.RU

Концепция регионального брендинга Нижегородской области (2009) - страница 3


Учитывая специфику Нижегородской области как субъекта-донора, а также густонаселенность и большой охват территории, необходимо отметить, что важнейшим источников доходов области являются экспортные отрасли. Нижегородские предприятия экспортируют свою продукцию как на внутренний, так и на внешний рынки. Сначала подробнее остановимся на новой экспортной отрасли, ориентированной не только на Россию, но и на другие страны.
Мощнейшим экспортным потенциалом обладает сфера информационных технологий, которым отводится важное место в формировании «новой экономики» Нижегородской области. Этим термином в Стратегии развития региона до 2020 года обозначен сектор высокотехнологичных предприятий и IT-компаний, который в ближайшие годы должен стать одной из точек роста наряду с автопромом. В 2007 году объем услуг IT-сектора увеличился на 75% по сравнению с предыдущим годом и достиг без малого 3 млрд рублей. Около 70% выручки предприятий отрасли обеспечил экспорт программного обеспечения (ПО). По производству ПО на экспорт область занимает четвертое место в России после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Однако в региональном продукте доля IT-разработок составляет пока около 1%.

Для того чтобы обеспечить развитие «новой экономики» опережающими темпами по сравнению с базовыми отраслями, осуществляется программа стимулирования развития технопарков, в том числе в формате частно-государственного партнерства. Такая тактика должна сохранить за Нижним Новгородом позицию одного из ведущих российских центров информационных технологий, привлечь ведущие мировые и отечественных компании, с тем чтобы наращивать объем производства высокотехнологичной продукции.

Особенностью нижегородского IT-рынка в сравнении с другими центрами программного аутсорсинга является его высокая концентрация: в Нижнем находятся четыре основных игрока. Это большие и стабильные компании, созданные в конце 80-х - начале 90-х годов. «Мера НН» (торговая марка Mera Networks, около тысячи сотрудников) и «Телека Россия» (более 1100 специалистов) входят в число лидеров российской IT-индустрии. Еще два десятка средних компаний занимаются разработкой ПО и системной интеграцией.

Привлекательность нижегородского рынка для зарубежных заказчиков и инвесторов растет по мере повышения финансовой прозрачности бизнеса и прохождения международной сертификации. В 2003 году «Тэлма Софт» (с 2006 года - «Телека Россия») первой в России прошла сертификацию на пятый уровень качества по модели SEI CMM, характеризующей степень зрелости компании. По итогам 2007 года «Телека Россия» входит в рейтинг наиболее быстро развивающихся компаний Европы, Ближнего Востока и Африки в области высоких технологий Deloitte 500. В топ-10 агентства «Эксперт РА» нижегородский разработчик занимает седьмое место.

«Мера НН» стала первым российским разработчиком ПО, получившим специализированный сертификат TL 9000. В 2008 году компания вошла в список ста ведущих поставщиков в сфере IT-аутсорсинга, который составила Международная ассоциация профессионалов аутсорсинга (IAAP).

Почти на 50% увеличились обороты небольшой по региональным меркам (100 специалистов), но быстро растущей компании «Теком».

В прошлом году для исполнения контрактных обязательств все IT-компании региона существенно - на 20-30% - увеличили штат разработчиков и производственные мощности33.
^ 4.1. Переход от экспорта услуг к центрам разработки
Отношение зарубежных производителей ПО к нижегородскому софту в последние годы изменилось. Если обычно на аутсорсинг передавали некритичные для заказчика процессы, то сейчас нижегородские компании участвуют в разработке крупных IT-систем. «Mера НН», первой в Нижнем Новгороде вышедшая на рынок экспортных разработок ПО для телекоммуникационной отрасли, накопила богатый опыт отраслевых решений, что вывело ее на уровень, называемый «центром компетенций». Наряду с аутсорсингом компания разрабатывает собственные инновационные продукты для операторов IP-телефонии, интернет-провайдеров.

На качественно новый уровень поднялась средняя по региональным меркам компания «Теком», выполняя заказы американской корпорации Harris.

