.RU

Л. А. Бурганова Социология управления - страница 10


Обсуждение управленческой ситуации № 1

Считается, что для успешной работы в различных сферах производственного управления наиболее важными являются следующие качества:

– искусство устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми;

– искусство быть лидером – способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью;

– искусство решать конфликты, предупреждать их, а если это не удалось, способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом;

– искусство обрабатывать информацию и на этой основе строить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать;

– искусство принимать нестандартные управленческие решения – способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны;

– искусство наиболее эффективно распределять ресурсы в организации – способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях короткого периода времени и ограниченности ресурсов;

– искусство предпринимателя – способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации;

– искусство самоанализа – способность объективно оценивать свою позицию лидера, роль организации; умение видеть, какое воздействие вы способны оказывать на коллектив.


Проанализируйте перечисленные выше качества специалиста и ответьте на следующие вопросы:

1. Можно ли считать отмеченные качества руководителя исчерпывающими?

2. Какие еще качества необходимы современному руководителю для успешного выполнения своих функций?

3. Какими дополнительными свойствами и качествами должен обладать руководитель в социальной сфере, работающий в современных российских условиях?

^ Обсуждение управленческой ситуации № 2

Руководитель должен уметь нравиться людям, вызывать у них положительные эмоции. Проанализируйте следующие предложения:

1. Вырабатывайте у себя положительный настрой к своим ближним.

2. Относитесь к окружающим с интересом.

3. Внимательно слушайте собеседника.

4. Попытайтесь поставить себя на место другого.

5. Всегда будьте готовы оказать другому помощь.

6. Признавайте достижения и сильные стороны других людей, выражая это, например, комплиментами или похвалой.

7. Чаще называйте в разговоре своего собеседника по имени.

8. Ведите себя вежливо и корректно по отношению к окружающим.

9. Будьте в общении непринужденны и естественны.

10. По возможности настраивайтесь на радостный и оптимистический лад.

11. Будьте энергичны и уверенны.

12. Выражайте свои мысли точно и понятно.

13. В беседе с окружающими чаще употребляйте местоимения «ты» и «вы», а не «я» и «мы».

14. Критические замечания высказывайте сдержанно и доброжелательно.

15. Постоянно повышайте свой образовательный уровень.


Ответьте на следующие вопросы:


1. Что из предложенного вы намерены использовать или уже применяете на практике?

2. Какие еще замечания к формированию личного имиджа представляются вам достаточно важными?


Обсуждение управленческой ситуации № 3


Проанализируйте опыт молодого руководителя, не имеющего специальных управленческих знаний и неожиданно назначенного на руководящую должность. Укажите меры по избежанию или исправлению подобных ошибок. Дополните перечень, если это необходимо.

Основные источники ошибок:

1) беспечность;

2) безразличие;

3) невежество;

4) некомпетентность;

5) беспорядочность;

6) спешка;

7) гипертрофированное самомнение работника или руководителя.


Глава 16

Управление конфликтами, изменениями

и стрессами в организации


16.1. Сущность конфликта. Типология конфликтов


Известно, что развитие осуществляется через разрешение противоречий. Любая развивающаяся система имеет противоречия в качестве своей важнейшей компоненты. К таким развивающимся системам относятся прежде всего системы социальные.

Противоречия разрешаются различными способами и на разных стадиях. Они могут быть «погашены» при успешном их прогнозировании. Они могут быть улажены на основе взаимной договоренности. Если эти способы не удается реализовать, противоречие перерастает в конфликт. Если конфликт своевременно не разрешается, он может перерасти в кризис. Конфликт и кризис – суть формы противоречия; все они отличаются друг от друга по степени обостренности. Отметим также, что с ростом остроты противоречия уменьшаются возможности его разрешения договорным путем, и растет вероятность кризиса.

