.RU

Краткий курс Москва 2002 Войтов А. Г. История экономических учений. Краткий курс, переработанный. 3-е изд.  М.: Маркетинг, 2002.  103 с


А.Г. Войтов


История экономических учений

Краткий курс


Москва 2002


А.Г. Войтов


ИСТОРИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Краткий курс


Москва 2002

Войтов А. Г. История экономических учений. Краткий курс, переработанный. 3-е изд.  М.: Маркетинг, 2002.  103 с.

Историю экономических учений осваивают на разных уровнях. Краткий курс предназначен для тех, кто впервые ее познает. Обычно это студенты экономических специальностей. Более конкретно ее дают “солидные” учебные пособия. Высший уровень познания истории экономических учений предполагает изучение первоисточников  собственных трудов главных экономистов прошлого.

Специфика данного курса вытекает из работы автора над ним в единстве с фундаментальной теорией экономики и теоретической философией, в том числе самоучителем диалектической логики:


^ Философское  Фундаментальная  История

основание теория экономических

эконом. науки экономики учений


 Войтов А.Г., 2002 г.


Введение



эко­но­ми­ческая

┌──┴──┐

ис­то­рия  теория

┌───┴──┐

прак­ти­ки  мысли
По­зна­ние эко­но­ми­че­ской прак­ти­ки тре­бу­ет изу­че­ния мно­гих наук  системы теоретических наук об экономике, а также истории практики и мысли о ней.

 Фундаментальная эко­но­ми­че­ская тео­рия, написанная на основе диалектической логики, од­но­вре­мен­но объ­яс­няет:




Настоящее позволяет познать прошлое     


Вы изу­чи­ли (или од­но­вре­мен­но изучаете) ис­то­рию эко­но­ми­че­ской прак­ти­ки. Те­перь речь идет об изу­че­нии ис­то­рии эко­но­ми­че­ской мыс­ли (или уче­ний или тео­рии).

   

Прошлое облегчает познание настоящего   

Вне зна­ния ис­то­рии не­ль­зя по­нять со­вре­мен­но­сти и, тем бо­лее, бу­ду­ще­го. Про­шлое по­зво­ля­ет по­нять на­сто­ящее и бу­ду­щее. Их сле­ду­ет по­зна­вать в единс­тве. Осно­вой это­му яв­ля­ет­ся тео­рия, по­стро­ен­ная в фор­ме со­ри­тов, кладограмм, ко­то­рые по­ка­зы­ва­ют од­но­вре­мен­но про­шлое, на­сто­ящее и перс­пек­ти­вы (бу­ду­щее). В то же вре­мя са­мо­сто­яте­ль­ное зна­че­ние име­ет изу­че­ние ис­то­рии в ка­че­стве фак­то­ра по­ни­ма­ния со­вре­мен­ности.      Опе­ре­жа­ющее изу­че­ние эко­но­ми­че­ской теории яв­ля­ет­ся усло­ви­ем по­зна­ния истории экономических учений (ИЭУ). В то же вре­мя изу­че­ние ИЭУ яв­ля­ет­ся фак­то­ром по­зна­ния эко­но­ми­че­ской тео­рии, прак­тики.


ИЭУ

┌───┴──┐

про­пе­де­вти­че­ская  праг­ма­ти­ческая

┌───┴──┐

озна­ко­ми­те­ль­ная  про­фес­си­она­льная


ИЭУ изу­ча­ют про­пе­де­вти­че­ски, т.е. постепенно и все более полно, содержательно.

При изу­че­нии ИЭУ при­хо­дит­ся крат­ко зна­ко­ми­ть­ся и с уров­нем раз­ви­тия эко­но­ми­че­ской прак­ти­ки (ис­то­рии прак­ти­ки) и со­от­ветс­тву­ющи­ми раз­де­ла­ми эко­но­ми­че­ской теории      

ИЭУ не мо­жет со­сто­ять в про­стом пе­ре­ска­зе ав­то­ров про­шло­го и на­сто­яще­го, что со­став­ля­ет со­де­ржа­ние са­мой эко­но­ми­че­ской на­уки. И в та­ком слу­чае она не­ по­си­ль­на для ознакомительного вос­при­ятия.      

Накопленные работы экономистов прошлого не по силам любому индивиду  превышают возможности их восприятия. Они, к тому же, написаны на разных языках и не переведены все хотя бы на какой-то один язык. Поэтому все изучают только какую-то часть работ экономистов прошлого. Основанием этому служат различного рода курсы ИЭУ. Можно выделить различные их типы.


Курсы ИЭУ

┌───┴──┐

общие  частные

┌───┴──┐

определенных  проблемные

“эк. школ”
Общие курсы ИЭУ дают представление обо всей истории экономической мысли  с древности по настоящее время. Они дают ее на разных уровнях конкретности, начиная с кратких вводных курсов, затем  солидных пособий и, наконец, многотомных ее изданий, пытающихся охватить все страны и периоды развития. Частные (специальные) ИЭУ показывают или историю определенных экономических школ, например книга М. Блауга, или определенных проблем, например, индустриализации или хозрасчета. Это важно обычно профессиональным эко­но­ми­стам, которые к ней об­ра­ща­ют­ся как к средс­тву ре­ше­ния про­блем. Пе­да­го­ги так­же зна­ют ее не как праг­ма­ти­че­ское средство.      

Объ­ек­том ИЭУ яв­ля­ет­ся процесс фор­ми­ро­ва­ния эко­но­ми­че­ских представлений  воз­ни­кно­ве­ние и от­ри­ца­ние тех или иных конкретных идей об эко­но­мике.      

