.RU

Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Республике Дагестан в 2012 году


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2012 г. № 32


Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы

общего образования в Республике Дагестан в 2012 году


Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011 – 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» Правительство Республики Дагестан п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Республике Дагестан в 2012 году (далее – Комплекс мер).

2. Министерству образования и науки Республики Дагестан утвердить план реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан в 2012 году.

3. Определить Министерство образования и науки Республики Дагестан уполномоченным органом по взаимодействию с Министерством образования и науки Российской Федерации по вопросам реализации Комплекса мер.

4. Министерству финансов Республики Дагестан, Министерству образования и науки Республики Дагестан уточнять размеры средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Дагестан на финансирование мероприятий, связанных с реализацией Комплекса мер.


^ Временно исполняющий обязанности

Председателя Правительства

Республики Дагестан Н. Казиев


УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Республики Дагестан

от 10 февраля 2012 г. № 32


КОМПЛЕКС

мер по модернизации системы общего образования

в Республике Дагестан в 2012 году


  1. Текущее состояние системы общего образования
    в Республике Дагестан


В настоящее время в Республике Дагестан 1678 общеобразовательных учреждений, в том числе 219 общеобразовательных учреждений (13 проц.) расположено в городской местности и 1459 (87 проц.) – в сельской местности.

Количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях составляет 386279 человек, по этому показателю республика занимает одно из лидирующих мест в Российской Федерации. При этом 273669 учеников обучаются в первую смену и 112610 учеников – во вторую и третью смены, соответственно, обеспеченность ученическими местами в школах республики составляет 70,8 процента. Средняя наполняемость в классах городской местности – 24 человека, а в сельской местности – 14 человек.

В Республике Дагестан в сфере общего образования занято 41918 учителей, из них 10918 работают в городской местности, а 31000 – на селе.

Существенных улучшений в развитии общего образования удалось достичь за годы реализации приоритетного национального проекта «Образование». В школы республики было поставлено 1187 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования, учащиеся начальных классов были обеспечены разовым питанием, 1418 педагогов республики были поощрены премиями «Лучший учитель», более 24 тысяч учителей ежемесячно получает вознаграждение за выполнение функций классного руководителя.

Для продолжения осуществления основных направлений приоритетного национального проекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (далее – НОИ «Наша новая школа») в республике действует республиканская целевая программа «Развитие образования в Республике Дагестан на 2011-2015 годы».

Все общеобразовательные учреждения республики, за исключением начальных школ, обеспечены доступом в сеть Интернет. В последние годы особое внимание уделяется обеспечению общеобразовательных учреждений компьютерной техникой. В настоящее время показатель количества учащихся на один компьютер в республике равен 17, для сравнения в 2006 году аналогичный показатель был равен 60.

С 1 января 2008 года в соответствии с Законом Республики Дагестан от 1 ноября 2001 года № 47 «О методике распределения средств, причитающихся бюджетам муниципальных районов (городских округов) из республиканского фонда компенсаций на реализацию основных общеобразовательных программ» в республике начат процесс введения нормативного подушевого финансирования. В настоящее время финансовые средства в большинство муниципальных образований доводятся в соответствии с нормативами с учетом коэффициентов за высокогорность и безводность, также применяются понижающие и повышающие коэффициенты. В структуру норматива включены: заработная плата, учебные расходы и книгоиздательская продукция.

В республике преобладают сельские школы (87,2 проц.). В этих условиях приобретение автобусов для сельских школ является одним из ключевых для республики направлений. За годы реализации приоритетного национального проекта «Образование» в школы республики поступило 369 транспортных средств.

Следует отметить, что в системе общего образования в Республике Дагестан менее 50 проц. учащихся получают образование в условиях, отвечающих современным требованиям. Одной из основных задач для республики является сохранение малокомплектных школ (более 300).

Кроме того, необходимо учитывать общий износ зданий и слабую инфраструктуру общеобразовательных учреждений. Более 40 проц. общеобразовательных учреждений нуждается в капитальном ремонте, а 3,6 проц. находится в аварийном состоянии. Для сравнения: в 2010 году аналогичные показатели были равны 43 проц. и 15 проц. соответственно. Существенных улучшений в данном направлении удалось достичь за счет строительства новых и реконструкции имеющихся общеобразовательных учреждений. За последние два года в республике введено и реконструировано 24 общеобразовательных учреждения на 5560 ученических мест. В более чем 80 общеобразовательных учреждениях осуществлен капитальный ремонт, в 34 из них проведены аварийно-восстановительные работы.

В настоящее время в республике только 42,4 проц. школ имеют физкультурные залы, 81 проц. – столовую и буфет, 89,6 проц. – библиотеку. Актуальной проблемой для школ остается обеспечение комплексной безопасности. Частично данная проблема решена в рамках республиканской целевой программы «Пожарная безопасность на 2008 – 2010 годы».

Основой языковой политики Республики Дагестан является создание условий для гармоничного взаимодействия русского и дагестанских языков. Однако в республике наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным, а также родных языков, особенно среди молодого поколения. Заметно снизился уровень речевой культуры населения во всех сферах функционирования русского языка.

Решение вышеназванных проблем в системе общего образования в Республике Дагестан планируется достичь за счет реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования, а также за счет иных федеральных и республиканских целевых программ, направленных на развитие образования.