Конфликт имеет некоторые особенности по сравнению с другими стадиями противоречия. Прежде всего это уже обострившееся противоречие, которое настоятельно требует разрешения. Далее, специфично его положение как промежуточного звена между противоречием и кризисом. Отсюда сложности его идентификации и возможности переходных состояний. Отсюда и пафос: не допустить перерастания конфликта в кризис. Наконец, конфликт наиболее характерен для межличностных и межгрупповых отношений. Именно эти отношения типичны для организации. Поэтому и по ряду других причин социально-психологического характера, о которых разговор далее, конфликт – достаточно типичная для организации форма противоречия.

Известный социолог А.К. Зайцев дает определение конфликта как силового динамического воздействия, осуществляемого двумя или большим числом индивидом или социальных групп на основе действительного или мнимого несовпадения интересов, ценностей или нехватки ресурсов. Конфликт в организации – это тип поведения, основанный на столкновении и борьбе активно взаимодействующих субъектов, для которых характерно отсутствие взаимного согласия или несовпадение интересов, целей, поведенческих стратегий, ценностей, различие культурных норм, социальных позиций и т.д.

Конфликт в организации предполагает наличие как минимум двух активных разноориентированных субъектов (индивидов, групп, подразделений), вступающих между собой в определенные отношения. В социологических теориях в качестве источников конфликта рассматриваются следующие:

– противоположность ценностей, интересов, целей (Л. Козер, А. Этциони);

– различие ролевых или функциональных позиций (А. Гоулднер, Ф. Селзник, А. Этциони);

– борьба за распределение дефицитных экономических ресурсов, власти и авторитета (Р. Дарендорф, М. Крозье, Г.П. Щедровицкий);

– борьба за распределение информации (А. Козьминский, А. Завишляк и др.);

– антагонизм экономических интересов (К. Маркс, Л. Козер).

Конфликт может возникнуть только тогда, когда он «созрел», т.е. когда в единую систему отношений такого вида складываются все необходимые его элементы. Структурными элементами конфликта выступают:

– участники конфликта с присущими им характеристиками (личность, малая и большая группа, позиция в социальной структуре, типические и личностные составляющие);

– причины и источники конфликта,

– всевозможные формы конфликтного поведения и действий участников, направленные на разрешение конфликта;

– физическая и социальная среда, или условия, в которых протекает конфликтный процесс (особенности традиций и уровень развития участников конфликта, национальный фон, экстремальные или мирные условия и пр.);

– последствия конфликта, которые зависят от того, как протекал конфликт, каковы его причины, условия, острота, длительность, а также его масштабы.

В социологии конфликты классифицируются по разным основаниям.

Так, по форме проявления они подразделяются на явные и латентные, актуальные и потенциальные; по длительности – на краткосрочные и длительные; по остроте – на острые и вялотекущие; по видам отношений – на внутриличностные, межличностные (внутригрупповые), межгрупповые (внутриорганизационные), межролевые, межорганизационные; по последствиям – на деструктивные, ведущие к снижению эффективности организации, ее способности к выживанию и дезинтеграции, и конструктивные, результатами которых являются совершенствование организационной структуры, повышение эффективности, выработка более совершенных стратегий развития. Существуют и другие типы конфликтов.

Ряд ученых считают, что конфликты можно различать по сфере общественной деятельности – на политические, экономические, национальные, производственные, семейные, бытовые. Конфликты можно классифицировать и в зависимости от их направленности в процессе отношений в системе подчиненный – руководитель. Конфликты, возникающие в парах руководитель-подчиненный, называют вертикальными, а конфликты между работниками (и организациями), не подчиненными друг другу,– горизонтальными.


^ 16.2. Теоретические подходы к исследованию

конфликтов в организации


В рамках управленческой науки сложилось два подхода к изучению конфликтов в организации – социологический и психологический.

В классической социологии управления проблематика конфликта присутствовала, хотя и не была центральной по значимости. Конфликт получил негативную трактовку, изучался главным образом в сфере трудовых отношений между администрацией и рабочими. Типичными являются представления Ф. Тейлора, рассматривавшего конфликт как результат нерациональной организации и оплаты труда. А. Файоль также связывал возможность разрешения конфликта с таким специфическим качеством руководителя, как справедливость в сфере распределения. В рамках школы человеческих отношений конфликт трактовался либо как проекция патологических отношений (эгоизм, вражда, отчуждение), сложившихся в современном обществе, на организацию (Э. Мэйо), либо как результат реализации ненаучных принципов управления людьми, не соответствующих природе человека (Д. МакГрегора). Теория «Х» МакГрегора трактовала этот тип управления, ведущий к конфликтам, как основанный на жесткой иерархии, формализации деловых отношений, снижении ответственности работника и деинтеллектуализации его труда.

