.RU

Конкурс на получение денежного поощрения лучших учителей общеобразовательных учреждений Утверждаю


Приоритетный национальный проект «Образование»

Конкурс на получение денежного поощрения лучших учителей общеобразовательных учреждений


Утверждаю:

Директор МОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа»

_______________/Воробьева Л.А./


«___»_________2008 г.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА


Стрельцовой Елены Сергеевны,


учителя химии


МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»


муниципального района «Ферзиковский район»


Калужской области


2008 год.


Стрельцова Елена Сергеевна родилась 30 ноября 1961 года в г. Мосальске Калужской области/

В 1980 году поступила в Калужский государственный педагогический институт имени К. Э. Циолковского, окончила его в 1985 году.

В 1985 году, после окончания Калужского государственного педагогического института имени К. Э. Циолковского, я начала свою педагогическую деятельность в Октябрьской средней школе. С 1986 года обучаю детей основам химии.

Школа, в которой я работаю более двадцати лет, самая обычная. У нас масса проблем, характерных для многих образовательных учреждений: это и низкий процент качества обучения, и нежелание отдельных учащихся систематически посещать школу и т. д. По моему мнению, одна из главных причин этого – недостаток внутренней мотивации у школьников. В своей педагогической деятельности я пытаюсь разными способами решать эту проблему. Решение этой проблемы позволит не только повысить активность учащихся в учебном процессе и увеличить его эффективность, но и стимулировать личностный рост школьников. Обществу нужны люди, обладающие такими качествами, как активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества можно развить в процессе самостоятельной учебной деятельности на уроке, поэтому в своей работе я считаю важным системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию учащихся, организацию их сотрудничества в процессе обучения. Для этого учителю важно овладеть умением управлять познавательной деятельностью учащихся, чтобы ученик на каждом уроке прошел через все этапы учебного процесса – от восприятия до систематизации.

Знания не могут быть перенесены «из головы в голову» механически (услышал – усвоил). Учащийся, как любая личность, наделен свободой воли, с которой нельзя не считаться. Подчинить личность себе, даже ради благих целей, невозможно. Желаемого результата на этом пути добиться нельзя.

Выход, по моему мнению, состоит в том, чтобы сделать из ученика активного участника учебного процесса. Учащийся может усвоить информацию только в ходе самостоятельной деятельности. Поэтому я стараюсь исполнять роль организатора познавательной деятельности школьников.

Работа с детьми неизменно заставляет учителя совершенствовать свое педагогическое мастерство, постоянно занимаясь самообразованием. Как организовать деятельность ученика на уроке? На своих уроках основное внимание уделяю организации самостоятельной работы учащихся: работа с учебником, справочной литературой, выполнение упражнений, решение задач, составление схем и таблиц, комментирование ответов и др.

В процессе обучения зарождаются, формируются, а затем развиваются психические качества; учащиеся получают опыт в осуществлении различной деятельности по приобретению знаний и их применению. Эффективное развитие и формирование личности возможно только при условии ее высокой активности в организуемой деятельности. Поэтому в своей педагогической практике я стараюсь уделять особенное внимание развитию эмоциональной сферы деятельности учащихся. По моему мнению, роль эмоций в управлении поведением человека очень велика. Только согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной сфер, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых видов деятельности.

У меня сложилась определенная система работы над учебным материалом, в которой каждый урок имеет свое определенное место и играет свою определенную роль. Урок – всего лишь небольшой промежуток времени. Но для меня очень важно, чтобы к концу его каждый понял, узнал что-то новое, чтобы учащиеся были уверены в положительных результатах своего труда, и у меня не сжалось вдруг сердце от тусклого, скользящего мимо доски взгляда кого-то из моих воспитанников.

Я считаю главными следующие цели своей работы:

Мои выпускники продолжают успешно изучать химию в педагогическом университете, медицинской академии, сельскохозяйственной академии, технологическом колледже, фармацевтическом колледже. И если где-то продолжают мерцать «искорки», когда-то загоревшиеся в нашей школе, значит, работаем мы не зря. Пусть они станут добрыми лучиками нашей надежды.