  1. ^ Описание итогов реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Республике Дагестан в 2011 году


В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» принято постановление Правительства Республики Дагестан от 8 июля 2011 г. № 232 «Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего образования в Республике Дагестан в 2011 году» (далее – Комплекс мер в 2011 году). Кроме того, распоряжением Правительства Республики Дагестан от 21 июня 2011 г. № 133-р создан Межведомственный совет по реализации проекта модернизации системы общего образования в Республике Дагестан. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2011 г. № 1664-р Республике Дагестан на модернизацию системы общего образования в 2011 году выделена субсидия в размере 952 419,0 тыс. рублей. В республиканском бюджете Республики Дагестан на эти цели предусмотрены средства в сумме 50 127,0 тыс. рублей.

В рамках реализации Комплекса мер в 2011 году в общеобразовательные учреждения республики поставлено 258 комплектов учебно-лабораторного оборудования, а также 210 комплектов наглядного пособия, в том числе средств обучения, для обеспечения реализации требований федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования. На эти цели были предусмотрены средства в размере 242,0 млн рублей.

В общеобразовательные учреждения республики закуплено компьютерной техники на общую сумму 215 млн рублей, в результате чего компьютерный парк общеобразовательных учреждений пополнен 6000 единицами компьютерной техники. При этом особое внимание было уделено программному обеспечению и приобретению электронных образовательных ресурсов.

Для обеспечения занятий по предмету «Физическая культура» с учетом введения обязательного третьего урока в неделю (организации подвижных игр и физической подготовки) в рамках реализации Комплекса мер в 2011 году осуществлялась поставка современного спортивного инвентаря на сумму 15,9 млн рублей, что позволило привлечь большее количество детей к внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности и способствовало реализации НОИ «Наша новая школа» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

Еще одним направлением развития системы общего образования в республике является оснащение общеобразовательных учреждений оборудованием для организации медицинского обслуживания обучающихся. В школы республики было поставлено 153 комплекта современного медицинского оборудования на сумму 36,8 млн рублей.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Дагестан организовано разовое питание учащихся начальных классов, планируется организовать также питание учащихся старших классов. Реализация Комплекса мер в 2011 году позволила за счет субсидии из федерального бюджета значительно укрепить материально–техническую базу школьных столовых. В 2011 году более 70 школ обеспечено современным оборудованием для школьных столовых на сумму 63,8 млн рублей.

Одно из основных направлений Комплекса мер в 2011 году – повышение квалификации и профессиональная переподготовка учителей и руководителей общеобразовательных учреждений для работы в соответствии с ФГОС нового поколения. На эти цели также было выделено 18,0 млн рублей. Это направление стало очень важным для республики в связи с тем, что с 1 сентября 2011 года все первоклассники Республики Дагестан стали обучаться в соответствии с ФГОС для начальной школы. Всего за 2011 год в республике и за ее пределами повысили квалификацию 9700 учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.

Существенные улучшения достигнуты в части пополнения фондов школьных библиотек (1 млн единиц учебников и учебной литературы на общую сумму 174,4 млн рублей). Одним из главных результатов реализации Комплекса мер в 2011 году можно считать обеспечение всех первоклассников к 1 сентября 2011 года бесплатными учебниками, прошедшими государственную экспертизу на соответствие ФГОС и включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год.

Отдельное направление Комплекса мер в 2011 году – организация дистанционного обучения школьников, на которое были предусмотрены средства в размере 38,0 млн рублей. За 2011 год в 16 школах республики обеспечены условия для предоставления дистанционного обучения. Это позволит решить вопросы улучшения качества образования детей, обучающихся в сельской местности. Дистанционное обучение на базе крупных школ способствует также выявлению и развитию одаренных детей, подготовке школьников к ЕГЭ по специальным программам.

Большое значение уделено созданию возможностей для выявления и сопровождения талантливых и особо одаренных детей. С этой целью проведено обучение учителей приемам работы с данной категорией обучающихся. В республике уделяется особое внимание системе поддержки талантливых детей. Законом Республики Дагестан была утверждена республиканская целевая программа «Одаренные дети» на 2009-2011 годы. На базе Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров создан Центр координации работы с одаренными детьми. Ежегодно осуществляется грантовая поддержка инициативной и талантливой молодежи, а также целевая поддержка и стимулирование труда педагогов-наставников.

В соответствии с подписанным между Правительством Республики Дагестан и Министерством образования и науки Российской Федерации соглашением республикой взяты обязательства по доведению размера средней заработной платы учителей в 2011 году до средней по экономике в регионе, а также по достижению еще пяти показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета на модернизацию региональных систем общего образования. Все обязательства, взятые республикой, выполнены, в частности:

по первому показателю – все первоклассники, которые в общей численности школьников составляют 10,2 процента, с 1 сентября 2011 года стали обучаться по ФГОС начальной школы;

по второму показателю – получение учителями в установленном порядке первой, высшей квалификационных категорий и подтверждение соответствия занимаемой должности. К концу 2011 года доля учителей в общей их численности по данному показателю составила 9,5 процента. Для достижения данного показателя в Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров еженедельно проводилась аттестация. Кроме того, были организованы выездные компьютерные аттестационные процедуры, для этих целей институту была выделена необходимая техника;

по третьему показателю – доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников для работы в соответствии с ФГОС, в общей их численности составила 22,9 процента. Для достижения данного показателя в крупных районах республики проводились курсы с привлечением учителей из соседних районов и городов, а также организованы курсы повышения и переподготовки на базе Дагестанского государственного педагогического университета и выездные курсы на договорной основе в Федеральном институте развития образования и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования;

по четвертому показателю – за 2011 год в 16 школах республики были обеспечены условия для предоставления дистанционного обучения (1 проц. от общего числа общеобразовательных учреждений);

по пятому показателю – обеспечение положительной динамики снижения потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов. В рамках данного направления осуществлены мероприятия по усилению теплоизоляции, а также по установке и замене счетчиков в общеобразовательных учреждениях республики. Кроме того, проведена паспортизация этих учреждений в соответствии с нормами законодательства.

