итогам изучаемого курса студенты сдают экзамен.


^ Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо

для изучения данной дисциплины


Наименование дисциплины

Наименование разделов /тем/

Философия

Логический и семантический анализ языка и мышления. Основные формы познания. Особенности абстрактного мышления.




^ 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(лекционный курс)


Тема № 1. Предмет и значение логики.

Предмет логики, ее значение и место в системе научных знаний. Основные формы познания. Чувственное познание и абстрактное мышление, их взаимосвязь. Особенности абстрактного мышления. Исторические этапы развития логики. Понятие логической формы и логического закона. Значение логики для юристов.


Тема № 2. Логика и язык.

Логиче­ский и семантический анализ языка и мышления. Естественные и искусственные языки. Знак, имя, семантическая категория. Именные и пропозицио­нальные функции.


Тема № 3. Понятие как форма логического мышления.

Основные логические приемы формирования понятий. ^ Сущность по­нятий их логическая структура: объем и содержание понятий: виды понятий по объему и содержанию. Основные логические приемы формирования по­нятий: абстрагирование, идеализация, ограничение и обобщение понятий. Отношения между понятиями.


^ Тема № 4. Логические операции с понятиями.

Сущность и виды определения понятий. Основные правила опреде­ления и ошибки, вытекающие из их нарушений. Сущность и виды деления понятий. Правила деления и ошибки, вытекающие из их нарушений. Позна­вательная ценность логических операций определения и деления понятий для профессиональной деятельности юристов.


^ Тема № 5. Суждение как форма мышления.

Сущность и логическая структура суждений. Виды суждений: про­стые и сложные. Типы простых суждений: атрибутивные, релятивные, экзи­стенциальные. Ассерторические и модальные суждения. Виды атрибутив­ных суждений типа А, Е, I, О. Распределенность терминов в суждениях. Ви­ды модальных суждений, их логическая характеристика.

Логическая характеристика сложных суждений: типы логических свя­зок: конъюнкций, дизъюнкций, эквиваленций, импликаций. Условия истин­ности и табличная характеристика логических значений сложных суждений. Законодательство и юридическая практика сложных суждений. Законода­тельство и юридическая практика учета условий истинности сложных суж­дений.

^ Тема № 6. Логические отношения между суждениями.

Несравнимые и сравнимые суждения. Совместимые и несовмести­мые суждения. Виды несовместимых суждений: отношение контрарности и контрадикторности. Логический квадрат.

Отношения между сложными суждениями. Сравнимые и несравнимые сложные суждения. Виды совместимости сложных суждений: отношения эквивалентности, логического подчинения, частной совместимо­сти. Виды несовместимых сложных суждений: отношения контрарности, контрадикторности.


^ Тема № 7. Умозаключение как форма мышления. Дедуктивные умозаключения.

Логическая структура умозаключения. Логические операции превра­щения, обращения, противопоставления предикату и преобразования по ло­гическому квадрату, выводы из суждений с отношениями. Условия истинно­сти вывода из отношения симметричности, рефлективности и транзитивно­сти.

^ Дедуктивные выводы из категорических суждений. Простой категорический силлогизм. Аксиома силлогизма. Общие правила посылок и терминов. Фигуры и модусы силло­гизма. Особые правила фигур. Сложные и сложносокращенные силлогизмы. Дедуктивные выводы из чисто-условных, условно-категорических, разделительно-категорических умозаключений. Условно-разделительные умозаключения (леммы). Простая и сложная, конструктивная и деструктивная дилеммы, их логиче­ская характеристика.


^ Тема № 8. Индукция и аналогия.

Логическая структура и характер вывода в индуктивных умозаключе­ниях. Полная и неполная индукция. Условия состоятельности вывода по полной и неполной индукции. Виды неполной индукции: популярная и на­учная индукция. Методы установления причинно-следственных связей в научной индукции: методы сходства, методы различия, метод остатков, ме­тод сопутствовавших изменений. Аналогия (традукция). Логическая струк­тура аналогии предметов и аналогии отношений. Условия состоятельности вывода по аналогии. Использование методов индуктивного исследования в юридической науке и практике.