Весной 2006 года «Тэлма Софт», входящая в десятку ведущих отечественных разработчиков программного обеспечения, стала частью Teleca Group, которая заплатила за нижегородскую компанию 22 млн долларов. Оценив качество российских разработок, шведы перешли от аутсорсинга к инвестированию и перенесли на нижегородскую площадку часть своих проектов. Как следствие, интеграция в мировую IT-индустрию повысила уровень коммуникаций с зарубежными партнерами и качество разработок.

До 2010 года шведы намерены инвестировать около 7 млн долларов в развитие инфраструктуры российского подразделения концерна. Заявленные инвестиции пойдут на организацию новых рабочих мест и на подготовку квалифицированных кадров.

^ 4.2. Диверсификация отрасли
Стратегия развития аутсорсинговых компаний, стремящихся иметь несколько точек опоры, в последние годы определяется ориентацией на определенные продуктовые ниши, поиском клиентов и рынков сбыта, а также на диверсификацию клиентских портфелей.

В марте 2008 года «Телека Россия» продлила контракт с одним из своих ключевых заказчиков - компанией Motorola - на разработку программного обеспечения для мобильных телефонов. Сегодня компания уже имеет несколько клиентов. Когда компания только начинала свою деятельность, заказы от Motorola составляли 90% портфеля. Сегодня половина общего объема приходится на разработки для других заказчиков.

С концерном Teleca нижегородская компания продолжит сотрудничать в области разработки встроенного программного обеспечения для беспроводных устройств сотовой связи, а также клиент-серверных решений для мобильных телефонов. Среди новых заказчиков — UIQ, Qualcomm, Noser, Streamezzo.

Активно диверсифицирует свой клиентский портфель и компания «Теком». В последние годы она участвует в разработках ПО не только для американских заказчиков, но и для телекоммуникационных центров в Испании, Франции и Германии.

«Мера НН», поддерживая сотрудничество со своим первым заказчиком, канадской компанией Nortel, пополнила список клиентов компаниями Alcatel-Lucent, Ericsson и Siemens Mobile.


Сегодня нижегородский IT-рынок прирастает за счет новых игроков. Расширение объемов деятельности и, как следствие, увеличение потребностей в квалифицированных кадрах заставляет компании открывать центры разработок в провинции. В прошлом году в Нижнем Новгороде появилось два таких центра: транснациональная Exigen Services и российский офшорный разработчик Auriga. Intel перевела центр разработок и исследований из закрытого Сарова в открытый технопарк «Сатис».

Среди преимуществ, которые делают столицу Приволжского федерального округа привлекательной для IT-компаний, называют высокий уровень фундаментальной науки, исторически сложившееся сложное приборостроение, высокий образовательный и кадровый потенциал, а также удобную логистику.

В регионе создается инфраструктура, которая должна рационально организовать ресурсы и дать им новый импульс к развитию. В области предполагается создать в общей сложности 300 тыс. квадратных метров производственных площадей информационно-технологических парков. Средства на эти цели идут и из областного бюджета. Первым проектом стал технопарк «Сатис», в котором к 2010 году планируется создать около двух тысяч рабочих мест. Основным источником финансирования являются средства независимых инвесторов, в первую очередь АФК «Система», которая наряду с правительством Нижегородской области, федеральным ядерным центром в Сарове (ВНИИЭФ-РФЯЦ), Минатомом и администрацией города Сарова является учредителем технопарка.

Создание первого в Нижнем Новгороде IT-технопарка «Орбита» профинансировал региональный Эллипс-банк. На его площадях сейчас ведут бизнес разработчики в области средств связи, IP-телефонии, цифровой обработки сигналов, спутниковой и мобильной связи. Здесь же расположились заказчики и пользователи ПО — телекоммуникационные компании, а также банки, юридические, страховые, лизинговые, консалтинговые, образовательные компании.