Для доведения размера средней заработной платы учителей до размера средней заработной платы по экономике в республике в республиканском бюджете Республики Дагестан были предусмотрены средства на увеличение фонда оплаты труда учителей в размере 382,3 млн рублей.

Средняя заработная плата учителей на 1 января 2011 года составляла 8100,0 рубля, а по экономике в республике – 10100,8 рубля. Увеличение заработной платы с 1 июня 2011 года на 6,5 проц., а также увеличение заработной платы учителей с 1 сентября 2011 года в рамках проекта модернизации системы общего образования позволило повысить фонд оплаты труда учителей на 31 проц., соответственно, и средняя заработная плата учителей на конец 2011 года составила 10 610,0 рубля.

Эффекты реализации Комплекса мер в 2011 году:

одним из основных эффектов реализации Комплекса мер в 2011 году является увеличение заработной платы учителей, которое проходило в рамках введенной с 1 сентября 2009 года новой системы оплаты труда работников образовательных учреждений Республики Дагестан. Базовая часть заработной платы учителей увеличена на 15 проц., а стимулирующая часть доведена до уровня не менее 30 проц. от общего фонда оплаты труда;

увеличение средней заработной платы учителей, а также повышающего коэффициента для молодых специалистов до 25 проц. наметило тенденцию притока молодых учителей;

с 1 сентября 2011 года все 35598 первоклассников начали обучение по ФГОС начального общего образования и каждый из них был обеспечен полным комплектом бесплатных учебников и учебной литературы;

в республике стартовал проект по организации дистанционного обучения на базе крупных школ;

в республике создано 7 базовых школ, расположенных в городской, низменной и горных местностях, в которых реализованы все мероприятия, включенные в Комплекс мер в 2011 году. Полностью оснащены современным оборудованием 24 общеобразовательных учреждения на 5560 ученических мест.

Таким образом, выделенные из федерального бюджета средства, наряду с ассигнованиями консолидированного бюджета Республики Дагестан, позволили в значительной степени повысить доступность качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина, создать реальные условия для проведения на территории Республики Дагестан единой государственной политики, обеспечивающей успешную реализацию основных положений НОИ «Наша новая школа».

С начала реализации Комплекса мер в 2011 году в Министерстве образования и науки Республики Дагестан действовал телефон выделенной «горячей линии» для консультаций по вопросам повышения заработной платы. Тема повышения заработной платы учителей обсуждалась на совещаниях, проводимых Министерством образования и науки Республики Дагестан совместно с начальниками управлений образования муниципальных районов и городских округов. Кроме того, ежемесячно проводились семинары с руководителями и главными бухгалтерами образовательных учреждений по вопросам своевременного и правильного начисления заработной платы учителям. Совместно с Контрольно-финансовым управлением Президента Республики Дагестан, Счетной палатой Республики Дагестан и Министерством финансов Республики Дагестан ежемесячно проводились выездные проверки с целью определения своевременности выплаты заработной платы работникам образовательных учреждений.

На официальном сайте Министерства образования и науки Республики Дагестан размещена информация о ходе реализации проекта модернизации системы общего образования на территории республики, а также информация о размере средств, выделенных на выплату заработной платы работникам общеобразовательных учреждений в разрезе муниципальных образований.

  1. ^ Реализация проекта модернизации системы

общего образования в Республике Дагестан в 2012 году


Комплекс мер по модернизации общего образования в Республике Дагестан в 2012 году (далее – Комплекс мер в 2012 году) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».

Координацию деятельности по реализации Комплекса мер в 2012 году будет осуществлять Межведомственный совет по реализации проекта модернизации системы общего образования в Республике Дагестан, оператор Комплекса мер в 2012 году – рабочая группа Министерства образования и науки Республики Дагестан.

Для модернизации системы общего образования в Республике Дагестан необходим новый уровень обеспечения качества образования, который будет достигнут при условии достойного уровня заработной платы учителей, регулярного обновления материальной базы школ, внедрения новых ФГОС на всех уровнях образования, широкого использования современных информационных технологий и организации дистанционного обучения.

Особенностью Комплекса мер в 2012 году является то, что его реализация будет проходить одновременно с реализацией утвержденной Законом Республики Дагестан от 8 февраля 2011 года № 13 республиканской целевой программы «Развитие образования в Республике Дагестан на 2011-2015 годы».


    1. ^ Цели и задачи Комплекса мер в 2012 году


Целью Комплекса мер в 2012 году является обеспечение населения Республики Дагестан качественным общим образованием современного уровня.

Приоритетным направлением Комплекса мер в 2012 году является развитие сети общеобразовательных учреждений Республики Дагестан.