Начало изучения конфликта в организации связано с разработками в области психологической науки. В 30–50-х годах ХХ в. внимание исследователей концентрировалось на внутригрупповых (межличностных) и межгрупповых конфликтах. Этот подход был реализован в рамках бихевиористской традиции в американской психологии и связан с разработками ученых Йельского университета (А. Бандура, Н. Миллер, Дж. Доллард и др.). В социологии управления эта модель конфликта отражена в концепции Ч. Барнарда, получившей название концепции обеспечения баланса между вознаграждением и вкладом.

Другой подход к исследованию конфликта в психологии связан с разработками представителей психоаналитических теорий (З. Фрейд, Э. Фромм и др.). В основе этого подхода находится представление об изначально конфликтной природе человека, восходящее к идеям З. Фрейда. Конфликт толкуется Фрейдом как форма выражения постоянного столкновения противоположных принципов, влечений и амбивалентных стремлений, в которых и выражается противоречивая природа человека.

Преставления о внутриличностном конфликте получили развитие в работах Ч. Барнарда, сформулировавшего феномен «паралича воли» руководителя, то есть его неспособности в стрессовой ситуации принимать решения, совершать активные действия в силу того, что он является носителем ряда противоположных требований (так называемых. моральных кодексов), что обусловлено его включением одновременно в несколько социальных групп и принадлежностью к нескольким социальным ролям.

Другой подход к изучению конфликта психологами выражен в концепции М. Дейча, попытавшегося увязать проблему конфликта с изменением ситуации.

Дальнейшее развитие этих представлений в психологии связано с исследованиями К. Левина, предвосхитившего разработки в области феноменологической социологии. По его мнению, ситуацию необходимо описывать как субъективно считываемую, интерпретируемую самим действующим индивидом, а не как объективную. Конфликт, по Левину, это психологическая ситуация, когда на индивида действуют противоположные силы примерно равной величины. При этом он может быть интерпретирован как противоречие между собственными потребностями и внешними вынуждающими силами.

Проблематика конфликта традиционно занимает важное место в социологической теории. В работах К. Маркса, Г. Зиммеля, Р.Э. Парка, Р. Маккензи и др. заложены основы конфликтного понимания природы социальных отношений, а конфликт рассматривается как неотъемлемый элемент социальной жизни и развития социальных институтов. Однако эти концепции конфликта нашли слабое отражение в социологии управления.

В 50–60-е гг. на развитие социологии управления большое влияние оказали разработки теоретиков структурно-функционального анализа. В работах Т. Парсонса конфликт понимается как деструктивный процесс (социальная патология), разрушающий социальную целостность. В работах поздних функционалистов (Р. Мертон) принцип функционального единства социальных систем ставится под сомнение, а конфликт трактуется как естественный элемент социальной жизни. Возникновение многих форм конфликта рассматривается не как патология, а как неустранимая дисфункция, порождаемая логикой развития и функционирования организации. В школе социальных систем (Ч. Барнард, Г. Саймон, Ф. Селзник, А. Гоулднер А. Этциони) некоторые типы социальных конфликтов (ролевой и позиционный) признаются нормальным явлением в жизни организации, а от администрации требуются учет и смягчение соответствующих конфликтов. Так, например, А. Этциони в терминах позиционного конфликта описывал конфликт как неустранимое противоречие между управляющей и управляемой подсистемами организации, базирующееся на отношении к собственности, которое может быть смягчено, но не устранено, а также как отношение между центром и подразделениями, проявляющееся в центростремительной и центробежной тенденциях в организации.

