.RU

Лекция 8. РУССКАЯ ИКОНА - Лекция религиозное обоснование культуры 4


^ Лекция 8. РУССКАЯ ИКОНА
План

  1. Место иконы в жизни древнерусского человека. Икона как средство Богообщения и Богопознания. Софийность как единство красоты и мудрости.

  2. Художественная образность и символизм.

  3. Каноничность и проблема творчества. Иконография.

  4. Понимание времени и пространства. Преходящее и вечное в иконе.

  5. Изобразительные средства:

 обратная и линейная перспектива

 золотой или цветной фон

 свето-теневая проработка, светоносность

 красота силуэта, роль линии

  1. Периоды развития русской иконописи



^ 1. Место иконы в жизни древнерусского человека.
Для средневекового человека икона как предмет культа являлась собственно произведением не искусства, а самой жизни, т.к. религия воспринималась как центр духовной жизни, как ее главный источник. Икона, по словам С.Н.Булгакова, не просто священное изображение, а нечто большее – “место благодатного присутствия, как бы явления” Христа, Богоматери, святых для молитвы им. Молитва, в процессе которой человек поднимался до богообщения, была высшим проявлением жизни. Ведь Бог – это высшая ценность мира, вечный Разум, Премудрость, Любовь, высшее богатство.

Икона играла важную роль не только в общении с Богом, но и в познании Бога. Дело в том, что аналитическое мышление, столь свойственное нашему времени и признаваемое нами важнейшим и чуть ли не единственным методом познания мира, занимало весьма малое место в средневековой Руси. Особое значение придавалось созерцанию, которое было преимущественной формой духовного освоения мира. Ведь, как рассуждал Псевдо-Дионисий Ареопагит, при изучении путем логики сущности божества можно сформулировать лишь то, чем оно не является, в то время как на пути созерцания можно получить и положительное знание о нем, поскольку в красоте созерцаемых вещей просвечивает высшая красота Творца”. Или, как говорил Василий Великий, “мир есть художественное произведение, подлежащее созерцанию всякого, так что через него познается премудрость его Творца”.

Икона и была формой художественного отражения древнерусской мысли, обращенной к Богу и человеку, воплощением древнерусской философии, по-славянски, ”любомудрия”. Это ”любомудрие” понималось не столько как понятийно-логическое мышление, а включало в себя нравственно-практическую деятельность и художественное творчество. Проявлением этого целостного философско-этико-эстетического феномена и была русская икона. Рожденная созерцанием, она и призывала через созерцание к постижению божественной мудрости и божественной сущности человека. Ведь человек – творение Бога, и цель его жизни – воссоединение с Богом, с Вечностью, в этом смысл бытия.

На этом пути человеку помогают те, кто уже стал посредником между людьми и Богом – святые, несущие на себе печать иного мира. Человек – троичен (тело, душа, дух). Дух – духовность. Дуализм тела и духа преодолевается посредством веры. Вера – вира – закон бытия, мост в Вечность. Дух питается духовностью, живёт в теле, задача преображения тела. В христианском сознании святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а те, кто несет на себе печать иного мира, кто, преодолев в себе разлад между телом и духом, стал причастен запредельной Реальности. Святость и священное были для людей того времени ступенью в Вечность, т.е. понятиями несравненно более высокими, чем прекрасное. Поэтому священное не могло не быть, так сказать, прекраснее прекрасного, самым прекрасным, какое только возможно. Отсюда высокая художественная красота воплощения священного. В самой сути такого мироустроения – залог высоты и красоты средневекового искусства. Софийность как единство красоты и мудрости. Красота мудрости и мудрость красоты.
^ 2. Художественная образность и символизм. Образ и первообраз.
Важнейшее понятие художественного языка иконы – образ. Повышенное внимание к внутреннему миру человека, стремление выявить сущность его духовности придает всему изображаемому психологический характер, преобразует его в духовные феномены. Как формулировал Иоанн Дамаскин, “образ есть подобие с отличительными признаками первообраза”. Но т.к. первообраз – Бог, эта трансцендентная, до конца не познаваемая субстанция, то образ призван не столько отображать, сколько свидетельствовать и делать ощутимым присутствие Божие, т.е. в значительной степени образ – это знак, символ Бога. Восприятие образа зависит от внутреннего мира воспринимающего, отсюда многозначность образа.

Христианский образ ограничен и со стороны абстрактных, слишком отвлеченных форм, и со стороны натуралистических, чувственных, т.к. обе крайности рвут связь человека с Богом. Антропоморфный характер иконного образа обоснован догматом Боговоплощения, вочеловечивания Христа. ”Ты еси воистину Христос”, – обращается Евангелие к личности. Антропоцентричность (человек сотворен по подобию Божию, Христос воплотился в человека). Но, с другой стороны, поскольку христианское откровение превосходит и слова, и образы, то в этом смысле искусство всегда “неудача”, т.к. призвано передать в постижимом непостижимое, в изобразимом неизобразимое, иное, иноприродное твари. Поэтому сведение образа до живоподобного, создающего иллюзию видимого мира, никак не являет Богочеловека, более того, образ откровения подменяет преходящим образом мира сего. Отсюда символизм, знаковость, многозначность иконы, постигаемые в ходе личного духовного опыта.