Задачами Комплекса мер в 2012 году являются:

обеспечение размера средней заработной платы учителей на уровне не ниже средней заработной платы по экономике в Республике Дагестан;

внедрение новых организационно-финансовых механизмов в системе общего образования в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

повышение доступности качественных услуг в сфере общего образования;

обеспечение безопасности участников образовательного процесса в образовательных учреждениях, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

повышение уровня профессиональной подготовки учителей общеобразовательных учреждений для работы в условиях массового перехода на новые ФГОС на первой ступени обучения – в 1 и 2 классах начальной школы и на второй ступени обучения – в 5 классах основной школы;

развитие материально-технической базы, инфраструктуры, ресурсного обеспечения системы общего образования;

обеспечение условий для свободного получения обучающимися этнокультурного образования;

сохранение и развитие родных языков как основы национальной культуры и совершенствование преподавания русского языка как государственного языка России и языка межнационального общения, гармоничное развитие двуязычия;

решение проблем малокомплектных общеобразовательных учреждений в сельской местности;

привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения;

поддержка учителей, уходящих на пенсию;

создание базовых общеобразовательных учреждений и центров дистанционного образования.


    1. ^ Основные направления и мероприятия Комплекса мер

в 2012 году с обоснованием их эффективности


Приоритетным направлением Комплекса мер в 2012 году с учетом специфики развития общего образования в Республике Дагестан является развитие сети общеобразовательных учреждений с одновременным поддержанием размера средней заработной платы учителей на уровне не ниже средней заработной платы по экономике в Республике Дагестан. В 2012 году планируется окончательно решить проблему оптимизации сети общеобразовательных учреждений, а также вопросы, касающиеся малокомплектных школ. В этих целях планируется:

оснащение общеобразовательных учреждений транспортными средствами для подвоза обучающихся. Подвоз обучающихся в Республике Дагестан требуется не только для школ сельской местности, но и для школ, расположенных в городской местности, в которых обучаются дети из отдаленных районов. При этом в республике значительное количество населенных пунктов, в которых вообще отсутствуют общеобразовательные учреждения. В 2012 году вопрос подвоза обучающихся до общеобразовательных учреждений будет решен на 90 процентов;

организация дистанционного обучения в 48 общеобразовательных учреждениях (3 проц. от общего числа). Реализация мероприятий по дальнейшему внедрению в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий и цифровых средств обучения обеспечит возможность повсеместного внедрения дистанционного обучения;

капитальный ремонт всех государственных общеобразовательных школ-интернатов, что позволит за счет создания в них благоприятных условий и организации к ним подвоза обучающихся также решить вопросы малокомплектных школ.

Перечень мероприятий Комплекса мера в 2012 году приведен в приложении № 1.

Около 700 общеобразовательных учреждений (41 проц.) Республики Дагестан будет обеспечено в 2012 году современным учебно-лабораторным оборудованием, что позволит продолжить работу по сопровождению ФГОС для начальной школы. Кроме того, в порядке эксперимента планируется внедрение новых стандартов для основной школы.

Продолжится работа по компьютеризации школ, особое внимание будет уделено оснащению компьютерной техникой начальных и малокомплектных школ с одновременным подключением этих учреждений к сети Интернет. В 2012 году около 900 школ получит компьютерные классы, в результате показатель количества учащихся на 1 компьютер будет доведен до 11. В то же время скорость подключения к сети Интернет будет доведена до 512 кб/с, а в 20 проц. общеобразовательных учреждений – до 2 мб/с.

В 2012 году почти в 10 раз будут увеличены расходы на приобретение спортивного оборудования и инвентаря. Это позволит обеспечить 250 школ (14,9 проц.) новым спортивным оборудованием. При этом в школах, где отсутствуют спортивные залы, будет осуществляться обустройство детских площадок и спортивных полей.

Реализация мероприятий по дальнейшему совершенствованию механизмов финансирования и управления учреждениями системы общего образования обеспечит:

доведение финансовых средств до общеобразовательных учреждений в строгом соответствии с утвержденными нормативами;

развитие конкурентной среды между образовательными учреждениями, что позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг;

дифференцированную оплату труда педагогов в зависимости от качества предоставляемой образовательной услуги.

Мероприятия по качественному изменению профессиональной квалификации педагогических и руководящих работников в соответствии с изменяющимися задачами позволят обеспечить:

дальнейшее совершенствование механизмов мотивации педагогов на качественное изменение собственной квалификации;

новые профессиональные качества педагогов;

рациональное использование поставляемого в школы учебно-лабораторного оборудования.

В 2012 году будут приняты меры для развития дистанционных форм повышения квалификации. Большая часть средств, предусмотренных в рамках данного направления, будет направлена на организацию повышения квалификации и переподготовки педагогов за пределами республики. Всего за год повышение квалификации и переподготовку пройдут 10060 учителей.

Анализ итогов аттестации педагогических работников республики в 2011 году свидетельствует о наличии серьезных проблем у значительной части учителей. Из 6462 подавших заявление на прохождение аттестации на высшую и первую квалификационные категории 2239 педагогов (34,6 проц.) не смогли успешно ее пройти. Им будет уделено особое внимание в системе повышения квалификации и переподготовки в 2012 году.

В республике сложилась определенная система оценки качества образования. Формируется содержание процедуры внешней оценки, с помощью которой будет возможно осуществлять оценку образовательных программ, образовательных учреждений и образовательных достижений школьников. Создана электронная база данных 1100 школ – «Электронная карта школы». В 2012 году планируется завершение формирования базы, определение индикаторов, параметров, технологии оценки деятельности школ и персонально учителей, осуществление обработки и анализа полученных данных для публичного обсуждения результатов.