Крупнейший проект российской госпрограммы по созданию парков высоких технологий - IT-парк «Анкудиновка»34. Здесь будет деловая зона на 13 тыс. рабочих мест и жилой сектор. Из бюджетов всех уровней в создание парка будет вложено 3 млрд рублей, частные инвестиции составят около 12 млрд. Ожидается, что, когда парк начнет работать (пуск запланирован на 2010 год), его компании будут выпускать продукции на 10 млрд рублей в год - втрое больше, чем все нижегородские предприятия отрасли в прошлом году. Парк «Анкудиновка» будет специализироваться на производстве экспортного программного обеспечения. Сюда планируется привлечь софтверные компании, уже работающие на нижегородском рынке: «Меру НН», «Телека Россия», Intel, «Теком», а также Microsoft, которая в 2005 году создала в Нижегородском госуниверситете Центр компетенций в области высокопроизводительных вычислений на базе технологий Microsoft. В качестве еще одного якорного арендатора рассматривается Hewlett Packard.

^ 4.3. Нехватка кадров
В принципе нет ничего невозможного в том, чтобы привлечь в региональный IT-парк ведущих мировых разработчиков софта. Гендиректор «Телека Россия» Валерий Калачев вспоминает, как в прошлом году на российско-американском технологическом симпозиуме в Сан-Франциско был проведен опрос: участников просили назвать лучшее место для размещения бизнеса в сфере информационных технологий. Около четверти отдали предпочтение Нижегородской области — первое место. Второй оказалась Индия.

Однако динамично растущий региональный IT-рынок уже столкнулся с серьезным ограничителем, который может поставить под сомнение реальность намеченных планов создания нижегородской Силиконовой долины. Это катастрофически нарастающий дефицит кадров. Новые технологии появляются быстрее, чем соответствующие специалисты. Сейчас в нижегородском IT-секторе занято около пяти тысяч разработчиков. С созданием запланированных технопарков число рабочих мест увеличится более чем втрое, но кадровый ресурс уже полностью поделен между ведущими игроками, которые даже начали искать сотрудников в других регионах.

Системная работа с вузами по подготовке нужных рынку специалистов стала частью стратегий развития предприятий. В Нижнем Новгороде IT-компании сотрудничают с госуниверситетом и техническим университетом по углубленным программам подготовки кадров, финансируют обучение отдельных групп, кафедр и курсов. Создается корпоративная система подготовки кадров.


Говоря об экспорте, не следует упускать из виду и компании, поставляющие свою продукцию на внутренний рынок страны в другие регионы. Так, автомобилями и автозапчастями российский рынок снабжает ГАЗ (только за 2007 год увеличила выручку на 27%, прибыль – на 20,8%, открыла новое производство Volga Siber), «Рашен Трансмишен», «Рус Авто Компоненты», ООО «ИВК». За металлопродукцию отвечает Выксунский металлургический завод (80% в региональном объеме отгрузки соответствующей продукции). Производством химикатов и удобрений занимаются следующие компании АО «Акрил», Российский центр переработки поливинилхлорида, «Русвинил», ЗАО «Технопласт», «Синтез-Ацетон», завод «Корунд». Нефть перерабатывает «Нижегороднефтьоргсинтез».


^ Глава 3. Критический анализ концепции регионального брендинга Нижегородской области и разработка собственных рекомендаций.


Из проведенного анализа мы выяснили, что Нижегородская область – это регион с богатым культурно-историческим наследием, благоприятной экологической обстановкой, стабильным инвестиционным климатом и развитой промышленностью. Однако области, несомненно, нужен новый символ. Теперь ни старинным кремлем, ни Нижегородскими ярмарками уже никого не удивишь. В связи с этим власти ищут новый бренд, который станет приманкой и для туристов, и для инвесторов.

Процесс поиска нового бренда был инициирован в 2006 году и продолжается до сих пор. Еще осенью 2006 года с подачи областного правительства появились рекламные ролики Нижегородской земли, которые крутили на канале ТВЦ и в московских аэропортах (два данных канала не могли обеспечить большой охват аудитории). Тогда имиджмейкеры опирались на образы, проверенные временем: Серафим Саровский, хохлома и, конечно же, губернатор – Валерий Шанцев. После данных мероприятий имиджем области занялись и власти самого Нижнего Новгорода35.