К ИЭУ под­хо­дят раз­лич­но. Основ­ные под­хо­ды (по М. Блаугу)  по­ка­за­ны схе­ма­тично:


ИЭУ

┌─────┴──────┐

осно­ва­ния   са­мо­сто­яте­льное

но­вых идей зна­чение

┌─────┴────┐

«жи­тие свя­тых»  идеи

(био­гра­фии) ┌─────┴──────┐

мо­ну­мен­та­ль­ные   ис­то­рия ана­ли­за

кол­лек­ции оши­бок (до­сти­жения)

┌─────┴──────┐

ис­то­ри­че­ская   ку­му­ля­тивный

не­по­вто­ри­мость идей подход


При начальном изучении ИЭУ наи­бо­лее ра­цио­на­лен ку­му­ля­тив­ный подход, который проявляется в теоретическом понимании объекта.

При изучении истории экономических учений их следует оценивать не только с современных позиций, а сравнительно с господствовавшими в то время воззрениями. Все авторы высказывают не только положительные идеи, но и допускают различные промахи, выдвигают ошибочные положения.      

При по­зна­нии слож­ных яв­ле­ний важ­но изу­чать ис­то­рию мыс­ли о них. На­при­мер, в ХХ ве­ке воз­ни­кло по­ня­тие хоз­ра­сче­та. Его сущ­ность по­ка не ста­ла яс­ной для мно­гих. В свя­зи с этим ве­сь­ма важ­но изу­чать раз­ви­тие мыс­ли по дан­но­му во­про­су в 20 е го­ды [см. 4, гла­ва 9]. В та­ком слу­чае по­зна­ние ис­то­рии учений име­ет вспо­мо­га­те­ль­ное зна­че­ние. В то же вре­мя ее изу­че­ние име­ет и са­мо­сто­яте­ль­ное зна­че­ние. При этом од­них читателей ин­те­ре­су­ют ав­то­ры, а дру­гих  их идеи. С точ­ки зре­ния по­сле­ду­ющих по­ко­ле­ний, осо­бен­но не­да­ле­ких лю­дей, эти идеи, по­рой, трактуют как мо­ну­мен­та­ль­ные кол­лек­ции оши­бок. В то же вре­мя зна­че­ние име­ет по­зна­ние ис­то­рии ана­ли­за эко­но­ми­ки. При этом об­ра­щается вни­ма­ние, пре­жде все­го, на на­коп­ле­ние (ку­му­ля­цию) об­щес­твом эко­но­ми­че­ских зна­ний и их теоретический син­тез.      

ИЭУ охва­ты­ва­ет фор­ми­ро­ва­ние всех эко­но­ми­че­ских на­ук. Здесь рас­сма­три­ва­ем то­ль­ко ис­то­рию фор­ми­ро­ва­ния общеэкономической науки (фундаментальной теории экономики  ФТЭ).

ИЭУ

┌─────┴──────┐

ФТЭ  при­клад­ных наук

┌─────┴──────┐

стра­но­вед­че­ских,  функ­ци­она­льных

от­рас­ле­вых (бу­ху­че­та и т.п.)


Ис­то­рия зна­ний ди­на­мич­на и на­хо­дит­ся на на­ча­ль­ном уров­не ста­но­вле­ния, хо­тя и су­ще­ству­ет дли­те­ль­ное вре­мя. В це­лом мож­но раз­ли­чать та­кие уров­ни её су­ще­ство­ва­ния:


ис­то­рия эко­но­ми­че­ских



воз­зре­ний  мыс­ли  уче­ний  теории


М. Блауг использует все эти слова в предисловии в качестве синонимов, что проявляет господствующую методологическую анархию (невежество) у экономистов. На самом же деле эти слова имеют собственное содержание, что весьма существенно для экономической науки.

Эти уров­ни эко­но­ми­че­ских зна­ний со­су­ще­ству­ют сейчас:


┌─ тео­рии, мо­низм (в целом, бу­ду­щее)

┌─┴─ уче­ния, па­ра­диг­ма­ль­ность (“шко­лы”) 2.5 тыс. лет

┌─┴─── мыс­ли (ав­то­ры) 7 тыс. лет

┌─┴───── воз­зре­ния (не­из­ве­ст­ные ав­то­ры)


При понимании этих уровней экономических знаний необходимо помнить о том, что эта их последовательность отражает в единстве историю (становление, прошлое), структуру настоящего и будущего (перспективу). Когда-то экономические воззрения были нормой обыденной жизни, о которых фактически не задумывались. И сегодня определенная часть общества также представляет экономику. Затем люди все более осмысливали экономику и возникли у них определенные экономические мысли. И большинство современных людей также понимают экономику. В последующем возникли учения как совокупности экономических представлений об экономике. Они являются высшим достижением экономической науки сегодня. Но уже давно они не адекватны потребностям современной практики. Давно назрела необходимость перехода к экономическим теориям, но камнем преткновения является отсутствие адекватного философского основания экономической науки.

При изу­че­нии ис­то­рии эко­но­ми­че­ских зна­ний сле­ду­ет раз­ли­чать зна­ния тру­да, про­из­водс­тва, эко­но­мики:   

труд  хо­зяйс­тво эко­но­ми­ка  про­из­водство

тех­но­логия,

15 тыс. лет назад

рас­пре­де­ление

30 тыс. лет назад

рас­по­ря­ди­те­льс­тво

40 тыс. лет назад


Раз­ви­тие тру­да при­ве­ло к на­коп­ле­нию зна­ний о нём  про­фес­си­она­ль­ных зна­ний. С древ­но­сти они пе­ре­да­ва­лись по на­следс­тву в про­цес­се на­уче­ния  со­вмест­ной жизни, тру­да. И се­го­дня очень час­то так про­ис­хо­дит, хо­тя уже дав­но су­ще­ству­ют спе­ци­аль­ные шко­лы по обу­че­нию про­фес­си­ям. Хо­зяйс­тво воз­ни­кло 40-50  тысяч лет на­зад. Позднее  экономика. И, ес­те­ствен­но, у лю­дей по­яви­лись мыс­ли о них. На этом уров­не раз­ви­тия со­зна­ния без­гра­мот­ные лю­ди жи­вут и се­го­дня. Они жи­вут здра­вым рас­суд­ком и вы­пол­ня­ют про­стей­шие фор­мы при­сва­ива­юще­го труда.      