В продолжение начатой в 2011 году кампании по обеспечению каждого первоклассника бесплатными учебниками и учебной литературой в Комплексе мер в 2012 году предусмотрены мероприятия по обеспечению бесплатными учебниками и учебной литературой всех учащихся первых и вторых классов. В 2012 году обеспеченность учебниками будет доведена до 75 проц., данный показатель на начало 2011 года был равен 50 процентам.

Кроме того, огромное внимание будет уделено поставке учебников на родных языках, а также учебников на русском языке для национальных школ. Дагестанским научно-исследовательским институтом педагогики им. А.А. Тахо-Годи разработаны дополнения к примерным основным образовательным программам начального (общего) образования в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей, доработаны учебники родных языков для первого класса школ с учетом требований ФГОС. Также планируется поставка электронных образовательных ресурсов и видеокурсов на национальных языках. Это позволит обеспечить необходимые условия для качественного преподавания родных языков с 1-го по 11-й класс обучения в городских и поселковых школах с многонациональным составом учащихся, эффективного функционирования русского языка как государственного языка и языка межнационального общения народов Дагестана.

Реализация мероприятий по созданию условий для привлечения в общеобразовательные учреждения учителей обеспечит:

увеличение доли выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования, изъявивших желание работать в учреждениях, реализующих программы общего образования;

«омоложение» педагогических кадров общеобразовательных учреждений, в первую очередь, в сельской местности.

План-график повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений Республики Дагестан в 2012 году приведен в приложении № 2.


    1. ^ Сроки реализации Комплекса мер в 2012 году


Выделение отдельных этапов реализации Комплекса мер не предполагается. При этом основные направления Комплекса мер, начатые в 2011 году, будут продолжены в 2012 году.

План-график реализации мероприятий Комплекса мер в 2012 году приведен в приложении № 3.



    1. ^ Механизм реализации и объемы финансирования
      Комплекса мер в 2012 году


Министерство образования и науки Республики Дагестан уточняет и согласовывает с Министерством образования и науки Российской Федерации основные показатели и индикаторы, которые планируется достичь в результате реализации Комплекса мер в 2012 году, проводит мониторинг эффективности реализуемых мероприятий.

Мероприятия Комплекса мер в 2012 году осуществляются путем размещения государственных заказов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и с учетом рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации.

Общий объем финансирования Комплекса мер в 2012 году – 3 111,3 млн рублей, в том числе средства федерального бюджета – 2 955,7 млн рублей и средства республиканского бюджета Республики Дагестан – 155,6 млн рублей.

Реализация Комплекса мер в 2012 году будет осуществляться в соответствии с планом реализации комплекса мер по модернизации общего образования в Республике Дагестан в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан в 2012 году, утвержденным Министерством образования и науки Республики Дагестан.

Контроль за соблюдением условий расходования субсидий осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации.

Министерство образования и науки Республики Дагестан ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации отчет об осуществлении расходов бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достигнутых значениях показателей результативности предоставления субсидии по форме, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации.


    1. ^ Показатели эффективности использования субсидии на реализацию Комплекса мер в 2012 году


Показателями эффективности использования субсидии на реализацию Комплекса мер в 2012 году являются:

соотношение среднемесячной заработной платы учителей
в Республике Дагестан за четвертый квартал текущего года и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике Республики Дагестан в прошлом году по данным Федеральной службы государственной статистики;

доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по ФГОС, в общей численности обучающихся (по ступеням общего образования);

доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности;

доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности учителей;

доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений;

динамика снижения потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов.

Значения указанных показателей приведены в приложении № 4.


  1. ^ Информация о мерах, направленных на привлечение молодых специалистов на работу в общеобразовательные учреждения


В 2012 году предусмотрен ряд мер по привлечению молодых специалистов в общеобразовательные учреждения.

Одна из них – стимулирование работников общеобразовательных учреждений, приступивших к работе после окончания педагогических вузов. Для этого в системе оплаты труда предусмотрен повышающий коэффициент к должностному окладу в течение первых трех лет работы в размере 25 процентов. С 1 сентября 2012 года указанный повышающий коэффициент будет увеличен до 30-35 процентов. Республиканской целевой программой «Развитие образования в Республике Дагестан на 2011-2015 годы» к 2015 году планируется довести долю молодых специалистов от общего количества педагогических работников до 10,5 проц, благодаря совместной реализации программы и Комплекса мер в 2011 и 2012 годах данный показатель может быть доведен до 8 процентов уже в 2012 году.

Для учителей, находящихся на пенсии, законодательством Республики Дагестан предусмотрены социальные льготы. Министерство образования и науки Республики Дагестан рекомендовало общеобразовательным учреждениям локальными актами утвердить порядок установления единовременных выплат учителям, выходящим на пенсию, в пределах фонда оплаты труда.

В целях привлечения в сельские школы молодых специалистов республиканской целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 апреля 2004 г. № 114, установлены порядок и условия предоставления и использования субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность.

В 2011 году проводилась работа по выдаче льготных ипотечных кредитов молодым учителям под 8,5 процента годовых с первоначальным взносом не более 10 процентов от стоимости жилья. В Республике Дагестан уже начата работа в данном направлении, проведена соответствующая работа с коммерческими структурами. В настоящее время идет разработка необходимых нормативных правовых актов.