^ Тема № 9. Основные логические законы.

Особенности законов мышления. Объективный характер и сущность закона тождества. Требования закона тождества и логические ошибки из-за их нарушения. Понятие логического противоречия и закон непротиворечия. Требования непротиворечивости мысли и логические ошибки из-за их на­рушений. Объективные предпосылки и смысл закона достаточного основа­ния. Требования, вытекающие из закона достаточного основания и ошибки, связанные с их нарушениями. Логические тавтологии или тождественно-истинные высказывания: законы контрапозиции, де Моргана, двойного от­рицания.


^ Тема № 10. Логические основы аргументации.

Доказательство, его сущность и структура. Виды доказательства: пря­мое и косвенное: апагогическое и разделительное. Опровержения. Правила и ошибки в доказательстве и опровержении. Софизмы и паралогизмы. Поня­тие логического парадокса. Гипотеза и ее структура. Виды гипотез. Версия. Способы доказательств гипотезы. Требование доказательного рассуждения в юридической науке и практике.


^ 4. ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ

Цель проведения семинарских и практических занятий заключается в закреплении полученных теоретических знаний на лекциях и в процессе самостоятельного изучения студентами специальной литературы. Основной формой проведения семинаров и практических занятий является обсуждение наиболее сложных вопросов по отдельным темам, а также решение логических задач. В обязанности преподавателя входят оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.


^ Содержание практических и семинарских занятий:


№ п/п

Тема занятия

Объём в часах по

формам обучения

очная

заочная

1

Понятие как форма мышления

2




2

Суждение как форма мышления

2

2

3

Умозаключение как форма мышления

6




4

Индукция и аналогия

2




5

Основные логические законы

2

2

6

Логические основы теории аргументации

2




Общий объем

16

4



^ 5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ


№ п/п

Тема занятия, задания

Объём в часах по

формам обучения

очная

заочная




^ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО







Общий объем









^ 6. РАСЧЁТНО–ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


№ п/п

Тема занятия, задания

Объём в часах по

формам обучения

очная

заочная




^ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО







Общий объем









^ 7. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ


Контрольная работа выполняется в виде письменного ответа на указанные в индивидуальном за­дании вопросы. Вопросы определяются по первой букве фамилии. Контрольная работа предусматривает рассмотрение двух вопросов: 1)общетеоретического и 2) специального вопроса, ориентированного на профессиональное использование знаний законов и форм логического мышления в юридической науке и практике, и, прежде всего, в профессиональной деятельности юриста. Объем контрольной работы не должен превышать 16-18 страниц рукописного текста.


^ Вопросы для выполнения контрольной работы



А

1,56

Л

11,46

X

21,36

Б

2,55

М

12,45

Ц

22,35

В

3,54

Н

13,44

Ч

23,34

Г

4,53

О

14,43

Ш

24,33

Д

5,52

П

15,42

Щ

25,32

Е

6,51

Р

16,41

Э

26,31

Ж

7,50

С

17,40

Ю

27,30

3

8,49

Т

18,39

Я

28,29

И

9,48

У

19,38







К

10,47

Ф

20,37








Тематика контрольных работ


1.Предмет логики, ее значение и место в системе научных знаний

2.Исторические этапы развития логики

3.Законы и формы логического мышления, их особенности

4.Логический и систематический анализ языка и мышления

5.Сущность понятий, их логическая характеристика

6.Основные логические приемы формирования понятий: анализ и
синтез, абстрагирование, идеализация, ограничение и обобщение
понятий

7.Сущность и виды определения понятий. Основные правила
определения и ошибки, вытекающие из их нарушения

8.Сущность и виды деления понятий. Правила деления и ошибки,
вытекающие из их нарушения

9.Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые,
совместимые и несовместимые понятия.

