.RU

Лекция 1 Научно-педагогические основы дидактики истории - Пособие адресовано студентам исторических факультетов...


^ Лекция 1 Научно-педагогические основы дидактики истории
Цель лекции – представление об уровнях познания процесса обучения истории.

Задачи лекции – студенты должны:

– знать соотношение дидактики, методики и технологии обучения истории;

– понимать, что познание процесса обучения носит многоуровневый характер;

– осознавать потребность в усвоении теоретического и методического опыта, накопленного российской общественностью.

План лекции

1. Процесс обучения и уровни его познания.

2. Дидактика истории как педагогическая наука.

3. Дидактика истории как учебный предмет.

4. Связь дидактики истории с другими науками.

5. Соотношение дидактики, методики и технологии обучения истории.

1. Процесс обучения и уровни его познания. Изучением обучения как системы и как процесса занимаются многие науки. Одной из них является дидактика. Исследователи выделяют несколько уровней дидактического познания. Представление об уровне дидактического познания помогает учителю правильно соотнести функции своей практической и исследовательской деятельности. На методологическом уровне рассматривается главное дидактическое отношение: преподавание истории – познание исторического опыта. На этом уровне описывается идеальная модель процесса обучения, выделяются основные свойства и элементы системы обучения. Продуктами познания являются подходы, концепции и модели обучения. Через основные категории дидактика дает описание обучения, объясняет связи между элементами и показывает основные способы управления процессами преподавания и учения. Результаты этого уровня являются методологической основой для познания процесса обучения с учетом специфики изучаемого предмета и отражают закономерности функционирования дидактической системы.

^ На конкретно-научном уровне изучается методическое отношение – «учитель истории – историческое образование – деятельность ученика, познающего исторический опыт». Результаты познания отражаются в методике преподавания истории и выступают в качестве ориентировочной основы деятельности учителя истории по проектированию учебно-воспитательного процесса. Основными формами представления результатов этого уровня являются методические проекты (программы, учебники, концепции изучения истории, сборники задач, содержание учебного предмета, структурирование). Теория обучения предмету выявляет закономерности функционирования методической системы обучения истории.

На конкретном уровне выявляются особенности изучения отдельных курсов или учебных тем. Результаты познания находят отражение в реальном процессе обучения. Это уровень конструирования и выполнения учителем своих функций (обучения, воспитания и развития). На этом уровне теоретические положения переводятся в плоскость конкретной деятельности учителя истории и ученика. Особенность этого этапа состоит в упорядочивании всех зависимостей процесса обучения, выстраивании этапов обучения и обеспечении качества исторического образования. Эти три уровня познания обеспечивают эффективное управление учебно-воспитательным процессом и его развитие с учетом социокультурных условий и ведущей функции учебного предмета.

^ 2. Дидактика истории как педагогическая наука. Для того чтобы определить характер науки, нужно выяснить ее объект, предмет, функции, задачи и методы познания. Наука – это такая область (система) знаний о природе или человеческом обществе, которая имеет свой предмет исследования. Дидактика истории исследует отношение между деятельностью учителя истории, содержанием исторического образования и деятельностью ученика, постигающего исторический опыт, отраженный в историческом сознании общества. Это является объектом дидактики истории как науки. Указанное дидактическое отношение является основным и определяет все остальные методические связи. Предметом дидактики истории выступает дидактическая система, обеспечивающая развитие исторического сознания у подрастающего поколения. Используя результаты дидактики истории, методика обучения проектирует и определяет ориентиры, обеспечивающие деятельность учителя истории по созданию условий для эффективного учения, т. е. усвоения исторического опыта.

Дидактика истории выявляет основные связи между:

– целями исторического образования и потребностями учащихся в исторических знаниях;

– содержанием и структурой учебного предмета «история»;

– содержанием и организационными формами обучения истории;

– результатами образовательной деятельностью учителя истории и учебной деятельностью ученика.