Кроме того, Министерством образования и науки Республики Дагестан проводится разъяснительная работа со студентами старших курсов высших учебных заведений для привлечения их на работу в школы.

Ежегодно каждое муниципальное образование объявляет квоту на должность учителя в общеобразовательных учреждениях. Студентам - выходцам из данных муниципальных образований предусмотрены социальные льготы при поступлении на работу учителем: помимо стимулирующей части заработной платы это компенсация коммунальных услуг по оплате электроэнергии и отопления. Также в 2012 году главам муниципальных образований будет рекомендовано проработать вопрос предоставления молодым учителям льготных кредитов на приобретение жилья.

Обязательным условием для каждого общеобразовательного учреждения будет являться повышение квалификации молодых учителей.

Республиканской целевой программой «Развитие образования в Республике Дагестан на 2011-2015 годы» предусматривается адресная поддержка молодых специалистов, поступивших на работу в образовательные учреждения, расположенные на территории сельских поселений Республики Дагестан.


  1. ^ Планируемые достижения в развитии системы общего образования в Республике Дагестан до 2020 года


Республиканской целевой программы «Развитие образования в Республике Дагестан на 2011-2015 годы», утвержденной Законом Республики Дагестан от 8 февраля 2011 года № 13, и Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года № 38, определены основные направления развития системы образования республики.

Несмотря на благоприятную демографическую ситуацию в целом по республике, численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях, как и в целом по Российской Федерации, сокращается.

Общеобразовательные учреждения Республики Дагестан остро нуждаются в развитии материально-технической базы и инфраструктуры сферы образования, а также в повышении качества образовательных услуг в соответствии с требованиями современной экономики и обеспечении доступности передового образования для населения Республики Дагестан.

В связи с этим одним из приоритетных направлений является строительство и реконструкция образовательных учреждений всех уровней, а также их материальное оснащение с учетом современных технологий образования. Особое внимание необходимо уделить развитию образовательной инфраструктуры для детей-инвалидов.

Основные показатели развития системы общего образования в Республике Дагестан до 2020 года:


^ Наименование показателя

2015 год

2020 год

Доля школьников, обучающихся по ФГОС, в общей численности обучающихся

65

100

Доля общеобразовательных учреждений, внедряющих информационно-коммуникационные технологии в образовательный процесс

60

85

Доля молодых специалистов в общем количестве педагогических работников

15

25

Соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников к средней заработной плате по экономике

120

150

Доля образовательных учреждений с этнокультурным компонентом






Основные цели и задачи развития системы общего образования до 2020 года:

повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;

обеспечение средней заработной платы всех педагогических работников на уровне выше, чем средняя по экономике в Республике Дагестан;

развитие толерантности среди учащихся, развитие системы обучения национальным языкам;

создание в каждом муниципальном образовании фонда качества образования;

развитие материально-технической базы образовательных учреждений;

повышение качества кадрового обеспечения образовательной системы;

реструктуризация и развитие системы образовательных учреждений общего образования, сокращение количества указанных образовательных учреждений, работающих в две смены;

увеличение количества образовательных учреждений общего образования, их отделений и филиалов, классов (групп) для способных и одаренных учащихся, в том числе в сельской местности;

сокращение малокомплектных школ за счет создания интернатов при крупных школах.

До 2025 года в республике планируется строительство 847 средних общеобразовательных учреждений во всех муниципальных образованиях на 195491 ученическое место.

___________________________________


^ ПРИЛОЖЕНИЕ №1

к Комплексу мер по модернизации

системы общего образования

в Республике Дагестан

в 2012 году


П Е Р Е Ч Е Н Ь М Е Р О П Р И Я Т И Й

Комплекса мер по модернизации

системы общего образования в Республике Дагестан в 2012 году





п/п

Наименование

Объемы финансирования (тыс. рублей)

всего

федераль-ный бюджет

республи-канский бюджет Республики Дагестан

1

2

3

4

5


1.


Приобретение оборудования, в том числе:


1 827 672,000


1 752 672,000


75 000,000

1.1.

Учебно-лабораторное оборудование

860 000,000

860 000,000



1.2.

Учебно-производственное оборудование

128 000,000

128 000,000



1.3.

Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений

123 972,000

123 972,000



1.4.

Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений

9 600,000

9 600,000



1.5.

Компьютерное оборудование

412 000,000

337 000,000

75 000,000

1.6.

Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся

52 000,000

52 000,000



1.7.

Оборудование для школьных столовых

217 100,000

217 100,000



1.8.

Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся

25 000,000

25 000,000



2.

Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся

150 000,000

150 000,000



3.

Пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений

274 900,000

204 900,000

70 000,000

4.

Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования)

193 095,000

193 095,000



5.

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей



84 859,000

74 296,000

10 563,000

1

2

3

4

5
















6.

Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе:

122 900,000

122 900,000



6.1.

Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика

96 000,000

96 000,000



6.2.

Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов

26 900,000

26 900,000



7.

Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования

33 900,000

33 900,000



8.

Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений

423 928,000

423 928,000






Итого:

3 111 254,000

2 955 691,000

155 563,000



______________________


^ ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к Комплексу мер по модернизации

системы общего образования

в Республике Дагестан в 2012 году


ПЛАН-ГРАФИК

повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений Республики Дагестан в 2012 году



Наименование показателя

I квартал


II квартал


III квартал


IV квартал

Размер фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений Респуб-лики Дагестан, рублей


1923945000

1923945000

1923945000

2039381700

Процент увеличения фонда оплаты труда учителей общеобра-зовательных учрежде-ний Республики Дагес-тан по отношению к его значению в предыду-щем квартале







6



_________________________________


^ ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

к Комплексу мер по модернизации

системы общего образования

в Республике Дагестан в 2012 году


ПЛАН-ГРАФИК

реализации мероприятий Комплекса мер по модернизации

системы общего образования в Республике Дагестан в 2012 году





Наименование мероприятия

Срок реализации мероприятия

Ответственные
за реализацию мероприятия

I квартал


II квартал


III квартал


IV квартал

1

2

3

4

5

6

Заключение Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Дагестан о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан на модернизацию региональной системы общего образования

до 15 февраля







Министерство образования и науки Республики Дагестан,

Министерство финансов Республики Дагестан,

Министерство юстиции Республики Дагестан

Заседание Межведомственного совета по реализации проекта модернизации системы общего образования в Республике Дагестан


20 февраля

21 мая

27 августа

30 ноября

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Разработка детальных планов изменений школьной сети, создания базовых школ


до 1 марта







Министерство образования и науки Республики Дагестан

Мониторинг закупаемого оборудования (наименование и количество)


до 1 марта







Министерство образования и науки Республики Дагестан



1

2

3

4

5

6

Процедура проведения конкурсных торгов

март

апрель-июнь





Министерство образования и науки Республики Дагестан,

Министерство экономики Республики Дагестан


Поставка оборудования в общеобразовательные учреждения






сентябрь

до 1 ноября

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Повышение оплаты труда всех педагогических работников, в том числе учителей. Внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты






август



Министерство финансов Республики Дагестан,

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Внесение изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 8 октября 2009 г. № 345, касающихся установления повышающих коэффициентов к должностному окладу для молодых специалистов





август



Министерство образования и науки Республики Дагестан

Организация повышения квалификации учителей за пределами республики




апрель

сентябрь

октябрь-ноябрь

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Выезд в муниципальные образования с целью контроля выплаты заработной платы в повышенном размере





сентябрь

ноябрь

Министерство образования и науки Республики Дагестан,

Министерство финансов Республики Дагестан


Совещания с главами муниципальных образований по вопросам реализации проекта модернизации системы общего образования в Республике Дагестан на местах


апрель

июль

сентябрь

декабрь

Министерство образования и науки Республики Дагестан

1

2

3

4

5

6

Проведение круглых столов с привлечением профсоюзов и педагогической общественности


регулярно

регулярно

регулярно

регулярно

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Аналитические совещания по вопросам реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Республике Дагестан в 2012 году с участием федеральных экспертов







ноябрь

Министерство образования и науки Республики Дагестан,

Министерство финансов Республики Дагестан



________________________________________________


^ ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

к Комплексу мер по модернизации

системы общего образования

в Республике Дагестан в 2012 году


Значения показателей (подпоказателей) результативности предоставления федеральной субсидии

республиканскому бюджету Республики Дагестан на модернизацию региональной

системы общего образования в 2012 году


№ п/п

Наименование показателя результативности предоставления субсидии

Значение показателя результативности предоставления субсидии

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

1

2

3

4

5

6

^ 1. Среднемесячная заработная плата учителей в Республике Дагестан

1.1

Соотношение среднемесячной заработной платы учителей
в Республике Дагестан за IV квартал текущего года и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике Республики Дагестан в прошлом году, по данным Федеральной службы государственной статистики

104,55

104,9

105

100

1.1.1.

Размер среднемесячной заработной платы учителей в Республике Дагестан (рублей)

10560

10597

10610

11285

1.1.2.

Размер среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике Республики Дагестан, по данным Федеральной службы государственной статистики (рублей)



10100,8

10100,8

10100,8

-



















1

2

3

4

5

6

^ 2. Школьники, обучающиеся по федеральным государственным образовательным стандартам*

2.1.

Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, в общей численности обучающихся в начальной школе (процентов)

25,0

25,0

50,9

50,9

2.1.1.

Численность школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (человек)

37598

37598

75110

75110

2.2.

Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования в общей численности обучающихся в основной школе (процентов)

-

-

0,15

0,15

2.2.1.

Численность школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования (человек)

-

-

250

250



1

2

3

4

5

6

2.3.

Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам среднего (полного) общего образования в общей численности обучающихся в средней школе (процентов)

-

-

-

-

2.3.1.

Численность школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам среднего (полного) общего образования (человек)

-

-

-

-

* Нарастающим итогом

^ 3. Учителя, получившие в установленном порядке первую и высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности*

3.1.

Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (процентов)

2

4

6

8

3.1.1.

Численность учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационную категорию, и подтверждение соответствия занимаемой должности (человек)

838

2095

2934

4401

*Нарастающим итогом

1

2

3

4

5

6

4. Руководители и учителя общеобразовательных учреждений, прошедшие повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений*

4.1.

Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (процентов)

4

11

15

24

4.1.1.

Численность руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (человек)



1676

4610

6287

10060



1

2

3

4

5

6

^ 5. Общеобразовательные учреждения, осуществляющие дистанционное обучение обучающихся*

5.1.

Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)

-

-

2

3

5.1.1.

Число общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся

16

16

48

48

6. Снижение потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

6.1.

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

положительная

положительная

положительная

положительная



______________________________

kupcova-le-obrazovanie-i-nauka-iii-materiali-iii-regionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-24-i-27-marta-2009.html
kupechestvo-i-pravoslavie.html
kupil-kontrafakt-stal-vorom-radio-10-mayak-novosti-21-10-2008-stadnickaya-lora-10-00-10.html
kupit-dvd-s-etimi-gost-i-dokumentaciej-mozhno-po-adresu.html
kuraev-a-diak-nirvana-i-carstvo-bozhie-stranica-4.html
kurakov-l-p-krasnov-a-g-nazarov-a-v-ekonomika-innovacionnie-podhodi-uchebnoe-posobie-stranica-66.html
  • control.bystrickaya.ru/doplivmatika-boreev-georgij-legendi-i-pritchi-rasskazi-o-joge.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hristianizaciya-rusi.html
  • klass.bystrickaya.ru/45-zaklyuchenie-konspekt-lekcij-po-kursu-bazi-dannih.html
  • tests.bystrickaya.ru/m-a-rober-i-f-tilman-opredelyayut-konflikt-sleduyushim-obrazom-eto-sostoyanie-potryaseniya-dezorganizacii-po-stranica-7.html
  • universitet.bystrickaya.ru/standartizaciya-voznikla-v-processe-trudovoj-deyatelnosti-lyudej-v-svyazi-s-neobhodimostyu-sozdaniya-naibolee-sovershennih-orudij-proizvodstva-i-priyomov-ih-proizvod-stranica-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vopros-razve-otnosheniya-mezhdu-obektom-i-subektom-ne-dvojstvenni-doktor-fon-franc.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ii-osobennosti-kategorialnogo-vzaimodejstviya-v-sovremennom-anglijskom-yazike.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-dopolneniyah-i-izmeneniyah-normativno-pravovih-aktah-n-i-sergeev-v-v-mungalova-oprincipah-vzaimodejstviya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/153-spektrometricheskij-gamma-karotazh-tehnicheskaya-instrukciya-po-provedeniyu-geofizicheskih-issledovanij-i-rabot.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-g-viderzhki-iz-slovarya-terminov-lps-fsc-std-01-002-fsc-glossary-of-terms-2000.html
  • studies.bystrickaya.ru/a-mezhdu-nimi-chto-to-obruchalnoe-kolco-neprostoe-ukrashene-dvuh-serdec-odno-reshene-.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-semdesyat-vtoraya-pyatdesyat-sedmaya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-143-27-avgusta-2011g-rabochaya-programma-pedagoga-solovyovoj-eleni-yurevni-po-literature-v-7-klasse-rassmotreno-na-zasedanii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-23-26.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-sovhoz-vasilevskij-kniga-eta-pisalas-pochti-chetvert-veka-nazad-za-eti-godi-mnogoe-proizoshlo-pala-kazavshayasya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-mirovaya-ekonomika-i-ee-struktura-stranica-13.html
  • control.bystrickaya.ru/blm-mekeme-basshilarina-09-04-15g-15-sur-kn-sa.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prigotovlenie-izdelij-iz-testa.html
  • college.bystrickaya.ru/13-pravo-na-ohranu-zdorovya-i-medicinskuyu-pomosh-mezhregionalnoj-seti-za-preodolenie-socialnoj-isklyuchennosti.html
  • grade.bystrickaya.ru/mikelandzhelo-antonioni-aleksandr-fedorov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stefanenko-t-g-etnopsihologiya.html
  • urok.bystrickaya.ru/prakticheskie-zanyatiya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-napravleniyu-030500-yurisprudenciya-po-specialnosti-030501.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vladimir-levi-stranica-3.html
  • books.bystrickaya.ru/edinaya-rossiya-i-rspp-podpishut-soglashenie-o-sotrudnichestve-pervij-kanal-novosti-20-11-2008-borisov-dmitrij-12-00-15.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/puchkova-l-i-cibulko-i-p-aleksandrovv-n-solovevat-v.html
  • report.bystrickaya.ru/greshnerova-annamari-slovakiya-vzaimootnosheniya-kulturi-rechi-yazikovoj-normi-i-proiznosheniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/alternativnaya-energetika-koncepciya-zastavit-zakon-rabotat-portal-obshestvennoj-palati-15-mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-15-bluzhdayushie-v-predvechnom-charlz-uilyams.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakonodatelstvom-opredeleni-dve-gruppi-platelshikov-esn.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-svyaz-istorii-i-filosofii-nauki-klassifikaciya-nauk-estestvennie-socialnie-gumanitarnie-i-formalnie-nauki-stranica-8.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-proishozhdenie-i-razvitie-soznaniya-cheloveka-107-obshaya-psihologiya.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-novaya-i-novejshaya-istoriya-zarubezhnih-stran.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-trudovoe-vospitanie-uchashihsya-vspomogatelnoj-shkoli-kniga-dlya-uchitelya-moskva-shkola-press-1994-obuchenie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-m-o-uezov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/povtornoe-izveshenie-o-provedenii-zaprosa-kotirovok-na-postavku-literaturi-dlya-kyahtinskoj-centralizovannoj-bibliotechnoj-sistemi-stranica-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.