.RU

Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне»


4-2 Система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «На дне»


Роль Луки в драме «На дне». Лука – врачеватель душ или лжец?


Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию

собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.

Методические приемы: дискуссия, аналитическая беседа.

Слово учителя:

На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с пьесой М. Горького «На дне». Нашим взорам предстала неприглядная картина: подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелый, каменный своды, закопченные с обвалившейся штукатуркой. И внешне, и по тому, что в ней сейчас происходит (шум, ругань, ссоры. Сатин рычит, Анна и Актер кашляют), ночлежка напоминает ад. И в этот ад спускается герой по имени Лука. Как известно, у автора не случаен выбор имени героя.

- Какие ассоциации вызывает у вас это имя?

Так кто же он, этот «любопытный» старичок?

Лукавый бес или апостол?

Какова его цель?

Какую роль отводит ему Горький в пьесе?

Каково отношение автора к герою?

На эти сложные вопросы нам предстоит сегодня дать исчерпывающие ответы.


Аналитическая беседа:

- Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?


В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением. Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актер говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют…до смерти…» «А ты – болван», - огрызается Сатин. «Почему?» - удивляется Актер. «Потому что – дважды убить нельзя». Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже мертвы. Кажется, все ясно. Но интересна ответная реплика Актера: «Не понимаю…почему – нельзя?» Может быть, именно Актер, умиравший не раз на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит жизнь самоубийством в конце пьесы.

Люди ощущают себя «бывшими»: «Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно). «Бубнов. Я вот – скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется…все сотрется, да!»

Только один Клещ не смирился еще со своей участью. Он отделяет себя от остальных ночлежников: «Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек…мне глядеть на них стыдно…я с малых лет работаю…Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…Вот, погоди…умрет жена…» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует чудовищности своего заявления. Да и мечта окажется мнимой.


- Как отнеслись ночлежники к появлению Луки? Почему тянулись душой к нему как бледные ростки к солнцу?

Он вселяет надежду в умирающую Анну, Пепла, Актера. Единственный человек, который во всякую минуту обращен к миру и к людям, который не только слышит, но и видит, не просто говорит, а отвечает. И на эти редкие его качества тотчас появляется острейший спрос.


-Еще раз послушаем разговор старца с ночлежниками. Подумайте, почему слова Луки так взволновали его собеседников?

К единственному искреннему сострадальцу тянется Анна. (Диалог Луки и Анны.)

От Луки требует ответа на свои вопросы и Пепел. (Разговор Пепла и Луки.)

Жаждет быть услышанным и Актер. (Диалог Актера и Луки.)


- Так почему слова Луки так взволновали его собеседников?

И лечебница для пьяниц, и спасительный простор Сибири, и настоящая любовь- се это еще вчера казавшееся ночлежникам не фантазией, а даже бредом, сегодня становится фактом их духовной жизни.


- К чему зовет Лука падших изгоев? Прочитаем высказывания Луки, в которых звучит его философия жизни.

- Как вы думаете, верит ли Лука сам в то, во что призывает поверить других?

Нет оснований усомниться. Ведь он в полном соответствии со своей проповедью бесконечно внимателен и уважителен к каждому. Для него человек, «каков ни есть – а всегда своей цены стоит».

- Что движет Лукою в его доброте? Может быть хитрость, корыстный расчет?

Нет, даже никому не верящий, циничный Бубнов это понимает: «Вот – Лука, примерно…много он врет…и безо всякой для себя пользы. Но если не для себя – тогда зачем? Старик уж… Зачем ему?» - удивляется Бубнов.

«Добрый ты, дедушка… Отчего ты такой добрый?» - спрашивает Наташа.

- Так действительно, почему же он такой добрый?

Лука ответ дает сам: «Надо кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос – он всех жалел и нам так велел.»

- А вы кому из обитателей костылевской ночлежки наиболее сочувствуете?

И поведение, и слова, и само присутствие старика располагает к спокойному доброму разговору. Даже непробиваемый Бубнов, и тот исповедуется перед Лукой, поощряемый вниманием и сочувствием. Любой человек жаждет быть услышанным и понятым.

Холодное равнодушие окружающего мира страшнее криков проклятия. Вспомним, с каким исступлением, с какой жадностью накинулся Мармеладов на Раскольникова, в котором угадал способность услышать чужое страдание. Витиевато, многословно и вместе с тем торопливо и сбивчиво изливает он свою душу, требуя, умоляя, заклиная: «Слышите, слышите?» Услышанная, а значит разделенная с кем-то боль не так жжет душу, вот и просит умирающая Анна: «Дедушка! Поговори со мной.» И старик с готовностью откликается: «Давай побеседуем.» Горестные признания страдалицы Анны сопровождаются сочувственными репликами-вздохами Луки: «Эх, бабонька! Не тоскуй!» «Эх ты детынька! Устала? Ничего!»


- Какой еще писатель поведал нам о горьком одиночестве среди людей?