Все новые и новые документы приходят в школы… Важнейший из них – «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г.». В связи с этим документом, на всех уровнях не только заговорили о здоровье детей, здоровьесберегающих технологиях, переходе от знаниевого подхода в обучении к компетентностному, но и начали предпринимать конкретные действия по введению очередных инноваций в обучении. Статистика, к сожалению, свидетельствует, что школьное обучение неблагоприятно отражается на здоровье детей. Специалисты выделяют две основные причины нарушения здоровья школьников в учебном процессе. Первая – устаревший знаниевый подход к обучению: учитель дает информацию, учащиеся должны ее усвоить и воспроизвести. Из-за большого объема информации и неумения школьников учиться возникает перегрузка, что приводит к стрессам, ослаблению организма и частым заболеваниям. Вторая причина – несоответствие общих требований к знаниям и умениям учащихся возможностям каждого ребенка, которые практически никто не учитывает. По-моему, именно это противоречие приводит к отставанию одних, отсутствию желания учиться у других, препятствует развитию интеллектуальных способностей у третьих. Все вместе, возможно, ведет к нарушению психики и развитию неврозов. «Практика показывает, что 90% инновационной деятельности учителей сводится к углублению и расширению содержания образования (т. е. к увеличению перегрузок учащихся) и только 10% - к разработке и внедрению здоровьесберегающих технологий, основанных на методологии природосообразного обучения». (Сатбалдина С. Т. Основные аспекты природосообразного обучения.)

По моему мнению, современный учитель должен видеть свою цель не в сообщении учащимся конкретных знаний, а в развитии школьников, сохранении их здоровья, создании ситуации успеха для каждого, обеспечении комфортного состояния на уроке. Сам предмет – всего лишь средство интеллектуального роста ученика.


Приоритетный национальный проект «Образование»

Конкурс на получение денежного поощрения лучших учителей общеобразовательных учреждений


«Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе»


В зависимости от объема и сложности материала в своей работе я использую три основные группы технологий, которые и являются моей теоретической базой. Это – оьъяснительно-иллюстративные, личностно-ориентированные и технологии развивающего обучения.

^ Традиционные технологии.

Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание отводит передаче готового учебного содержания. При объяснительно-иллюстративном способе обучения у учителя на уроке активная позиция: он – командир. Но при этом он обременен угнетающим чувством ответственности за все, что происходит в классе. Зачастую ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя. Объяснительно-иллюстративные технологии основное внимание сосредотачивают на необходимости достижения результата, в котором видят преимущественно усвоение знаний. Это чисто внешние показатели, которые поддаются наглядной проверке. К сожалению, у нас часто и о результатах работы учителя судят по этим внешним показателям: проценту успеваемости, обеспеченности учебного процесса сопутствующими дидактическими атрибутами. Внутренние показатели, не сводимые к воспроизведению заученного материала, а связанные с изменениями, происходящими в сознании человека, в развитии его интеллектуальных способностей не прослеживаются. Учитель должен организовать учебный процесс так, чтобы определенными знаниями, указанными в программе, необходимыми для сдачи экзаменов, выполнения контрольных срезов и т. д. овладели все. Основная цель – определенные знания, умения и навыки. Уроки с большим объемом сложного материала я провожу объяснительно-иллюстративным способом.

^ Личностно-ориентированные технологии.

Личностно-ориентированные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания общения.

Изучение каждого предмета в общеобразовательной школе является не целью, а средством для развития личности ребенка, его мышления, речи, памяти, интеллектуальных умений, чувств, эмоций, характера может происходить только в деятельности. Существуют два вида деятельности: речевая («человек развивается в общении» - постулат А. Г. Ривина) и практическая, связанная с работой руки. Задача и функция учителя создать условия для развития учащихся. Для этого можно использовать любые технологии и разные методики, которые направлены на организацию речевой и практической деятельности каждого ученика на уроке.

^ Разработка проблемы самостоятельной работы учащихся.

Одной из важных проблем обучения, вытекающих из потребностей современного развития, является такая постановка учебно-воспитательного процесса в школе, которая обеспечивает определенные знания основ наук и вместе с тем воспитывает у учащихся умение самостоятельно совершенствовать познание, развивает творческую инициативу и самостоятельность. Поэтому в настоящее время растет внимание к разнообразным видам самостоятельной работы учащихся на уроке и в связи с этим потребность в овладении методами и приемами организации такой работы.

