.RU

Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне»


4-2 Система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «На дне»


Роль Луки в драме «На дне». Лука – врачеватель душ или лжец?


Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию

собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.

Методические приемы: дискуссия, аналитическая беседа.

Слово учителя:

На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с пьесой М. Горького «На дне». Нашим взорам предстала неприглядная картина: подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелый, каменный своды, закопченные с обвалившейся штукатуркой. И внешне, и по тому, что в ней сейчас происходит (шум, ругань, ссоры. Сатин рычит, Анна и Актер кашляют), ночлежка напоминает ад. И в этот ад спускается герой по имени Лука. Как известно, у автора не случаен выбор имени героя.

- Какие ассоциации вызывает у вас это имя?

Так кто же он, этот «любопытный» старичок?

Лукавый бес или апостол?

Какова его цель?

Какую роль отводит ему Горький в пьесе?

Каково отношение автора к герою?

На эти сложные вопросы нам предстоит сегодня дать исчерпывающие ответы.


Аналитическая беседа:

- Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?


В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением. Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актер говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют…до смерти…» «А ты – болван», - огрызается Сатин. «Почему?» - удивляется Актер. «Потому что – дважды убить нельзя». Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже мертвы. Кажется, все ясно. Но интересна ответная реплика Актера: «Не понимаю…почему – нельзя?» Может быть, именно Актер, умиравший не раз на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит жизнь самоубийством в конце пьесы.

Люди ощущают себя «бывшими»: «Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно). «Бубнов. Я вот – скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется…все сотрется, да!»

Только один Клещ не смирился еще со своей участью. Он отделяет себя от остальных ночлежников: «Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек…мне глядеть на них стыдно…я с малых лет работаю…Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…Вот, погоди…умрет жена…» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует чудовищности своего заявления. Да и мечта окажется мнимой.


- Как отнеслись ночлежники к появлению Луки? Почему тянулись душой к нему как бледные ростки к солнцу?

Он вселяет надежду в умирающую Анну, Пепла, Актера. Единственный человек, который во всякую минуту обращен к миру и к людям, который не только слышит, но и видит, не просто говорит, а отвечает. И на эти редкие его качества тотчас появляется острейший спрос.


-Еще раз послушаем разговор старца с ночлежниками. Подумайте, почему слова Луки так взволновали его собеседников?

К единственному искреннему сострадальцу тянется Анна. (Диалог Луки и Анны.)

От Луки требует ответа на свои вопросы и Пепел. (Разговор Пепла и Луки.)

Жаждет быть услышанным и Актер. (Диалог Актера и Луки.)


- Так почему слова Луки так взволновали его собеседников?

И лечебница для пьяниц, и спасительный простор Сибири, и настоящая любовь- се это еще вчера казавшееся ночлежникам не фантазией, а даже бредом, сегодня становится фактом их духовной жизни.


- К чему зовет Лука падших изгоев? Прочитаем высказывания Луки, в которых звучит его философия жизни.

- Как вы думаете, верит ли Лука сам в то, во что призывает поверить других?

Нет оснований усомниться. Ведь он в полном соответствии со своей проповедью бесконечно внимателен и уважителен к каждому. Для него человек, «каков ни есть – а всегда своей цены стоит».

- Что движет Лукою в его доброте? Может быть хитрость, корыстный расчет?

Нет, даже никому не верящий, циничный Бубнов это понимает: «Вот – Лука, примерно…много он врет…и безо всякой для себя пользы. Но если не для себя – тогда зачем? Старик уж… Зачем ему?» - удивляется Бубнов.

«Добрый ты, дедушка… Отчего ты такой добрый?» - спрашивает Наташа.

- Так действительно, почему же он такой добрый?

Лука ответ дает сам: «Надо кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос – он всех жалел и нам так велел.»

- А вы кому из обитателей костылевской ночлежки наиболее сочувствуете?

И поведение, и слова, и само присутствие старика располагает к спокойному доброму разговору. Даже непробиваемый Бубнов, и тот исповедуется перед Лукой, поощряемый вниманием и сочувствием. Любой человек жаждет быть услышанным и понятым.

Холодное равнодушие окружающего мира страшнее криков проклятия. Вспомним, с каким исступлением, с какой жадностью накинулся Мармеладов на Раскольникова, в котором угадал способность услышать чужое страдание. Витиевато, многословно и вместе с тем торопливо и сбивчиво изливает он свою душу, требуя, умоляя, заклиная: «Слышите, слышите?» Услышанная, а значит разделенная с кем-то боль не так жжет душу, вот и просит умирающая Анна: «Дедушка! Поговори со мной.» И старик с готовностью откликается: «Давай побеседуем.» Горестные признания страдалицы Анны сопровождаются сочувственными репликами-вздохами Луки: «Эх, бабонька! Не тоскуй!» «Эх ты детынька! Устала? Ничего!»


- Какой еще писатель поведал нам о горьком одиночестве среди людей?

О сытых, равнодушных написан рассказ А. П. Чехова «Тоска». В рассказе у извозчика Ионы умирает сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать-то, оказывается и некому. Ни один человек не хочет выслушать Иону, и тот в конце концов рассказывает все своей лошади.