В ходе исследования выявляются основные факторы, обеспечивающие эффективность процесса изучения истории. Эти устойчивые факторы определяют деятельность учителя истории и учащихся. Процесс обучения истории носит многоуровневый характер. На первом уровне он представляет содержание исторического образования, деятельность учителя и процесс учения. На втором уровне он представлен методическими задачами, методами преподавания и способами познавательной деятельности ученика. На третьем уровне он определяется совокупностью исторических задач, методических приемов и действий ученика с исторической информацией. Таким образом, по объекту и предмету дидактика истории является педагогической наукой, так как исследует педагогическое явление (процесс познания исторического опыта).

По своим функциям она также является педагогической наукой. При помощи научно-теоретической функции дидактика стремится выяснить, описать, объяснить систему факторов, обеспечивающих эффективные результаты в обучении и развитии учащихся; разработать ориентировочную основу деятельности преподавания как управления деятельностью учением. Эти факторы будут определять основные ориентиры деятельности субъектов изучения истории и учитываться ими. Научно-теоретическая функция реализуется через систему дидактических категорий, отражающих специфику объекта усвоения: «методы преподавания истории», «структура исторического образования», «учебный предмет «история», «приемы учения», «историческое сознание», «представления», «исторические понятия». Особенность методических категорий состоит в том, что они учитывают специфику основного методического отношения, конкретизируют дидактические категории. Проектировочная функция реализуется в проектах учебного процесса и материализуется в виде программ, учебников, учебно-методического комплекса. Управленческая функция обеспечивается разработкой конкретных рекомендаций, связанных с организацией процесса изучения истории

Для познания своего предмета дидактика истории использует различные педагогические методы. ^ Теоретические методы позволяют установить новые дидактические факты, закономерности и разработать модели исторического образования, адекватные современным условиям. К этой группе относятся следующие методы: изучение научной литературы, посвященной проблемам изучения истории (установление актуальности темы); моделирование исторического образования с учетом социокультурных условий и образовательной программы; проблематизация (вычленение проблем практики преподавания истории, требующих решения); обобщение и интерпретация опыта изучения истории.

Посредством эмпирических методов определяется состояние и описание исследуемого дидактического явления и формулируется запрос на его изучение. Эта группа методов не связана с вмешательством в учебный процесс, лишь дает информацию о состоянии образовательного процесса, уровня обученности и развития учащихся на данный момент. К эмпирическим методам относятся наблюдение, опросы учащихся, родителей, учителей, изучение работ учащихся, изучение учебной документации.

^ Экспериментальные методы связаны с преобразованием образовательной практики. Для проведения дидактических экспериментов обязательно наличие программы и разрешения соответствующего органа управления образованием. В дидактическом исследовании обычно используется совокупность методов, которые и составляют его методику. Основными видами эксперимента могут быть констатирующий, поисковый, формирующий, а также экспериментальное преподавание.

Дидактические исследования в области преподавания истории могут быть фундаментальными, прикладными и методическими. В качестве фундаментального можно привести исследование Н. Г. Дайри, связанное с развитием самостоятельности учащихся в процессе изучения истории. К прикладным можно отнести исследование Г. И. Годера «Оптимизация процесса обучения истории древнего мира в средней общеобразовательной школе». Уровень методических разработок представляет, например, исследование Юрия Николаевича Березина «Методическая система реализации межпредметных связей истории СССР с литературой».

Дидактика истории носит теоретико-прикладной характер, так как объясняет сущность процесса обучения и описывает его в адекватных методических категориях, к которым относятся «учебный предмет «история», «методы обучения истории», «средства обучения истории», «урок истории» и т. д. Дидактика использует все категории, но преломляет их применительно к своему объекту и предмету познания. По объекту, предмету, функциям и задачам дидактика истории является педагогической наукой. Результаты деятельности, представленные в научно-методической продукции, также носят педагогический характер. К ней относятся: а) учебники истории; б) дидактические пособия, программы, сборники учебных материалов, схемы, технические средства обучения, технологии обучения истории; в) концепции и модели исторического образования. Результаты исследований отражаются в монографиях, статьях, опубликованных в научно-методических изданиях, методических рекомендациях, сборниках, отражающих методический опыт учителей истории.

