Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне»
.RU

Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне»


4-2 Система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «На дне»


Роль Луки в драме «На дне». Лука – врачеватель душ или лжец?


Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию

собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.

Методические приемы: дискуссия, аналитическая беседа.

Слово учителя:

На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с пьесой М. Горького «На дне». Нашим взорам предстала неприглядная картина: подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелый, каменный своды, закопченные с обвалившейся штукатуркой. И внешне, и по тому, что в ней сейчас происходит (шум, ругань, ссоры. Сатин рычит, Анна и Актер кашляют), ночлежка напоминает ад. И в этот ад спускается герой по имени Лука. Как известно, у автора не случаен выбор имени героя.

- Какие ассоциации вызывает у вас это имя?

Так кто же он, этот «любопытный» старичок?

Лукавый бес или апостол?

Какова его цель?

Какую роль отводит ему Горький в пьесе?

Каково отношение автора к герою?

На эти сложные вопросы нам предстоит сегодня дать исчерпывающие ответы.


Аналитическая беседа:

- Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?


В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением. Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актер говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют…до смерти…» «А ты – болван», - огрызается Сатин. «Почему?» - удивляется Актер. «Потому что – дважды убить нельзя». Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже мертвы. Кажется, все ясно. Но интересна ответная реплика Актера: «Не понимаю…почему – нельзя?» Может быть, именно Актер, умиравший не раз на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит жизнь самоубийством в конце пьесы.

Люди ощущают себя «бывшими»: «Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно). «Бубнов. Я вот – скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется…все сотрется, да!»

Только один Клещ не смирился еще со своей участью. Он отделяет себя от остальных ночлежников: «Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек…мне глядеть на них стыдно…я с малых лет работаю…Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…Вот, погоди…умрет жена…» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует чудовищности своего заявления. Да и мечта окажется мнимой.


- Как отнеслись ночлежники к появлению Луки? Почему тянулись душой к нему как бледные ростки к солнцу?

Он вселяет надежду в умирающую Анну, Пепла, Актера. Единственный человек, который во всякую минуту обращен к миру и к людям, который не только слышит, но и видит, не просто говорит, а отвечает. И на эти редкие его качества тотчас появляется острейший спрос.


-Еще раз послушаем разговор старца с ночлежниками. Подумайте, почему слова Луки так взволновали его собеседников?

К единственному искреннему сострадальцу тянется Анна. (Диалог Луки и Анны.)

От Луки требует ответа на свои вопросы и Пепел. (Разговор Пепла и Луки.)

Жаждет быть услышанным и Актер. (Диалог Актера и Луки.)


- Так почему слова Луки так взволновали его собеседников?

И лечебница для пьяниц, и спасительный простор Сибири, и настоящая любовь- се это еще вчера казавшееся ночлежникам не фантазией, а даже бредом, сегодня становится фактом их духовной жизни.


- К чему зовет Лука падших изгоев? Прочитаем высказывания Луки, в которых звучит его философия жизни.

- Как вы думаете, верит ли Лука сам в то, во что призывает поверить других?

Нет оснований усомниться. Ведь он в полном соответствии со своей проповедью бесконечно внимателен и уважителен к каждому. Для него человек, «каков ни есть – а всегда своей цены стоит».

- Что движет Лукою в его доброте? Может быть хитрость, корыстный расчет?

Нет, даже никому не верящий, циничный Бубнов это понимает: «Вот – Лука, примерно…много он врет…и безо всякой для себя пользы. Но если не для себя – тогда зачем? Старик уж… Зачем ему?» - удивляется Бубнов.

«Добрый ты, дедушка… Отчего ты такой добрый?» - спрашивает Наташа.

- Так действительно, почему же он такой добрый?

Лука ответ дает сам: «Надо кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос – он всех жалел и нам так велел.»

- А вы кому из обитателей костылевской ночлежки наиболее сочувствуете?

И поведение, и слова, и само присутствие старика располагает к спокойному доброму разговору. Даже непробиваемый Бубнов, и тот исповедуется перед Лукой, поощряемый вниманием и сочувствием. Любой человек жаждет быть услышанным и понятым.

Холодное равнодушие окружающего мира страшнее криков проклятия. Вспомним, с каким исступлением, с какой жадностью накинулся Мармеладов на Раскольникова, в котором угадал способность услышать чужое страдание. Витиевато, многословно и вместе с тем торопливо и сбивчиво изливает он свою душу, требуя, умоляя, заклиная: «Слышите, слышите?» Услышанная, а значит разделенная с кем-то боль не так жжет душу, вот и просит умирающая Анна: «Дедушка! Поговори со мной.» И старик с готовностью откликается: «Давай побеседуем.» Горестные признания страдалицы Анны сопровождаются сочувственными репликами-вздохами Луки: «Эх, бабонька! Не тоскуй!» «Эх ты детынька! Устала? Ничего!»


- Какой еще писатель поведал нам о горьком одиночестве среди людей?

