.RU

Лев толстой полное собрание сочинений издание осуществляется под наблюдением государственной редакционной комиссии Серия вторая дневники том 51 - страница 4


19. Он приехал вечером, и куча народа. Языкова, Офросимова с балалайкой и Олсуфьев. Я косил с потлётом. --

   18. Тоже косил. -- Страхов, и я тяготился им. -- Я очень опустился. Не в умственном смысле -- это ничего -- не опу­щение, а в сердечном, любовном. Я не в духе и злюсь. Сижу и злюсь и на присутствующих и на отсутствующих. Всякое слово, мысль вызывает не проникновение и сочувствие тому, [кто] ее высказывает, а желание заявить свою правду перед ним. Скверно. Очень скверно. -- Нынче ясно понял это и устыдился. Буду записывать все отступления -- грехи. Помоги мне, Бог, главное, делать это перед Тобой только. А то меня смутило больше всего то (1) испуганное, недовольно робко озлобленное, упрямо спорящее выражение, к[оторое] я вызвал в Олсуфчике. Это не должно руководить. А перед собой и Б[огом], чтоб знать, что во мне нет ничего кроме любви к всем. Теперь 12-й час.

   На работе, покосе, уяснил себе в[н]ешн[юю] форму Коневск[ого] расск[аза]. ^ Надо начать с заседания. И тут же юриди­ческая ложь и потребность его правдивости. А еще: о государ­стве: рассказ переселенцев.

   Опять много работал, косил. Получил прекрасное письмо Wilson'a к Черткову и Ч[ерткова] письмо. Еще письма менее интер[есные]. Вечером приехал верхом американ[ец] Stevens, объехавший мир на велосипеде и бывший в Африке за Станлеем. В соблюдении любви помнил и провел день хорошо.

  

   (1) Написана: что

  

   23 И. Я. П. 90. Встал рано, говорил с Stevens'oм пустое. Почитал, не сажусь писать, ожидая их отъезда. Да и большой потребности нет. 11 часов. До сих пор всё хорошо. Косил. --

   24 И. Я. П. Работал. Не писал. Приехал Бестужев, потом Зюсерман. Гости -- бедствие нашей жизни. Косил. Сдерживался с Страховым. Зла меньше. --

   Вчера читал "Без догмата". Очень тонко описана любовь к женщине -- нежно, гораздо тоньше, чем у франц[узов], где чувственно, у англичан, где фарисейно, и у немц[ев] -- напы­щенно, и думал: написать роман любви целомудренной, влюб­ленной, как [к] С[оничке] Калош[иной], такой, для кот[орой] невозможен переход в чувственность, к[оторая] служит лучшим защитником от чувственности. Да не это ли единственное спа­сение от чувственности? Да, да, оно и есть. Затем и сотворен человек мужчиной и женщиной. Только с женщиной можно потерять целомудрие, только с нею и можно соблюсти его. Нецеломудрие начинается при перемене. Хорошо написать это. --

   Получил письма хорошие от Чертк[овых]. Жалуются о своей слабости страха за жизнь ребенка. Письмо радостное от Виль­сона и от милого Русанова и Третьякова.

   25 И. Я. П. 90. Еще думал: Надо бы написать книгу ЖРАНЬЕ. Валтасаров пир, архиереи, цари, трактиры. Сви­данья, прощанья, юбилеи. Люди думают, что заняты разными важными делами, они заняты только жраньем. А то, что за кули­сами делается? Как готовятся к этому?

   Вчера уехал Голцапфель. Дети вскочили раньше обыкно­венного, и Андр[юша] пошел на деревню, я спрашиваю, зачем. Яйца покупать. Зачем? Мама велела. И я подумал: воспитание их ведется кем? Женщиной без убеждений, слабой, доброй, но journaliere, (l) переменчивой и измученной взятыми на себя ненуж­ными забота[ми]. Она мучается, и они на моих глазах портятся, наживают страдания, жернова на шеи. -- Прав ли я, допуская это, не вступая в борьбу? Молюсь и вижу, что не могу иначе. Не моя воля, но Твоя. С одной стороны, порча детей, страдания напрасные, с другой -- борьба, озлобление. Лучше пусть

  

   (1) [непостоянной,]

  

   будет первое. Второе наверно, первое не наверно. Не для своей семьи я рожден и должен жить, а для Бога. А Бог ясно велел то, чтобы не нарушать -- хоть не любви -- хоть согласия, хоть не заводить, не усиливать злобы. Да будет со мной воля Твоя. Пусть буду служить Тебе не так, как мне хочется, чтобы служба моя видна б[ыла] мне и радовала меня, а так, как ты хочешь, чтобы я и не знал, как. А всё хочется свободы, хотя и борюсь. -- Прости и помоги.