Раз­ви­тие про­из­водс­тва на­ча­лось 15 тыс. лет на­зад и пред­по­ла­га­ло по­яв­ле­ние тех­ни­ки, тех­но­ло­гии. В свя­зи с этим воз­ни­кли осо­бые  тех­ни­че­ских на­уки, ко­то­рые спе­ци­аль­но изу­ча­ют тех­ни­ку и тех­но­ло­гию. Они не от­но­сят­ся к эко­но­ми­че­ским зна­ниям.      

Семь тысяч лет на­зад на­чал­ся но­вый этап в раз­ви­тии об­щес­тва  ста­но­вле­ние го­су­дарств, воз­ни­кновение ра­бо­вла­де­ния. Цен­тром этой ци­ви­ли­за­ции в те­че­ние 34 тысяч лет был Еги­пет, за­тем Ки­тай, Ва­ви­лон. В этих стра­нах воз­ни­кли про­фес­си­она­ль­ные зна­ния, ес­те­ствен­ные и тех­ни­че­ские на­уки. В этот пе­ри­од существовали раз­лич­ные фор­мы на­став­ле­ний ли­де­рам об­щес­тва (фа­ра­онам и т.п.).      

 Две с половиной тысячи лет на­зад на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние уче­ний об эко­но­ми­ке, обо­со­бле­ние эко­но­ми­че­ской на­уки (Ксе­но­фонт)  от других наук.    

Бо­ль­шое чис­ло лю­дей вне­сло свой вклад в раз­ви­тие эко­но­ми­че­ских знаний.


Раз­ра­бот­чи­ки эко­но­ми­че­ских идей      

┌─────┴──────┐

неиз­ве­ст­ные  из­ве­стные

┌─────┴──────┐

ма­ло (сла­бо)  все­обще

┌─────┴─────┐

про­сто  клас­си­ки науки

┌─────┴──────┐

опре­де­лен­ных доктрин  об­ще­на­уч­ные


Ве­ли­кие эко­но­ми­сты  про­дук­ты свое­го вре­ме­ни. Они по­яв­ля­ют­ся ред­ко. И они ре­ша­ют те про­бле­мы, ко­то­рые по­став­ле­ны прак­ти­кой. В свя­зи с этим обыч­ная струк­ту­ра лек­ций по ис­то­рии эко­но­ми­че­ских учений обычно включает:      

— об­сто­яте­льс­тва жиз­ни эко­но­ми­ста (ис­то­рию эко­но­мики);     

— его био­графию;      

— об­щую его оценку;      

— кон­крет­ные его идеи.      

В ис­то­рии эко­но­ми­че­ских учений изу­ча­ют все ис­точ­ни­ки этих зна­ний. Ес­те­ствен­но, что на это тре­бу­ет­ся мно­го тру­да, а по­это­му огра­ни­чи­ва­ют­ся, пре­жде все­го, глав­ны­ми по­ло­же­ни­ями эко­но­ми­че­ской науки.      

Су­ще­ству­ют раз­лич­ные уров­ни из­ло­же­ния эко­но­ми­че­ских зна­ний: древ­ние ма­ну­скрип­ты, со­вре­мен­ные из­да­ния пер­во­ис­точ­ни­ков, хрес­то­ма­тии основ­ных ра­бот, ан­то­ло­гии важ­ней­ших по­ло­же­ний, учеб­ные пе­ре­ска­зы этих идей: по­пу­ляр­ные, ака­де­ми­че­ские и т.п.      

Эко­но­ми­че­ские мыс­ли пер­во­на­ча­ль­но вы­ска­зы­ва­ли мыс­ли­те­ли во­об­ще, за­тем это ста­ло де­лом эко­но­ми­стов, а по­том тео­ре­ти­ков и педагогов (дидактов или методистов).


эко­но­ми­че­ские мысли

┌──────────┼───────────┐

мыс­ли­те­лей  эко­но­ми­стов  тео­ре­тиков

┌──────────┼───────────┐

ис­сле­до­ва­те­лей  пе­да­го­гов ди­дактов


Иначе, следует рассматривать такие стадии развития экономической мысли:


доавторская  авторская  "экономические школы"


“Экономические школы” возникли только в средневековье. В таком случае один и тот же подход разделяют многие экономисты. “Школы” существуют, обычно, не один век. Их много в настоящее время. Некоторые из них различаются несущественно, а другие занимают противоположные позиции по основным вопросам.

Пер­во­на­ча­ль­но тео­ре­ти­ки бы­ли про­сты­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми, а за­тем они все бо­лее ста­но­ви­лись пе­да­го­га­ми, то есть у­чи­ли ей но­вые по­ко­ле­ния лю­дей. Но пе­да­го­ги мог­ли быть и прак­ти­ка­ми. Дав­но на­ста­ло вре­мя про­фес­си­она­ль­ных пе­да­го­гов, овла­де­вших ди­дак­тикой (теорией обучения).      