10Суждение как форма мышления. Виды суждений.
Распределимость терминов в суждениях типа А, Е, I, О

11. Отношения между простыми суждениями. Правила логического квадрата

12.Сложные суждения конъюнкции, дизъюнкции, импликации, экаиваленции, внешнего отрицания. Условия истинности и табличная характеристика их логических значений

13.Отношения между сложными суждениями. Сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые, сложные суждения

14.Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений, их логическая характеристика

15.Логические операции превращения, обращения, противопоставления предмету, противопоставления субъекту

16.Суждения с отношениями, их логическая характеристика

17.Простой категорический силлогизм. Фигуры и модусы силлогизма. Правила посылок, терминов, фигур

18.Сложные и сложносокращенные силлогизмы, их логическая характеристика

19.Условно-категорические умозаключения, их логическая
характеристика. Условия истинности вывода по modus ponens и
modus tollens

20.Разделительно-категорические умозаключения, их логическая
характеристика. Условия состоятельности вывода по modus ponendo tollens и modus tollendo ponens

21 .Условно-разделительные умозаключения (леммы), их логическая характеристика

22.Логическая структура и характер вывода в индуктивных умозаключениях

23.Методы установления причинно-следственных связей в научной индукции

24. Аналогия (традукция), ее виды и условия состоятельности вывода

25.Законы логики, логические тавтологии и основные принципы правильного мышления

26. Гипотеза, ее структура и виды. Способы доказательств гипотез

27.Доказательство и опровержение, их логическая структура и виды. Правила и ошибки в доказательстве и опровержении

28.Логические основы аргументации, ее структура. Правила и ошибки аргументации

29.Роль логики в формировании профессиональных качеств юристов

30.Описание как логический прием и как средство достижения истины в правосудии

31 .Характеристика как логический прием и как средство установления опасности личности преступника

32.3начение логических операций определения и деления понятий в юридической науке и практическом рассуждении

33.Познавательное значение атрибутивных, реляционных и экзистенциальных суждений, специфика их использования в юридической науке и практике

34.Познавательная роль модальных суждений и специфика их использования в юридической науке и практике .

35.Конъюнкция и ассоциативность мышления в юридической науке и практике

36.Дизъюнкция и ее роль в юридической науке и практике

37.Многообразие выражения прав и обязанностей граждан формой импликативных и эквивалентных суждений

38.Место операции превращения в юридической дискуссии

39.Роль логической операции обращения в проверке правильности юридических определений

40.Роль логической операции противопоставления предикату в извлечении дополнительной информации о составе преступления и личности преступника

41 .Значение силлогистики для юридической науки и практики

42.Использование правил логического квадрата в юридической теории и практике

43. Лемматические умозаключения и проблема выбора в юридической практике

44.Учет степени вероятности индуктивных умозаключений в юридической практике

45 .Использование методов индуктивного исследования в юридической практике

46. Аналогия закона и аналогия права

47.Истины факта и возможности их использования для установления состава преступления и личности преступника

48.Роль доказательства в определении события и состава преступления, степени вины преступника

49.Роль доказательства в установлении истинных мотивов преступления, причин и условий его совершения

50.Версия в судебно-следственной практике

51 .Убеждение как основа аргументированного процесса доказывания в судебно-следственной практике

52. Учет специфики аудитории как объекта аргументированного воздействия в практике судопроизводства

53.Эмоционально-психологические факторы аргументации в судебно-следственной практике