^ 3. Дидактика истории как учебный предмет. Как учебный предмет дидактика истории носит обучающий характер и является дидактической единицей, обеспечивающей становление готовности студента исторического факультета к самостоятельной педагогической деятельности в области обучения истории. В соответствии со стандартом высшего профессионального педагогического образования по специальности 032600 – «история с дополнительной специальностью», выпускник должен профессионально осуществлять следующие виды деятельности: преподавательскую, научно-мето­дичес­кую, воспитательную, социально-педагогическую, культурно-просвети­тель­скую, коррекционно-развивающую и управленческую.

Готовность к педагогической деятельности в области преподавания истории включает:

– ценностно-ориентационный компонент – систему ценностей, установок, профессиональных мотивов, которыми руководствуется учитель истории в своей педагогической деятельности;

– когнитивный компонент – систему нормативных знаний в области методики преподавания истории, основных подходов, концепций исторического образования;

– деятельностно-практический компонент – систему основных методических действий, обеспечивающих профессиональное решение методических задач как разновидности педагогических.

С учетом указанных положений дидактика истории носит теоретический, прикладной и технологический характер. Теоретический характер дидактики заключается в том, что она способствует развитию личности учителя истории, его индивидуальности и профессионально-педагогических качеств как специалиста. В процессе изучения учебной дисциплины студенты овладевают гносеологической (исследовательской) деятельностью в области познания процесса обучения истории с учетом меняющихся социокультурных условий. Прикладной характер дидактики состоит в разработке системы ориентиров по проектированию учебного процесса. В этом отношении можно говорить о методике преподавания истории, которая помогает учителю ответить на пять вопросов: как учить; чему учить; зачем учить; какие средства обучения можно использовать; каковы результаты обучения истории?

Технологический характер дидактики истории представлен управленческим аспектом, который обеспечивает эффективное управление процессом формирования исторического сознания школьников как личностной функции.

Дидактика истории закладывает основы профессиональной деятельности будущего учителя в области обучения истории, которые состоят в:

– наличии системы ориентиров, связанных с проектированием и конструированием учебного процесса;

– умении конкретизировать цели обучения по курсам, разделам и темам с учетом уровня обученности учащихся;

– развитии способности оптимально отбирать содержание, средства и приемы преподавания и учения в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными способностями учащихся;

– умении проводить экспертизу качества исторического образования и разрабатывать программы совершенствования учебного процесса;

– умении проектировать технологии обучения.

^ 4. Связь дидактики истории с другими науками. Как всякая педагогическая наука, дидактика истории связана с другими науками, и, прежде всего, с историей. Эта связь носит содержательный характер (историческая наука является основным источником современного исторического образования; отсюда вытекает требование соответствия школьного исторического образования уровню развития исторической науки). Связь с психологией носит ограничительный характер (учет индивидуальных особенностей, система возрастных и познавательных ограничений). Знание индивидуальных особенностей учащихся, социальной ситуации развития обеспечивает систему ориентиров в развитии учащихся и воспитании их социальных, личностных и познавательных качеств. Связь с информатикой обусловлена тем, что любой предмет, в том числе и история, представляет собой информационную систему (обработки, хранения и передачи исторической информации). В настоящий момент в обучение истории активно внедряются новые информационные технологии. Учитель истории обязан владеть ими и органично встраивать их в учебный процесс.

^ 5. Соотношение дидактики, методики преподавания и технологии обучения истории. В современных условиях существуют разные точки зрения на методику преподавания и технологию обучения. Появились статьи, отражающие опыт учителей истории по созданию новых технологий обучения истории – модульной и др. Одни исследователи видят в технологиях обучения панацею от всех бед и способ повышения эффективности изучения истории. Другие относят методику преподавания истории к искусству, а третьи считают наукой только технологию обучения. В настоящее время методисты выделяют понятия «дидактика истории», «методика преподавания истории» и «технологии обучения истории».

Выделено два понятия методики преподавания: в узком смысле слова – как совокупность приемов проведения занятий, и в широком – как наука о закономерностях организации массового процесса обучения. Если методика преподавания истории отвечает на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», то технология обучения отвечает на вопрос «как учить результативно?». Методика преподавания истории возникает и развивается в результате обобщения методического опыта, технология обучения проектируется исходя из конкретных условий, ориентируясь на заданный результат. В методике преподавания акцент делается на деятельности учителя по отбору содержания, методических приемов. В технологиях обучения акцент делается на деятельности ученика.