На данный момент Нижний Новгород – недостаточно известное имя. Горький многие уже забыли, а Нижний Новгород еще не раскручен. Идею создания нового имиджа поддерживают и представители туристического бизнеса.

До недавнего времени главным символом Нижегородской области была Ярмарка, благодаря которой город снискал славу «кармана России». Но это только город, и речь не идет об охвате области в целом. Бренд «Нижегородская ярмарка» появился в 90-х годах, когда было принято решение о ее возрождении. Первое время от данного бренда была реальная отдача. Губернатору Борису Немцову удавалось добиваться от Ельцина и других руководителей, которые приезжали на Ярмарку, определенных преференций для области. Однако в последнее время Ярмарка превратилась в обычное коммерческое предприятие и перестала работать на имидж города.

Известно, что в поисках нового бренда, в 2007 году правительство Нижегородской области направило в Роспатент заявку на регистрацию бренда «Третья столица», который намерено сделать охраняемым товарным знаком в двух классах: оказание туристических услуг и рекламно-информационные материалы. Первоначально рассматривалось несколько вариантов будущего бренда, в том числе и словосочетание "Нижний Новгород - третья столица России". Однако по федеральному законодательству невозможно зарегистрировать географические понятия "Нижний Новгород" и "Россия" в качестве охраняемых элементов товарного знака. Поэтому областные власти решили ограничиться словосочетанием "Третья столица"36.

Предъявляя претензию именно на такой бренд, правительство предоставило определенные обоснования «столичности» Нижнего Новгорода, начиная от количества населения, статуса деловой столицы Приволжья, уникального географического положения на слиянии двух рек, наличия свыше 3 тыс. памятников культурно-исторического наследия и так далее. Также в качестве доказательств могут использоваться исторические факты того, что во второй половине XIV века Нижний был столицей Нижегородско-Суздальского княжества.

Нам видится, что идея «столичности» Нижнего Новгорода – абсолютно искусственная. Вряд ли такой бренд будет работать на благо области, поскольку слово «столица» затмевает всю уникальность города и области. Неминуемо возникает привязка в воображении к Москве. Кроме того, при построении бренда неприемлема навязываемая «третьесортность», абсолютно не подчеркивающая уникальность ни самого города, ни области («Третья столица»).

Образ «третьей столицы» не так уж удачен. Вспомним, что многие люди на данный момент недовольны тем, что живут в Москве. Москва превращается в место для зарабатывания денег, и мало кто ассоциирует её с удачным местом для жительства. Высокая плотность застройки, вырубка деревьев, уничтожение последних зелёных насаждений – все это и многое другое портит имидж столицы.

Фактически, сейчас Нижегородская область хочет пойти по пути развития Москвы. В планах региональных властей огромное количество различных строек. Особую гордость вызывает у региональных властей строительство огромных жилых массивов, о которых нами уже было рассказано. Хотелось бы знать, неужели эти жилые массивы стоимостью от 15 до 500 млрд. рубл. будут принадлежать простым людям? Конечно же нет. Здесь будет проживать нижегородская элита. Получиться та же ситуация, что и в Москве. Новая недвижимость просто станет объектом спекуляции. Разве это может позитивно сказаться на имидже области? Конечно, нет.

Безусловно, нельзя говорить о том, что строительство чего-то нового это всегда плохо. Нет, область должна развиваться, идти вперёд. Но это развитие должно органично вписываться в облик всей области. Уже сейчас посмотрев на фотографии Нижнего Новгорода можно обнаружить резкий контраст. Прекрасный историко- культурный ансамбль Кремля контрастирует с современными промышленными зданиями. Это чем-то напоминает Москву, не правда ли?

Мы считаем, что Нижегородская область не должна повторять ошибок Москвы. Сейчас область выбрала правильный и перспективный путь – привлечение инвесторов. Они необходимы области для развития экономики и социальной сферы. Это очевидно. Но не нужно увлекаться прожекторством. В условиях разворачивающегося финансового кризиса возникают глубокие сомнения, удастся ли Нижегородской области довести до конца все проекты и превратиться в маленькую Москву.