   [26? июня.] Думал еще: одно из (1) обычных заблуждений людей то, что они делают то, что делается само собою, что они везут то, на чем сами едут. Государь правит государством, министр министерством, хозяйка домом и т. п. Они делают только то, что им велит делать предание и окружающие, и участвуют в общем движении. --

   Еще (2) думал, лежа в лесу и глядя на дальний лес и небо: не нужна мне, бесполезна мне красота природы, как и красота искусства, гораздо низшая. Другое нужно и радует. А это только развлекает, отвлекает. Но зачем же это? Зачем? Да, пчеле надо любить всё это, чтобы был мед, перга, летва; пчеле, липе надо любить землю, воздух, влагу, чтобы б[ыла] липа; всем животным, всему нужно это, чтобы размножаться, как и мне нужно это было для низшей животной жизни. Теперь нужно нечто другое, не имеющее выражения в материальном мире и ищущее этого выражения вне его, там, за гробом. Я могу себе представить существа, которым те проявления добра, к[оторые] влекут меня к себе, так же не нужны станут, как мне проявления красоты. --

   Косил и работал много. Вечером приехал Оболенский и Раев­ский с Цингером. У меня сделалось головокружение, и я испугался. И стал думать о смерти. И я увидал, как я уж испортился, отошел далеко назад к плотской мерзости от того состояния, в к[отором] я б[ыл] во врем[я] болезни. -- Очень дурно спал.

   26 И. Встал поздно. И вот написал это. Теперь 1-й час.

   Косил вечером, очень устал.

  

   (1) Зачеркнуто: главных

   (2) Абзац редактора.

  

   27 И. Приехал Ал[ексей] Митр[офанович]. Переделал Чем люди живы -- не дурно. Разговор с Стр[аховы]м о дарвинизме.-- Косил. Письмо Поши к Маше -- тон хороший. Пишет об Алехине и об осуждении меня. Это мне хорошо. Хорошо бы это вполне слышать. Поправлял катехиз[ис] непротивления. --

   28 И. Приехал Илья с письмом Донис[енко]. Memento (l) Денисенко. Тоже полезно. С Ильей хорошо, легко говорил -- и дружно. Потом с Машами об осуждении меня правильном. Целый день б[ыл] не в духе. Письмо от Анненк[овой] тоже осуждающее. Книги из Тулы. Le Travail Бондарева. Пре­красная книга. Катехиз[ис] поправля[л]. Прекрасный Aufruf (2) о пьянстве из Швейцарии. --

   29 И. Я. П. 90. Встал рано. Замечательное письмо от Колечки. Он слишком спешит решать. И решает по себе. -- Община Алехина прекрасное дело; для тех, кот[орые] могут его делать. (Я думаю, что я на старости лет стал бы его делать.) Но нисколько не обя­зательное дело для всех. Тоже и жизнь Кол[ечки] и Хилк[ова] и всякая. Есть мирская злая жизнь и есть божеская святая жизнь. Утверждать, как это делают многие, почти все, что мирская злая жизнь и есть та, к[оторая] должна быть -- неправильно и вредно. Но и думать, что святая божеская жизнь осуществима на земле и устраивать жизнь, к[оторая] казалось бы такою другим и даже себе -- тоже неправильно и вредно. Хорошо то, чтобы отрекаться от дьявола и всех дел его, этой злой мирской, жизни, и, не спуская глаз с идеала святой жизни, уходить от мирской и приближаться к святой, сколько можешь, не заботясь о том, похоже или непохоже это на святую жизнь. Вот это одно хорошо и нужно. И, делая это, будет и Алехинская, и Колечкина, и Хилковск[ая], и Чертковск[ая] жизнь, и все хороши, и все делают дело божие.

   Сейчас (3) читал Worlds Advance Thought. Много прекрасного. Хорошо о Христе, о том, что молиться надо Христу в себе. -- Теперь 12-й час. В смысле любви жил не дурно -- не злился. Катер[ина] умирала 2-й день и нынче умерла.

  

   (1) [Помни]

   (1) [воззвание]

   (3) ^ Абзац редактора.

  

   Да, (1) хочется умереть. Нынче ночью вел себя хорошо. Для того, чтобы на другой день вести себя дурно.

   30 И. Я. П. 90. Писал утром письма -- Ге, Поше, Трет[ьякову], Жиркев[ичу], Гецу, Вас[илию] Ивановичу. -- Не­много косил. Грустно на себя. Пришли два брата Ермолина вечером. --

   1-го Июля. Я. П. 90. Опять писал письма Балу, Анненк[овой], Горб[унову], Чертк[ову]. -- Плохо. С Ермолиным начал спорить. Он понял то, что надо устроить производительную артель, т. е. чтобы люди, собравшись в общину, поселились на земле и, производя сырые продукты, переделывали их -- льняное семя в масло, лен в полотно. И это для него источник всяких рассуждений о жизни, смерти, мироздании и цели мира. Я спорил с ним и огорчил его. А он жалкий, забитый человек и почти маньяк. Рассказывал свою жизнь: сын пьяного распут­ного отца, запивший, пошедший в пропагандисты, просидевший 25 месяц[ев] в тюрьме. А я спорю, хочу перед ним оказаться правым и торжествующим. Стыдно. Ходил много, купал[ся] и думал: Придите ко мне все тружд[аюшиеся] и обр[емененные], и я успокою вас. Возьмите иго м[ое] н[а] с[ебя] и научитесь от М[еня], что я кр[оток] и см[ирен] серд[цем], и найдет[е] п[окой] д[ушам] в[ашим], ибо иго м[ое] б[лаго], и б[ремя] м[ое] л[егко]. Глубокое значение этого. Всё беспокойство только от несмирения. Если быть готовым ко всякому унижению, то какое спокойст­вие! И как легко! и научитеся от М[еня], ибо я кроток и смирен, (????????), (2) унижен сердц[ем]. Будьте смиренны, и тогда только найдете спокой душам вашим. --

   Думал еще: Катерина умирает во время покоса. Событие ничтожное с точки зрения покосников. Покос убрали прекрасно. Какой важности это событие с точки зрения умирающей и умер­шей Катерины.