Одним из первых методистов – химиков, проводивших идеи развития самостоятельности учащихся был С. И. Созонов. В его статьях, обращенных к учителям, дается впервые описание в средней школе метода химического эксперимента по химии в виде лабораторно-практичесикх занятий. Вслед за С. И. Созоновым разработкой методик лабораторных самостоятельных работ занялся В. Н. Верховский.

Одновременно с ученическим экспериментом в школе практикуется другой вид самостоятельной работы – изучение школьниками текста учебника во время занятий. И. Т. Сыроежкин рассмотрел вопрос о работе учащихся с учебником. Он определил условия, при которых работа учащихся с учебником дает лучшие результаты, чем слушание изложенного учителем материала, и назвал виды самостоятельной работы с учебником.

Постепенно в школах осваиваются разнообразные виды самостоятельной работы: изучение раздаточного материала, решение и составление учащимися задач, работа с использованием ЦОРов, подготовка сообщений и т. д.

Н. П. Гаврусейко разработала разнообразные задания, упражнения, задачи, вопросы для совершенствования знаний учащихся, для их проверки. Большую роль в развитии знаний и умений учащихся имеют тренировочные упражнения, которые они самостоятельно выполняют во время уроков и дома. Методическая система таких заданий разработана Н. Н. Буринской.

«Современный урок – это урок, на котором акцент делается на те его стороны, которые качественно меняются в соответствии с требованиями времени. Наше время во главу образовательного процесса ставит интересы ученика.

^ Концептуальные принципы современного урока.

1 Ученик не объект, а субъект образовательного процесса.

2. Обучать не всех, а каждого.

3. «Все дети разные, и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью», - Я. А. Коменский.

4. Учитель не информатор, а организатор учебного процесса.

5. Главное чему мы учим не знания, а умение ими пользоваться».1

По моему мнению, каждый ученик заслуживает собственной траектории движения по учебному материалу, отвечающей его целям, потребностям и интересам. В своей практике я стараюсь использовать технологию разноуровнего обучения.

^ Технология разноуровнего обучения.

Еще в XVII веке. Ян Амос Коменский, пытавшийся усадить всех детей школьного возраста за парты, ставил цели и методы воспитания и обучения в зависимости от положения человека в обществе, его предназначения.

Массовое школьное образование детей внутренне противоречиво. Это противоречие состоит в том, что, с одной стороны, всех обучаемых необходимо приобщить к основам знаний о природе, обществе и человеке, без которых немыслима современная цивилизация. С другой стороны, формирование личности не может быть успешным, если обучение не согласовано с потребностями, стремлениями и желаниями самих обучаемых. А поскольку эти потребности и желания могут сильно различаться, то и содержание образования должно быть разным.

Теоретическое обоснование данной технологии – различие основной массы учащихся по уровню обучаемости – сводится, прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.

Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку каждый ребенок обладает своими индивидуальными, генетически обусловленными особенностями психики. «Чтобы каждый ученик мог освоить программный минимум на уроке, учителю необходимо, организуя деятельность ученика, дать ему возможность пройти через все уровни усвоения знаний.

1 уровень – уровень общих представлений (получение информации от учителя, учащихся из учебника и дополнительной литературы) Для ребенка этот уровень означает: «Я знаю».

2 уровень – вербальный (проговаривание полученной информации индивидуально, в парах, в группах). Для ребенка уровень означает: «Я знаю, я говорю».

3 уровень – уровень действий (применение знаний в аналогичной ситуации). Уровень означает: «Я знаю, я говорю, я действую».

4 уровень – творческий (применение знаний в измененной ситуации). Уровень означает: «Я знаю, я говорю, я действую, я могу предложить свой способ решения». 2

Нередко, слушая выступления на заседаниях различных творческих групп, депутатов различных уровней, мы видим неумение слушать и слышать коллег, неумение спорить тактично, агрессивную реакцию на критику. Эти люди просто не умеют работать коллективно. Мне бы хотелось научить детей умению общаться с ровесниками, со старшими, с родителями, умению высказать свое мнение, не проявлять агрессию, если сделано замечание. Работать в этом направлении мне помогают технологии общения.

^ Технологии общения.

К популярным личностно-ориентированным технологиям общения относится мысль А. Г. Ривина, высказанная им еще в 1918г. «Обучение – особым образом организованное общение, в ходе которого усваивается и воспроизводится общественно-исторический опыт. Общение – это то, что дает возможность получить информацию».