У России не может быть несколько столиц. Прежде чем говорить о новом бренде, символе, нужно определить вектор: что этот новый символ будет олицетворять?
Мы также выяснили, что Нижегородской области присущ диверсифицированный визуальный ряд. Это означает, что у различных целевых групп не может сформироваться некое единое представление об области. Мы считаем, что в этой сфере необходимо выделить четкие приоритеты построения последовательного визуального ряда, который бы смог преодолеть такой недостаток.

^ С этой целью целесообразнее сконцентрироваться на позиционировании региона как культурно-исторического центра России, поскольку о богатом духовном наследии и благоприятной экологической обстановке, позволяющей развивать экологический туризм, давно всем известно.

Следуя такой логике, следует сделать упор на идеологии патриотизма с привязкой к истории народного ополчения 1612 года, освободившего Москву от польских интервентов, а также с привязкой к историческим фигурам Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. С этим событием в городе связано празднование дня Народного единства, а также проведение других мероприятий, которые смогут привлечь большое количество туристов. Следовательно, позиционирование региона с привязкой к данному историческому событию, его раскручивание, создает прекрасную возможность для построения емкого исторического имиджа, содержащего идею патриотизма.

4 ноября – День народного единства объявлен всероссийским государственным праздником. Это прекрасная база для формирования нового бренда области. Многие россияне стали планировать на эти дни (имеется в виду 4 ноября и привязанные выходные) отпуска и путешествия. Вполне возможно, что поездка в Нижегородскую область сможет конкурировать с поездками в европейские города. Во второй главе мы писали, что в Нижегородской области много интересного, можно даже повторить путь народного ополчения. На наш взгляд, если нижегородские власти сконцентрируют внимание на «раскручивание» поездки в Нижегородскую область в канун 4 ноября, то сформируется очень удачный бренд области.

Конечно, безусловное богатство области – народные художественные промыслы. На наш взгляд, на сегодняшний день НХП37 – важная часть бренда Нижегородской области. Власти выбрали правильную политику. Развитие НХП поддерживается, в Интернете огромное количество информации, посвящённой развитию НХП в Нижегородской области. Для того, чтобы позиционирование НХП стало ещё более ярким необходимо больше финансовых ресурсов. А это уже не вопрос PR-технологий.


^ Каналы информационного воздействия на целевые группы


Существенным недостатком стратегий Нижегородской области по развитию туризма и привлечению бизнеса, на наш взгляд, является игнорирование возможностей информационной поддержки целевых групп, которая обеспечила бы больший приток туристов, инвесторов и бизнеса в регион. Такую информационную поддержку и информационное позиционирование региона можно осуществлять с помощью различных видов рекламы, являющейся действенным способом выйти на большое число географически рассеянных целевых аудиторий38. Ведь реклама обладает такими свойствами, как публичность, широкий охват и эффектность. При этом необходимо определиться с каналами продвижения рекламы места, поскольку отдельные из них, такие, как телевизионные и видеоролики, требуют больших затрат, в то время как на другие нет необходимости тратить значительные средства39.

Отбор рекламных медиаканалов и средств – довольно трудная задача, и для начала необходимо произвести распределение средств рекламного бюджета по основным каналам, исследовав их на предмет способности обеспечить доступ к наиболее многочисленной аудитории. Какими каналами может воспользоваться Нижегородская область?

  1. Телевидение

Телевидение представляет собой самое эффективное средство продвижение визуального образа региона. Можно использовать рекламу в виде коротких рекламных роликов, а также в виде целых передач, причем последние будут гораздо эффективнее и информативнее. Используя телевизионный канал, необходимо выйти за границы областного телевидения и проникнуть на ТВ-каналы тех регионов, откуда идет наибольший поток туристов. Поскольку данный способ довольно затратный, к нему можно прибегать в преддверии начала сезонов отпусков.

