.RU

Криминология - страница 3


^ ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ходе самостоятельной работы слушатели должны изучить лексику и ответить на следующие вопросы.

  1. Возможно ли жить в современном обществе без коррупции.

  2. Как вы думаете. Почему уровень коррупции различен в разных странах, регионах России, в различные исторические периоды.

  3. Проанализируйте коррупцию, используя различные подходы к анализу преступности: правовой; социологический; антропологический; теологический.

  4. Какие меры позволили бы снизить уровень коррупции в России.

  5. Смоделируйте, какие изменения в обществе должны произойти, чтобы в обществе исчезла коррупция. Как можно достигнуть этих изменений.

  6. Реально ли устранить коррупцию в России в современных условиях.

  7. Проанализируйте факторы коррупции в современный период в России.

  8. Какие роль в коррупции играет служебное положение, влияние организованной преступности. Аргументируйте ответ.

  9. Какие лица подпадают под понятие “коррумпированное лицо”.

  10. Раскройте смысл понятий “коррупция”, “мздоимство”, “лихоимство”.

11. Какие факторы влияют на состояние (уровень, динамику, структуру) преступности против государственной власти.

ЛЕКСИКА

Коррупция

Государственная власть

Коммерческие интересы

Подкуп

Взятка

Служащий

Социальный контроль

Референтная среда

Правовой нигилизм

Сделка

Должностное лицо

^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Понятие коррупционной преступности.

  2. Специфика детерминант, совершения коррупционных преступлений.

  3. Особенности борьбы с коррупционной преступностью

  4. Понятие коррупции, ее особенности.

  5. Криминологическая характеристика лиц, совершающих коррупционные преступления.


Учебно-методическое обеспечение аудиторных занятий

1.Учебно-методическое пособие «Криминология».

2. Рекомендованная литература.

Тема №14. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ


Самостоятельная работа – 16 часов.

^ Практическое занятие – 2 часа.


Самостоятельная работа

Цель: уяснение сущности корысти как элемента социальной культуры, типо­логии личности корыстных преступников, причин преступлений против собственности и особенности их детерминации, основных направле­ний воздействия на данную преступность.

^ Метод подготовки: изучение литературы, самопроверка путем контрольных вопросов, выполнение заданий самоподготовки.


Дополнительная литература к теме №14

  1. Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп.. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. — 561 с.

  2. Виктимология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т.В. Варчук, К.В. Вишневецкий; под ред. С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.

  3. Виктимологическая характеристика потерпевших от краж, совершаемых на пассажирском железнодорожном транспорте. / С. А. Аверинская // Криминологический журнал. - 2009. - №3 . - С. 11-17.

  4. Государственная власть и ее роль в борьбе с преступностью. / П. Н. Панченко // Криминологический журнал. - 2009. - №1 . - С. 5-11.

  5. Девиантность в обществе потребления / Я. И. Гилинский // Криминологический журнал. - 2009. - №4 . - С. 5-13.

  6. К вопросу о криминологической политике защиты населения. / М. Ю. Воронин // Российский следователь. - 2009. - №9 . - С. 18-20.

  7. К вопросу о криминологическом измерении современного состояния организованной преступности в России. / В. И. Третьяков // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2009. - №2 . - С. 140-144.

  8. Причинные комплексы преступности: криминологический анализ / В.Е. Эминов // Философские науки. - 2008. - 5-с. 93-107 Криминологическая характеристика и профилактика отдельных видов преступлений: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. проф. П.П. Баранова. - М.: ЦОКР МВД России. 2009.


^ ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В ходе самостоятельной работы слушатели должны изучить лексику и уметь ответить на следующие вопросы.

  1. Может ли нормальный человек быть бескорыстным?

  2. Ф.М. Достоевский заметил, что “деньги - это отчеканенная свобода”. Оцените эту мысль писателя.

  3. Буддистам запрещено прикасаться к деньгам. Имеет ли этот запрет ка­кой-либо смысл? Обладают ли деньги какой-либо самодовлеющей силой?

  4. Как вы понимаете слова В. Маяковского: “душу человека выедает золотолапый микроб по имени рубль”?

  5. Согласно католической и православной традициям богатство считалось грехом. (“Скорее верблюд пройдет через угольное ушко, чем перед богатым отворятся врата рая”). Протестантизм изменил отношение к деньгам. По мнению приверженцев этого религиозного течения, без помощи Бога не­возможно заработать много денег. Поэтому деньги — символ близости к Бо­гу: чем больше денег, тем ближе к Богу. К какой точке зрения на эту пробле­му слоняетесь Вы?