Кри­те­рии клас­си­фи­ка­ции эко­но­ми­че­ской мыс­ли (учеб­ных по­собий):      

Ис­ход­ным мож­но счи­тать хро­но­ло­ги­че­ский прин­цип: рас­смо­тре­ние ис­то­рии эко­но­ми­че­ских воз­зре­ний, мыс­лей, учений. Он является основ­ным и, ес­те­ствен­но, со­впа­да­ет, в це­лом, с иде­оло­ги­че­ским  струк­ту­рой су­ще­ству­ющих иде­оло­гий, по­ско­ль­ку они воз­ни­ка­ли в ис­то­ри­че­ском по­ряд­ке. Он со­впа­да­ет и с пер­со­ни­фи­ка­ци­он­ным  объ­яс­не­ни­ем вкла­да то­го или ино­го эко­но­ми­ста в раз­ви­тие эко­но­ми­че­ской науки.      

Пред­мет­ный прин­цип, то есть объ­яс­не­ние ис­то­рии мыс­ли по каж­дой про­бле­ме (теме) эко­но­ми­че­ской на­уки, име­ет зна­че­ние для исследователей. Он обыч­но яв­ля­ет­ся эле­мен­том бо­лее углуб­лен­но­го изу­че­ния эко­но­ми­че­ской на­уки: при изу­че­нии каж­дой те­мы на­до рас­сма­три­вать и ис­то­рию мыс­ли по во­про­су. Но он ред­ко осу­ще­ствим за не­до­ста­чей учеб­но­го вре­ме­ни и от­сутс­твием адек­ват­ных по­со­бий для пе­да­го­гов по это­му во­просу.      

Гео­гра­фи­че­ский кри­те­рий вряд ли осу­ще­ствим вви­ду не­рав­но­мер­но­сти раз­ви­тия эко­но­ми­че­ской мысли.      

Эко­но­ми­че­ская мысль су­ще­ству­ет в фор­ме раз­лич­ных школ. Каж­дая эко­но­ми­че­ская шко­ла по свое­му трак­ту­ет прак­ти­ку эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия и вы­ска­зы­ва­ет свои ре­ко­мен­да­ции по её раз­ви­тию  пред­ла­га­ет свою так­ти­ку и стра­те­гию эко­но­ми­че­ской по­ли­тики.      

Про­бле­мно объ­яс­нение сло­в: хро­но­ло­гия, ис­то­рия, ре­трос­пек­ти­ва. В чем суть по­след­не­го сло­ва? Пе­ре­оцен­ка про­шло­го, его пе­ре­осмыс­ление? После постановки этого вопроса (возникшего в связи с названием книги М. Блауга) пришел к такому мнению.

Хронология  запись    конкретных исторических событий в определенном времени и месте

История  генетическое обобщенное отражение прошлого, изредка иллюстрируемое конкретными фактами (обычно на основе хронологий или археологических и иных источников информации)

Ретроспектива  познание истории с учетом современной практики. Естественно, что эти подходы рациональнее использовать в единстве.

При познании ИЭУ следует воспользоваться историческими знания, полученными в школе. В частности, следует различать такие явления.


Ку­ль­тура

┌──────────┼───────────┐

рас­те­ний  жи­вот­ных  общества

┌──────────┼───────────┐

ди­кость  вар­варс­тво  ци­ви­ли­зация

┌──────────┼───────────┐

пер­во­быт­ная  классовая  по­стклас­со­вая


культура

об­щес­тво

ци­ви­ли­за­ция 

фор­ма­ция

«инс­ти­ту­ты»


наука

┌─────┴──────┐

про­сто  гу­ма­ни­тарная

┌─────┴──────┐

про­сто  обо­со­блен­ная от дру­гих знаний

┌─────┴──────┐

при­клад­ные  общие

┌─────┴──────┐

просто  тео­ре­ти­ческие

┌─────┴──────┐

про­сто  фун­да­мен­та­ль­ные

(сис­те­мные)


Пер­во­на­ча­ль­но (а для мно­гих лю­дей это нор­ма и сей­час) зна­ния эко­но­ми­ки не обо­со­би­лись от дру­гих зна­ний. Обо­со­бив­ши­еся эко­но­ми­че­ские зна­ния бы­ли праг­ма­ти­че­ски­ми, при­клад­ными. На их осно­ве воз­ни­кли об­щие эко­но­ми­че­ские зна­ния, и пер­вой их фор­мой бы­ла по­ли­тэ­ко­но­мия (Мон­кре­ть­ен, Пе­ти). За­тем про­ис­хо­ди­ла тео­ре­ти­за­ция по­ли­тэ­ко­но­мии (Смит, Ри­ка­рдо, Миль, Маркс). Дав­но на­ста­ло вре­мя сис­те­мной трак­тов­ки фун­да­мен­та­ль­ной тео­рии эко­но­ми­ки как де­тер­ми­нан­та всей сис­те­мы эко­но­ми­че­ских наук.

Наука

┌──────────┼───────────┐

экономическая  общеэкономическая  теоретическая.


При изучении истории экономической мысли важно пользоваться не только книгами, написанными экономистами по данному вопросу, но книгами биографической библиотеки “Жизнь замечательных людей” Ф. Павленкова и “Жизнь замечательных людей” М.А. Горького.

Линии развития экономических воззрений в новое время следует свести к трем: Первая – теоретизация экономической науки, начиная с монетаристов и кончая классической школой. Вторая линия – теоретизация экономической науки последователями Маркса. Она вначале была активной, а затем начался ее застой и по этой причине произошел кризис это линии. Третья линия состоит в развитии западной мысли – ее детеоретизация в виду отказа от философского основания. Схематично это покажем так:


2

1 3


Экономику не понимают не только простолюдины, но и элита, в том числе идеологи и политики. В этих условиях приходиться удивляться тому, что экономика пока все еще кормит общество, хотя уже сейчас половина населения мира живет в бедности.


