.RU

Лекция по теме: «Проблема, гипотеза, теория»






Санкт-Петербургский университет

МВД России


Кафедра философии


ЛОГИКА


ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ


ПО ТЕМЕ:


«Проблема, гипотеза, теория»


Санкт-Петербург

2008

Болдырев А.С.

Логика: Фондовая лекция/ Проблема, гипотеза, теория.

СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2008. 12 с.


Краткая аннотация: Фондовая лекция раскрывает этапы формирования научной теории, свойства, которыми должна обладать теория. Также рассматриваются правила построения и верификации гипотезы. Особое внимание уделяется применению форм научного мышления в юридической практике.


Рассмотрена на заседании предметно-методической секции кафедры и одобрена на заседании кафедры философии, протокол № 2 от 21.10.08 г. Рекомендована для организации учебных занятий.


Рецензенты:


С.Г.Чукин, доктор философских наук, профессор

(Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России);


А.Г.Никулин, кандидат философских наук, доцент,

начальник кафедры социологии и политологии

(Санкт-Петербургский университет МВД России)


© Санкт-Петербургский университет МВД России, 2008


«УТВЕРЖДАЮ»


Начальник кафедры философии

подполковник милиции


В.В.Балахонский


« » _______________ 2008 г.


Тема:

Проблема, гипотеза, теория.


План лекции:


1. Понятие о формах развития научного знания. Гипотеза и теория.

2. Способ выдвижения (построения) гипотез и методы их верификации.

^ 3. Проблема и вопрос.


(1а) Понятие о формах развития научного знания.

На предыдущих лекциях мы рассмотрели так называемые формы обыденного мышления (понятие, суждение, умозаключение). В этих формах познаётся окружающая действительность всеми людьми. Наряду с ними существуют формы научного познания. Это гипотеза, теория, проблема. Чем же отличается обыденное познание мира от научного? Обыденное познание ориентировано на выявление причинных связей в каких-то конкретных узких областях явлений. Научное же познание претендует на выявление универсальных, всеобщих причинных связей.

(1б) Гипотеза.

Как же происходит развитие научного знания? В процессе освоения окружающего мира люди накапливают большое количество фактического материала, то есть знания о большом количестве конкретных событий. Хранение высказываний о каждом конкретном факте в определённой области становится неоптимальным. Тогда делается попытка из всех высказываний выделить несколько, которые принимаются за очевидные, не требующие доказательства. Такие высказывания называются аксиомами. Все же остальные истинные относительно данной области высказывания должны выводиться из аксиом по определённым правилам, то есть должны быть теоремами. Данное предположение относительно исследуемой области называется гипотезой.

^ Гипотеза — это система суждений, выступающих в качестве предположительного объяснения какой либо области явлений.

Некоторые предположения опровергаются практикой, а некоторые подтверждаются. Таким образом гипотеза, которая подтверждается, становится достоверным знанием, или теорией.

(1в) Теория.

Теория — это система положений, достоверно объясняющих причинную связь в какой либо области явлений.

Как было сказано выше, теория включает в себя: (1) аксиомы, то есть суждения, истинность которых не требует доказательства, и (2) теоремы, то есть суждения выводимые из аксиом. Таким образом, теория представляет собой процедуру выделения истинных высказываний о какой-либо области явлений из всех высказываний об этой области.

Теория должна обладать следующими свойствами:

(1) ^ Полнота, то есть теория должна объяснять все явления исследуемой области.

(2) Непротиворечивость, то есть из аксиом теории не должны быть выводимыми два противоречивых суждения, так как мы знаем, что из противоречия выводимо любое суждение. В этом смысле любая противоречивая теория полна.

(3) Независимость, то есть никакие аксиомы не должны быть выводимыми из других аксиом.

(4) Верифицируемость, то есть теория должна подтверждаться практикой.

Теория имеет следующие функции:

(1) Описательная (теория адекватно отражает некоторую область явлений);

(2) Объяснительная (теория указывает причины какого-либо явления её области);

(3) Предсказательная (теория указывает следствия какого-либо явления её области).