   Еще думал: Хорошо бы написать историю человека доброго, нежного, кроткого, милого, образованного, умного, но живу­щего по-господски, т. е. жрущего и с...... и потому требую­щего, чтоб для него резали цыплят, не спали куч[ера], рабочие

  

   (1) ^ Абзац редактора. Дальнейшие три фразы приписаны 30 июня.

   (2) [униженный, смиренный, покорный]

  

   и чистили нужники. Нельзя быть добрым человеку, неправиль­но живущему. --

   (2 И.) (1) Приехал[а] Гельбиг с дочерью. У ней тот недостаток, про к[оторый] я пишу Анненк[овой], желание быть выдающейся, прекрасной. Она всё говорит, что ей ничего не нужно. Этого не надо говорить, а надо делать. --

   2 И. Я. П. 90. Встал рано, говорил с Гельб[иг], гулял. Пил кумыс, записал, пойду гулять. Косить. --

   Косил (2) довольно много. С М-me Гельбиг разговор о том, что нет ничего хорошего, полезного в служении телу людей. Скучно. Тяжело. Праздность. Жир. Музыка. Тяжело, тяжело. Наши ездили к Язык[овым]. Фигнер. Чайковск[ий]. --

   3 И. Я. П. 90. Ушел спать вниз. Встал поздно. Тяжело, скуч­но, праздность, жир, тщета разговоров. Точно жиром заплыли, засорены зубья колес и не цепляются. То не идут колеса от недостатка мази, а то не идут от набитого в них сала. Писать для этих людей? Зачем? Странная неохота писать. Вчера думал живо о женщинах. Меня пришла на покосе допрашивать дачни­ца. Главная черта их неуважение к мысли--недоверие к тому, что она--мысль--приведет всегда. От того ложь, извращение истины, игра мыслями и вообще духовными дарами. Если бы мужчины не были связаны с женщинами половым чувством и вытекающей из того снисходительностью, они бы видели ясно, что женщины (большей частью) не понимают их, и не гово­рили бы с ними. Исключая девственниц. Женщин начинаешь узнавать по жене и совсем узнаешь по дочерям. Это женщины, на к[оторых] смотришь совсем свободно.

   Косил (3) много. Всё та же тоска.

   4 И. Я. П. 90. Встал поздно. Пью лишний кумыс. Ничего не писал. Косил целый день. Одно спасенье. Статьи и письма всё о Послеслов[ии] и Кр[ейцеровой] Сон[ате]. Поразительно, какое пренебрежение к слову, какое злоупотребление им! То же, что в женских разговорах, окружающих меня. Чем ниже

  

   (1) ^ Абзац редактора. Дальнейший текст, до слов: а надо делать, -- рассказывает о событиях 1 июля, но внесен в Дневник 2 июля.

   (2) Абзац редактора.

   (3) Зачеркнуто: 4 июля. Абзац редактора.

  

   предмет этих разговоров, тем лучше. О глазках и лапках по крайней мере искренно. Но чем выше поднимается предмет, тем менее искренно. Там М-me Гельбиг. Что она несет. И всё та же главная черта хвастовства, тщеславия и лжи. Для женщины очень важно, что больше или меньше сахару или денег, но что больше или меньше правды, она искренно уверена, что всё равно. --

   Страдаю от того, что окружен такими людьми с искривлен­ными мозгами, такими самоуверенными, с такими готовыми теориями, что для них писать что-либо тщетно: их ничем не проберешь. -- Вчера жена начала укорять М[ашу], что у нее нет духовн[ых] интерес[ов], и всякие утверждения прямо против­ные делу, и потом сама же сказала, что она сердита на нее за то, что она то-то и то-то. От того они и не курят: они и так не видят указаний совести.

   Косил много.

   5 И. Я. П. 90. Встал бодро, хотя мало спал. Застал М-те Гельб[иг] с Страх[овым] в разговоре о том, можно ли очистить всё любовью, не изменяя своей жизни. Я вступился и горячо говорил, тем более, что пришла молодежь. Но, разумеется, никого не убедил. Слишком больно то место, в к[оторое] я мечу, и потому они старательно и поспешно и своевременно защищают его, как глаз веком.

   Думал: Rаubеr' ы (1) Шиллера от того мне так нравились, что они глубоко истинны и верны. Человек, отнимающий, как вор или разбойник, труд другого, знает, что он делает дурно; а тот, кто отнимает этот труд признаваемыми обществом законными способами, не признает своей жизни дурной, и потому этот честный гражданин несравненно нравственно хуже, ниже разбойника. Теперь 2-й час. Писать не могу -- пойду косить. --

   Косил. (2) Вечером пришли девочки. Ходил купаться. Молился, когда встретился Стр[ахов]. Он сказал, что мысль не всегда с одинаковой силой действует: Да, молиться можно только тогда, когда новый луч проникает в сердце, или то молитва, когда новый луч проникает в сердце, и ты живешь при свете этого

  

   (1) [Разбойники]

   (2) ^ Абзац редактора.