В своей статье в «Литературной газете» Даниил Гранин рассказал случай из собственной жизни, имеющий прямое отношение к теме наших размышлений.

Попав с травмой в больницу, он от боли не спал по ночам, бродил по коридорам, заставленным койками и раскладушками, и оказывал посильную помощь покинутым немощной нашей медициной больным. И вот однажды, рассказывает писатель, подозвала его к себе старая женщина. Попросила посидеть рядом. Пожаловалась, что страшно ей, заговорила про своих близких, которые далеко, про свою трудную, ныне одинокую жизнь. Взяла меня за руку. Замолчала. Я думал, заснула, а она умерла. Рука ее стала коченеть.

Анна? «Вечная» Анна, пока мир стоит? Но послушаем дальше Гранина: «На фронте повидал я всяких смертей. И то, что люди умирают в больницах, вещь неизбежная. Но эта смерть поразила меня. Чужого, неважно кого, позвала эта женщина, томясь от одиночества перед лицом смерти. Невыносимое, должно быть чувство. Наказание страшное, за что – неизвестно. Хоть к кому-то прислониться. Заботу о человеке, бесплатную медицину, гуманизм, коллективность жизни – как это соединить с тем, что вот человек, отработав весь свой век, умирает в такой заброшенности? Не стыд ли это, не позор и вина наша всеобщая?

Статья Д. Гранина, пробудившая долгие годы дремавшие под наркозом официальной морали нравственные силы общества, так и называлась «О милосердии». Слово это с тех пор устаревшим быть перестало, но употребляется, к сожалению, гораздо чаще, чем совершаются соответствующие ему деяния.

Лука, жалеющий и утешающий, и являет нам пример истинного милосердия. Интересно, что современники Горького, бывшие слушателями авторского чтения пьесы, подчеркивали, что лучше всего писателю удавалась роль Луки, и особенно – сцена у постели Анны. М. Ф. Андреева вспоминала: «Горький читал великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошел до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит:

- Хорошо, ей-богу, хорошо написал…Черт знает, а? Правда, хорошо?


- Чем же был вызван этот восторг, как не впечатлением органического слияния автора и героя в порыве сострадания.

«Ты, брат, молодец! – говорит старику Пепел. – Врешь ты хорошо…сказки говоришь приятно! Ври! Ничего…мало, брат, приятного на свете!»


-Есть ли в пьесе хоть один момент, когда мы можем с торжествующим криком: «Держите вора!» - поймать его на откровенной вредоносной лжи?

Подтверждено документально, что то время в России существовали 3 лечебницы для алкоголиков и по крайней мере в 2 из них были бесплатные места.


- А действительно ли Сибирь то место, где Пеплу легче всего начать новую жизнь, порвав навсегда связи со своей средой?

Во-первых, малоосвоенная Сибирь для сильного человека, а Пепел таков, предоставляет довольно богатые возможности устроить свою жизнь. А главное ведь в том, что Пепел, как он сам говорил, начал воровать потому прежде сего, что за всю жизнь никто его иными именем, кроме как «вор», «воров сын» не называл. Поэтому Сибирь – место, где его никто не знает и вором не назовет, идеальное для Пепла.


-Лжет ли Лука Насте?

Не лжет Лука и Насте, он только убеждает ее: «Коли веришь, была у тебя настоящая любовь…значит – была она!» - реализуя свой принцип «во что веришь, то и есть.

Не к примирению, а к действию зовет «лукавый» старец: он будит в сожителях надежду на то, что чаемое ими осуществимо. Итак, Лука не лгал, а будил надежду в людях.


-Так кто же он – апостол или бес?

Обсуждение вопроса.


-Вот таким милосердным, добрым увидели мы Луку в пьесе.

-А каково отношение Горького к герою и его философии?

Лука исчезает после убийства Костылева. Почему?

В разговоре с писателем В. Шишковым Горький произнес:

-Лука? Пройдоха. Жулик.

-Однако со сцены он выглядит симпатичным.

-Да? Он прикидывается святошей, потому что это ему выгодно.

Так почему же у Горького такое негативное отношение к Луке?

Об этом поговорим на следующем уроке.

Тема следующего урока «Философский спор о правде в пьесе «На дне».


Домашнее задание: Выписать в тетрадь высказывания Сатина, Бубнова, Луки о человеке, труде, правде, жизни. Устный ответ на вопрос: «Какова авторская позиция в этом споре?»