  6. Некоторые считают, что из-за большой суммы денег абсолютное боль­шинство людей готовы на все (нет такого преступления, на которое они не решились бы). Какой точки зрения по этому вопросу придерживаетесь Вы?

  7. Что такое первичное накопление? Проведите криминологический анализ этого феномена.

  8. Оказывает ли какое-либо влияние на рост корыстной преступности воен­ная угроза?

  9. Почему в развитых капиталистических государствах уровень преступнос­ти выше, чем в развивающихся странах?

  10. Чем отличается преступность развитых стран от преступности развиваю­щихся?

  11. Возможен ли экономический рост в стране без стимулирования корысти в обществе?

  12. Какой баланс необходимо соблюдать для того, чтобы попытка обеспе­чить экономический рост не обернулась тотальной криминализацией обще­ства?

  13. Попробуйте смоделировать социальную ситуацию, при которой число ко­рыстных преступлений в России было бы сведено к минимуму.


ЛЕКСИКА


Собственность

Имущество

Кража грабеж.

Разбой

Обман

Корысть

Мошенничество


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Перечислите виды преступлений против собственности, их неблагоприятные тенденции.

  2. Дайте понятие корыстной мотивации.

  3. Назовите основные криминологические черты личности, совершающей корыстные преступления.

  4. Перечислите детерминанты преступности против собственности

  5. Назовите основные элементы системы предупреждения преступности против собственности.

Учебно-методическое обеспечение аудиторных занятий

1.Учебно-методическое пособие «Криминология»

2. Рекомендованная литература

3. Видеофильм из серии «Криминальная Россия».


Практическое занятие

Время - 2 часа

Цель: приобрести навыки криминологического анализа личности корыстного преступника, в обстоятельствах, детерминирующих корыстное преступное поведение, в определении системы предупредительного воздействия. Сформировать навыки составления криминологической характеристики лица, совершившего преступление против собственности; определения причин преступного поведения и мер профилактики.

^ Метод подготовки: изучение лекции, литературы, самопроверка путем контрольных вопросов, выполнение заданий практического занятия.

В ходе выполнения заданий практического занятия слушатель должен ответить на следующие вопросы:

1. Дать криминологическую характеристику личности преступника, совершившего преступления против собственности.

2. Перечислить основные детерминанты преступности против собственности.

3. Назвать негативные тенденции преступности против собственности в современный период.

Задание 1. Просмотрите видеофильм из серии “Криминальная Россия”. Используя структуру криминологического анализа личности преступника, выпишите необходимые данные о личности преступника и ситуации и:

Задание 2. Прочтите описание преступления. Проанализируйте личность преступника и причины преступного поведения.

После возвращения из Чечни Игорь чувствовал себя по-настоящему счастли­вым человеком. Еще бы: он не был даже ранен. Годы военной службы вспомина­лись как страшный сон, хотелось поскорее забыть обо всем.

Однако ощущение счастья длилось недолго. Через пару месяцев родители, ко­торые совсем еще недавно теряли дар речи от счастья по поводу его возвращения домой, стали деликатно намекать на нехватку денег. Да он и сам все понимал, про­сто как-то не мог отойти от старой жизни и включиться в новую. До армии он рабо­тал в одной фирме - распространял рекламные листки. Зарплата небольшая, но на карманные расходы хватало. Сейчас о возвращении туда не могло быть и речи. За­ниматься таким делом - это себя не уважать. Он, конечно, мог бы пойти работать в милицию. Но нет, это тоже не то.

Ему хотелось водить автомобиль. Да не какой-нибудь разбитый грузовик, а сверкающую иномарку. Он пробовал ездить на машине несколько раз в армии, катался по бездорожью с пьяными сослуживцами - вот это жизнь! В глубине души он чувствовал, что он это заслужил. Но не только на иномарку, но и на самый захуда­лый “Зилок” никто бы его не посадил - прав у него не было, да и рулить толком он не умел.

Игорь уже интересовался, сколько стоит обучение в автошколе - 5 тыс. рублей.

Да еще там же намекнули, что примерно столько же надо заплатить, чтобы без про­блем сдать экзамены и получить права. Таких денег у него не было.