О сытых, равнодушных написан рассказ А. П. Чехова «Тоска». В рассказе у извозчика Ионы умирает сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать-то, оказывается и некому. Ни один человек не хочет выслушать Иону, и тот в конце концов рассказывает все своей лошади.

В своей статье в «Литературной газете» Даниил Гранин рассказал случай из собственной жизни, имеющий прямое отношение к теме наших размышлений.

Попав с травмой в больницу, он от боли не спал по ночам, бродил по коридорам, заставленным койками и раскладушками, и оказывал посильную помощь покинутым немощной нашей медициной больным. И вот однажды, рассказывает писатель, подозвала его к себе старая женщина. Попросила посидеть рядом. Пожаловалась, что страшно ей, заговорила про своих близких, которые далеко, про свою трудную, ныне одинокую жизнь. Взяла меня за руку. Замолчала. Я думал, заснула, а она умерла. Рука ее стала коченеть.

Анна? «Вечная» Анна, пока мир стоит? Но послушаем дальше Гранина: «На фронте повидал я всяких смертей. И то, что люди умирают в больницах, вещь неизбежная. Но эта смерть поразила меня. Чужого, неважно кого, позвала эта женщина, томясь от одиночества перед лицом смерти. Невыносимое, должно быть чувство. Наказание страшное, за что – неизвестно. Хоть к кому-то прислониться. Заботу о человеке, бесплатную медицину, гуманизм, коллективность жизни – как это соединить с тем, что вот человек, отработав весь свой век, умирает в такой заброшенности? Не стыд ли это, не позор и вина наша всеобщая?

Статья Д. Гранина, пробудившая долгие годы дремавшие под наркозом официальной морали нравственные силы общества, так и называлась «О милосердии». Слово это с тех пор устаревшим быть перестало, но употребляется, к сожалению, гораздо чаще, чем совершаются соответствующие ему деяния.

Лука, жалеющий и утешающий, и являет нам пример истинного милосердия. Интересно, что современники Горького, бывшие слушателями авторского чтения пьесы, подчеркивали, что лучше всего писателю удавалась роль Луки, и особенно – сцена у постели Анны. М. Ф. Андреева вспоминала: «Горький читал великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошел до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит:

- Хорошо, ей-богу, хорошо написал…Черт знает, а? Правда, хорошо?


- Чем же был вызван этот восторг, как не впечатлением органического слияния автора и героя в порыве сострадания.

«Ты, брат, молодец! – говорит старику Пепел. – Врешь ты хорошо…сказки говоришь приятно! Ври! Ничего…мало, брат, приятного на свете!»


-Есть ли в пьесе хоть один момент, когда мы можем с торжествующим криком: «Держите вора!» - поймать его на откровенной вредоносной лжи?

Подтверждено документально, что то время в России существовали 3 лечебницы для алкоголиков и по крайней мере в 2 из них были бесплатные места.


- А действительно ли Сибирь то место, где Пеплу легче всего начать новую жизнь, порвав навсегда связи со своей средой?

Во-первых, малоосвоенная Сибирь для сильного человека, а Пепел таков, предоставляет довольно богатые возможности устроить свою жизнь. А главное ведь в том, что Пепел, как он сам говорил, начал воровать потому прежде сего, что за всю жизнь никто его иными именем, кроме как «вор», «воров сын» не называл. Поэтому Сибирь – место, где его никто не знает и вором не назовет, идеальное для Пепла.


-Лжет ли Лука Насте?

Не лжет Лука и Насте, он только убеждает ее: «Коли веришь, была у тебя настоящая любовь…значит – была она!» - реализуя свой принцип «во что веришь, то и есть.

Не к примирению, а к действию зовет «лукавый» старец: он будит в сожителях надежду на то, что чаемое ими осуществимо. Итак, Лука не лгал, а будил надежду в людях.


-Так кто же он – апостол или бес?

Обсуждение вопроса.


-Вот таким милосердным, добрым увидели мы Луку в пьесе.

-А каково отношение Горького к герою и его философии?

Лука исчезает после убийства Костылева. Почему?

В разговоре с писателем В. Шишковым Горький произнес:

-Лука? Пройдоха. Жулик.

-Однако со сцены он выглядит симпатичным.

-Да? Он прикидывается святошей, потому что это ему выгодно.

Так почему же у Горького такое негативное отношение к Луке?

Об этом поговорим на следующем уроке.

Тема следующего урока «Философский спор о правде в пьесе «На дне».