kontrolnie-izmeritelnie-materiali-rabochaya-programma-disciplini-informatika-s-metodikoj-prepodavaniya-dlya-specialnosti.html
kontrolnie-polnomochiya-prezidenta-respubliki-belarus-v-sfere-gosudarstvennogo-upravleniya.html
kontrolnie-raboti-i-referati-metodicheskie-rekomendacii-po-kursu-istorii-i-kultura-vladimirskogo-kraya.html
kontrolnie-raboti-po-biologicheskim-disciplinam-kontrolnie-raboti-po-agroekologii-stranica-2.html
kontrolnie-raboti-po-russkomu-yaziku.html
kontrolnie-testi-dlya-ocenki-fizicheskoj-podgotovlennosti-studentov-ii-kursa-menedzhment-organizacii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/principi-raboti-s-neuspevayushimi-uchenikami.html
  • university.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-rossijskie-zheleznie-dorogi-kod-emitenta-stranica-35.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-yu-v-popkov-internacionalizaciya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-potrebleniya-napitkov-vino-i-konyak.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-ekonomika-domashnego-hozyajstva-i-okruzhayushego-sociuma-specialnosti-100110-65-domovedenie-novosibirsk-2008.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-iv-problema-razvitiya-v-psihologii-predmet-i-zadachi-psihologii-kak-nauki.html
  • books.bystrickaya.ru/chinovnik-opustil-povyazku-i-povtoril-frazu-yavzyal-chistij-blank-on-ukazal-paragrafi-kotorie-nuzhno-zapolnit-stranica-10.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-meropriyatij-po-podgotovke-i-provedeniyu-dosrochnih-viborov-glavi-verh-krasnoyarskogo-selsoveta-severnogo-rajona-novosibirskoj-oblasti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-5-mirovaya-valyutnaya-sistema-tema-mirovaya-ekonomika-i-meo-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/dostoprimechatelnosti-londona-chast-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-po-gosudarstvennomu-kontraktu-ot-04-06-2012-1102-01-4106-12-o-vipolnenii-nauchno-issledovatelskoj-raboti.html
  • writing.bystrickaya.ru/kursovaya-chast-4.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/ya-protivnik-demokratii-kniga-rasschitana-na-shirokij-krug-chitatelej.html
  • write.bystrickaya.ru/federalnij-perechen-uchebnikov-rekomendovannih-ministerstvom-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-k-ispolzovaniyu-v-obrazovatelnom-processe-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-na-20092010-uchebnij-god.html
  • tests.bystrickaya.ru/konferenciya-sostoitsya-6-11-iyunya-2004g-na-baze-tomskogo-politehnicheskogo-universiteta-tpu-organizatori-konferencii.html
  • essay.bystrickaya.ru/chlenstvo-v-uchenih-sovetah-drugih-gosudarstvennih-i-obshestvennih-associaciyah.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yurij-novikov-predislovie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-tv-gosduma-pyatogo-soziva-stavit-rekordi-v-pervuyu-sessiyu-9.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursa-obektno-orientirovannij-analiz-i-programmirovanie-ooaip-dlya-specializacii-informacionnie-tehnologii-v-meo.html
  • education.bystrickaya.ru/2-nejronnie-seti-1-iskusstvennij-intellekt-6.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-12-magiya-vsesilna-kakie-novosti-sprosil-tot-chto-bil-povishe.html
  • bukva.bystrickaya.ru/raspredelenie-leksicheskih-tem-primernoe-perspektivnoe-planirovanie-raboti-po-formirovaniyu-leksiko-grammaticheskih.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-zasedanii-us-ti-f-svfu-stranica-3.html
  • grade.bystrickaya.ru/modeli-profilaktiki-vozniknovenie-i-stanovlenie-socialnoj-pedagogiki-sop-kak-teorii-i-praktiki.html
  • tasks.bystrickaya.ru/--literatura-predislovie.html
  • school.bystrickaya.ru/k-1945-g-vremeni-prekrasheniya-serijnogo-proizvodstva-bilo-postroeno-6784-db-3il-4-iz-nih-okolo-5300-sostavlyali-il-za-vremya-serijnogo-proizvodstva-zatra-stranica-5.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-reabilitacii-lyudej-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-sredstvami-kulturi-i-iskusstva-izdanie-osushestvleno-pri-podderzhke-kompanii-polyarnoe-siyanie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-ob-issledovanii-rossijskih-fondov-mestnih-soobshestv-podgotovlen-po-zakazu-foruma-donorov-pri-finansovoj-podderzhke-fonda-ch-s-motta-i-fonda-forda-stranica-8.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-gigiena-i-ekologiya-cheloveka-2011-g.html
  • learn.bystrickaya.ru/globalnie-ekologicheskie-processi-novie-tendencii-razvitiya-mirovogo-turistskogo-rinka-duhovnaya-liliya-leonidovna-kandidat-ekonomicheskih-nauk-docent.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/investicii-v-rossii-chast-7.html
  • school.bystrickaya.ru/38-narushenie-kritichnosti-mishleniya-pervichko-elena-ivanovna-otveti-na-voprosi-k-ekzamenu-s2010-kollektivnoe-soznatelnoe.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oao-kamaz-i-cnh-global-nv-obyavili-o-zaklyuchenii-soglasheniya-o-sozdanii-kommercheskogo-sovmestnogo-predpriyatiya-ooo-si-en-ejch-kamaz-kommerciya-cnh-kamaz-commercial-bv.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-rekomenduemoj-dlya-letnego-chteniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obshee-kolichestvo-vremeni-243-minuti-4-chasa-03-minuti-obsheobrazovatelnoj-programmi-na-2011-2014-godi-2011-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.