1. ДРЕВНИЙ МИР

Зарождение экономической мысли. Обыденные знания экономики

В жизни общества выделяют различные эпохи, этапы и т. п. В частности:


Общество

┌─────┴──────┐

Доисторическое  историческое

┌─────┴──────┐

Древний мир 

┌─────┴──────┐

античность

современное

┌─────┴──────┐

Средневековье  новое время


Несколько иначе выделим:

Мир

Доисторический  древ­ний  античность  сред­не­ве­ко­вье  новый

(ХХХ ве­ков V в. до н. Э-. (VI ХV вв.) с ХVI в.  

до новой эры V в. н. Э.

 V в. до новой эры)

     

^ Доисторическое общество. Гоминиды обособились от обезьян примерно 5-7 млн, лет назад. Они стали лю­ди 2,5 миллиона лет на­зад. С то­го вре­ме­ни они ис­по­ль­зу­ют ка­мен­ные ору­дия. О жиз­ни в тот пе­ри­од вре­ме­ни нет до­сто­вер­ных зна­ний. О ней мож­но пред­по­ло­жить то­ль­ко на осно­ве археологических фактов, об­щих рассуждений и со­по­став­ле­ния с жиз­нью жи­вот­ных. Изу­че­ние ис­то­рии об­щес­тва на­чи­на­ют обыч­но с Древ­не­го Егип­та, т. е. 7 ты­сяч лет на­зад. Еги­петс­кая ци­ви­ли­за­ция  са­мая древ­няя, ис­ход­ная. О ней есть мно­го раз­лич­но­го ро­да све­де­ний и из­ве­ст­но мно­го до­сто­вер­ного.      

О жиз­ни в тот пе­ри­од вре­ме­ни и зна­ни­ях эко­но­ми­ки мож­но су­дить по со­вре­мен­ной жиз­ни про­стых лю­дей в «глу­бин­ках» об­щес­твен­ной жизни. В на­сто­ящее вре­мя без­гра­мот­ные лю­ди  жи­те­ли «глу­би­нок» не зна­ют эко­но­ми­ку во­об­ще. Та­ких лю­дей очень мно­го. Они жи­вут обыч­но в усло­ви­ях на­ту­ра­ль­ной, тра­ди­ци­он­ной эко­но­ми­ки. Они спо­соб­ны тру­дит­ься, про­из­во­дить, но все это не эко­но­ми­че­ские зна­ния. Они за­ня­ты так­же про­мыс­ла­ми (при­сва­ива­ющее при­ро­до­по­ль­зо­ва­ние, на­при­мер, охот­ни­ки). Эти лю­ди учас­тву­ют в меноых и ры­ноч­ных от­но­ше­ни­ях про­стей­ше­го ти­па, а по­это­му они зна­ют кое-что об эко­но­ми­ке, рынке. Но это эко­но­ми­че­ские зна­ния здра­во­го рас­суд­ка  как ку­пить или про­дать то­ва­ры, зна­ние цен, ба­за­ров и т.п. Так­же не­до­ста­точ­ны эко­но­ми­че­ские зна­ния и всех лю­дей, по­лу­чи­вших сред­нее об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое по­ка не да­ет зна­ний об эко­но­ми­ке. Эти лю­ди не­до­ста­точ­но зна­ют эко­но­ми­ку или зна­ют её так, как зна­ли ее лю­ди 5000 лет назад.     

^ Присваивающая экономика. Возникла вместе с обществом 2.5 млн. лет назад. В чистом виде она существовала до 20 тыс. лет назад. Это первая историческая ступень общества и его пережитки сохраняются сейчас у некоторых племен на экваторе. Основой такого общества являются племен, общины, домохозяйства. Они живут за счет свободных благ – солнца, воздуха (1 кг кислорода каждый день каждый человек), камни, песок, дрова и т.п. Все это ничейные ресурсы и их потребляют обычно без труда.

С древности существует присвоение даров природы на основе труда – собирательства, охоты, рыболовства. Основой жизни общества стал труд, затем возникло хозяйствование (распорядительство) и зачатки экономики – распределения экономических (ограниченных) благ


Блага

┌───────┴──────┐

Свободные  ограниченные

┌────┴───┐

Частные  общественные


Все это требовало опыта или обыденных, повседневных знаний (простейшая форма науки) окружающей среды и люди накапливали опыт жизни. А некоторые из них становились мудрецами. Этот опыт передавали по наследству научением в совместной жизни и наставничеством.

^ Производящая экономика возникла 20-10 тысяч лет назад. Ее основой было земледелие, скотоводство, а затем ремесло. На его основе возникло 7 тысяч лет назад рабовладение и первый тип экономки, т.е. распределения продуктов труда. Начало цивилизации – Древний Египет, Месопотамия, Вавилония, т. е. Ближняя и средняя Азия.

В тот период широко распространен дарообмен как предшественник рынка. А примерно 12 тысяч лет назад возникла рыночная экономика в форме бартера, а затем стоимостных отношений. 7 тысяч лет назад возникли деньги и торговля. В этот период возникают экономические знания у купцов, но специальных книг не было. Обычно их передавали по наследству.

В  пе­ри­од при­сва­ива­ющей и про­из­во­дя­щей эко­но­ми­ки ши­ро­ко бы­ли раз­ви­ты ремесла, воз­ни­кли де­нь­ги и бы­ла тор­го­вля. Тог­да воз­ни­кло цен­тра­ли­зо­ван­ное го­су­дарс­тво. Осно­вой эко­но­ми­ки бы­ли двор­цо­вые и хра­мо­вые хо­зяйс­тва. В них вел­ся учет, су­ще­ство­ва­ла сис­те­ма рас­пре­де­ле­ния про­дук­тов труда.      