Что больше всего влияет на успеваемость? Квалификация учителя? Затраты на обучение? Уровень развития одноклассников? Количество книг в школьной библиотеке?

Результаты грандиозного исследования американского социолога Коумена Джеймса оказались однозначными. Все важно: и квалификация учителя, и оборудование кабинетов… Но больше всего – класс! Развитие товарищей по классу, их успеваемость и жизненные планы по большому счету важнее, чем затраты средств на одного учащегося, число учеников в классе, количество книг в школьной библиотеке и даже квалификация учителя.

В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. Дело учителя за «малым» - помочь классу умело организоваться на уроке. Речь идет о работах в группах. Группа может быть от 2 до 12 учеников. Но для большинства форм групповой работы оптимальна группа из 4 – 5 учащихся.

В своей практике я использовала некоторые методики организации групповой работы учащихся:

При такой работе у детей развивается речь, в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания, каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, формируется адекватная самооценка личностью своих возможностей и способностей.

^ Информационные технологии.

Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации. Сегодня все понимают, что использование информационных технологий в образовании – необратимый процесс. Задача учителя – с помощью информационных технологий улучшить качество преподавания своего предмета.

Целью химического образования является усвоение учащимися основ химической науки и овладение методами познания окружающего мира. Химическое образование направлено на развитие интеллекта учащихся, логического, образного, теоретического и других форм мышления. Активность мыслительных процессов напрямую связана с интересом к предмету. Именно новые информационные технологии заставляют современного школьника удивляться, поражают его воображение.

Программные продукты на электронных носителях обладают большим потенциалом и дают возможность:

Использование программных продуктов обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность. Однако, по моему мнению, современные информационные технологии не могут полностью заменить изучение химии стандартными методами, а являются лишь полезным дополнением к уроку, средством самоподготовки учителя и учеников. Я считаю, что диалог ученика с компьютером никогда не сможет заменить общения с настоящим педагогом, компьютер не может создать настроения.

В своей практике использование компьютера я начинала с того, что вместо проверочных материалов, написанных вручную, стала использовать распечатанные на компьютере. Изменения, происходящие сейчас в школе, заставляют учителя повернуться лицом к ученику, его интересам, его запросам. Для организации такого образовательного процесса, по моему мнению, необходим дифференцированный, разноуровневый подход. В своей практике я использую трехуровневые задания для учащихся. Для подготовки таких заданий приходилось тратить много времени. Владение компьютером позволяет сэкономить время для подготовки таких заданий. Детям при работе легче читать печатный текст, чем рукописный.

На своих уроках я применяю презентации, выполненные в программе Microsoft Power Point. На мой взгляд, компьютерные презентации позволяют значительно сэкономить время на уроке, повышают интерес учеников к предмету. Их можно использовать на любом этапе урока. Вот один из примеров. Урок химии в 8 классе на тему «Ионная связь». Презентацию начинаю применять после фронтальной проверки знаний, на экране появляется электронная формула атома. Дети, пользуясь периодической системой, определяют: а) какому атому принадлежит данная электронная формула; б) сколько электронов не хватает атому натрия до завершения внешнего уровня; в) какими способами атом может получить завершенный внешний уровень. В ходе объяснения нового материала можно вернуться к любой записи или вопросу, который дети не поняли. При закреплении возвращаемся к задачам урока, которые были, не только озвучены вначале, но и записаны на экране. Если дети затрудняются объяснить какое-либо понятие, с помощью гиперссылок к нему легко вернуться.

Создание презентаций предлагаю учащимся в качестве домашнего задания. Умение находить необходимую информацию, подвергать её анализу и находить решения поставленных задач – это те навыки, которые важно развивать при обучении школьников.

Создание собственных презентаций дает больше возможностей для самовыражения. Учащиеся стремятся оживить объекты, подобрать музыкальное сопровождение. Защита своих проектов предполагает публичное выступление, а значит и глубокое знание обсуждаемого вопроса.