О сытых, равнодушных написан рассказ А. П. Чехова «Тоска». В рассказе у извозчика Ионы умирает сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать-то, оказывается и некому. Ни один человек не хочет выслушать Иону, и тот в конце концов рассказывает все своей лошади.

В своей статье в «Литературной газете» Даниил Гранин рассказал случай из собственной жизни, имеющий прямое отношение к теме наших размышлений.

Попав с травмой в больницу, он от боли не спал по ночам, бродил по коридорам, заставленным койками и раскладушками, и оказывал посильную помощь покинутым немощной нашей медициной больным. И вот однажды, рассказывает писатель, подозвала его к себе старая женщина. Попросила посидеть рядом. Пожаловалась, что страшно ей, заговорила про своих близких, которые далеко, про свою трудную, ныне одинокую жизнь. Взяла меня за руку. Замолчала. Я думал, заснула, а она умерла. Рука ее стала коченеть.

Анна? «Вечная» Анна, пока мир стоит? Но послушаем дальше Гранина: «На фронте повидал я всяких смертей. И то, что люди умирают в больницах, вещь неизбежная. Но эта смерть поразила меня. Чужого, неважно кого, позвала эта женщина, томясь от одиночества перед лицом смерти. Невыносимое, должно быть чувство. Наказание страшное, за что – неизвестно. Хоть к кому-то прислониться. Заботу о человеке, бесплатную медицину, гуманизм, коллективность жизни – как это соединить с тем, что вот человек, отработав весь свой век, умирает в такой заброшенности? Не стыд ли это, не позор и вина наша всеобщая?

Статья Д. Гранина, пробудившая долгие годы дремавшие под наркозом официальной морали нравственные силы общества, так и называлась «О милосердии». Слово это с тех пор устаревшим быть перестало, но употребляется, к сожалению, гораздо чаще, чем совершаются соответствующие ему деяния.

Лука, жалеющий и утешающий, и являет нам пример истинного милосердия. Интересно, что современники Горького, бывшие слушателями авторского чтения пьесы, подчеркивали, что лучше всего писателю удавалась роль Луки, и особенно – сцена у постели Анны. М. Ф. Андреева вспоминала: «Горький читал великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошел до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит:

- Хорошо, ей-богу, хорошо написал…Черт знает, а? Правда, хорошо?


- Чем же был вызван этот восторг, как не впечатлением органического слияния автора и героя в порыве сострадания.

«Ты, брат, молодец! – говорит старику Пепел. – Врешь ты хорошо…сказки говоришь приятно! Ври! Ничего…мало, брат, приятного на свете!»


-Есть ли в пьесе хоть один момент, когда мы можем с торжествующим криком: «Держите вора!» - поймать его на откровенной вредоносной лжи?

Подтверждено документально, что то время в России существовали 3 лечебницы для алкоголиков и по крайней мере в 2 из них были бесплатные места.


- А действительно ли Сибирь то место, где Пеплу легче всего начать новую жизнь, порвав навсегда связи со своей средой?

Во-первых, малоосвоенная Сибирь для сильного человека, а Пепел таков, предоставляет довольно богатые возможности устроить свою жизнь. А главное ведь в том, что Пепел, как он сам говорил, начал воровать потому прежде сего, что за всю жизнь никто его иными именем, кроме как «вор», «воров сын» не называл. Поэтому Сибирь – место, где его никто не знает и вором не назовет, идеальное для Пепла.


-Лжет ли Лука Насте?

Не лжет Лука и Насте, он только убеждает ее: «Коли веришь, была у тебя настоящая любовь…значит – была она!» - реализуя свой принцип «во что веришь, то и есть.

Не к примирению, а к действию зовет «лукавый» старец: он будит в сожителях надежду на то, что чаемое ими осуществимо. Итак, Лука не лгал, а будил надежду в людях.


-Так кто же он – апостол или бес?

Обсуждение вопроса.


-Вот таким милосердным, добрым увидели мы Луку в пьесе.

-А каково отношение Горького к герою и его философии?

Лука исчезает после убийства Костылева. Почему?

В разговоре с писателем В. Шишковым Горький произнес:

-Лука? Пройдоха. Жулик.

-Однако со сцены он выглядит симпатичным.

-Да? Он прикидывается святошей, потому что это ему выгодно.

Так почему же у Горького такое негативное отношение к Луке?

Об этом поговорим на следующем уроке.

Тема следующего урока «Философский спор о правде в пьесе «На дне».


