.RU

Литературно-критическая и научная деятельность гази кашшафа 10. 01. 02 Литература народов Российской Федерации (татарская литература)




На правах рукописи


Бадертдинова Ляйсан Шаукатовна


ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГАЗИ КАШШАФА


10.01.02 – Литература народов Российской Федерации

(татарская литература)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Казань – 2011

Диссертация выполнена на кафедре теории и истории

татарской литературы ФГАОУ ВПО
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»



^ Научный руководитель:

доктор филологических наук,

профессор

Миннегулов Хатип Юсупович


Официальные оппоненты:

доктор филологических наук

^ Рамеев Зуфар Зайниевич


кандидат филологических наук

Мухаметов Ильдар Ринатович







^ Ведущая организация:

Набережночелнинский

государственный

педагогический институт


Защита диссертации состоится 12 мая 2011 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.12 при Казанском (Приволжском) федеральном университете по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 35, корп. 2, ауд. 1113.


С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И. Ло­бачевского Казанского (Приволжского) федерального универси­тета (г. Казань, ул. Кремлевская, д. 35).


Электронная версия автореферата размещена на официальном
сайте Казанского (Приволжского) федерального университета: http://www.ksu.ru.


Автореферат разослан «_____» апреля 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор филол. наук, проф. А.Ш. Юсупова

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Тема диссертации предполагает исследование литературно-критической и научной деятельности Гази Кашшафа (Миргази Султановича Кашшафутдинова, 1907–1975) – критика, литературоведа, писателя, журналиста, публициста, педагога, ученого, основоположника джалиловедения, одного из авторов учебников и хрестоматий по татарской литературе советского периода для школ, активного участника литературной жизни 20-70-х годов XX столетия.

Актуальность работы обусловлена тем, что Г. Кашшаф, в период господства метода социалистического реализма, продолжил традиции татарской литературной критики, представленной именами таких деятелей литературы, как Г. Тукай, Г. Исхаки, Ф. Амирхан, Г. Ибрагимов, Дж. Валиди, Г. Нигмати, Г. Гали и др. В его разноплановой деятельности отражается эпоха становления и развития татарской советской литературы. Литературно-критическая и научная деятельность Г. Кашша­фа до сих пор не была предметом комплексного, всестороннего и многоаспектного исследования.

^ История изучения темы. Основная часть многочисленных литературно-критических статей Г. Кашшафа рассеяна по различным газетным и журнальным периодическим изданиям: «Социалистик Татарстан» («Кызыл Татарстан»), «Татарстан яшьләре» («Яшь сталинчы»), «Советская Татария» («Красная Татария»), «Совет әдәбияты», «Совет мәктәбе» и многим др. Эти материалы требуют анализа и историко-литературной оценки с точки зрения достижений современного литературоведения.

Работ, специально исследующих литературно-критическое и научное наследие Г. Кашшафа, практически не существует. Однако встретить различные отзывы, ознакомиться с мнениями по этому вопросу можно в периодической печати, в воспоминаниях известных деятелей татарской культуры. Одним из тех, кто в конце 80-х годов ХХ века обобщенно представил картину жизни и творческой деятельности Г. Кашшафа, является критик и литературовед Н. Юзиев. По его словам, Г. Каш­шаф, на протяжении своей более чем сорокалетней творческой деятельности, активно участвовал в лите­ратурном процессе, поднимая актуальные проблемы современной татарской литературы, всегда находился в первых рядах татарской литературной кри­тики, был талантливым критиком и литературоведом, оказавшим своей многогранной деятельностью существенное влияние на развитие татарской литературы советского периода1. Краткая информация по биографии Г. Кашшафа и его деятельности представлена в статьях Р. Даутова2, Р. Нуруллиной3, Ф. Агзамова4, И. Низамова5, М. Мардиевой6, Ш. Ракипова7, Ф. За­малетдиновой8, Ш. Маннапова9 и др.