В медиатеке нашей школы есть небольшое количество дисков, которые я так же использую при работе. Например, диск «Химия 8» использую при объяснении строения молекул с разными типами связи, строении атома. Диск «Химия 8 – 9» хорошо использовать для отработки определенных знаний и умений. На этом диске есть тренажер по всем основным вопросам курса неорганической химии, есть контрольные работы. К сожалению, в нашей школе нет возможности посадить каждого ученика за компьютер, чтобы он самостоятельно выполнял задание. Мы пользуемся видеопроектором. Задание проецируется на экран, дети выполняют его в тетрадях, потом проверяем.

Компьютерные технологии позволяют учащимся лучше осознать модельные объекты, условия их существования. На уроках биологии в 6 классе я работаю с диском «Биология 6 – 9». На нем есть рисунки, которые вполне могут заменить старые таблицы, видеозаписи, анимации, позволяющие показать в движении то или иное биологическое явление и т. д. Например, на уроке по теме: «Органы растений. Корень.» необходимо использовать несколько таблиц, это неудобно. Пользуясь диском, можно показать общий план строения цветкового растения, генеративные органы, вегетативные органы, появление главного корня из зародышевого корешка, строение корня, типы корневых систем, виды корней, разные функции корней.

Диски можно использовать при выполнении некоторых лабораторных работ и демонстрации экспериментов. На диске «Открытая химия», «Химия 8 – 9» есть записи демонстраций, показать которые в классе трудно. К примеру, при изучении химических свойств аммиака, каталитическое окисление аммиака показываю, пользуясь диском. Электронное издание Виртуальная лаборатория для 8 – 11 классов» включает более 150 химических опытов из курса химии средней школы. При проведении ряда практических работ можно использовать видеофрагменты, позволяющие школьникам увидеть проводимый ими эксперимент в реальной лаборатории. Эти работы дети выполняют во время дополнительных занятий, так как у нас есть необходимые реактивы и оборудование для выполнения программных работ. Поделав опыт или эксперимент в виртуальной лаборатории, ученик с возросшим интересом, может осуществить его в реальной лаборатории. В ходе такой работы дети дополнительно отрабатывают основные навыки работы с оборудованием, повторяют и закрепляют правила техники безопасности. В состав «Виртуальной химической лаборатории» входит «Конструктор молекул», предназначенный для построения трехмерных моделей молекул органических и неорганических соединений. «Конструктор молекул» позволяет получать управляемые динамичные трехмерные цветные изображения шаростержневых и масштабных моделей молекул. В «Конструкторе молекул» предусмотрена возможность визуализации атомных орбиталей и электронных эффектов. Особый интерес вызывают у детей творческие задания, имеющие исследовательский характер. Например, учащимся предлагается составить модель молекулы вещества с заданными свойствами, или, наоборот, один ученик строит модель молекулы, а другой характеризует ее свойства.

Мои педагогические принципы.

Химия - это наука, очень глубоко связанная с нашей повседневной жизнью. Роль химии в жизни человека огромна. Химическое производство существовало еще в Древнем Египте. Египетские жрецы владели многими, до сих пор не разгаданными химическими секретами. Они умели производить стекло, керамику, краски, духи, выплавлять металлы из руд, бальзамировать тела умерших. Уже с самого утра, проснувшись, мы непрерывно сталкиваемся с химией, ее непревзойденным значением в нашей жизни. Мы заходим в ванную комнату, здесь нас ждет настоящая выставка достижений химии: керамическая плитка, чугунная ванна, покрытая эмалью, трубы сантехники, сплавы смесителя, средства гигиены, ядохимикаты для борьбы с бытовыми насекомыми. А наша одежда, обувь – это, в основном, искусственные и синтетические материалы. Если бы не было химии, не было бы современных автомобилей, космических кораблей и т. д., ведь горючее для их двигателей, прочные и жаростойкие материалы для их конструкций создают с помощью достижений химии как науки. Химики извлекают из природного сырья удивительные вещества, получают тысячи и десятки тысяч веществ и материалов, которые не существует в природе. Химия создает и моющие средства, и минеральные удобрения, и средства защиты растений, и многое, многое другое. С помощью знаний по химии человек получает вещества с заранее заданными свойствами, а из них производят продукты питания, технику, современные средства связи и т.д. Прав был М. В. Ломоносов, когда утверждал: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…» Все чаще приходится сталкиваться с отрицательным отношением людей к химии. Возможно, на это есть объективные причины: загрязнение окружающей среды, техногенные катастрофы. СМИ часто оповещают нас о несчастных случаях в связи с выбросами ядовитых газов, перенасыщением растительных продуктов нитратами и т. д. Но, по моему мнению, хемофобия обусловлена недостаточной химической грамотностью населения на всех уровнях: от руководителей до простых рабочих. К сожалению, в последние годы происходит последовательное и неуклонное сокращение учебного времени, отводимого на изучение химии. Объем учебного времени уменьшается при практически неизменном объеме содержания образования. В основном, сокращение происходит за счет уменьшения числа часов, отводимых на практические и лабораторные опыты, экскурсии, на решение экспериментальных и расчетных задач. В школьной программе химия из экспериментальной науки все больше превращается в сугубо теоретическую, «меловую» дисциплину. Это обидно! Химия как учебный предмет помогает ученикам создать представление о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения в быту. Я очень люблю свой предмет и стремлюсь пробудить любовь к нему и в своих учениках.