Перелом в изучении конфликта произошел в конце 50-х – начале 60-х гг. Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Левин, Э. Шостром и др. попыта­лись сформировать новый взгляд на природу и функции конфликта в социальных системах. По их мнению, конфликт не только нормальное явление для любых социальных систем, но и при известных условиях выполняет позитивные социальные функции. Так, он может выступать источником социальных изменений и перераспределения отношений власти или может способствовать созданию и институционализации новых образцов поведения, что позволяет достичь согласия и компромисса в условиях перманентного конфликта и в конечном счете повысить адаптивную способность организации.

В современных теориях социологии управления значение исследования конфликта существенно возросло, а сама организация часто трактуется как конфликтная система. Изменились и методологические основы его изучения. Конфликт рассматривается как многостороннее и многофакторное явление. Можно выделить ряд школ в социологии управления, в рамках которых конфликтные отношения исследуются не только внутри организации, но и за ее пределами. Это конфликтно-игровой подход в теории М. Крозье, теория ресурсной зависимости Дж. Пфеффер и Дж. Саланчик.

Особое место среди социологических теорий конфликта в организации занимает антисистемный подход. Его сторонники полагают, что конфликт возникает в результате различия намерений, восприятия и интерпретации участниками взаимодействия ситуации, в которой они действуют. Это восприятие ситуации и выработка способов взаимодействия обусловлены культурным окружением и опытом индивидов, полученным в детстве. Этот подход лег в основу теории А. Шюца, полагавшего, что социальная жизнь человека и его восприятие реальности в значительной степени предопределяются опытом его детства, который и определяет адекватность способов интеграции индивидов с другими.

В конце 60-х – начале 70-х годов ХХ в. в среде управленческих консультантов на Западе сформировалось особое практическое междисциплинарное направление, связанное с управлением конфликтами в трудовой и организационной сферах.


^ 16.3. Управление конфликтами в организации


Существует два основных способа разрешения конфликтов: односторонний (подавление одной стороны другой), компромиссный (каждая сторона уступает другой до такого варианта, который оказывается приемлемым для конфликтующих). Но оба способа сохраняют остатки конфликтов: первый – с одной стороны, второй (хотя и в меньшей степени) – с обеих.

Поэтому наиболее эффективным является третий, интегративный способ разрешения конфликтов, когда вырабатывается новый вариант, не совпадающий ни с одним из первоначальных, но при этом каждая сторона может считать его своим. Этот способ самый трудный, но зато он в состоянии исчерпать конфликт.

В современной практике разрешения организационных конфликтов широко распространен прием перевода его на межличностный уровень, где он оказывается более разрешимым. Технология такого перевода на предприятии и в организации предусматривает формирование небольших контактных групп с примерно равным участием конфликтантов с обеих сторон. В группе социальные психологи и организационные консультанты предлагают участникам мысленно сопоставить возможные потери от конфликта с поставленными организацией целями, взаиморефлексию и саморефлексию сторон, условный «обмен ролями», ряд упражнений из области социально-психологического тренинга и т.д. Этим удается ввести позитивные моменты в общение участников группы, вызывать желание сотрудничать, заново рассмотреть причины и цели конфликта.

Еще один социально-психологический прием примирения сторон – обращение к периферии конфликта, к тем социальным категориям, которые меньше втянуты в него эмоционально и деятельностно.

Другой подход к разрешению конфликта – рационализация его, прежде всего посредством правовых механизмов (процедуры формулирования требований, официальные приказы и распоряжения, третейский суд).

Однако рациональные методы срабатывают главным образом в организациях с хорошо поставленной производственной дисциплиной, а также при уравновешенном массовом сознании. В этом была слабость Закона о трудовых конфликтах, что делает его слабореализуемым в нынешней обстановке.

Можно назвать и организационные методы: смена руководства, назначение неформальных лидеров взамен формальных и т.д.

Важно начать разрабатывать социальные технологии предупреждения организационных конфликтов. В последнее время наибольшее распространение получил метод прогноза конфликтов по измерению степени неудовлетворенности (условиями труда, быта, отношениями и т.д.). Он был разработан социологами Нижнекамска (Н.В. Губина) и применялся сначала в химической промышленности главным образом для предупреждения руководителей о возможных точках социального взрыва. Методологически это означает использование способа самоотрицающего прогноза, то есть прогноза, который должен быть опровергнут практикой.