А ведь там многие учатся. Где они берут деньги? Повезло с родителями? Да, не­складно устроена эта жизнь. У одних есть все, у других - ничего. А кто, собственно, все это устроил? И почему я должен эти правила принимать? Ему вспомнился его любимый фильм “Белое солнце пустыни”: “Мой отец сказал мне: “Абдулла, если тебе нужны деньги, приди и возьми”,

В чем-то этим богатым ребяткам повезло, но ведь должна же быть справедли­вость, Сегодня им в чем-то не повезет - вечером они встретятся с Игорем.

Вечером он попросил у матери 100 рублей на дискотеку. Сердце сжалось у не­го, когда он увидел, как налились слезами ее глаза - эти 100 рублей были послед­ние. “Ничего, злей будешь”,- подумал он. Деньги он тратить не собирался, попро­сил для отвода глаз, чтобы мать не волновалась из-за его ночного отсутствия.

Он уехал на другой конец города, где не могли встретиться знакомые, и начал подыскивать подходящую жертву. Мимо простучала каблучками девушка. Судя по одежде, не из бедных. Но нападать на девушку не хотелось. От одной этой мысли было как-то не по себе. Он, хоть и решил совершать преступления, но окончатель­но совесть не потерял. Нет, он не негодяй. Он восстанавливает справедливость -если хотите, совершенствует устройство мира.

А вот и те, кто ему нужен: холеные, сытые, хорошо одетые, веселые. Их, прав­да, трое. Но, ничего, кое-какая подготовочка имеется. Нет, не каратэ - под курткой у него была увесистая палка. Когда они поравнялись, он выхватил палку и неожи­данно ударил самого крепкого по голове. Второй удар - и еще один лежит на ас­фальте. Третий паренек ошалело смотрел на Игоря - ему и убежать хотелось, и бы­ло страшно, ноги перестали слушаться его.

“Ну не бойся, тебя я не трону. Давай сюда все, что у тебя есть”. Парень не по­нял. “Деньги давай!” Тот протянул бумажник. Там было четыре десятидолларовых бумажки и три сотни российских. “Неплохо, Теперь помоги своим друзьям рассчи­таться со мной. Достань у них деньги. Еще 150 долларов и 700 рублей! Очень даже не плохо! Теперь сними часы у всех. Перстень-печатка? Тоже давай сюда! Ну что же? Пока. И слушай сюда: забудь обо всем этом. И меня забудь. Имей в виду: ты теперь мой подельник - ты мне помогал грабить. Если что, сядем вместе”.

Через несколько дней Игорь сказал матери, что устроился работать охранником на фирму, и дал ей 1000 рублей - якобы аванс. Увидев, как засветились радостью глаза матери, он подумал: “Да за одну такую ее улыбку я полгорода уложу”.

Через два месяца Игорь купил не только права, но и подержанный автомобиль. Однако теперь мысль работать водителем казалась ему смешной. Да и нападения на “сосунков” в темных переулках перестали ему нравиться. Хотелось чего-то более круп­ного, более солидного. Все чаще взгляд его задерживался на дорогих иномарках. “Уг­нать такую машину можно. А еще легче просто вытряхнуть из нее водителя - какую-нибудь холеную бабенку. Но кому ее продать? Это тебе не перстень-печатка!”

Иногда он засматривался на обменные пункты, где было очень много и рублей, и долларов. Но в одиночку на такое дело идти нечего было и думать. “Пожалуй, об­менный пункт - это то что надо. После такого дела я и сам пересяду на иномарку”,-крутились в голове соблазнительные мысли. “Нужен напарник, оружие. Знал бы, что такое дело, привез бы из Чечни. Сколько там всего!”

Игорь написал письмо своему сослуживцу Рыкову. Пригласил в Москву. Тот не заставил себя долго ждать - через неделю приехал. Посидели, выпили, поговори­ли. Узнав, как живет Рыков, Игорь понял, что ему самому судьба досталась не са­мая плохая. Он прямо предложил Рыкову напасть на обменный пункт. Предполага­емая выручка - несколько тысяч долларов. Тот долго не раздумывал - сразу согласился. Да и в отличие от Игоря тот из Чечни вернулся не совсем пустой - за­хватил с собой на всякий

Задание 3. Вам предложили рассказать о виктимологической профилактике преступлений против собственности слушателям института. Проведите беседу на эту тему в учебной аудитории.

Тема №16 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
^ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ


Самостоятельная работа – 10 часов.