В настоящее время существует множество определений технологий обучения. Практическая деятельность учителя истории – это сложное явление. Основными видами деятельности учителя истории являются преподавательская, научно-методическая и управленческая. Готовясь к преподаванию истории в основной или средней школе, учитель должен постоянно познавать процесс обучения истории с целью повышения эффективности образования. Методологию познавательной деятельности составляет дидактика истории, которая обеспечивает развитие теоретического и методического сознания. Дидактика истории рассматривает основные концепции, модели исторического образования и помогает учителю в понимании смысла своей деятельности. Методика преподавания истории помогает учителю реализовать проектировочную деятельность и отобрать разработанные проекты образовательного процесса. У учителя формируется ориентировочная основа методической деятельности. Работая в конкретных условиях, учитель ежедневно конструирует проекты предстоящей деятельности по обучению учащихся, овладевает системой методических действий, обеспечивающих реализацию основных социальных функций учителя истории. На этом уровне учитель истории обеспечивает технологию управления познавательной деятельностью обучающихся.

Вопросы и задания

1. Определите место методики преподавания истории в системе дидактического знания.

2. Докажите, что методика преподавания истории относится к педагогическим наукам.

3. Охарактеризуйте систему закономерностей, которые изучает дидактика истории.

4. Выделите особенности объекта и предмета дидактики истории как науки.

5. Заполните таблицу.

Взаимосвязь дидактики, методики преподавания
и технологий обучения истории

Виды методичес­кой деятель­ности

Отрасли методического знания

Этапы педагогического проекти­рования

Уровни методической деятельности

Роль в развитии методического мышления

Результаты методичес­кой деятельно­с­ти

Гностическая
















Проектировочная
















Конструктивная

















Литература

1. Алексашкина Л. Н. Дидактические аспекты в преподавании истории // Педагогика. 1993. № 3. С. 11–16.

2. Гузеев В. В. Три парадигмы и четыре поколения в развитии образовательной технологии // Завуч. 1998. № 1. С. 20–34.

3. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М.: Просвещение, 1988.

4. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М.: Владос, 1999.

5. Рольфес Й. Дидактика истории: история понятия, предмет // ПИШ. 1997. № 7. С. 29–33.

6. Саранцев Г. И. Метод обучения как категория методики преподавания // Педагогика. 1998. № 1. С. 28–34.

7. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000.