Еще один прогнозный подход может строиться на выявлении неблагоприятных, точнее, крайних условий жизни, объективно ставящих людей перед необходимостью сопротивления. Но, как и в первом, так и во втором случаях не получается прямых зависимостей между результатами замеров и реальными конфликтами. Ибо, например, экономические условия труда в Ханты-Мансийском округе и в Каракалпакии многократно превосходят неблагополучие существования организаций в сланцевых районах северо-востока Эстонии, однако в последнем случае массовый конфликт возник, а в первом – нет. Примерно то же с замерами неудовлетворенности. Очевидно, здесь мы имеем дело с классическим случаем недоучета человеческой компоненты.

Тем не менее неудовлетворенность – универсальный показатель конфликтности, к тому же неплохо измеряемый. Поэтому в оценке конфликтов обращение к нему естественно.

Правда, сам показатель имеет оценочную силу только в сочетании с другими признаками конфликта. К ним исследователи относят прежде всего формы проявления неудовлетворенности. Потому что если самое высокое недовольство ограничивается разговорами между его носителями в узком кругу сослуживцев, то опасность возникновения конфликта еще невелика. Другое дело, если поведенчески неудовлетворенность проявляется в обструкциях, забастовках и т.д.

Другой измеряемый и прогнозируемый показатель неудовлетворенности – массовость охвата, то есть реальное количество людей, вовлеченных в конфликт.

Идентификация организационных конфликтов даже по эмпирическим признакам затруднена способностью их к замещению одного другим. Понятно, что вертикальным конфликтом можно спровоцировать горизонтальный, локальный конфликт может перерасти в общеорганизационный, а позиционный – в межличностный, для непримиримых сторон можно найти примирительные аргументы и т.д. Правильная идентификация каждого массового конфликта дает возможность определения наиболее эффективных путей его предотвращения или управления им.

Важнейшей социальной технологией предупреждения и разрешения конфликтов в организации выступает сама его оценка, особенно основанная на количественных данных.

Среди способов количественной оценки в организации назовем опросы экспертов по методу Дельфи, или же обращение к видимым последствиям конфликтов. Но, как правило, важно измерить сегодняшние, сиюминутные, на глазах происходящие процессы. Нами уже отмечалась неудовлетворенность как основа конфликта и три показателя неудовлетворенности – степень ее, формы проявления и массовость. На самом деле таких показателей больше, например социально-психологический климат в конфликтующей группе, роль лидера и т.д. Но не все они количественно измеримы, и не все столь важны.

Разумеется, такого рода измерение весьма приблизительно. Количественное измерение как массовости, так и неудовлетворенности очень условно, ведь имеются пограничные значения: колеблющиеся, неудовлетворенные в большей или меньшей степени. Кто-то маскирует свое отношение к конфликту, боясь оргвыводов и т.п. Нельзя забывать и главного: мы имеем дело с людьми, их психологией, позициями, многообразием их жизни, и поэтому любое измерение здесь упрощает картину.

И все же измерение конфликтов полезно и необходимо, ибо объективизирует мнения тех, кто призван их разрешать, позволяет прийти к единому решению и ликвидировать конфликт гораздо эффективнее, чем если бы это делалось на основе субъективных, приблизительных представлений.

Есть еще один вариант обнаружения, предотвращения и разрешения массовых конфликтов. Это исследование общественного мнения в организациях, которое весьма информативно с точки зрения оценки социальной напряженности. Такие исследования весьма ценны и для выработки некоторых управленческих решений.

Решения, затрагивающие интересы организации, нередко экспертам представляются целесообразными и срочными, а среди работников весьма непопулярны. Есть и такие задачи, решение которых не имеет однозначности и среди самих экспертов. В такой ситуации демократическое руководство может опереться на общественное мнение, предоставив ему принять ответственность за решение.


Контрольные вопросы


1. Что такое организационный конфликт?