Теория как метод исследования определяет класс задач, разрешимых в ее пределах. Весь класс задач в некоторой теории можно разделить на регулярные (для которых можно задать общие структуры решения и правила построения поля возможных решений) и нерегулярные (для которых это не возможно).

Теории (и гипотезы) бывают общими и частными. ^ Общая теория (гипотеза) объясняет какую-либо широкую область явлений, а частная — область нескольких конкретных явлений (событий). Частная гипотеза называется версией и применяется в следственной практике, как предположение относительно, например, обстоятельств преступления.

(2) Построение и верификация гипотезы.

При выдвижении гипотезы необходимо придерживаться следующих правил:

(1) Гипотеза не должна противоречить ранее установленным фактам, законам.

(2) Гипотеза не должна содержать противоречий.

(3) Гипотеза должна быть как можно более простой, то есть содержать минимальное количество положений.

(4) Гипотеза должна объяснять все факты той области, относительно которой она выдвигается.

Верификация гипотезы включает в себя следующие основные моменты:

(1) Выведение из гипотезы всех следствий.

(2) Каждое следствие проверяется на истинность.

(3) Если все следствия истинны (ни одно следствие не противоречит фактическому или теоретическому знанию), то гипотеза становится теорией (принцип верификации). Если хотя бы одно из следствий ложно (противоречит фактическому или теоретическому знанию), то гипотеза отвергается (принцип фальсификации).

(3а) Структура вопроса.

Изучением понятий вопроса, ответа и вопросно-ответного отношения занимается эротетическая (интеррогативная) логика. Рассмотрим основные понятия логической теории вопросов (эротетической логики).

Вопрос — требование устранения недостатка информации о каком-либо объекте.

Пример: “Назовите два числа, сумма которых равна 28” [У меня имеется информация, что сумма чисел a и b равна 28, но отсутствует информация о том, что это за числа. Назовите их.].

Существует множество взглядов на понимание сущности вопроса и вопросно-ответного отношения. Представляет большой интерес сопоставление вопросов с нормами. Тесная связь между вопросительными и нормативными высказываниями была отмечена многими авторами, исследовавшими логические характеристики вопросов. Например, вопрос “Кто стоит в дверях ?” можно рассматривать как нормативное суждение “Назовите имя человека, который стоит в дверях”. Легко показать, что такое преобразование допускает любое вопросительное высказывание, ибо каждый вопрос может быть трансформирован в требование ответа. Вопросы, рассматриваемые как требования, оказываются частным случаем норм именно потому, что наличие адресата является необходимым условием вопросно-ответной ситуации.

Вопрос включает в себя следующие элементы:

(1) Предпосылка (тема) вопроса — информация, содержащаяся в вопросе (“Существуют два числа, сумма которых равна 28” в приведённом выше примере).

(2) Рема вопроса — запрашиваемая информация (“Каковы числа a и b ?”).

(3б) Корректность вопроса.

Корректный вопрос — вопрос, все предпосылки которого являются истинными суждениями.

^ Некорректный вопрос — вопрос, имеющий хотя бы одну ложную предпосылку. Выделяют следующие виды некорректности вопросов:

(а) тривиально-некорректные вопросы, т. е. вопросы, содержащие неясные термины;

(б) нетривиально-некорректные вопросы (провокационные), т. е. вопросы, содержащие хотя бы одну ложную предпосылку (на такой вопрос нельзя ответить корректно) (“Как часто вы моете свой автомобиль?” Предпосылками данного вопроса являются следующие суждения “Отвечающий имеет автомобиль” и “Отвечающий иногда его моет”. Если такой вопрос задан человеку, у которого нет автомобиля, то вопрос считается некорректным);

(в) прагматически некорректные вопросы, т. е. вопросы, на которые в принципе ответить корректно возможно, но спрашивающий заранее знает, что у отвечающего нет достаточных средств для поиска ответа (“Верно ли, что существуют внеземные цивилизации?”).