  

   луча. Как хорошо мне было, когда я мог вызвать не мысль о Боге, а мог стать перед лицом его. А потом утратилось. Не совсем, но утратилось. Потом было сознание того, что нельзя, не должно огорчаться тем, что я не могу служить Богу так, как мне хочется -- проповедником, что он знает, зачем я ему нужен. И то и делать. Потом б[ыло] сознание радости, спокойствия, унижения -- смирения. Приди[те] к[о] м[не] в[се] т[руждающиеся] и о[бремененные], и я у[спокою] в[ас]. Научитесь о[т] м[еня], ч[то] я к[роток] и с[мирен] с[ердцем], и н[айдете] п[окой] д[ушам] в[ашим]. И[бо] и[го] м[ое] б[лаго], и б[ремя] м[ое] л[егко]. Потом (думал,) что беда в том, что я позволил заро­ждаться в себе духу недоброжелательства, а что нужна лю­бовь. Нынче опять живо вспомнил, как бы хорошо так сми­риться.

   Нынче еще думал: оставь нам долг[и] н[аши], я[ко] ж[е] и м[ы] оставляем д[олжникам] н[ашим], т. е. ко всем людям относись как бы освобожденный от долгов своих -- не боясь их и, главное, не поминая их долгов, а как бы с новыми, свежими существами, открытыми на всё доброе, т. е. на любовь.

   И всё это вместе, и всё это только тогда возможно, когда ходишь перед Богом, т. е. живешь с ним, для него. Помоги мне. Не отпускай меня от себя.

   6 И. Я. П. 90. Ходил смотреть уборку ржи. Вечером пойду косить рожь. Утром опять спорил с Гельбиг об искусстве. Кое-что сам себе уяснил в этом споре. --

   1) Искусство -- одно из средств различения доброго от злого -- одно из средств узнавания хорошего.

   2) Это одно из духовных отправлений человечества, как кор­мление, пути сообщения и т. п. суть физич[еские] отправления.

   3) Как же может быть, чтобы это отправление надо б[ыло] отыскивать назади за 5 000 и за 500 лет, а у нас бы его не было.

   4) Очевидно, это происходит от тупости судящих, не могущих видеть около себя новое проявление, а видящи[х] только трупы старого.

   Отдыхал, пошел через М[ашину] комнату. Там С[оня] прочла в ее дневнике о письме Поши и вне себя. Не мог ее успокоить. Она всё время больна и страх за беременность. И я думаю с страхом и стыжу себя. Вот где нужно быть перед Богом, а не перед людьми. Да, как болезнь нужна для убийства похоти, так униже­ние, позор нужны для убийства тщеславия.

   Убирал сено. Потом приехали Зиновьевы. Очень мне тяжело с людьми мертвыми. А они так сознательно, нарочно мертвы. С вечера дурно спал.

   7 И. Я. П. 90. Да, вчера приехал Сережа. [Вымарано пол­строки.] Замарано не п[отому], ч[то] я что-нибудь сказал проти[в] С[ережи], а п[отому], ч[то] я о себе сказал то, что не совсем правда. -- Нынче миролюбивый разговор с Г[ельбиг] и Стр[аховым]. Я им сказал, что не то что прав или не прав спиритизм, гипнотизм, дарвинизм, а некогда, незачем (1) заниматься этими делами. Как заниматься о том, внушает ли и как и что Шарко своей истеричной пациентке, а не заниматься тем, чтобы узнать, как внушить ту правду, к[оторую] знаешь. -- Очень жарко. Всё утро ничего не делал и не работал -- не нашел телеги. С[оня] в Туле. Вчера с двумя Машами ходил по аллеям и говорил хорошо. Теперь 5-й час, обедать. Вечером ходил косить рожь. Хорошо было. Устал.

   8 Ил. Я. П. 90. Очень жарко, дурно спал. Написал пре­дисловие к катехизису Балу. -- Пошел с Машей возить сено. Вечер слабый и усталый. Прекрасное письмо от Дунаева Маше и от Г[али] Чертко[вой] мне.

   9 Ил. Я. П. 90. Ездил купаться. Отвращение к праздной жизни. Написал письмо Гале. Прекрасное письмо от Бир[юкова], очень слаб целый день, но добродушен. --

   10 И. Я. П. 90. Встал рано, думал хорошо, но забыл, помню одно: Николинька, когда б[ыл] маленький, ложился в постель играя и просил няню продолжать играть; а он будет спать. Так и православные, просят попов за них молиться, пока они будут спать. Читал всё утро 20-й Century и говорил с Г[ельбиг] и Стр[аховым]. Стр[ахов] раздражает меня свой тщетой. Письмо Розанова и его статья -- только трата бумаги и времени и накоп­ление греха гордости. В Риме по приказу папы казнили во время карнавала в костюмах и покупали окна смотреть. И вдруг поняли, что это дурно. Нет градаций в переходе от зла к добру,

  

   (1) ^ Ударение Толстого.