По-прежнему, урок – основная форма учебно-воспитательного процесса. Чтобы научить учащихся по-настоящему работать, я постоянно пытаюсь совершенствовать его и на практике применять достижения педагогической науки, психологии, использовать опыт своих коллег. На начальных этапах изучения химии главное – заинтересовать учеников предметом, поэтому особенно важно научить их слушать и слышать учителя в течение всего урока. На уроках химии первостепенное значение для возникновения непроизвольного внимания, безусловно, имеет эксперимент и действие, как способ получения знаний. Но, все же, помня слова Д. И. Писарева о том, что всякому действию должно предшествовать размышление, строю каждый урок так, чтобы ребята сами анализировали факты и явления, давали им оценку, классифицировали и обобщали их, формулировали свои мысли. Но как научить:

«В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо в чашечке цветка …»?

(Уильям Блейк.)

В своей педагогической практике я стараюсь использовать различные подходы к обучению. Для меня особенно важен переход от обучения к самообразованию, связь с жизнью, положительный эмоциональный фон и проблемность обучения, формирование творческого мышления, обеспечение сознательности и творческой активности учащихся. Я глубоко убеждена, что недостаточно только хорошо знать свой предмет, надо постоянно работать над своим голосом и дикцией (человеческий голос – сильнейший раздражитель, который может вызвать возбуждение и торможение деятельности головного мозга). Учителю необходимо совершенствовать мастерство общения (с уважением относиться к учащимся и видеть в каждом из них, прежде всего человека со своими эмоциями и страстями), отбирать наиболее эффективные и рациональные формы и методы обучения, которые будут поддерживать интерес к химии.

По мере накопления опыта эти общие подходы дополнялись и другими, которые можно сформулировать как мои педагогические принципы.

Главный из них – безусловное уважение ученика, справедливость по отношению к нему. «У ребенка нет недостатков, а есть особенности». Этот афоризм стал законом моей жизни и педагогической деятельности.

Следующий по значимости принцип – мотивация деятельности учащихся: если ребенок не понимает, зачем идет в школу, он тратит время зря. Всегда обращаю внимание учащихся на две значимые для них цели учения: получение знаний, достаточных для продолжения образования и приобретения профессии по окончании школы, а также знаний, в той или иной степени необходимых в жизни, и развитие личности посредством изучения школьных дисциплин, и в первую очередь химии.

Еще один принцип – обучение, основанное на успехе и положительных эмоциях. Стараюсь, чтобы учащиеся, в основном, выучивали материал на уроке.

Для реализации перечисленных принципов я стараюсь применять современные технологии обучения, чередуя самые различные приемы, методы и типы уроков. В среднем звене для актуализации знаний часто использую беседу, в ходе которой изученные ранее сведения учащиеся не просто повторяют, но и уточняют, расширяют. Стараюсь организовать процесс обучения так, чтобы дети больше говорили, а, по мнению А. Г. Ривина, человек мыслит, когда он говорит. Часто предлагаю школьникам решить какую-либо проблему. Особо обращаю внимание, чтобы ответы были развернутыми, полными.

Иногда и изучение нового материала происходит в процессе беседы, которую стараюсь, вести так, чтобы учащиеся сами формулировали определения новых понятий, делали выводы. При этом важно соблюдать одно простое правило: необходимо терпеливо выслушивать все точки зрения, даже абсурдные, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.