Ре­сур­сы при­ро­ды всег­да бы­ли ис­точ­ни­ком средств су­ще­ство­ва­ния. Но пер­во­на­ча­ль­но лю­ди не за­ду­мы­ва­лись о спо­со­бах их по­лу­че­ния, до­бы­ва­ли и про­из­во­ди­ли их инс­тинк­ти­вно, по­ль­зо­ва­лись сво­бод­ны­ми бла­га­ми (кис­ло­род воз­ду­ха, лу­чи солн­ца), да­ра­ми при­ро­ды. И это бы­ло нор­мой. Пер­вые за­чат­ки эко­но­ми­че­ских зна­ний воз­ни­кли при­мер­но 5000 лет на­зад. Тог­да они не обо­со­бля­лись от дру­гих зна­ний. Бы­ли муд­ре­цы, ве­ду­ны, ма­ги и т.п., ко­то­рые зна­ли о мно­гих объ­ек­тах, в том чис­ле и об эко­но­ми­ке. Этот уро­вень зна­ний пер­во­на­ча­ль­но воз­ник в Азии.

«Историческое» общество возникает вместе с письменности примерно 5 тысяч лет назад. О нем можно судить и на основе письменных источников. В то время, по­ми­мо Егип­та, ци­ви­ли­за­ция бы­ла в Ки­тае, в Меж­ду­ре­чии, Ин­дии. Тог­да же воз­ни­кла пи­сь­мен­ность, на­ча­ли вес­ти учет ресурсов, проводились пе­ре­пи­си на­се­ле­ния, уста­на­вли­ва­ли на­ло­ги, ре­гла­мен­ти­ро­ва­ли ры­ноч­ные от­но­ше­ния. Тог­да же воз­ни­кли пер­вые опи­са­ния эко­но­ми­че­ских яв­ле­ний  воз­ни­кла экономическая мысль. От это­го пе­ри­ода из­ве­ст­ны два основ­ных до­ку­мен­та  за­ко­ны Хам­му­ра­пи (Ва­ви­лон) и за­ко­ны Ма­ну (Ин­дия).

Законы Хаммурапи - 19 век до новой эры, в Мосопотамии (современный Ирак). Они представляли собой свод законов, на основе которых судьи вершили правосудие. Они охватывали все стороны жизни. В них показаны формы рыночных отношений, их регламентация, собственность, налоги, кредит и т.п.

Законы Ману - 2 век до новой эры, в Индии. Они представляют собой свод нравственных рекомендаций для всех сфер жизни.

В по­сле­ду­ющий пе­ри­од ста­ло мно­жить­ся чис­ло пи­сь­мен­ных ис­точ­ни­ков. Они да­ют до­ста­точ­но пол­ное пред­став­ле­ние о тог­да­шнем об­ра­зе жиз­ни, то есть о на­ту­ра­ль­ной и ры­ноч­ной эко­но­ми­ке, ра­бо­вла­дении.  


┌─ Аме­ри­ка (Па­на­ме­ри­кэн. ХХI в.)

┌─┴─ Ев­ро­па (Европоцентризм. Второе тыс.)

┌─┴─── Азия (Древ­ний мир. Ан­тичность)


Древ­няя Азия  мес­то за­рож­де­ния пер­вых го­су­дарств. Глав­ное зна­че­ние име­ли тог­да Еги­пет, Ки­тай, Междуречье (Ме­со­по­та­мия), Индия.      

Тот её пе­ри­од ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вы­со­кой сте­пе­нью по­ли­ти­че­ской цен­тра­ли­за­ции. Это бы­ло вре­мя воз­ни­кно­ве­ния круп­ных до­мо­хо­зяйств  двор­цо­вых, хра­мо­вых, ра­бо­вла­де­ль­че­ских. В них про­из­во­дил­ся учет ре­сур­сов, про­дук­ции, про­во­ди­лись пе­ре­пи­си на­се­ле­ния, зе­ме­ль­ные ка­да­стры (до­ку­мент, где есть пе­ре­чень всех зе­мель, их ка­че­ства). В тот пе­ри­од го­су­дарс­тва ре­гу­ли­ро­ва­ли от­но­ше­ния вла­де­ния, собс­твен­но­сти  уста­на­вли­ва­ли опре­де­лен­ные огра­ни­че­ния, ре­гла­мен­ти­ро­ва­ли ры­ноч­ные от­но­ше­ния (на­при­мер, до­лги), охра­ня­ли ра­бо­вла­де­ние, огра­ни­чи­ва­ли его до­мо­вым рабс­твом. Го­су­дарс­тво ре­гу­ли­ро­ва­ло на­ло­ги  на­ту­ра­ль­ные и де­неж­ные, кос­вен­но ре­гу­ли­ро­ва­ло це­ны, в том чис­ле по­средс­твом кос­вен­ных на­ло­гов и т.д.      

В тот пе­ри­од не бы­ло эко­но­ми­стов и осо­бой эко­но­ми­че­ской на­уки. Эко­но­ми­че­ские зна­ния бы­ли эле­мен­том еди­ной на­уки. Они обыч­но пред­став­ля­ли со­бой по­уча­ющие на­став­ле­ния, догмы.      

Осо­бен­но важ­но осмыс­лить тот факт, что ци­ви­ли­за­ция за­ро­ди­лась впер­вые в Егип­те; 3  4 ты­ся­чи лет Еги­пет был ве­ду­щей стра­ной, а во­круг бы­ли вар­ва­ры. К со­жа­ле­нию, сей­час ма­ло зна­ют ис­то­рию Древ­не­го Егип­та. Интересна кни­га Оппе­ля ХIХ века о Древнем Египте. В ней имеются и кра­си­вые ле­ген­ды то­го пе­ри­ода, и мно­го по­учи­те­ль­но­го. К со­жа­ле­нию, существует ма­ло пря­мых пи­сь­мен­ных ис­точ­ни­ков то­го пе­риода.    