  

   а прямо от самого черного к совсем белому. Теперь 3-й час, пойду купаться. Всё так же слаб. С[оня] огорчена опасением беременности. Вот где опыт перенесения дела на суд единого Бога. --

   Пошел (1) купаться. Вернулся, стол на 30 чел[овек]. Офрос[имовы], Фигнеры. Потом музыка, пение. -- Ужасно бесполезно расстроило нервы. Жалкие две машины, трубы -- едящие и воняющие. Не спал до 5-го часа. Нездоровится очень. -- С[оня] в горе и упадке духа.

   11 Ил. Я. П. 90. -- Встал поздно. Обижаю Стр[ахова]. Держусь того, чтобы спрашивать себя при кажд[ом] поступке: перед людьми или перед Б[огом] делаю. Сейчас спросил себя о том, пишу ли здесь для людей или для Б[ога]. -- Да, для Б[ога], но забываю это. Надо писать яснее и еще, еще правдивее. От Поши хорошее письмо с осуждением. Полезно мне б[ыло] то, что я, живя скверно, учу письмами. Это совсем правда. Думал:

   Как живое космографическое представление получается толь­ко тогда, когда мы в воображении перенесемся на солнце, так живое представление о том, что мне делать (для исполнения] воли Б[ога]), чтобы поступать хорошо, получается только тогда, когда перенесешься в судящего тебя Бога. И это можно. Я про­бовал. --

   1-й (2) час. Нынче приезжает еще какой-то кн. Вяз[емский]. Вот сейчас спросил себя, как смотрит Б[ог] на приезд Вяз[емского]. Для него я и Вяз[емский] одинаково важны или не важны, и он из нас и всех других делает свое дело. Ну вот мне и надо свое дело в общем исполнять наилучшим образом.

   Чувствовал (2) себя очень слабым, лежал. Вяземский путеше­ственник, математ[ик], микрокефал, но серьезный. После обеда ходил купаться. Вечером с Страховым спор о русском. "Одно из двух: славяноф[ильство] или евангелие". Мы переживаем то ужасное время, о к[отором] говорил Герцен. Чингис-хан уже не с телеграфами, а с телефонами и бездымным порохом. Конституция, известные формы свободы печати, собраний, исповеданий, всё это тормаза на увеличение власти вследствие телефонов и т. п.

  

   (1) ^ Абзацы редактора.

  

   Без этого происходит нечто ужасное и то, что есть только в России. --

   Спал (1) лучше.

   12 Ил. Я. П. 90. Встал рано, не переставая спорил с Стр[аховым]. Безнадежно: он об этом написал и печатает статьи. Напрасно спорил. Но не перед людьми. И то хорошо.(2) Написал вчера Поше письмо и послал. -- Теперь 1-й час. --

   Начал (3) шить сапоги и сшил до вечера хорошо.

   13 И. Я. П. 90. Хорошо выспался. После кофе писал Отц[а] Серг[ия]. -- Не дурно. Но не то. Надо начать с поездки блуд­ницы. Потом шил сапоги. Пошел ходить и купаться. Вечером опять шил. Корект[уры] статьи от Гольцева. Надо прибавить. -- Думал: Надо написать об отговорке -- добывать хлеб не прямо, косвенным путем -- то, что всякое добывание есть поеда­ние людей или подличанъе и прислуживанье людям, поедающим людей.

   14 И. Я. П. 90. Встал позднее. Сны всю ночь. Выпил кумысу, походил. Сажусь за статью. Хочется и начать отца Сергия сна­чала. Думал:

   Вспоминаю то, что я делал 3-го дня, и не могу вспомнить. Забыл так, что никогда не вспомню. То, что я делал, другие люди не видали или видели, но забыли так же, как и я. Это может быть с днями и со всей жизнью. Что ж остается? Одно: рост души. -- Поправил все коректуры. Не кончил заключе­ние. Хорошо работал. Пошел ходить. Обедали одни. Вечером шил сапоги, приехал Давыдов. Тяжело. --

   15 И. Я. П. 90. Встал поздно. После кофе сейчас взялся за сапоги; кончил, ходил купаться. После обеда задремал. С[оня] пришла с извест[ием], что беременности нет. Я сказал, что надо спать врозь и что мне не хорошо. Что будет? Досадовал на Сер[ежу], но лучше. На С[оню] совсем не сержусь. Да и нельзя. Вечером много ходил. Пришел повар, к[оторого] послал ко мне из Москвы доктор советоваться о неверности своей жены.

  

   (1) Абзац редактора.

   (2) ^ Далее густо вымараны две небольшие фразы.

   (3) Абзац редактора. Здесь сначала было написано: Не помню. Ничего особенного. Слова: помню. Ничего зачеркнуты, остальные по ошибке оста­лись незачеркнутыми. Над строкой вписано и зачеркнуто: Ходил.

  

   Очевидно, на пороге душевной болезни. Слушает звуки за сте­ной и думает, что это знаки, подаваемые любовником и ею. Говорит: я, кроме того, хотел быть чистым господином. Стихи безграмотные пишет и плачет при всяком слове. -- Страдает полюция[ми]. Странный и значительный тип. Теперь 11-ц час.

   16 Ил. Я. П. 90. Коли буду жив.

   [20 июля.] Нынче 20. 4 дня не писал. Пойду назад.