Организация само- и взаимообучения – тоже эффективный способ изучения нового материала. Учащиеся самостоятельно работают с текстом или выполняют задания в парах, группах постоянного и переменного состава. В старших классах применяю также лекционно-семинарскую систему. Материал, который нужно осмыслить и запомнить, учащиеся заучивают путем проговаривания в парах, а приобретенные умения закрепляют при выполнении упражнений и заданий, преимущественно дифференцированных (методики КСО).

Для закрепления приобретенных умений и навыков я заранее готовлю разные дидактические материалы. Заранее подготовленные дидактические материалы дают возможность значительно повысить эффективность урока, больше заниматься подготовкой учащихся к самостоятельной работе различной степени трудности, оказывать индивидуальную помощь тем, кто не имеет достаточных предварительных знаний.

Из опыта активизации самостоятельной деятельности учащихся на уроках.

Одной из важных и ответственных задач для меня является задача формирования у учащихся прочных навыков самообразования. По–моему, главное, чтобы дети приобрели при изучении моего предмета, - не столько собственно знание химии, сколько освоение общих видов деятельности. Эти виды деятельности необходимы им, чтобы адаптироваться в нашем сложном мире. По мере накопления опыта я гораздо строже и критичнее стала относиться к своей работе. Если на вопрос: «Какова степень окисления атомов того или иного химического элемента в соединениях?» - ученик без запинки отвечает: «Плюс два», то меня, конечно же, радует его память, но я не уверена в том, что научила его действовать, рассуждать. Но когда на этот же вопрос ученик отвечает: «Нужно найти этот элемент в периодической системе…» - я спокойна: он понял, что степень окисления связана с электронной конфигурацией атома, положением химического элемента в периодической системе.

^ Работа учащихся с учебником, справочной и другой литературой.

Научить детей учиться и самостоятельно пополнять свои знания можно разными способами. В решении этой задачи важна самостоятельная работа на уроке с использованием учебника, справочника и т. д. Сведения о фактах большинство учащихся усваивают лучше в процессе чтения книги, чем при слушании речи учителя. Однако не имеет смысла заменять устное изложение работой с учебником, если делаются важные теоретические обобщения, научные прогнозы. Учащиеся могут самостоятельно изучить по учебнику инструкции к выполнению опытов, систематизировать в форме таблицы или схемы фактический материал, изучить несложные вопросы, например применение веществ, распространение и круговорот их в природе, общую характеристику групп химических элементов.

Как показали результаты проверки сравнительной эффективности разных методов изучения теоретического материала (беседы, изложения материала учителем и работы учащихся с учебником), самостоятельное чтение материала параграфа, включающее выполнение письменных заданий и ответы на вопросы, позволяет добиться высоких результатов усвоения этого материала. Но я считаю, что давать учащимся самостоятельно изучать теоретические вопросы нельзя. По-моему, основным критерием пригодности того или иного материала для самостоятельной его проработки учащимися должен быть на характер знаний (теория или факты), а подготовленность учащихся, именно наличие у них достаточно прочных опорных знаний и умений.

Работа с текстом может быть разной. Учащиеся могут составить план прочитанного, подготовить развернутые ответы по предложенному плану, составить схемы, заполнить таблицы и т. д. 3При этом дети могут работать группами, парами или вместе с учителем.

Например, в 8 классе при обобщении сведений о важнейших классах неорганических соединений предлагаю учащимся, пользуясь учебником заполнить таблицу:

Классификация и свойства оксидов.