Обыденные знания экономики – норма подавляющей части населения мира. Они имеются и у вас сейчас и являются началом более глубокого изучения экономики.

 

  1. ^ ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Была написана первая книга с таким названием, появилось слово «Экономика»

На пер­вом эта­пе раз­ви­тия об­щес­тва не бы­ло собс­твен­но эко­но­ми­че­ской мыс­ли в ка­че­стве обо­со­блен­но­го яв­ле­ния. Она воз­ни­ка­ет в Древ­ней Гре­ции 2500 лет на­зад. В тот пе­ри­од в Гре­ции осно­вой бы­ло на­ту­ра­ль­ное хо­зяйс­тво и ра­бо­вла­де­ние. Важ­ное зна­че­ние имел ры­нок. Уже су­ще­ство­ва­ло ре­мес­ло, на­ем­ный труд по­ден­щи­ков и т.п. Де­нь­га­ми обыч­но бы­ли самородки, кольца, слит­ки, а в седьмом веке до новой эры воз­ни­кли мо­неты.      

Глав­ной фор­мой про­из­водс­тва бы­ли ра­бо­вла­де­ль­че­ские до­мо­хо­зяйс­тва, ко­то­рые и со­зда­ли по­треб­ность в осо­бой эко­но­ми­че­ской на­уке, и та­кая на­ука тог­да воз­ни­кла. В тот пе­ри­од воз­ник собс­твен­но тер­мин «эко­но­ми­ка», что в пе­ре­во­де на рус­ский язык озна­ча­ет «до­мо­хо­зяйс­тво».      

В тот пе­ри­од уже су­ще­ство­ва­ли шко­лы, в ко­то­рых обу­ча­ли де­тей. В то же вре­мя про­фес­си­она­ль­ные зна­ния обыч­но пе­ре­да­ва­лись по на­следс­тву. Су­ще­ство­ва­ло мно­го раз­лич­но­го ро­да на­став­ле­ний, ру­ко­водств по раз­ным фор­мам тру­да: зем­ле­де­лию, ко­не­водс­тву, ку­ли­на­рии и т.п.      

Тог­да эко­но­ми­че­ская на­ука не обо­со­бля­лась в це­лом от дру­гих об­щес­твен­ных, гу­ма­ни­тар­ных на­ук. В то же вре­мя по­яви­лась пер­вая эко­но­ми­че­ская ра­бо­та.

Осо­бое зна­че­ние для эко­но­ми­че­ской на­уки име­ют ра­бо­ты трех древ­них гре­ков: Ксе­но­фон­та, Пла­то­на, Арис­то­теля.     

КСЕНОФОНТ (430 355 гг. до но­вой эры) был во­ен­ным, фи­ло­со­фом, по­ли­ти­ком (го­су­дарс­твен­ным де­яте­лем). Со­хра­ни­лось мно­го его ра­бот по этим во­про­сам. Его мож­но счи­тать и пер­вым эко­но­ми­стом. Со­хра­ни­лась его спе­ци­аль­ная ра­бо­та по эко­но­ми­ке  до­мо­хо­зяйс­тву (Эко­но­ми­кос). Её на­зва­ние пе­ре­во­дят на рус­ский язык раз­лич­но: до­мо­строй, до­мо­хо­зяйс­тво, до­мо­водс­тво, эко­но­ми­ка. На­пи­са­на кни­га в ви­де диа­ло­га Со­кра­та и ра­бо­вла­де­ль­ца. Она по­свя­ще­на всем во­про­сам до­мо­хо­зяйс­тва  ор­га­ни­за­ции тру­да, ме­не­джмен­ту, тех­но­ло­гии зем­ле­де­лия и т.п. Её основ­ные по­ло­же­ния мож­но ви­деть из на­зва­ния глав этой кни­ги.      

В ис­то­рии эко­но­ми­че­ской мыс­ли это­му про­из­ве­де­нию уде­ля­ют до­ста­точ­но вни­ма­ния, но, тем не ме­нее, в це­лом не­до­оце­ни­ва­ют его зна­чение.      

Ксе­но­фонт ис­хо­дил из не­воз­мож­но­сти всез­на­ния в хо­зяйс­твен­ном де­ле. В то же вре­мя он дал не то­ль­ко об­щие прин­ци­пы ме­не­джмен­та, но и зна­ния об эко­но­ми­ке основ­но­го тог­да зве­на  до­мо­хо­зяйс­тва. Он вклю­чил в про­из­ве­де­ние и прак­ти­че­ские зна­ния  агро­те­хни­ку вы­ра­щи­ва­ния зер­но­вых, са­до­водс­тво. Его про­из­ве­де­ние  факт единс­тва тех­ни­че­ских и при­клад­ных эко­но­ми­че­ских на­ук в тот период времени. В по­сле­ду­ющем они обо­со­би­лись.      

Ксе­но­фонт рас­сма­три­вал раз­де­ле­ние тру­да и его зна­че­ние для ём­ко­сти, раз­ме­ра рын­ка.

раз­де­ле­ние труда

  ем­кость рынка


время

Ина­че, осо­знан важ­ный эко­но­ми­че­ский за­кон: раз­ви­тие раз­де­ле­ния тру­да ве­дёт к рос­ту рын­ка. Он од­но­вре­мен­но рас­сма­три­вал и двойс­твен­ную при­ро­ду то­ва­ра  его два свойс­тва: по­тре­би­те­ль­ную и ме­но­вую сто­имость (на­зна­че­ние то­вара).      

Он ука­зы­вал на то, что управ­ля­ющи­ми бы­ли ра­бы, ко­то­рые ор­га­ни­зо­вы­ва­ли про­из­водс­тво. И их спе­ци­аль­но за это по­ощ­ря­ли. Над­смотр­щи­ка­ми над ра­ба­ми бы­ли обыч­но сво­бод­ные лю­ди. Их функ­ции бы­ли об­ширнее.      