  1. Интернет

Возможности Интернета, как канала позиционирования региона используются довольно полно. Существует много информативных и красочных сайтов, на которых представлена история города, достопримечательности, народные промыслы, содержится информация о властных структурах и описана обстановка в регионе в целом (www.government.nnov.ru, www.zsno.ru, www.innov.ru/dms/, www.frs.nnov.ru, tourismnn.ru, www.gradinform.ru, www.deti.nnov.ru, www.mojgorod.ru/nizhegor_obl/ и др.). Несмотря на разносторонность названий сайтов, можно отметить некоторые недостатки с данной сфере:

    • форма и содержание сообщений нередко совпадают;

    • создается впечатление, что позиционированию региона в Интернете не достает маркетинговой стратегии;

    • не нашел полного применения интерактивный потенциал Интернета.

  1. Газеты

Газеты обеспечивают быстрый способ распространения информации о месте, например, новости о фестивалях, выставках и других проектах. Газетные разделы о путешествиях дают возможность наряду с рекламой публиковать и редакционные материалы. Статьи и объявления для бизнеса могут размещаться в разделах, посвященных деловой жизни.

Говоря о газетах, опять же не стоит замыкаться рамками самого Нижегородского региона. Необходимо определить регионы, откуда идет наибольший поток туристов, инвесторов и бизнесменов. Не стоит забывать и о федеральных изданиях. В случае с газетами важное значение придается установлению прочных отношений с ключевыми редакторами

  1. Журналы

С помощью журналов есть возможность охватить любую целевую группу, в зависимости от целей. Кроме того, их преимущество еще и в том, что они обеспечивают более высокое художественное качество печати. Среди приоритетных изданий можно выделить «Туристический олимп», «Отдых в России» и, конечно, деловую периодику, ориентированную на бизнес. В частности, довольна удачной была недавняя серия публикаций, посвященных Нижегородской области в журнале «Эксперт» от 2-9 ноября 2008 года.

  1. Брошюры

Преимущество брошюр заключается в низких затратах на их выпуск, их гибкости и мобильности. К выпуску брошюр можно прибегать для того, чтобы рассказать о месте в полной и иногда даже театрализованной манере. В туризме брошюры – это основа основ, поскольку они легко могут быть представлены на различных стендах во множестве точек в гостиницах, ресторанах, магазинах.

  1. Альтернативные средства

В качестве таковых можно рассматривать осуществление регионом интегрированной стратегии позиционирования совместно с какой-либо компанией, что позволяет эксплуатировать ассоциирующиеся с местом отношения. Такая совместная работа может привести к появлению нетрадиционных и творческих идей, т.к. продукция компании, отраслевые выставки и реклама помогают раскручивать регион. Применительно к Нижегородской области возможно проводить совместные проекты с такими компаниями, как «Сибур Холдинг», «Solvay», «Савеко», «Рус АК» и другие.

Помимо определения каналов продвижения информации следует выбрать конкретные информационные средства в рамках каждой медиакатегории, которые сделают желаемый результат наиболее эффективным с точки зрения затрат способом. Для этого необходимо произвести предварительную оценку различных медиаканалов с точки зрения доверия, престижа, наличия специальных географических или профессиональных изданий, редакционного климата и т.д. затем специалисты принимают окончательное решение относительно того, какие конкретные носители обеспечат наилучший охват, частоту и степень воздействия за выделенные финансовые средства. Затем определяется временной график предоставления информации. Если наш регион поставит цель выработать целостную стратегию по продвижению области с помощью различных информационных каналов, то, возможно, придется создать специальную организацию, которая будет заниматься такого рода вопросами.