Иконописец русского зарубежья Гр.Круг: “Святой иконой может быть по праву такой образ, который имеет лицо-лик, и лик человеческий, преображённый божественным изменением”. О.Александр (Салтыков), священник и искусствовед: “Икона – знак молитвы, символ духовного присутствия святых, образ священной, чистой, благодатной души, светящейся сквозь плоть и эту плоть преображающей. Икона – символ веры в вечную жизнь. Поэтому она столь явно отступает от трехмерности, от реалистичности в материалистическом понимании, но всегда направляет нас к красоте, гармонии, смыслу. Икона всегда напоминает о мире божественной красоты и совершенства, напоминает о том, что в другом, божественном мире – другие, божественные законы, глубоко отличные от законов нашего лежащего во зле мира”...

Не реализм трёхмерного пространства, а иной мир.

krestyanskoe-hozyajstvo.html
krew-liv-1-brief-von-j-von-klaproth.html
krichnie-molota.html
krila-hvatit-na-vseh-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
krilatij-mohnatij-da-maslyanij-moskva-seriya-prikladnaya-masterskaya-semejnoj-pedagogiki.html
krilov-aleksej-nikolaevich-tolstoj-aleksej-nikolaevich-6.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/izuchenie-tovarnogo-rinka-gkurgana-na-primere-piva.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tvorcheskij-put-v-m-shukshina.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-kontrol-znanij-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-strategicheskij-menedzhment.html
  • bystrickaya.ru/v-f-ponomarev-matematicheskaya-logika-stranica-3.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vse-lyudi-ravni-no-nekotorie-ravnee-test-uroven-vashih-prityazanij-zamuzhestvo-ne-samocel-ya-ne-hochu-zamuzh.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informaciya-o-proektah-organizacij-donorov-uchastvuyushih-v-provedenii-administrativnoj-reformi-v-rossii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/organizaciya-logisticheskoj-cepi-v-deyatelnosti-predpriyatij-neftegazovoj-otrasli-chast-3.html
  • textbook.bystrickaya.ru/interaktivnaya-predmetnaya-mediateka.html
  • holiday.bystrickaya.ru/narkoznie-sredstva-spirt-etilovij-5-snotvornie-protivosudorozhnie-i-protivoparkinsonicheskie-sredstva-8-stranica-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/822-regulyaciya-chislennosti-peschanok-protivochumnij-centr.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/komitet-rossijskoj-federacii-po-standartizacii-stranica-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gosduma-rassmotrit-zakonoproekt-o-priostanovlenii-dejstviya-dovse-grizlov-b-v-monitoring-smi-7-noyabrya-2007-g.html
  • textbook.bystrickaya.ru/horoshaya-reklama-zapominaetsya-opredelenie-kachestvennih-i-kolichestvennih-harakteristik-chitatelskoj-auditorii.html
  • institut.bystrickaya.ru/teplovaya-energiya-vodosnabzhenie-vodootvedenie-i-ochistka-stochnih-vod-informaciya-o-hode-vipolneniya-poruchenij-glavi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-3-vzaimnie-obyazannosti-suprugov-konspekt-po-nravstvennomu-bogosloviyu.html
  • diploma.bystrickaya.ru/veksel-ta-jogo-funkc-u-mzhnarodnih-rozrahunkah.html
  • writing.bystrickaya.ru/iz-istorii-kubanskogo-kazachego-hora-stranica-12.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sochineniya-na-svobodnuyu-temu-i-k-ajvazovskij-devyatij-val-po-kartine.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-s-makarenko-znala-vsya-strana-ego-vistupleniya-zvuchali-po-radio-v-izdatelstvah-vihodili-knigi-a-stranica-9.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-arhangelske-potushili-pozhar-v-portu-informacionnoe-agentstvo-nakanuneru-08112011.html
  • znanie.bystrickaya.ru/62-zakonodatelstvo-o-stroitelstve-i-arhitekture-rossiya-443100-samara-ul-molodogvardejskaya-187-o-sostoyanii.html
  • student.bystrickaya.ru/2-dvizhenie-po-azimutam-orientirovanie-opredelenie-koordinat-obnaruzhennih-obektov-celeukazanie-92.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-professionalnoj-deyatelnosti-vipusknika-trebovaniya-k-rezultatam-osvoeniya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-p-erdakova-teoreticheskie-i-prakticheskie-stranica-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-p-vedernikov-chleni-komissii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vedomstvennie-normativnie-dokumenti-vipusk-11-sentyabr-2007g-stranica-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/nacionalnij-ofis-programmi-tempus-v-rossijskoj-federacii.html
  • institute.bystrickaya.ru/formirovanie-tvorcheskoj-samostoyatelnosti-studentov-v-kulturosoobraznoj-srede-pedagogicheskogo-vuza-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-sozdanii-nauchno-spravochnogo-apparata-i-ispolzovanii-arhivnih-dokumentov-nacionalnogo-arhiva-respubliki-kareliya-1995-2005-gg.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-issledovanie-veneri.html
  • pisat.bystrickaya.ru/starogrcki-legendi-i-mitove-stranica-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-disciplini-inostrannij-yazik-obshaya-trudoyomkost-izucheniya-disciplini.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-za-dejstvie-stranica-4.html
  • studies.bystrickaya.ru/chyornij-sentyabr.html
  • uchit.bystrickaya.ru/status-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-zaochnoe-uchastie-napravlenie-pedagogika-psihologiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.