Практическое занятие – 2 часа.


Самостоятельная работа

Цель: В результате изучения темы слушатели должны уяснить сущностные характеристики организованной преступности, а также понять, что та­кое криминальная эволюция, научиться объективно оценивать возможнос­ти общества воздействовать на групповую и организованную преступность.

^ Методика подготовки: изучение рекомендованной литературы и конспектов лекций, выполнение заданий самоподготовки.


Дополнительная литература к теме №16

  1. Вакурин А. В. Экономические и правовые проблемы борьбы с организованной преступностью в кредитно-финансовой сфере. - М. 2009.

  2. Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп.. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. — 561 с.

  3. Виктимология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т.В. Варчук, К.В. Вишневецкий; под ред. С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.

  4. Государственная власть и ее роль в борьбе с преступностью. / П. Н. Панченко // Криминологический журнал. - 2009. - №1 . - С. 5-11.

  5. Девиантность в обществе потребления / Я. И. Гилинский // Криминологический журнал. - 2009. - №4 . - С. 5-13.

  6. К вопросу о криминологической политике защиты населения. / М. Ю. Воронин // Российский следователь. - 2009. - №9 . - С. 18-20.

  7. К вопросу о криминологическом измерении современного состояния организованной преступности в России. / В. И. Третьяков // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2009. - №2 . - С. 140-144.

  8. Причинные комплексы преступности: криминологический анализ / В.Е. Эминов // Философские науки. - 2008. - 5-с. 93-107Геворкян Г.М. Транснациональная организованная преступность.- М. 2002.

  9. Меркушин В.В. Борьба с транснациональной организованной преступностью. - Минск. 2008.

  10. Россия в фокусе криминальной глобализации. - Владивосток. 2009.

  11. Преступность и общество: Сборник научных трудов. - М.: ВНИИ МВД России. 2010.


^ ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Изучить рекомендованную литературу, лексику и ответить на вопросы.

  1. Для чего необходимо определение групповой и организованной преступности? Назовите имх признаки.

  2. Чем отличается организованная преступность от других видов преступно­сти? В чем ее особая общественная опасность?

  3. Раскройте факторы групповой и организованной преступности.

  4. Во всех ли странах существует групповая и организованная преступность?

  5. Отличаются ли чем-либо детерминанты групповой и организованной преступности в нашей стране?

  6. Сформулируйте стратегию воздействия на организованную преступность в нашей стране.

  7. Некто Карл создал фабрику по производству синтетического нарко­тика. Он руководит производством и сбытом “белой смерти”. Проведите криминологический анализ его личности. Насколько продуктивен при таком анализе может быть теологический подход?


ЛЕКСИКА

Организованная преступность Преступная иерархия

Криминальная субкультура Преступная организация

Преступное сообщество Преступная группа

Групповая преступность Преступное сообщество


Учебно-методическое обеспечение аудиторных занятий

1.Учебно-методическое пособие «Криминология».

2. Рекомендованная литература.

3. Видеофильмы из серии «Криминальная Россия» и «Документальный детектив».


Практическое занятие

Время – 2 часа

Цель: приобретение навыков изучения личности преступника, умения анализировать специфику детерминант данных видов преступности, свойств личности преступника, системы и мер предупредительного воздействия. Сформировать криминологический подход к разрешению проблем организованной преступности, навыки определения мер и системы предупредительного воздействия.

^ Методика подготовки: изучение рекомендованной литературы и конспектов лекций, выполнение заданий самоподготовки.


Задание 1. Просмотрите фильм из серии “Криминальная Россия” либо изучите архивное уголовное дело. Выпишите необходимые данные о ситуации совершения преступления и о личности преступника.

Используя:

  1. Составьте криминологическую характеристику на лицо, совершившее преступление, определите степень деформации ее социально значимых свойств, его тип.

  2. Определите причины и условия совершения преступления и сделайте вывод о том, что сыграло решающую роль в совершении преступления – определенные свойства личности или ситуация.

  3. Используя детерминистский подход к анализу причин и сделанный вами вывод, составьте проект представления об устранении причин и условий совершения конкретного преступления и определите меры предупредительного воздействия.



^ Тема №18 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ


Самостоятельная работа - 10 часов.

Практическое занятие - 2 часа.


Самостоятельная работа

Цель: изучить криминологические особенности неосторожных преступлений, ее негативные тенденции, специфику ее детерминант, систему предупреждения, особенности личности неосторожного преступника.