Домашнее задание: Выписать в тетрадь высказывания Сатина, Бубнова, Луки о человеке, труде, правде, жизни. Устный ответ на вопрос: «Какова авторская позиция в этом споре?»

kontrolnie-izmeritelnie-materiali-rabochaya-programma-disciplini-informatika-s-metodikoj-prepodavaniya-dlya-specialnosti.html
kontrolnie-polnomochiya-prezidenta-respubliki-belarus-v-sfere-gosudarstvennogo-upravleniya.html
kontrolnie-raboti-i-referati-metodicheskie-rekomendacii-po-kursu-istorii-i-kultura-vladimirskogo-kraya.html
kontrolnie-raboti-po-biologicheskim-disciplinam-kontrolnie-raboti-po-agroekologii-stranica-2.html
kontrolnie-raboti-po-russkomu-yaziku.html
kontrolnie-testi-dlya-ocenki-fizicheskoj-podgotovlennosti-studentov-ii-kursa-menedzhment-organizacii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aspekti-kuspidov-8-doma-goroskopa-alekseya-romanovav-moment-smerti-r-s-tochkami-radiksa.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xvi-rossijskaya-imperiya-v-konce-xix-nachale-xx-v-uchebnoe-posobie-ivanovo-2003-udk.html
  • college.bystrickaya.ru/31-mehanizm-i-procedura-ocenki-kachestva-obrazovaniya-publichnij-otchyot-o-sostoyanii-i-rezultatah-deyatelnosti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovet-deputatov-berezovskogo-selskogo-poseleniya-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kasevich-v-b-k28-semantika-sintaksis-morfologiya.html
  • desk.bystrickaya.ru/poceluj-vmesto-vracha.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhvremennie-predpochteniya-i-diskontirovanie-zadachi-po-linejnomu-programmirovaniyu-i-optimizacii.html
  • klass.bystrickaya.ru/723-sistema-ocenivaniya-v-starshej-profilnoj-shkole-rekomendacii-po-organizacii-kompetentnostno-orientirovannogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezultati-vipolneniya-vipusknih-prakticheskih-kvalifikacionnih-rabot-otche-t.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uglevodi-uchebnoe-posobie-kemerovo-2004-udk.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabota-s-uchebnimi-i-nauchno-populyarnimi-tekstami-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravitelstvo-novosibirskoj-oblasti-postanovlenie-ot-30-sentyabrya-2010-g-n-158-p-ob-utverzhdenii-dolgosrochnoj-celevoj-programmi-stranica-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/deracii-za-schet-sredstv-sootvetstvuyushego-byudzheta-v-tom-chisle-v-predelah-ustanovlennoj-pravitelstvom-rossijskoj-federacii-kvoti-a-takzhe-po-dogovoram-s-oplato.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-umk-disciplini-uchebno-issledovatelskaya-rabota-dlya-specialnosti-kafedri-tu.html
  • write.bystrickaya.ru/final-10-tem-krug-1-boj-a-4-temi.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravovie-problemi-zaloga-cennih-bumag-sbornik-statej-pod-redakciej-professora-m-i-braginskogo-izdatelstvo-norma.html
  • assessments.bystrickaya.ru/drevnego.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-muzejnih-kollekcij-a-takzhe-kulturnih-cennostejnahodyashihsya-v-muzeyah-rossijskoj-federacii-stranica-6.html
  • predmet.bystrickaya.ru/specialnost-03050352-pravovedenie-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-buryatskogo-filiala-mesi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhivotnoemanyak-nikolaj-nepomnyashij.html
  • control.bystrickaya.ru/devyataya-mezhregionalnaya-molodezhnaya-nauchnaya-gumanitarnaya-konferenciya-uhtinskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prepodobnij-ioann-kassian-rimlyanin-otec-vostoka-i-zapada-pri-sostavlenii-kursa-ispolzovani-konspekti-lekcij.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-kabineta-metodicheskie-rekomendacii-2008-g-soderzhanie-vvedenie-fizicheskoe-vospitanie-v-obrazovatelnom.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sd-v-innovacionnij-menedzhment-dlya-studentov-podgotovki-bakalavrov-po-professionalno-obrazovatelnoj-programme-napravleniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/gendernie-stereotipi-v-ispanskoj-sportivnoj-presse-chast-7.html
  • letter.bystrickaya.ru/model-organizacii-obrazovatelnogo-processa-v-gruppah-realizuyushih-kompleksnuyu-programmu-nm-krilovoj-detskij-sad-dom-radosti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-a-lebedev-sozdatel-pervogo-v-kontenentalnoj-evrope-kompyutera.html
  • school.bystrickaya.ru/beregite-zdorove-osmeltes-preuspet.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-prekratit-trahat-sebe-mozg-i-nachat-zhit-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/posvyashaetsya-odnomu-iz-velichajshih-marketingovih-strategov-kotorih-kogda-libo-znal-mir-stranica-10.html
  • literature.bystrickaya.ru/emil-azhar-strahi-carya-solomona-stranica-16.html
  • writing.bystrickaya.ru/genrih-fon-ofterdingen.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sozdanie-soyuznikov-kratkoe-soderzhanie-vvedenie-marketing-eto-vojna-sut-marketinga-segodnya-zaklyuchaetsya-vovse.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mirovozzrenie-ego-struktura-i-osnovnie-tipi.html
  • college.bystrickaya.ru/14ponyatie-algoritma-svojstva-i-vidi-algoritmov-sposobi-zadaniya-algoritmov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.