   19. Встал рано, плохо спал, пошел косить. С Сер[ежей] сидел за кофе и молчал. Надо б[ыло] говорить сначала. -- Заснул. Все поехали к Ф[игнерам]. В обед приехала Вер[а] Т[олстая] и Элен. Я им рад. Я писал немного к трезвости. Нехорошо.

   18. Встал поздно. Пастухов тут. Я много писал о непротивле­нии. Вечером косил.

   17. Не помню, писал ли. Косил. Пастухов пришел.------

   20 Ил. Я. П. 90. Встал поздно. Желудок расстроен. С С[оней] говорили. Она говорит, что рада. Но не хочет врозь. Поправлял о непротивлении. Сейчас вышел на терасу, говорят о деньгах Вер[очки], деньги от отца. Я начал говорить, чтоб меньше тра­тить -- совсем не понимаю[т]. Думал:

   Плакаться людям, что у них нет любви (Alexandrine), как будто ее может не быть и ее можно откуда-то взять. Это всё равно, что, стоя с дырявым ведром под ключом, плакаться на то, что нет воды в ведре и искать откуда-то воды, к[оторая] бы держалась. Надо заткнуть дыру, через к[оторую] уходит любовь. Соблазны, можно сказать, застилают, отгоражи­вают любовь; но лучше сказать, что они мешают ей дер­жаться.

   Еще думал: Родители, живя развращенной, невоздержанной в пище, праздной, в неуважении к людям -- жизнью, всегда требуют от детей воздержания, деятельности, уважения к лю­дям. Но язык жизни, примера далеко слышен и виден и ясен и больш[им], и малым, и своим, и инородцам.

   Еще: 6 молитв, 6 мест Евангелия, вызывающих твердость, спокойствие и радость:

   1) Отче наш, сущность Твоя и моя -- любовь.

   2) Да будет не моя воля, но Твоя.

   3) Нести крест свой на каждый день.

   4) Если не прощает[е] должникам, и вам не простится. Так жить, чтоб начинать с каждым человеком сначала -- забыв все свои прошедшие отношения.

   5) Придите все тружд[ающиеся], научитесь унижению, спо­койствию унижения, и найдете спокойствие и благо.

   6) Не творите милостыню вашу перед людь[ми]. -- Перед Богом жизни, а не перед людь[ми].

   Сейчас приезжали Зисерманы, 3-й час. Зашел разговор о том, что Вер[очка] Кузмин[ская] ропщет на отца за то, что не отдает ей денег тетки. С[оня] начала говорить о том, как ее дети требуют того же, как из-за денег ссоры. Я стал говорить о том, что всё дело в потребности в деньгах. Будет потребность, то не мытьем, так катаньем будут добывать деньги, а добывать нельзя иначе как грехом, п[отому] ч[то] приобретение их есть грех. Никто не слушал меня, и всем досадно, что я говорю такие глупости, или труизмы. Тут-то приехали Зисерм[аны], и б[ыло] досадно.

   Нынче ^ 24-е. Приехал Ловенфелд, пишет биографию. Неприят­ная щекотка. Ходил, гулял и думал и молился.

   Вчера 23. Вечером Стаховичи -- тяжело. Косил с Осипом. До обеда писал немного о церкви. Всё расширяется.

   22. Машины Кузм[инской] именины. Феерверк. Ал[ексей] Митр[офанович] осуждает. Мне неприятно это. Косил поздно овес. Обед у Кузм[инских].

   До обеда писал о церкви.

   21-го. Дурно спал, писал письма. И косил. --

   Теперь 4-й час, иду к Стах[овичам] и Ловенф[ельду]. Мо­литва очень радует меня. Так:

   1) Отч[е] наш, иж[е] еси на неб[есех], да святитс[я] имя Твое. -- Имя Твое есть любовь. Бог есть любовь.

   2) да приидет царств[ие] Твое.

   Ищите же Царств[ия] Божия и правды его, а остальное при­ложится.

   Я признаю Бога и себя любовью и ищу проявления ее, совер­шения Царства Бога в мире и в себе.

   3) Да будет воля Тво[я], я[ко] н[а] н[ебеси], т[ак] и н[а] з[емли]. Проявление же любви, совершение царства Бога да будет не так, как я хочу, но как ты хочешь. --

   4) Хлеб наш насущный даждь нам. Совершение Царства Б[ога] да будет как для всего мира, так и мое участие в нем не так, как я хочу, но как Ты хочешь. Возьмите иго мое на себя и научитесь, что я кроток и смирен сердцем и... Служение вся­кое -- благо.

   5) Даждь нам днесь. Служение всякое -- благо, только помни, что надо отречься от себя и нести крест свой на каждый день.

   6) И остави нам долги наши, яко ж[е] и мы оставляем] д[олжникам] н[ашим]. -- Крест на каждый день вперед, и не оглядывайся назад. А сначала со всяким человеком забывай его грехи. И если не будете прощать, не простится и вам.

   7) И не введи нас во искуш[ение], н[о] и[збави] н[ас] о[т] л[укавого]. И не творите милостыню перед людьми.

   Не заглядывай ни вперед, ни назад и не поддавайся соб­лазну суждений людей и, главное, лукавому.