2. Какие существуют социологические теории конфликта в организации?

3. Почему в современной организации происходит усиление и расширение конфликтов?

4. Всякому конфликту в организации предшествует предконфликтная стадия его развития. С помощью каких действий конфликт может быть прекращен на этой стадии?

5. Можно ли считать провокацию конфликта допустимым средством в достижении целей и если да, то в каких ситуациях?

6. Каковы социальные технологии управления конфликтами?

7. В каких случаях конфликт носит конструктивный характер?


Обсуждение управленческой ситуации


Определите верную стратегию разрешения конфликтной ситуации.

Руководитель постоянно находит в работе подчиненного погрешности и ошибки. И несмотря на то что работа на 99 % сделана очень хорошо, обвиняет подчиненного в провале всего задания. Сотрудник чувствует себя виноватым, начинает извиняться, и у него формируется комплекс невозможности выполнить работу по требованиям руководителя.

Какую нужно избрать тактику подчиненному?


Глава 17

Социальное прогнозирование И ПРОЕКТИРОВАНИЕ


^ 17.1. Социальное предвидение


Социальное прогнозирование, как и социальное проектирование, планирование и программирование, относится к одному из важных разделов социологии управления. Социальное управление всегда было одной из важнейших жизненных функций общества. Именно эта функция позволяла обществу выживать в различных природных, социальных и культурно-исторических условиях. В социологии это направление сравнительно недавно стало самостоятельной отраслью знания. Процесс управления социальной сферой общества органически связывается со всем комплексом воздействия на условия жизни, труда, быта, культуры людей, относящихся к различным социальным группам, национальным общностям, приобретает сегодня первостепенное значение, берется за основу осуществления сильной социальной политики.

Социальное прогнозирование – это форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом явления. В свою очередь, социальное проектирование – это проектирование социальных объектов, социальных качеств, процессов и отношений. Социальное проектирование является систематическим описанием социального эксперимента, одной из форм опережающего отражения социальной действительности, содержит предложения относительно данной разработки на практике. Результатом социального проектирования выступают научно обоснованные определения вариантов планового развития новых социальных процессов и явлений. Без проведения социального проектирования невозможно оценить правильность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития.

Рассмотрим, что же такое социальное предвидение.

В научной литературе предвидение обычно понимается в двух смыслах: а) как предсказание тех или иных явлений и событий; б) как предпочтительное знание о событиях и явлениях, которые существуют, но не зафиксированы опытом. Ряд авторов считают, что предвидение – это абстрактная категория, охватывающая все мыслимые виды информации о будущем. Она имеет различные формы конкретизации: простое предвосхищение, или предчувствие, присущее всякому живому организму; сложное предвосхищение, или предугадывание, что присуще только человеку и выступает как вид его интеллектуальной деятельности, как размышление о будущем на основе личного опыта; конкретное научное предвидение – как логический вывод из закономерностей развития определенного явления; наконец, высшая форма социального научного предвидения – определение совокупности будущих изменений, которые ожидаются в рамках всего общества, касаются всего человечества или его крупных частей. В основе каждой формы конкретизации лежит та или иная разновидность предсказания – безусловного (непосредственного) или условного, сопровождаемого рядом оговорок гносеологического и методологического характера.

Столь же абстрактная категория «управление», охватывающая все виды использования информации (не только о будущем, но также о прошлом и настоящем) с целью определенного регулирования объекта, имеет собственные формы конкретизации: целеполагание, планирование, программирование, проектирование, текущие организационные управленческие решения. В основе каждой формы конкретизации лежит та или иная разновидность решения – целевого, планового, программного, проектного, организационного и т.д.

Между понимаемыми таким образом предвидением и управлением существует обратная связь различной степени интенсивности – от практически близкой или равной нулю до чрезвычайно интенсивной, вызывающей как бы «поглощение» предсказания решением с эффектом самоосуществления или, напротив, саморазрушения прогноза.