Существуют так называемые сложные вопросы, то есть вопросы, состоящие из нескольких подвопросов. Для ответа на вопросы такого типа необходимо ответить на все подвопросы, содержащиеся в них (“Вы подготовились к семинарам по логике, философии и информатике?” Для ответа на этот вопрос необходимо ответить на следующие три “Вы подготовились к семинару по логике?”, “Вы подготовились к семинару по философии?”, “Вы подготовились к семинару по информатике?”).

(3в) Ответ на вопрос.

Ответ — предоставление запрашиваемой информации.

Ответ может пониматься как (а) поиск информации и её предоставление (ответ как процесс) и (б) сама предоставляемая информация (ответ как объект).

^ Корректный ответ — ответ, содержащий истинное суждение, полностью устраняющее недостаток информации, выраженный в данном вопросе (“Перечислите виды совместимости двух понятий.” — “Подчинение, пересечение, равнозначность.”).

^ Некорректный ответ — (а) ответ, содержащий ложное суждение; либо (б) ответ, не устраняющий полностью недостаток информации, выраженный в данном вопросе: (б1) неполный ответ (“Перечислите все возможные отношения между двумя простыми категорическими суждениями.” — “Противоречие, подчинение.”) или (б2) нерелевантный ответ (“Перечислите виды простых категорических суждений.” — “Понятие — это форма мышления, отражающая существенные признаки предмета, свойства или отношения.”).

(3г) Виды вопросов.

Знание, как известно, бывает двух видов: фактическое и концептуальное. В познании фактическому знанию соответствует описательная функция, а концептуальному — объяснительная и предсказательная.

^ Описательная функция представляет собой языковую обработку эмпирических данных, позволяющих закрепить в языке отдельные факты, сформулировать базовые определения используемых в дальнейшем научных терминов.

^ Объяснительная функция — это раскрытие существенных связей между изучаемыми явлениями, она состоит в выявлении причин, условий, допущений, объективных оснований, предпосылок, обуславливающих конкретные факты или теоретические положения.

^ Предсказательная функция сводится к логическому выведению следствий или предположений относительно будущих состояний изучаемого объекта на основе установленных данных (на основе обобщения эмпирических данных, на основе знаний объективных причин, законов, принципов, условий, допущений и т. п.), обуславливающих эти будущие состояния.

Рассмотрим, как реализуются три функции познания — (1) описательная, (2) объяснительная и (3) предсказательная — в вопросе.

Фактическому знанию (описательной функции познания) в логике соответствует простое категорическое суждение. Его структура — S есть P (Деление — это логическая операция, раскрывающая объём понятия путём перечисления его составных частей.). По отношению к суждению такого вида возможны следующие виды вопросов:

(а) ? есть Р (Назовите логическую операцию, раскрывающую объём понятия путём перечисления его составных частей);

(б) S есть ? (Что такое деление ? (Дайте определение понятию “деление”.).);

(в) S ? Р (Верно ли, что деление — это логическая операция, раскрывающая объём понятия путём перечисления его составных частей ?).

Концептуальному знанию (объяснительной и предсказательной функциям познания ) в логике соответствует структура А ® В, где А и В — любые сложные суждения, а “®“ — логическое релевантное следование (Из того, что во второй фигуре простого категорического силлогизма одна из посылок — отрицательное суждение, следует, что вывод — также отрицательное суждение). По отношению к высказыванию такого вида возможны следующие виды вопросов:

(а) ? ® В (Почему во второй фигуре простого категорического силлогизма вывод — всегда отрицательное суждение ? (вопрос на объяснение));

(б) А ® ? (Что следует из того, что во второй фигуре простого категорического силлогизма одна из посылок — отрицательное суждение ? (вопрос на предсказание));

(в) А ? В (Верно ли, что из того, что во второй фигуре простого категорического силлогизма одна из посылок — отрицательное суждение, следует, что вывод — также отрицательное суждение ?).