   Кроме первого исповедания веры в то, что Б[ог] и жизнь это люб[овь], на каждую просьбу молитвы указание из Еванг[елия] о том, как сделать, чтобы она исполнилась. -- На "да прид[ет] ц[арствие] т[вое]>> -- ищите ц[арства] н[ебесного] и пр[авды] его -- Мф. VI. 33. На: "Да буд[ет] вол[я] твоя" -- М[арка] XIV. 36. На: "Хлеб н[аш] н[асущный] д[ай] н[ам]" -- Мф. XI. 28--30. На: "днесь" -- Л[уки] IX. 23. На: "оста[ви] нам долги н[аши] я[ко]..." -- Мф. VI. 15; XVIII. 35. -- "И не введи нас во иск[ушение]" -- Мф. VI. 1--18.

   Думал: заботы о любви, о том, чтобы во мне была любовь, увещани[я] в этом смысле (Drummond'a), подобны заботам и увещаниям о том, чтобы иметь свет тому человеку, кот[орый] сам собой загородил то отверстие, из к[оторого] идет свет. Не заботиться и увещевать нужно о том, чтоб б[ыл] свет, а о том, чтобы уничтожить или хоть уменьшить соблазн лично­сти, закрывающей свет: соблазны личной похоти, тщеславия. Только уничтожь их, отстранись от окна света, и свет прольется. --

   Думал еще о другом совсем, и сошлось к тому же: Думал о своих дневниках старых, о том, как я гадок в них представляю[сь], и о том, как не хочется, чтобы их знали, т. е. забочусь о славе людской и после смерти. Как страшно трудно отрешиться от славы людской, не заботиться совсем о ней. Не страдать о том, чтобы прослыть за негодяя. Трудно, но как хорошо! Как радостно, когда отбросишь заботу о славе людской, как сразу попадаешь в руки Богу, и как легко и твердо. Вроде как тот мальчик, к[оторый] попал в колодезь и висел на руках, страдая, а стоило только перестать держаться, и он стал бы на материк, к[оторый] тут же, под ногами, попал бы в руки Богу. --

   Вечер (1) не пошел косить, а ходил с Стах[овичем] и Lovenf[eld' oм]. Неприятно чувствовать, что мной заняты. Суета очень тяжела. --

   25 Ил. Я. П. 90. Встал рано. Пошел купаться. Думал: ум, мысли, чувство n'est qu'une secretion du cerveau. (2) Хорошо. Это правда. Ум, мысли, чувства, но сознание жизни? жизнь, к[оторую] я сознаю в себе? Сознание жизни? Это уж не отделе­ние мозга, а жизнь -- таинственная сущность, Бог. Что же это? Какое свойство этого? Стремление захватить как можно боль­ше. -- Любовь есть стремление обнять больше, уйти от себя и захватить больше... все -- быть Богом. Стремление к Богу. К нему я и иду и приду. Стремленье Бога, к[оторый] во мне -- освободиться.

   Думал (3) о том, как я объяснял личное бессмертие в "О жизни". Не верно. Характер, да, это особенность, выросшая в прошед­ших веках, скрывающаяся в бесконечности, но оно умирает с плотью и возрождается в потомстве, но не связано с моим со­знанием. Мое сознание это Бог -- и не иметь характера. -- Даже не могу сказать, что моя жизнь должна расти в любви. И этого не могу знать. Моя жизнь есть Бог, а для Б[ога] нет большего и меньшего. Мое сознание жизни есть Бог. Бог есть сознание всей жизни. Для меня с моим ограниченным сознанием сознание всей жизни выражается любовью. Мы и стремимся к наибольшему сознанию, к сознанию всей жизни, она-то и есть любовь. Привязанный корнями к своему личному сознанию, я стремлюсь к сознанию всего -- это стремление

  

   (1) ^ Абзац редактора.

   (2) [не более как продукт выделения мозга]

   (3) Абзац редактора.

  

   выражается любовью, пока я привязан корнями к своему личному сознанию. Но отрешись я от него -- умри, и лю­бовь станет (может быть это так) сознанием всего, что я люблю. Во всяком случае мое сознание, отрешенн[ое] от лич­ности, станет сознанием божества, сознанием всего. Мое сознание будет сознанием всего. А я жалею, что мое созна­ние перестанет быть сознанием, связанным с ограниченной личностью. Я не могу представить себе этого -- так это хорошо -- и от того боюсь. Если я отрекся или как бы то ни было освободился от своей узкой личности, то почему же всякая жизнь не будет мне то же, что и моя жизнь? Непонятно. Но все идет к тому, что во мне есть бог, и быть им хорошо всегда, начиная с этого мира.

   Поправля[л] (1) о непротивлении. Теперь 3-й час, пойду ходить... с Ловенф[ельдом]. --

   Думал еще о главном различии мужчин и женщин: для муж­чины разум есть двигатель, для женщины разум есть послед­ствия движения. Женщины и женские умы играют разумом, движутся же инерцией и похотями, мужчины настоящие руководят разумом инерцию и похоти.