Лекция 2

komissiya-agentstvam-6-period-raboti-s-01-maya-po-15-oktyabrya-razmeshenie-glavnij-trehetazhnij-korpus-na-48-nomerov.html
komissiya-minsportturizma-rf-posetit-pskovskuyu-oblast-igra-bez-fanatizma-6-stepashin-turciya-podala-nam-primer.html
komissiya-po-delam-nesovershennoletnih-i-zashite-ih-prav-yamalo-neneckogo-avtonomnogo-okruga-postanovlenie.html
komissiya-po-kontrolnoj-deyatelnosti-otchet-ob-itogah-raboti-zakonodatelnogo-sobraniya-irkutskoj-oblasti-za-2-j-kvartal-2012-goda.html
komissiya-po-problemam-bezopasnosti-grazhdan-i-vzaimodejstviyu-s-sistemoj-sudebno-pravoohranitelnih-organov.html
komissiya-po-razmesheniyu-municipalnogo-zakaza-pri-administracii-kalininskogo-rajona-protokol-89.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-o-dostignutih-znacheniyah-pokazatelej-dlya-ocenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-13-klass-presmikayushiesya-reptilia.html
  • urok.bystrickaya.ru/pourochnoe-planirovanie-rabochaya-programma-po-fizike-7-9-klassi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-deti-siroti-klassnij-chas-stranica-2.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-lic-vklyuchennih-v-operativnij-rezerv-upravlencheskih-kadrov-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-rubcovsk-altajskogo-kraya-po-sostoyaniyu-na-01-01-2011.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-chislennie-metodi-v-inzhenernih-raschetah-specialnost-stranica-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-metodicheskim-rekomendaciyam-13-08-stranica-18.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-po-discipline-syllabus-dlya-studentov-svedeniya-o-prepodavatele-akimova-b-zh-docent-kafedri-stranica-10.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sutochnij-grafik-nagruzok-za-letnij-rabochij-den-golovnih-uchastkov-raspredelitelnih-linij-snyatij-na-shinah-podstancij-a.html
  • student.bystrickaya.ru/21-baudolino-i-usladi-vizantii-umberto-eko.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-4-kursa-zaochnogo-otdeleniya-specialnosti-260502.html
  • education.bystrickaya.ru/1-differencirovka-stressa-i-drugih-sostoyanij-28-voprosi-i-zadaniya-dlya-proverki-usvoeniya-znanij-31.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-predpriyatiya-razmesheniya-i-pitaniya-raspolozhennie-na-territorii-sankt-peterburga-chast-6.html
  • school.bystrickaya.ru/magistranti-5-kurs-rabochaya-programma-f-tpu-1-2101-disciplini-inostrannij-yazik-v-sfere-professionalnoj-kommunikacii.html
  • books.bystrickaya.ru/epizod-iv-mezhdunarodnij-soyuz.html
  • abstract.bystrickaya.ru/33-uravnenie-sprosa-issledovanie-lokalnoj-inflyacii-po-cene-prodazh-i-postavki-korzini-potrebitelya-po-materialam.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/yuar-kompaniya-country-bird-soobshaet-o-povishenii-pribili-rinok-myasa-rf-poluchatel.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-gazifikaciya-krasnodarskogo-kraya-na-2007-2011-godi-pri-razrabotke-proektov-zakona-krasnodarskogo-kraya-o-kraevom-byudzhete-na-2008-2011-godi-stranica-13.html
  • letter.bystrickaya.ru/nacionalnaya-associaciya-pensionnih-fondov-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-4-maya-2010-goda.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriografiya-istorii-rossii-specialnost-050401-istoriya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-treningov-po-preodoleniyu-tabachnoj-zavisimosti-predvaritelnij-etap-preodoleniya-tabachnoj-zavisimosti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-skoro-vi-smozhete-izbavitsya-ot-zakompleksovannosti-master-obsheniya-soveti-praktikuyushego-psihologa.html
  • turn.bystrickaya.ru/polnoe-sobranie-russkih-letopisej-stranica-9.html
  • grade.bystrickaya.ru/na-sudah-rannej-i-pozdnej-postrojki-s-takimi-dizelyami-on-nosil-sluchajnij-harakter.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-umenshenii-ostavshejsya-chasti-stoimosti-patenta-u-individualnih-predprinimatelej-primenyayushih-usn-ne-proizvodyashih-viplat-i-inih-voznagrazhdenij-fizicheskim-li.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-praktikum-po-algebre-v-10-a-klasse-matematicheskij-modul.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-gosudarstvennaya-podderzhka-integracii-visshego-obrazovaniya-i-fundamentalnoj-nauki-na-1997-2000-godi-n-n-kradin-stranica-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/dql-zaprosi-fukin-i-a.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-znaniyam-i-umeniyam-po-disciplinam-i-kursam-specializacij-ustanavlivayutsya-v-sootvetstvii-s-obrazovatelnoj-programmoj.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-na-glavnuyu-stranicu-sajta.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-siska-v-rossii-v-ix-nachale-xx-vv-genezis-zakonomernosti-istoricheskij-opit.html
  • lesson.bystrickaya.ru/raschet-i-konstruirovanie-nesushih-konstrukcij-odnoetazhnogo-promishlennogo-zdaniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bastauish-sinip-oushilarini-shiarmashili-ablettern-aliptastirudai-siniptan-tis-zhmistardi-alatin-orni.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspisanie-marshruta-moskva-sochi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/respubliki-kazahstan-nacionalnaya-akademiya-obrazovaniya-im-i-altinsarina-ob-osobennostyah-prepodavaniya-osnov-nauk.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.