Домашнее задание: Выписать в тетрадь высказывания Сатина, Бубнова, Луки о человеке, труде, правде, жизни. Устный ответ на вопрос: «Какова авторская позиция в этом споре?»

kontrolnie-izmeritelnie-materiali-rabochaya-programma-disciplini-informatika-s-metodikoj-prepodavaniya-dlya-specialnosti.html
kontrolnie-polnomochiya-prezidenta-respubliki-belarus-v-sfere-gosudarstvennogo-upravleniya.html
kontrolnie-raboti-i-referati-metodicheskie-rekomendacii-po-kursu-istorii-i-kultura-vladimirskogo-kraya.html
kontrolnie-raboti-po-biologicheskim-disciplinam-kontrolnie-raboti-po-agroekologii-stranica-2.html
kontrolnie-raboti-po-russkomu-yaziku.html
kontrolnie-testi-dlya-ocenki-fizicheskoj-podgotovlennosti-studentov-ii-kursa-menedzhment-organizacii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/labirint-rozi-stranica-14.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-po-kursu-politicheskie-i-socialnie-tehnologii-mestnogo-samoupravleniya-problemi-sadovodcheskogo-dvizheniya-v-rossii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnologiya-pryadilnogo-proizvodstva.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-provedeniya-2-oj-shkoli-konferencii-biomika-nauka-xxi-veka-26-29-sentyabrya-2011-g.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/naznacheno-rassmotrenie-dela-zhejmyalisskih-myasnikov-podrobnosti-gibeli-v-litovskom-mestechke-zhejmyalis-v-fevrale-1930.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-7-zvezda-nad-kabulom-verstakov-ot-pravdi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-2-istoriya-medicinskih-shkol-yumzhana-zhalsanovna-khogbug.html
  • control.bystrickaya.ru/ekologo-faunisticheskaya-harakteristika-nasekomih-dendrofagov-v-nasazhdeniyah-urbanizirovannih-territorij-g-volgograda-03-02-08-ekologiya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-po-okruzhayushemu-miru-vo-2-m-klasse-na-temu-v-gosti-k-zime-zimnie-izmeneniya-v-nezhivoj-prirode.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-oznakomitsya-s-osnovnimi-priemami-i-metodami-vipolneniya-operacij-na-rinke-cennih-bumag-usvoit-sushnost-osnovnih-ponyatij-kategorij-i-instrumentov-rinka-cennih-bumag.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-sostavlena-na-osnovanii-avtorskoj-programmi-istoriya-pravoslavnoj-kulturi-zemli-smolenskoj-andricovoj-m-yu-smolensk-izdatelstvo.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osobennosti-pervonachalnogo-etapa-rassledovaniya-pobegov-iz-ispravitelnih-uchrezhdenij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostavitel-nikolaj-nepomnyashij-stranica-8.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-molodogo-pedagoga-pri-napisanii-plana-uroka-sostavila-rukovoditel-metodicheskogo-obedineniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/551-analiz-stadij-razvitiya-rinka-metodicheskie-ukazaniya-k-kursovoj-rabote-dlya-studentov-specialnosti-menedzhment-organizacii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gruppa-a-uchastki-soderzhashie-etalonnie-redkie-ili-unikalnie-tipi-vodno-bolotnih-ugodij.html
  • student.bystrickaya.ru/34-2000-6-obsherossijskij-klassifikator-produkcii-ok-005-93-moskva.html
  • education.bystrickaya.ru/-kommunalnie-dolgi-naseleniya-nachnut-vziskivat-kollektorskie-agentstva.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-kulturnoj-pravovoj-ekonomicheskoj-i-tehnologicheskoj-sredi-francii-i-italii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-gosudarstvennogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-10.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-standart-520800-napravleniya-istoriya-ekaterinburg.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-kontrakt-na-postavku-produktov-pitaniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/muzej-zapovednik-nauchno-issledovatelskij-institut-problem-kaspijskogo-morya-astrahanskie-kraevedcheskie-chteniya-vipusk-iii-astrahan-201-1.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovi-obshej-psihologii-rubinshtejn-stranica-30.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/korporaciya-inzhtransstroj.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-psihologicheskoe-izmerenie-uchebnoe-posobie-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-ob-organizacii-i-provedenii-gosudarstvennogo-kontrolya-nadzora-agentstvom-po-delam-arhivov-kamchatskogo-kraya-v-sfere-arhivnogo-dela-na-territorii-kamchatskogo-kraya-za-2010-god.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/ransportnij-kompleks-uroven-2008-goda-stroitelstvo-torgovlya-i-obshestvennoe-pitanie-s-prirostom-ot-05-do-45.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravovoe-polozhenie-osuzhdennih-k-nakazaniyam-bez-izolyacii-ot-obshestva.html
  • klass.bystrickaya.ru/already-uzhe-chto-to-sdelano-proizoshlo-yet-uchebnoe-posobie-po-anglijskomu-yaziku-vladimir-2010.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-mineralnoe-carstvo-5-funkciya-hristianstva-29-ii-otveti-na-nekotorie-voprosi-30.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/legendi-o-biblejskih-patriarhah-majzel-stranica-5.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-7-upk-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/alternativnij-variant-tehnologicheskogo-processa-izgotovleniya-detali-krishka-tm966sb21205sb.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kafedra-fiziki-teorii-i-metodikiobucheniya-fizike-programma-itogovoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-prepodavatelej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.