54.Процессуальное выражение дискуссии и полемики в прениях сторон

55.Требования доказательного рассуждения в юридической науке и практике

56. Адвокат и прокурор как субъекты аргументации в практике судопроизводства


kultura-rusi-xi-xviv.html
kultura-soprotivleniya-kozhu-dlya-nih-dayut.html
kultura-srednevekovoj-zapadnoj-evropi-osobennosti-cennosti-ideali-stranica-5.html
kultura-ssha.html
kultura-stranica-17.html
kultura-uchebnoe-posobie-pod-red-b-v-lichmana-ekaterinburg-izd-vo-sv-96-2001-g-368-s-istoriya-rossii.html
  • crib.bystrickaya.ru/iii-ukazaniya-joginu-put-misticheskogo-zhertvoprinosheniya-joga-podchineniya-nizshego-ya1.html
  • student.bystrickaya.ru/2-likvidaciya-avarii-na-obektah-svyazannih-s-ispolzovaniem-szhizhennogo-gaza.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-biologiya-dlya-professij-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya-i-specialnostej-srednego.html
  • klass.bystrickaya.ru/b3dv31-otklonenie-v-povedenii-doshkolnika-zadachi-professionalnoj-deyatelnosti-vipusknika-bakalavr.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-terapiya-virazitelnimi-iskusstvami-1-stupen-referat-po-kursu-vvedenie-v-artterapiyu-specialnost-020400-psihologiya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-teoriya-haosa-obshaya-harakteristika.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-specialnogo-kursa-konservatizm-v-rossii-v-konce-xix-nachale-hh-veka.html
  • literatura.bystrickaya.ru/respublika-tatarstan.html
  • crib.bystrickaya.ru/hls-ochen-vseobshee-bedstvie-kniga-kita-manna-otpravlyaet-chitatelya-na-attrakcion-istorii-rasskazivaya-kak-razvivalos.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vliyanie-vrednih-privichek-na-zdorove-molodezhi.html
  • letter.bystrickaya.ru/mikromarketing-otkaz-strahovatelya-ot-svoih-prav-na-zastrahovannoe-imushestvo-v-polzu-strahovshika-pri-obyazatelstve.html
  • institute.bystrickaya.ru/gorodskoe-i-selskoe-naselenie-rossii-chast-4.html
  • education.bystrickaya.ru/38dannie-kalibrovki-7-konfigurirovanie-cifrovih-preobrazovatelej-85.html
  • university.bystrickaya.ru/gematologiya-i-transfuziologiya-bibliograficheskij-ukazatel-postuplenij-v-rnmb-sentyabr-oktyabr-2004-g.html
  • turn.bystrickaya.ru/plenarnoe-zasedanie-gosdumi-tv-pervij-kanal-novosti-10-10-2008-borisov-dmitrij-18-00-13.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/russkaya-kultura-nauka-i-obrazovanie-v-pervoj-polovine-19-veka.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nasha-konsultaciya-moskovskaya-pressa-regionalnaya-pressa.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-na-baze-eum-novogo-pokoleniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/oficialnaya-informaciya-detsko-yunosheskaya-biblioteka-respubliki-kareliya-bibliotechnij-vestnik-karelii-vipusk-13-20.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-modulya-vvedenie-v-biotehnologiyu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vneklassnoe-zanyatie-po-optike-v-shkole-odarennih-detej.html
  • write.bystrickaya.ru/fragment-5-iii-predmetnie-interpretacii-simvolov-tablici-form.html
  • education.bystrickaya.ru/4-cheloveka-pogibli-na-trasse-m-8-arhangelskaya-oblast-informacionnoe-agentstvo-regnum-15082011.html
  • thescience.bystrickaya.ru/innovacionnaya-perestrojka-ekonomiki-tsya-osnovnie-nauchnie-rezultati-dissertacij-na-soiskanie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazka-dom-s-krasnim-cvetkom-stranica-7.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rosleshoz-hochet-45-mlrd-na-tushenie-pozharov-v-2012-godu-internet-resurs-bfmru-16082011.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/geografi-issledovateli-avstralii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/r-a-s-p-i-s-a-n-i-e-u-ch-e-b-n-i-h-z-a-n-ya-t-i-j-raspisanieuchebnihzanyatij-na-1-semestr-2009-2010-uchebnogo-goda.html
  • composition.bystrickaya.ru/perechen-kontroliruemih-vizualnimi-nablyudeniyami-pokazatelej-sostoyaniya-gidrotehnicheskih-sooruzhenij.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-avtorov-statej-i-inih-materialov-povisheniya-kvalifikacii-rabotnikov-obrazovaniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/jennifer-lopez-deseo-forever-armand-basi-lovely-blossom.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-raboti.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-lmsh-poznakomit-uchashihsya-s-novimi-razdelami-matematiki-ne-soderzhashimisya-v-bazovih-programmah.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-realizacii-polozhenij-programmi-kompleksnogo-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-yurgamishskogo-rajona-na-2010-god-i-planovij-period-do-2012-goda.html
  • literature.bystrickaya.ru/blok-3-algebra-rabochaya-programma-po-matematike-dlya-10-b-klassa-mou-bolshemeteskinskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.