   Скверно пишу. Неясно в голове. Нездоровится. 4-й час. --

   Ходил до обеда с Лев[енфельдом], после обеда один ушел косить. Таня, Маша -- уехали. Много работал, очень устал. --

   [

literatura-k-kursu-drevnerusskaya-literatura.html
literatura-k-kursu-lekcij-istoriya-russkoj-filosofii-vtoraya-polovina-xix-veka.html
literatura-k-osnovnomu-tekstu-knigi-anatolij-timofeevich-fomenko-gleb-vladimirovich-nosovskij.html
literatura-k-razdelu.html
literatura-k-speckursu-fedorov-alexander-ed-media-education-and-media-competence-programs-for-university.html
literatura-k-state-kostenko-v-1-2010.html
  • literatura.bystrickaya.ru/relyativistskoe-sokrashenie-dlini-i-gravitacionnie-volni-sverhsvetovaya-skorost-rasprostraneniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-preddiplomnoj-praktiki-po-specialnosti-030501-yurisprudenciya-specializacii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-02-opusknie-kolodci-svajnie-raboti-opusknie-kolodci-zakreplenie-gruntov-kniga-1-utverzhdeni-i-vvedeni.html
  • school.bystrickaya.ru/gigiena-okruzhayushej-i-proizvodstvennoj-sredi-annotacii-statej.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/redaktor-m-f-nosova-aron-r-a-8-4-etapi-razvitiya-sociologicheskoj-misliobsh-red-i-predisl-p-s-gurevicha-stranica-19.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-praktikum-po-russkomu-yaziku-6-klass-tema-imya-prilagatelnoe-itogovoe-povtorenie.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa-na-pravo-zaklyucheniya-kontrakta-na-okazanie-uslug-po-auditu-godovoj-buhgalterskoj-finansovoj-otchetnosti-naimenovanie-unitarnogo-predpriyatiya-za-god-godi.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zatrati-ufimskih-predpriyatij-na-innovacii-v-2011-g-previsili-4-7-mlrd-rublej.html
  • write.bystrickaya.ru/godi-ne-zhdut-gazeta-anastasiya-novikova-12112008-215-str-4-pervij-kanal-drugie-novosti-11-11-2008.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-kachestvom-pedagogicheskogo-vzaimodejstviya-shkoli-i-semi-13-00-01-obshaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-stranica-3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosibirskij-filial.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/respubliki-bashkortostan.html
  • credit.bystrickaya.ru/peredovie-tendencii-v-tehnologiyah-i-vidah-tekstilnoj-produkcii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-postanovlenie-federalnogo-arbitrazhnogo-suda-volgo-vyatskogo-okruga-ot-9-oktyabrya-2000-g-a28-120100-6722.html
  • institute.bystrickaya.ru/etu-knigu-ya-posvyashayu-moim-roditelyam-sinelnikovim-vladimiru-ivanovichu-i-valentine-emelyanovne-i-roditelyam-moej-zheni-korbakovim-anatoliyu-alekseevichu-i-lidi.html
  • writing.bystrickaya.ru/b4-fizicheskaya-kultura-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svetloj-pamyati-vasiliya-nikolaevicha-skalona-stranica-13.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-zanyatij-uchebnoe-posobie-mogut-ispolzovat-v-samostoyatelnoj-rabote-nad-soboj-vse-te-kto-professionalno.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materiali-dlya-podgotovki-k-zachetu-po-biologii-1-otvette-na-voprosi-i-vipolnite-zadaniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/43otkritie-elektroprovodki-uchebnoe-posobie-gomel-2006-soderzhanie-1-obshie-svedeniya-5-1-trehfaznaya-sistema-elektrosnabzheniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/chast-etogo-fenomena-skonstruirovav-dlya-nego-to-est-dlya-german-gesse-stepnoj-volk.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-samodeyatelnih-teatralnih-kollektivov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/45-puskonaladochnie-raboti-instrukciya-po-zashite-gorodskih-podzemnih-truboprovodov-ot-korrozii-rd-153-39-4-091-01.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obhvata-na-proverkata-doklad-otnosno.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spb-gu-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-kolpinskogo-administrativnogo-rajona-sankt-peterburga-stranica-9.html
  • school.bystrickaya.ru/darsi-rezak.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/reshetnikov-oleg-viktorovich-kpd-docent-kafedri-molodezhnoj-politiki-i-yuvinologii-akademicheskogo-instituta-socialnogo-sluzheniya-rossijskogo-gosudarstvennogo-socialnogo-universiteta.html
  • writing.bystrickaya.ru/1-vvodnoe-zanyatie-proekt-uchebnoj-programmi-sekcii-zhurnalistiki-man-sostavitel-afanaseva-s-i-metodist-otdela.html
  • bystrickaya.ru/xiv-glava-stranica-37.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/etapi-razrabotki-programmnogo-produkta.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pozicii-ssha-i-es-otnositelno-resheniya-krizisnih-situacij-na-blizhnem-vostoke-sotrudnichestvo-i-raznoglasiya-anna-shelest-polina-sinovec.html
  • credit.bystrickaya.ru/ochnaya-forma-obucheniya-na-baze-spo-2006-gn-rabochaya-programma-disciplina-informacionnaya-bezopasnost-naimenovanie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/37-informaciya-o-perechne-problem-reshenie-kotorih-predpolagalos-osushestvit-posredstvom-realizacii-respublikanskih-vedomstvennih-celevih-programm-razrabativaemih-v-2010-godu.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru
  • knigi.bystrickaya.ru/specialnost-130402-markshejderskoe-delo-podzemnaya-razrabotka-mestorozhdenij-poleznih-iskopaemih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.