^ Методика подготовки: изучение рекомендованной литературы и конспектов лекций, выполнение заданий самоподготовки.


Дополнительная литература по теме №18

  1. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Приказ МВД РФ от 17.01.2006 № 19.

  2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 22 декабря 2008 г.

  3. Национальная стратегия противодействия коррупции. // Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460.

  4. Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы. // Утвержден Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460).

  5. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100) (с изменениями от 18 августа 2007 г., 2 июня, 15 июля 2008 г.)

  6. Директива № 1дсп от 26.12.2009. «18. О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ, ФМС России в 2010 году».

  7. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2009 году. Аналитические материалы. - М., 2010 г

  8. Дагель П. С. Неосторожность. Уголовно-криминологические проблемы. М. 1977.

  9. Некоторые аспекты учета криминологической обстановки обеспечении общественной безопасности. / И. Демин // Закон и право. - 2008. - 12. -с. 62-63.


^ ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В ходе самостоятельной работы курсанты должны изучить рекомендованную литературу, лексику и ответить на вопросы.

  1. Используя альбом схем, дайте характеристику системы предупреждения неосторожной преступности.

  2. Перечислите виды неосторожных преступлений с учетом сферы их существования.

  3. Перечислите субъекты профилактики неосторожных преступлений.

  4. Используя статистические данные, назовите негативные тенденции дорожно-транспортных преступлений в современный период.

5. В чем сходство и различие преступника, совершившего умышленное преступление против личности и совершившего неосторожное преступление.


ЛЕКСИКА

Неосторожность Невнимательность

Неосторожность Лихачество

Эмоциональная неустойчивость Легкомыслие


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

  1. 1. Особенности неосторожной преступности?

  1. 2. Признаки неосторожных преступлений

  2. 3. Виды неосторожных преступлений?

  3. 4. Причины и условия совершения неосторожных преступлений?

  4. 5. Особенности лиц, совершающих неосторожные преступления?

  5. 6. Какие черты характера оказывают влияние на совершение неосторожных преступлений.


Учебно-методическое обеспечение аудиторных занятий

1.Учебно-методическое пособие «Криминология»

2. Рекомендованная литература


^ Практическое занятие

Время – 2 часа

Цель: уяснение проблем неосторожных и дорожно-транспортных преступлений, специфики личности неосторожного преступника, ее типологии и восприимчивости различных типов к профилактическому воздействию, о причинах их преступного поведения и особенностях их детерминации, понять основные направления профилактики. Приобретение навыков изучения лиц, совершающих преступления, определение степени их деформации и восприимчивости к профилактике, а также определение причины их преступного поведения и специфику профилактики такого поведения.


^ Проблемные вопросы и упражнения

Задание 1. Укажите причины и условия, охарактеризуйте роль конкретной ситуации в совершении преступления.

Таксист Евдокимов, закончив работу, возвращался в парк. Его машину остановил Трошин с просьбой подвезти к вокзалу. По дороге пассажир неоднократно просил ехать быстрее, как до отхода поезда оставалось несколько минут, обещая хорошо заплатить. При выезде из переулка на улицу с интенсивным движением Евдокимов резко затормозил перед перебегавшей дорогу школьницей. Из-за сильного гололеда машину несло влево в ряд встречного движения транспорта. В результате столкновения со встречной машиной пассажир Трошин и водитель встречной машины получили тяжкие повреждения, девочка не пострадала. Экспертизой было установлено, что такси столкнулось со встречной машиной в трех метрах от знака “Осторожно, дети!”.

Скорость движения в момент столкновения была 70 км в час, встречной машины - 50 км. При медицинском освидетельствовании у Евдокимова обнаружили легкая степень алкогольного опьянения. Как показал таксист, дорожного знака он не видел из-за тумана. Виновным себя в авар не признал, заявив, что вынужден был резко затормозить, спасая девочку. Что же касается незначительного превышения скорости, то она, по его мнению, не может служить причиной случившегося. По материалам дела было установлено, что Евдокимов проработал в таксомоторном парке свыше 15 лет, неоднократно премировался за высокие показатели в работе. К уголовной ответственности ранее не привлекался. За нарушение правил дорожного движения дважды подвергался административной ответственности: за превышение скорости и невключение счетчика оплаты. Три года назад по заявлению жены о факте пьянства и сквернословия в семье поведение Евдокимова рассматривалось на товарищеском суде. По свидетельству жены он часто пьянствовал, так как имел “лишние” деньги. Заработную плату в основном отдавал в семью. Фактов появления его в состоянии опьянения в рабочее время установлено не было.