Ксе­но­фонт рас­сма­три­ва­л, как на­до “раз­во­дить ра­бов"  ко­му из них мож­но, а ко­му не­ль­зя раз­ре­шать же­ни­ться.      

Он од­но­вре­мен­но от­ме­чал ОГРАНИЧЕННОСТЬ по­треб­но­стей в ору­ди­ях, утва­ри и т.п. и од­но­вре­мен­но БЕЗГРАНИЧНОСТЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ в на­коп­ле­нии де­нег: «Де­нег ни­кто не име­ет сто­ль­ко, что­бы не же­лать иметь их еще бо­льше».      

mendeleev.html
menedzher-dep-akcionerlerd-pajda-aluin-masat-etetn-ai-alip-firma-izmetkern-jimdastiratin-zhaldama-zhmisshilar-ataladi.html
menedzher-innovator-ot-idei-k-ee-realizacii.html
menedzher-po-marketingu-rukovodstvo-izdatelskogo-doma-5.html
menedzher-po-podpiske-rukovodstvo-izdatelskogo-doma-5.html
menedzher-po-razvitiyu-personala-1400-chasov-ageshina-e-yu-vrublevskayae-g-galichanin-e-n-ivanovav-a.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-sisteme-otmetok-formah-poryadke-i-periodichnosti-promezhutochnoj-attestacii-uchashihsya-10-11klassov-izuchayushih-predmeti-na-profilnom-urovne-na-baze-resursnogo-centra-obshie-polozheniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-rol-nepravitelstvennih-organizacii-v-reshenii-doklad-o-polozhenii-detej-v-ivanovskoj-oblasti-ivanovo-2007.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socium-chast-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/specialnost-060109-sestrinskoe-delo-52-otchet-o-rabote-medicinskogo-kolledzha-2-po-itogam-samoobsledovaniya-moskva-2011-god.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ort-kak-perechislenie-i-nekotorie-drugie-tehniki-igra-so-shriftami-i-ee-ispolzovanie-v-reklamnih-zagolovkah-30.html
  • textbook.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-vospitanie-ili-akc.html
  • reading.bystrickaya.ru/kollektivnaya-forma-organizacii-truda-chast-16.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-db-federalnoe-agentstvo-po-tehicheskomu-regulirovaniyu-i-metrologii-rostehregulirovanie.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-kazahstan-o-tehnicheskom-i-professionalnom-obrazovanii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bil-realizovan-v-ramkah-programmi-obrazovanie-kak-ustojchivoe-razvitie-iintegracii-deyatelnosti-mo-estestvennonauchnogo-i-gumanitarnogo-cikla-cel-proekta-povisheniya-urovnya-duhovnoj-kulturi-uchashihsya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-oblom-gleb-dojnikov-vse-po-mestam.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/9-stanovlenie-informacionnih-tehnologij-l-ionin-sociologiya-v-obshestve-znanij.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-2-proroki-zakonopolozhiteltnie-knigi-predislovie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rol-turizma-v-sovremennom-mire.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-material-po-fizicheskoj-i-kolloidnoj-himii-dlya-studentov-farmacevticheskogo-fakulteta.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obraz-hromogo-kuzneca-v-mifologii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabota-v-zhurnale-mod-mechta-lyuboj-zhenshini-koshmar-lyuboj-zhenshini-dobro-pozhalovat-v-ad-pod-glyancevoj-oblozhkoj-kofe-vsegda-holodnij-i-nevkusnij-dizajner-stranica-7.html
  • learn.bystrickaya.ru/formirovanie-i-razvitie-poznavatelnnih-interesov-cherez-organizaciyu-raboti-nauchnogo-istoricheskogo-obshestva.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-15-finansovoe-sostoyanie-predpriyatiya-i-pokazateli-ego-harakterizuyushie-sergeev-i-v-s32-ekonomika-predpriyatiya-ucheb-posobie-2-e-izd.html
  • credit.bystrickaya.ru/po-tovarovedeniyu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/muz-gorodskaya-klinicheskaya-poliklinika-6.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-oprovedenii-otkritogo-pervenstva-g-harkova-po-vipolneniyu-verholaznih-rabot-i-transportirovke-postradavshego-pri-vipolnenii-visotno-verholaznih-rabot-celi-i-zadachi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/44-vneuchebnaya-vospitatelnaya-deyatelnost-vuza-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-deyatelnosti.html
  • institut.bystrickaya.ru/stilizaciya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-osobennosti-operacii-po-predyavleniyu-nds-po-najmu-zhilya-v-sluzhebnih-komandirovkah.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-estestvoznanie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vojna-maga-tom-konec-igri-chast-vtoraya-stranica-17.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaregistrirovano-v-reestre-gosudarstvennoj-registracii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-informatike-v-8-klasse-osnovnoe-obshee-obrazovanie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-bidermejera-v-germanii-xix-veka-stranica-5.html
  • bukva.bystrickaya.ru/upravlenie-kachestvom-stroitelstva-chast-5.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kategoriya-substancii-i-koncepciya-istoricheskogo-processa-stranica-8.html
  • credit.bystrickaya.ru/pamyatniki-iskusstva-reshenie-obl-ma-ot-28-avgusta-1986-g-368-dalee-368.html
  • assessments.bystrickaya.ru/biotop-1-lesopolosa-osnovnie-porodi-vyaz-melkolistnij-topol-kustarniki-otsutstvuyut-imeetsya-podrost-iz-molodih-derevev-v-travyanom-yaruse-proizrostayut-zlakovie-bobovie-osokovie-est-nesankcionirovannie-svalki.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnostyam-151001-tehnologiya-mashinostroeniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.