Социальное предвидение – это форма опережающего отражения действительности, вероятностное утверждение о будущем. Развитие представлений о будущем, включая предысторию и историю развития концепций будущего Земли и человечества, историю развития теории и практики собственно прогнозирования, имеет большую историю. Известный отечественный социолог И.В. Бестужев-Лада свидетельствует: данные археологии и этнографии показывают, что первобытное мышление лишь после долгого развития выработало представления о прошлом и (гораздо позднее) о будущем как о чем-то отличном от настоящего. На ранних стадиях развития общества проблема изменений во времени, видимо, вообще не осознавалась. Даже более позднее представление о цепи событий как о причинно-следственном процессе было смутным. Сказывался своеобразный «презентизм» первобытного мышления: прошедшее и будущее мыслились в большей или меньшей степени подобными настоящему.

Формирование представлений о будущем находилось в тесной связи с эволюцией первобытной мифологии. На этой основе сформировались самые древние из существующих – религиозные концепции будущего. Действительно, религиозно-философская мысль древних выработала целый комплекс идей, существующих и поныне: «воздаяние» в загробном мире сообразно поведению человека при жизни, провиденциализм (божественное провидение, целенаправленно определяющее ход событий независимо от воли человека), мессианство (упование на приход спасителя-мессии, который радикально изменит к лучшему существующие порядки), и т.д.

В I тысячелетии до н.э. стали развиваться утопические концепции. От религиозных они отличались тем, что «иное будущее» человечества определялось не сверхъестественными силами, а самими людьми, их разумом и социальной практикой. В историко-социологическом смысле утопия определяется как произвольное представление о желаемом будущем человечества, уже не связанное непосредственно с провиденциализмом, но еще не основанное на научном понимании закономерностей развития природы и общества. Утопические концепции являются умозрительными благими пожеланиями, надуманными искусственными конструкциями, оказывающимися в непримиримом противоречии с действительностью, что обычно вызывает крах утопий при попытках их реализации.

В целом к середине I тысячелетия до н.э. представления о прошлом и будущем приобретают уже характер философских систем, из которых в дальнейшем конструируются три основополагающие концепции исторического процесса:

– концепция деградации (регресса) человечества, провозглашающая грядущую гибель человеческой культуры;

– концепция циклического развития исторического процесса – бесконечной смены подъемов и падений человеческой культуры в бесконечном круговороте одних и тех же стадий развития;

– концепция прогрессивного развития от низшего к высшему.

В той или иной модификации эти концепции сохранились и поныне. Так, в процессе исторической эволюции взглядов на будущее были заложены основы социального предвидения. Формирование социального предвидения свидетельствует о его связи с личностью, осуществляющей прогнозирование, то есть с субъектом предвидения. Формирование объекта предвидения (картины будущего) во многом зависит от того, какими характеристиками обладает субъект предвидения. Исследователи проблемы предвидения выделяют следующие составляющие, которые тем или иным образом могут влиять на субъект предвидения. Ими являются: потребности, интересы, степень конформизма, идеалы, эмоциональные состояния, привычки, нравственная регуляция, личная прогностическая устремленность, цель и смысл жизни.

В ходе социального предвидения осуществляется анализ (описание) как того, что уже имеется в реальной действительности, так и того, что скрыто в общественных явлениях или событиях. При этом подвергается анализу то, что дезорганизует развитие событий, деформирует их или же, напротив, повышает активность тех общественных сил, которые имеют устойчивую тенденцию к росту.