Задание 2. Просмотрите видеофильм из серии "Криминальная Россия" или "Документальный детектив", выпишите в тетрадь информацию о личности неосторожного преступника, о причинах его преступной неосторожности и на основе полученной информации:

  1. Дайте криминологическую характеристику личности преступника.

  2. Каковы причины его преступной неосторожности?

  3. Какие меры предпринять для предотвращения данного преступления?

^ ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Понятие криминологии, ее цели, задачи и практическое значение.

  2. Место криминологии среди других отраслей научного знания о преступности.

  3. Основные криминологические учения прошлого.

  4. Антропологическое направление в криминологии.

  5. Социологическое направление в криминологии.

  6. Основные этапы развития российской криминологии.

  7. Понятие личности преступника в криминологии.

  8. Структура и содержание личности преступника.

  9. Социальное и биологическое в человеке: соотношение и связь с преступным поведением.

  10. Типология и классификация личности преступника.

  11. Мотивация преступного поведения: понятие, основные элементы и методы коррекции.

  12. Особенности личности, совершающих преступления с особой жестокостью.

  13. Особенности личности и мотивации преступного поведения несовершеннолетних преступников.

  14. Основные сферы неблагоприятного формирования личности преступника.

  15. Преступная субкультура: понятие, уровни, содержание.

  16. Понятие жертвы преступления.

  17. Типология и классификация жертв преступного насилия.

  18. Преступность и ее свойства.

  19. Методы оценки преступности как макроявления.

  20. Основные показатели состояния современной преступности в России

  21. Основные показатели российской преступности в различные исторические периоды.

  22. Основные тенденции современной преступности в России.

  23. Последствия преступности и их социально-правовая оценка.

  24. Региональные особенности современной преступности в России.

  25. Преступность в странах Западной Европы.

  26. Латентная преступность: понятие, виды и практические задачи по ее выявлению.

  27. Сущность детерминизма преступности. Виды детерминант преступности и их классификация

  28. Глобальные социальные явления как детерминанты преступности.

  29. Причины и условия преступности: понятие и виды.

  30. “Фоновые явления” преступности понятие, виды, практические задачи по их изучению.

  31. Современные зарубежные учения о преступности, ее причинах и путях преодоления

  32. Криминологические исследования: понятие, виды и основные этапы.

  33. Выборочные исследования в криминологии. Выборка и ее виды.

  34. Программа криминологического исследования: понятие, структура и принципы составления.

  35. Наблюдение в криминологии: понятие, виды, техника проведения.

  36. Изучение документов в криминологии: понятие, виды, техника проведения.

  37. Анкетирование в криминологии: понятие, виды и техника проведения.

  38. Интервьюирование в криминологии: понятие, виды и техника проведения.

  39. Экспертные оценки в криминологии: понятие, виды и техника получения.

  40. Моделирование в криминологии.

  41. Психологические методики изучения личности преступника и потерпевших.

  42. Социометрические методы в криминологии: виды, назначение и техника применения.

  43. Эксперименты криминологии: понятие, виды и техника проведения. Особенности проведения экспериментов в органах внутренних дел.

  44. Тестирование в криминологии: понятие, виды и техника проведения.

  45. Правовые, организационные и этические проблемы использования результатов криминологических исследований.

  46. Формы и методы внедрения результатов криминологических исследований в деятельность органов внутренних дел.

  47. Государственные криминологические учеты в России: формы и содержание.

  48. Криминологическое прогнозирование: понятие, виды, основные этапы.

  49. Прогнозирование индивидуального преступного поведения: понятие, методы и процедура проведения.

  50. Методы и техника виктимологического прогнозирования.

  51. Уровни и объекты криминологического прогнозирования.

  52. Использование экстраполирования в криминологии.

  53. Криминологические прогнозы: понятие, виды, принципы разработки.

  54. Планирование борьбы с преступностью: понятие и виды. Планы предупреждения конкретных преступлений.

  55. Программы борьбы с преступностью: понятие, виды, структура и принципы разработки.

  56. Понятие, цели, задачи и функции профилактики преступлений.

  57. Место профилактики преступлений в системе предупреждения преступности.

  58. Уровни и объекты криминологической профилактики.