linejnaya-algebra-analiticheskaya-geometriya-nachala-matematicheskogo-analiza-uchebno-metodicheskoe-posobie-po-specialnim-razdelam-visshej-matematiki-samara-2005-stranica-2.html
linejnaya-algebra-zadachi-disciplini-nauchit-studentov-podderzhivat-besedu-po-obsheyazikovoj-tematike-privit-studentam.html
linejnaya-molniya-i-elektronnij-puchok.html
linejnaya-su-organizaciya.html
linejnie-izluchateli-na-osnove-poluotkritogo-zhelobkovogo-volnovoda.html
linejnie-uravneniya-parnoj-i-mnozhestvennoj-regressii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/krasnoyarskij-kraj-pokatashkin-roman-viktorovich-stranica-10.html
  • znanie.bystrickaya.ru/74-vibor-komplektnoj-podstancii-110-kv-zavoda-gruppa-kompanij-elektroshit-tm-samara.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciyali-materialdi-mazmni.html
  • literature.bystrickaya.ru/chto-mi-znaem-o-nebesnih-telah.html
  • lesson.bystrickaya.ru/status-centralnogo-banka-i-osnovi-ego-deyatelnosti-chast-7.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-konferencii-vklyuchaet.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-podgotovki-i-provedeniya-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov-9-h-klassov-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-gimnazii-1-g-litkarino-v-novoj-forme-v-2009-godu-.html
  • literatura.bystrickaya.ru/semenova-nadezhda-kremnij-element-zhizni-stranica-22.html
  • knigi.bystrickaya.ru/respubliki-belarus-38-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/biznes-plan-i-sredstva-ego-sozdaniya-chast-6.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-hozyain-magiya-i-kultura-v-nauke-upravleniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-2-v-moskve-proshel-i-vserossijskij-roditelskij-forum.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-biologiii-v-11klasse-mbou-verhne-kolchurinskaya-sosh.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-osnovnih-socialno-znachimih-meropriyatij-plan-osnovnih-socialno-znachimih-meropriyatij-municipalnogo-obrazovaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/3-podzemnie-vodi-uchebno-metodicheskij-komplekt-disciplini-fizicheskaya-geografiya-mordovii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/56-rol-mvf-v-razvitii-meo-v-eksporta-121-mlrd-fob-v-importa-124-mlrd-cif-mezhdunarodnie-ekonomicheskie-otnosheniya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vozniknovenie-biologicheskoj-informacii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-igrovih-tehnologij-kak-sredstva-povisheniya-motivacii-na-urokah-inostrannogo-yazika.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novosti-39.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ii-praktika-transaktnogo-analizaeksperimentalnoe-issledovanie.html
  • tests.bystrickaya.ru/matka-vo-vremya-beremennosti-zdorovij-obraz-zhizni-isbn-5-88782-005-5.html
  • school.bystrickaya.ru/dgbetankur-i-dshvejcer-antologiya-sekretnaya-istoriya-vampirov.html
  • desk.bystrickaya.ru/polnoe-bibliogra-ficheskoe-opisanie-stati.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sostoyanie-pishevogo-statusa-i-adipokino-citokinovogo-gomeostaza-u-bolnih-s-hronicheskimi-zabolevaniyami-gastropankreatoduodenalnogo-kompleksa-14-00-05-vnutrennie-bolezni.html
  • holiday.bystrickaya.ru/monashestvo-monastiri-v-a-cipin-cipin-v-a-cerkovnoe-pravo-kurs-lekcij-m-kruglij-stol-po-religioznomu-obrazovaniyu.html
  • tests.bystrickaya.ru/luchshij-partner-po-prodazham-produktov-microsoft-zakazchikam-malogo-biznesa-v-kazahstane-2011-goda.html
  • shkola.bystrickaya.ru/p-v-plat-28-06-2007-goda-stranica-10.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-4-dohod-ot-realizacii-statya-nalogovoe-zakonodatelstvo-respubliki-kazahstan-statya-dejstvie-nalogovogo-zakonodatelstva.html
  • college.bystrickaya.ru/132-o-strukture-sistemi-gosudarstvennogo-rezerva-kak-gosudarstvennoe.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravopisanie-kornej-suffiksov-okonchanij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postanovlenie-mintruda-rf-n-3-minobrazovaniya-rf-n-1-ot-13-01-2000.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialno-psihologicheskij-fakultet-stranica-7.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uznavat-sravnivat-tematicheskoe-planirovanie-s-opredeleniem-osnovnih-vidov-uchebnoj-deyatelnosti-obuchayushihsya.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-ii-kyoln-29-dekabrya-1912-lekciya-i-kyoln-28-dekabrya-1912-lekciya-ii-kyoln-29-dekabrya-1912.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skazka-pro-muzikalnoe-derevo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.