mediko-socialnie-aspekti-rasprostranennosti-vtorichnih-zabolevanij-u-inficirovannih-vich-i-ekonomicheskoe-obosnovanie-potrebnosti-v-ih-lekarstvennom-obespechenii-14-02-03-obshestvennoe-zdorove-i-zdravoohranenie.html
mediko-socialnoe-obsluzhivanie-naseleniya-ot-sostavitelya.html
mediko-tehnicheskie-trebovaniya-na-postavku-medicinskogo-oborudovaniya-dlya-nuzhd-minoboroni-rossii-v-2008-g-stranica-4.html
mediko-toksicheskaya-harakteristika-ochagov-porazheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekologicheskaya-toksikologiya.html
meditacionnaya-poza-i-ochishenie-dihaniya-khenchen-palden-sherab-rinpoche-khenpo-cevang-dongyal-rinpoche.html
meditaciya-iv-trudi-i-dni-andreya-tarkovskogo.html
  • education.bystrickaya.ru/24-primernaya-struktura-provedeniya-seminara-s-elementami-treninga-uchebnoe-posobie-pod-redakciej-lm-shipicinoj.html
  • znanie.bystrickaya.ru/513-vostrebovannost-vipusknikov-otzivi-potrebitelej-specialistov-nalichie-reklamacij-na-podgotovku-specialistov.html
  • control.bystrickaya.ru/dejstvie-vtoroe-anton-pavlovich-chehov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-speckursa.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-sosh-27.html
  • composition.bystrickaya.ru/ordinov-reshilsya-nakonec-peremenit-kvartiru-hozyajka-ego-ochen-bednaya-pozhilaya-vdova-i-chinovnica-u-kotoroj-on-nanimal-pomeshenie-po-nepredvidennim-obstoyatelst-stranica-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/63-selskoe-hozyajstvo-lesnoe-hozyajstvo-ohota-ribnoe-hozyajstvo-1-956-0-obshij-otdel-00-obshie-voprosi-nauki-i-kulturi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/semya-i-semya-svyatitel-nikolaj-serbskij-velimirovich-feodul-ili-rab-bozhij-2005.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-mezhdunarodnij-grazhdanskij-process-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya-podgotovki-specialista-030501-65-stranica-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-blm-zhne-ilim-ministrlg-ekonomika-zhne-i-instituti-ekonomika-kafedrasi-kursti-zhmis.html
  • reading.bystrickaya.ru/masudi-sadi-salman-rodnik-zhemchuzhin-persidskotadzhikskaya-klassicheskaya-poeziya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadali-kamerton-sensornij-sad-budet-postroen-na-territorii-odnogo-iz-vladivostokskih-uchrezhdenij-dlya-detej-s.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-mezhdunarodnoj-komissii-po-radiologicheskoj-zashite-mkrz-izdannie-v-1989-1996-gg-stranica-5.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nauchnoe-izdanie-izdatelstvo-ol-ega-abishko-sankt-peterburg-2006-stranica-16.html
  • credit.bystrickaya.ru/otcheten-doklad-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/pryamie-nastavleniya-putevoditel-po-zhizni-i-smerti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-v-makarov-tekst-vistupleniya.html
  • education.bystrickaya.ru/2-lot-2-postavka-analizatora-okisi-ugleroda-vidihaemogo-vozduha-s-opredeleniem-karboksigemoglobina-micro-co-ili-ekvivalent.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachami-funkciyami-grazhdanskoe-pravo-kak-otrasl-prava-ponyatie-predmet-metod-principi-funkcii-otgranichenie.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zashita-poverhnosti-p-n-perehodov-silanirovaniem-referat-po-discipline-tehnologicheskie-processi-mikroelektroniki.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-proizvodstvennoj-programmi-na-predpriyatiyah-slokalnimi-vertikalno-integrirovannimi-proizvodstvami-mineralnih-kalijnih-udobrenij-stranica-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/polozhenie-rajona-v-strukture-poseleniya-9.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-stylistic-device-uchebno-metodicheskij-kompleks-kazan-2009-udk-bbk-k-rekomendovano-k-izdaniyu-uchebno-metodicheskim.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-3-analiz-resheniya-tekstovih-zadach-40-ch-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tretya-kniga-stranica-12.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-mou-sosh-6-g-serdobska-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/argument-for-keeping-repeat-offenders-in-jail.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-generalnogo-plana-generalnij-plan-parfenevskogo-selskogo-poseleniya-parfenevskogo-municipalnogo-rajona.html
  • znanie.bystrickaya.ru/42-soderzhanie-razdelov-disciplini-programma-disciplini-filosofiya-gse-f-10-specialnost-fizika-032200-05023-65.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skazka-pervaya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-strategiya-ubezhdeniya-kanal-vospriyatiya-predislovie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-sila-arhimeda-7-klass.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-efirnie-masla-v-sanatorno-klimaticheskom-lechenii-v-v-nikolaevskij-glava-fizicheskaya-harakteristika-efirnih-masel.html
  • student.bystrickaya.ru/2obshie-svedeniya-o-sisteme-menedzhmenta-kachestva-razrabotka-sistemi-menedzhmenta-kachestva.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-obrazovanii-lic-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.