  59. Понятие и практическое значение виктимологической профилактики.

  60. Формы и методы индивидуальной профилактики преступлений.

  61. Понятие и содержание тактики профилактики преступлений.

  62. Организационно-правовые основы профилактики преступлений органами внутренних дел.

  63. Формы и методы профилактики вовлечения несовершеннолетних в антиобщественную деятельность.

  64. Организационно-тактические особенности профилактической деятельности органов внутренних дел на транспорте.

  65. Организационно-правовые основы взаимодействия правоохранительных органов различных стран в борьбе с преступностью.

  66. Формы и методы взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами и профилактика преступлений.

  67. Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью.

  68. Криминологическая характеристика преступлений против личности.

  69. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против жизни и здоровья.

  70. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против свободы, чести и достоинства человека.

  71. Криминологическая характеристика и профилактика преступного сексуального насилия.

  72. Наемные преступления: основные криминологические характеристики и профилактика.

  73. Бытовое насилие: основные криминологические характеристики и профилактика.

  74. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против семьи и несовершеннолетних.

  75. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

  76. Криминологическая характеристика преступлений против собственности.

  77. Криминологическая характеристика и профилактика краж.

  78. Криминологическая характеристика и профилактика бандитизма, грабежей и разбоев.

  79. Криминологическая характеристика и профилактика вымогательства.

  80. Криминологическая характеристика и профилактика мошенничества.

  81. Преступность в банковско-финансовой сфере: основные криминологические характеристики и профилактика.

  82. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, связанных с незаконным завладением и перемещением культурных ценностей.

  83. Криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности.

  84. “Криминальная экономика”: понятие, криминологическая характеристика и предупреждение.

  85. Криминологическая характеристика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

  86. Террористическая деятельность: криминологическая характеристика и предупреждение.

  87. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также радиоактивными материалами.

  88. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

  89. Криминологическая характеристика и профилактика экологических преступлений.

  90. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

  91. Криминологическая характеристика и профилактика должностных преступлений.

  92. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против правосудия.

  93. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против порядка управления.

  94. Криминологическая характеристика и профилактика групповых преступлений.

  95. Криминологическая характеристика и предупреждение уличной преступности.

  96. Коррупция: понятие, криминологическая характеристика и предупреждение.

  97. Рецидивная преступность: понятие, криминологическая характеристика и предупреждение.

  98. Организованная преступность в России: криминологическая характеристика и проблемы предупреждения.

  99. Криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности.

  100. Основные характеристики преступности в мегаполисах и ее профилактика.

  101. Основные организационные формы международного сотрудничества в изучении преступности и ее предупреждении.

  102. Международная организация уголовной полиции Интерпол и участие России в его работе.

  103. Формы и методы предупреждения преступности за рубежом.

  104. Правовые основы взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

  105. Взаимодействие органов МВД и полицейских служб зарубежных стран в борьбе с организованной преступностью.

  106. Деятельность неправительственных организаций по предупреждению преступности и защите жертв преступлений.

  107. Основные направления деятельности ООН и Совета Европы в борьбе с преступностью.

  108. Роль ООН и Совета Европы в предупреждении преступности.

  109. Возможности использования зарубежного опыта в профилактике преступности.


КРИМИНОЛОГИЯ


Учебно-методическое пособие для слушателей 4 курса ФЗО,

обучающихся на базе среднего (полного) общего образования

(набор 2007 года), специальность 030505 65 –

Правоохранительная деятельность

Составитель

кандидат юридических наук

Белевский Роман Александрович

Свидетельство о государственной аккредитации

Рег. № 0051 от 02.11.09 г.


Подписано в печать __________ г. Формат 60х901/16.

Усл.печ.л. -___. Тираж ____ экз. Заказ № ___

Орловский юридический институт МВД РФ.

302027, Орел, Игнатова, 2.

1 Иншаков С. М. Криминология. Практикум. М. 2001. с.27.