lot--stranica-14.html
lot--stranica-5.html
lot-1--nachalnoe-obrazovanie-konkursnaya-dokumentaciya.html
lot-1-postavka-medicinskogo-oborudovaniya-dlya-osnasheniya-lechebno-diagnosticheskih-otdelenij-centralnogo-voennogo-gospitalya-fgmu-medicinskij-centr-pri-specstroe-rossii.html
lot-1-sportivnoe-i-turisticheskoe-oborudovanie-stranica-2.html
lot-1022-tehnicheskoe-zadanie-i-otkritij-aukcion-2-razdel-i-soderzhanie-2-razdel-i-obshie-usloviya-provedeniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prognozirovanie-rinka.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/memlekettk-izmetter-krsetu-sapasin-memlekettk-bailau-aidalarina.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4analiz-i-proektirovanie-41roli-v-sisteme-i-a-kudryavcev-auchnij.html
  • literature.bystrickaya.ru/dengiua-dengiua-13072011-partiya-regionov-pensionnaya-reforma-budet-rabotat-kak-chasi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-tamozhennih-organov-rossii-v-12-17-vekah-chast-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-ocenochnoj-deyatelnosti-v-rk-stranica-27.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-avtomatizaciya-61-avtomatizaciya-nasosnoj-stancii-5-tehnologiya-i-organizaciya-stroitelnogo-proizvodstva.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-260302-stranica-5.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/meropriyatie-bezopasnost-pri-lyuboj-pogode-cel.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-22-pravosoznanie-i-pravovaya-kultura-v-g-grafskij-uchebnik-teoriya-go.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-sd-13-bazovoe-shassi-pozharnih-avtomobilej-i-spasatelnoj-tehniki.html
  • textbook.bystrickaya.ru/httplib-strangereality-info-stranica-30.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-specialnosti-230101.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizaciya-i-tehnologiya-otrasli-chast-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-sorevnovanij-po-avtomnogoboryu.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vnutrennyaya-i-vneshnyaya-sreda-organicacii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/usherb-ot-pozharov-za-7-mesyacev-v-tatarstane-previsil-28-mln-rublej-internet-resurs-infotatcenterru-16082011.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trud-zanyatost-demografiya-kurs-rublya-k-dollaru-po-pps-19-2-24-2-25-8-27-7-29-1-30-8.html
  • learn.bystrickaya.ru/eskij-universitet-institut-inzhenernoj-pedagogiki-kompetentnostnij-podhod-v-visshem-professionalnom-obrazovanii-hrestomatiya-putevoditel-tomsk-2007-stranica-6.html
  • essay.bystrickaya.ru/biznes-plan-investicionnogo-proekta-po-priobreteniyu-proizvodstvennoj-linii-dlya-vipuska-produkcii-v-melkofasovochnoj-upakovke-razovogo-ispolzovaniya-soderzhanie-stranica-7.html
  • klass.bystrickaya.ru/aktualnost-programma-podderzhki-molodezhnih-shkol.html
  • education.bystrickaya.ru/25geoinformacionnie-sistemi-uchebnoe-posobie-moskva-2008-udk-mashkin-m-n-informacionnie-tehnologii-uchebnoe-posobie.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rekreacionnij-potencial-avstrii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-dezhurstvo-kropina-serov-popal-v-vitrezvitel.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-industriya-turizmaturistskaya-i-gostinichnaya-deyatelnostturizm-kak-sistema-statisticheskihponyatij-i-opredelenijturistskie-marshrutiputeshestvie-kompleksnaya-turistskaya-usluga.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rosnano-kupilo-477-optikovolokonnih-sistem-2011-15-21-oktyabrya-oficialnie-novosti-5.html
  • exam.bystrickaya.ru/zashita-informacii-v-avtomatizirovannih-sistemah-obrabotki-dannih-razvitie-itogi-perspektivi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-i-kazarinovoj-na-apparatnom-soveshanii-31-01-2011-po-voprosu.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hozyajstvennie-operacii-po-predpriyatiyu-neobhodimo-zapolnit-v-zhurnalah-orderah-po-schetam-buhgalterskogo-ucheta.html
  • klass.bystrickaya.ru/9-rabota-s-roditelyami-po-voprosam-bezopasnogo-povedeniya-detej-propaganda-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-odnoj-iz-obyazannostej-uchitelya-obzh-yavlyaetsya-rabota-s-roditelyami.html
  • books.bystrickaya.ru/corrosion-of-aluminium-alloy-test-coupons-.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/keeping-us-soldiers-is-bosnia-essay-research.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/protokol-8-ot-2006-g-voprosi-po-kandidatskomu-ekzamenu.html
  • school.bystrickaya.ru/ipoteka-morskih-sudov-soglasno-rossijskomu-zakonodatelstvu.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mektep-zhospari-2013-2014-ou-zhili.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.