Кроме того, вопросы могут задаваться в одном из трёх следующих режимов:

(а) открытый режим: (Назовите науку, которая изучает законы и формы правильного мышления.);

(б) ограниченный режим: (Из перечисленных ниже наук выберите ту, которая изучает законы и формы правильного мышления.);

(в) закрытый режим: (Верно ли, что логика — это наука, изучающая законы и формы правильного мышления ?)

Вопрос относится к таким видам информации, которые требуют прямой отнесённости к адресату. Адресатами вопросов могут быть как отдельные индивиды, так и группы людей. Существуют вопросы, которые ставит перед собой всё человечество. К адресатам иногда относят и саму природу, считая, например, эксперимент вопросом, заданным природе.

Каждому вопросу предшествует, таким образом, не просто желание получить некоторую информацию, а стремление получить её от вполне определённого адресата. Поэтому, нельзя согласиться с тем, что в отличие от машины человек может отвечать на вопросы, которые никто не задавал. Ответы на никем не ставившиеся вопросы — это опять-таки ответы на вопросы, заданные человеком самому себе. Это тот особый случай, когда отправитель и адресат — одно и то же лицо (ситуация, называемая в психологии “внутренней коммуникацией”).

(3д) Проблема.

Проблема — это вопрос относительно некоторой предметной области, который не имеет алгоритма поиска ответа.

Познание объективной истины, таким образом, можно характеризовать через вопросно-ответные процедуры. Вопрос в этом случае выступает как программа исследования. Можно выделить следующие типы проблемных ситуаций:

1. Проблемы объяснения новых фактов, несовместимых с положениями принятой теории.

Решение — выдвижение гипотезы с последующим принятием ее в качестве новой теории.

2. Наличие двух несовместимых гипотез (теорий), объясняющих явления, исходя из противоположных принципов.

Решение — выдвижение гипотезы (теории), объясняющей отдельные решения вопросов, изучаемых в каждой из прежних теорий.

3. Появление в теории парадоксов.

Решение — пересмотр принципов данной теории.

Проблему можно определить как требование выбрать действительные ответы из множества возможных ответов на корректно поставленный вопрос. Можно выделить оценочные проблемы, или задачи на доказательство (закрытый режим вопроса на объяснение или предсказание) и развивающие проблемы, или задачи на нахождение (открытый режим вопроса на объяснение или предсказание).

Существуют так называемые массовые проблемы, в которых множество разрозненных задач объединяется в единый класс вопросов, разрешаемых по некоторой общей схеме предписаний. Любая наука стремится перейти от единичных проблем к массовым.

^ Научное познание в следственной практике.

Процесс научного познания можно изобразить в виде следующей схемы:


. . . Т П Г Т П Г . . .

Г Г

Г Г

То есть мы имеем какую-либо теорию, выражающую причинную связь в какой-либо области явлений. Затем в результате развития эмпирического знания выясняется, что факты противоречат данной теории. После этого выдвигается несколько гипотез, объясняющих данную область с учётом этих фактов. В результате проверки на непротиворечивость выясняется несостоятельность отдельных гипотез. Гипотеза же, которая верифицируется, подтверждается практикой, становится теорией. Эта теория работает в течении какого-то времени. Затем вновь появляются факты, противоречащие ей. Выдвигаются новые гипотезы и т. д.


Литература:

Основная

^ 1. Логика: Учебник для юридических вузов / Под редакцией Сальникова В.П., Назаренко А.Ф., Караваева Э.Ф. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.

^ 2. Балахонский В.В., Назаренко А.М., Назаренко А.Ф. Логика: учебно-методическое пособие для слушателей факультета заочного обучения/ Под редакцией Сальникова В.П. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.

^ 3. Гетманова А.Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. – М., 2001.

4. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: Учебник для вузов. – М., 2000.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М., 2002.

6. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике/Под редакцией В.И. Кириллова. – 4-ее изд., М., 2000.

Дополнительная

^ 1. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1996.

2. Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1997.

3. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов/Под редакцией Б.И. Каверина. – М., 2000.

4. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. – М., 1993.

5. Иванов Е.А. Логика: Учебник. – М., 1996.

6. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М., 2001.

7. Кириллов В.И. Логика: Учебное пособие. – М., 2003.

8. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. – СПб., 2004.

kyokusin.html
kz-umkd-nameepok-ataui-eksperimentaldi-psihologiya-zhne-psihodiagnostika-pnn-praktikumi-i.html
kzashite-dopushen-a-rabotu.html
l-115-120a-podlinnik-materiali.html
l-22a-podlinnik-materiali.html
l-82-82a-avtograf-materiali.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-12-maya-2006-g.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-vipolneniyu-proekta-po-tehnologii-1.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-diplomnij-proekt-soderzhit-141-stranicu-96-tablic-14-risunkov-25-istochnikov-literaturi.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zayavka-na-uchastie-s-doklad.html
  • lecture.bystrickaya.ru/ba-ribalkin-n-m-gribanova-svidetelstvo-o-registracii-smi-pi-fs77-33479-ot-16-oktyabrya-2008-g-vidano-federalnoj.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fiona-uoker-more-lyubvi-sankt-peterburg-redfish-torgovo-izdatelskij-dom-amfora-2005-stranica-14.html
  • tests.bystrickaya.ru/l-s-vigotskij-vstupitelnaya-statya1-k-russkomu-perevodu-knigi-k-byulera-ocherk-duhovnogo-razvitiya-rebenka2-17-bbk-88-8-stranica-11.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rezultati-promezhutochnoj-attestacii-publichnij-otchet-na-obsheshkolnoj-konferencii-direktora-shkoli.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/volshebnij-mir-dereva-fedotov-stranica-8.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-raduzhnie-ruki-peggi-feniks-dabro.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oglavlenie-diskurs-i-rechevoj-akt-v-novoj-ontologii-11-4-veroyatnostnie-zavisimosti-i-pravila-dialoga-12.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-geografii-8-9-klass.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-osnovi-audita.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rimskogo-korsakova-spyashaya-krasavica.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spravochnik-eksponenta-stranica-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statistika-proizvoditelnosti-truda.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-razrabotano-i-provedeno-uchitelyami-kafedri-obshestvennih-nauk-filonovoj-g-v-olenevoj-l-n.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-cel-i-struktura-gosudarstvennih-specialnih-celevih-fondov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vid-deyatelnosti-predostavlenie-socialnih-uslug-i-obsluzhivanie-grazhdan-pozhilogo-vozrasta-i-invalidov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-vzaimodejstvie-s-organami-zakonodatelnoj-vlasti-subektov-rossijskoj-federacii-i-organami-gosudarstvennoj-vlasti-tulskoj-oblasti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sohranit-i-preumnozhit-chelovecheskoe-v-cheloveke.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-po-ocenke-vliyaniya-faktorov-sredi-obitaniya-na-zdorove-naseleniya-eao-i-municipalnih-obrazovanij-za-2009-god.html
  • university.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-nacionalnaya-tehnologicheskaya-baza-na-2007-2011-godi-v-red-postanovleniya-pravitelstva-rf-ot-26-11-2007-n-809-stranica-9.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/politicheskij-diskurs-kak-predmet-politologicheskoj-filologii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-programma-razvitiya-kafedri-na-2010-2013-gg-prinyata-na-zasedanii-kafedri.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-linejnih-elektricheskih-cepej-pri-garmonicheskom-vozdejstvii.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-pisha-glazami-himika.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-13semejstva-dvudolnih-pokritosemennih-chast-1-konspekt-lekcij-po-botanike-dlya-studentov-specialnosti.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchnihrabo-t-stranica-16.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vesllya-v-duhovnj-kultur-ukranskogo-narodu-chast-11.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/profil-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shag-chetvertij-znakomstvo-s-otladchikom-tehnika-hakerskih-atak-fundamentalnie-osnovi-hakerstva.html
  • tests.bystrickaya.ru/managing-stress-essay-research-paper-what-is.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-v-tretem-klasse-novogodnie-muzikalnie-intonacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.