2 См. там же. с. 17.


metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-raboti-kuratora-studencheskoj-akademicheskoj-gruppi-vipusk-1-saratov.html
metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-raboti-punktov-vremennogo-razmesheniya-naseleniya-postradavshego-v-chrezvichajnih-situaciyah.html
metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-raboti-s-proizvedeniyami-razlichnih-zhanrov.html
metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-rubezhnogo-kontrolya-po-discipline-matematicheskie-metodi-v-biznese-i-upravlenii.html
metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-stranica-5.html
metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-13.html
  • writing.bystrickaya.ru/hochesh-znat-kem-ti-bil-v-proshloj-zhizni-lomaesh-golovu-nad-ocherednim-snom-interesno-uznat-est-li-zhizn-posle-smerti-togda-chitaj-vtoruyu-knigu-mihaila-radu-stranica-7.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursa-literaturnie-tropinki-tambovshini.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-i.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/oskar-uajld-ksp.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uroki-nachinayutsya-133.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kostyumchik-ot-imperatora-moskovskij-komsomolec-himich-oksana-07102005-188-str-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kursa-soderzhit-kratkij-perechen-osnovnih-voprosov-dlya-podgotovki-k-seminarskim-zanyatiyam-po-vsem-temam-kursa-osnovnie-termini-i-ponyatiya-voprosi-i-zadaniya-dlya-samoproverki.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-obosnovaniya-nachalnoj-maksimalnoj-ceni-kontraktadogovora-na-zakupku-tovarov-rabot-i-uslug-poryadok-sostavleniya-tehnicheskogo-zadaniya-na-zakupku-tovarov-rabot-i-uslug-seminar-projdet.html
  • school.bystrickaya.ru/2-organizacionno-ekonomicheskaya-harakteristika-riboloveckoj-korporacii-udil-i-analiz-organizacii-oplati-truda-na-rpz-habarovsk.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologicheskie-sajti-sajti-po-psihologii-literatura-po-psihologii-ukraina.html
  • znanie.bystrickaya.ru/amurskoe-bassejnovoe-vodnoe-upravlenie-federalnogo-agentstva-vodnih-resursov-amurskoe-bvu-sovmestno-s-administraciyami-ternejskogo-municipalnogo-rajona-dal.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yurij-nikitin-giperborej-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/antologiya-sekretnaya-istoriya-vampirov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/matematika-metodicheskie-materiali-45-inostrannij-yazik-47-literatura.html
  • writing.bystrickaya.ru/grazhdansko-pravovoe-regulirovanie-dogovora-stroitelnogo-podryada-chast-20.html
  • lesson.bystrickaya.ru/marketing-v-nekommercheskoj-sfere-teoreticheskij-aspekt-chast-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/dzherom-d-selindzher-nad-propastyu-vo-rzhi-stranica-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mayak-novosti-26052006-garin-petr-1200-gosduma-rf-monitoring-smi-27-29-maya-2006-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-5-sozdanie-totalitarnogo-rezhima-gitlera-kontrolnie-raboti-po-vseobshej-istorii.html
  • desk.bystrickaya.ru/oua-tsushlerge-arnalan-aparat.html
  • tests.bystrickaya.ru/kultura-rechi-chast-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-bil-li-v-sssr-socializm-stranica-6.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rostovskij-stroitelnij-koncern-postroit-v-yufo-dva-zhilih-kompleksa-stoimostyu-v-135-mln.html
  • books.bystrickaya.ru/delovie-bumagi-na-russkom-yazike-programma-elektivnogo-kursa-teoriya-i-praktika-napisaniya-sochinenij-v-netradicionnom-zhanre.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/uchet-realizacii-tovarov-v-torgovle.html
  • school.bystrickaya.ru/kommunikativnaya-politika-firmi-chast-5.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-7--budushee-holodilnoj-tehniki-tehnicheskaya-ekspluataciya-oborudovaniya-v-torgovle-i-obshestvennom-pitanii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/73dogovor-zajma-1rimskoe-publichnoe-i-chastnoe-pravo-ponyatie-i-harakternie-cherti.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-po-kulturologii-po-teme-zarozhdenie-pismennosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pravovoj-status-inostrannih-investicij-v-rossii-chast-5.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-russkoj-literature-dlya-9-klassa-uchitelnici-pervoj-kvalifikacionnoj-kategorii-stranica-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sozdanie-i-otrabotka-oruzhiya-klassa-e-a-fedosov-polveka-v-aviacii.html
  • letter.bystrickaya.ru/mihail-gershtejn-po-tu-storonu-nlo-stranica-4.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rol-voennoj-sili-v-mezhdunarodnih-otnosheniyah-na-kaspijskom-more-v-period-1918-2007-gg-07-00-03-vseobshaya-istoriya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razdel-iv-sbalansirovannost-byudzhetov-byudzhetnij-kodeks-rossijskoj-federacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.