Среди работ о Г. Кашшафе особо выделяются статьи, связанные с его деятельностью в области изучения жизни и творчества Мусы Джалиля. Поэт в одном из писем с фронта товарищу по литературному цеху завещает: «В случае моей смерти сбор всех моих рукописей, стихов, песен, поэм, рассказов, пьес, эпиграмм, критических статей, дневников, писем, как в черновом виде, так и в виде беловиков, завещаю и доверяю моему лучшему другу, критику и писателю, члену ССП тов. Кашшафу Гази… Завещаю тов. Кашшафу Гази составлять и редактировать сборники моих произведений и отдельные мои книги после моей смерти. Завещаю ему все мое творчество, завещаю привести в порядок мое литературное наследие и со своими комментариями опубликовать в печати по его усмотрению...»10. В статьях Г. Минского11, И. Ахунзянова12, З. Низаметдинова13, Г. Ахунова14, Н. Юзиева15 и др. отмечается дружба поэта и критика.

В определенной степени мастерство Г. Кашшафа как писателя оценивается его современниками на страницах периодической печати. Сборник рассказов «Укытучы» («Учитель») в свое время получил отзыв в работе А. Камала16. Отдельные произведения освещены в статьях М. Файзуллиной17 и Г. Иделле18.

Одностороннюю и порой отрицательную оценку литературно-крити­ческой деятельности Г. Кашшафа можно встретить в статьях Г. Халита19, К. Фасеева20. Однако эти статьи, написанные в 1940-50-е годы, не являются показателем определения ценности наследия Г. Кашшафа для татарской литературы. К. Фасеев и Г. Халит останавливаются лишь на некоторых работах литературного критика, не рассматривая его деятельность в полном объеме. Как и наследие Г. Кашшафа, так и работы К. Фасеева, Г. Халита и многих др. литературоведов и критиков советского периода сегодня требуют переосмысления и объективной оценки.

Цель работы – исследование и анализ литературно-критической и научной деятельности Г. Кашшафа и определение ее роли для литературоведения.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) максимально полно собрать литературно-критические и научные труды Г. Кашшафа (итог этой работы – «Приложение»);

2) классификация наследия (литературная критика, художественные произведения, публицистика, выступления и т.д.);

3) определить основные этапы биографии и творческой деятельности литературного критика и ученого;

4) проанализировать художественные произведения Г. Кашшафа;

5) исследовать его труды, связанные с деятельностью и творчеством Мусы Джалиля;

6) выявить особенности литературно-критических статей, а также теат­ральных рецензий Г. Кашшафа;

7) оценить литературно-критическую деятельность и наследие Г. Каш­шафа в свете современного литературоведения и литературно-эстетических достижений;

8) определить вклад Г. Кашшафа в татарскую литературу и литерату­роведение.

^ Объектом исследования являются сборники литературно-критиче­ских статей Г. Кашшафа; опубликованные рецензии, доклады, статьи в журналах и газетах; художественные произведения; монографии Г. Каш­шафа. В качестве ценных дополнительных источников привлекаются дневники, воспоминания, письма литературоведа и его современников. В диссертации использованы материалы Отдела рукописей, научного и архивного фонда Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук (ОРНАФ ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ), отдела кадров Казанского (Приволжского) федерального университета, где имеются персональные фонды Г. Кашшафа, а также материалы, связанные с его биографией и литературной деятельностью.

^ Предмет исследования – литературно-критическая и научная деятельность Г. Кашшафа по осмыслению татарской литературы советского периода.

Методы исследования. В диссертации используются историко-литературный, сравнительно-исторический, биографический методы, а также герменевтика, то есть интерпретация, истолкование-объяснение смысла текстов гуманитарных наук. Применен и источниковедческий метод изучения материала.

^ Теоретической основой данного диссертационного исследования послужили труды А.Б. Есина, Л.В. Чернец, В.Е. Хализева, М.М. Голубкова, В.В. Прозорова, В.П. Муромского, В.Г. Зинченко, Г. Халита, Ф.М. Мусина, Т.Н. Галиуллина, А.Г. Ахмадуллина, Ф.Г. Галимуллина, Ю.Г. Нигматуллиной, Д.Ф. Загидуллиной, А.М. Закирзянова, Т.Ш. Гилязова и др.

^ Научная новизна работы состоит в том, что литературно-критические и научные работы Г. Кашшафа исследуются в контексте его многогранной деятельности и с учетом идеологических и политических реалий литературного процесса того времени. Впервые делается попытка обобщить и ввести в научный оборот труды, многочисленные статьи, рецензии литературного критика, которые были опубликованы на страницах периодической печати в разные годы, дать целостное представление о творческой биографии Г. Кашшафа. Собранные в результате исследования материалы позволяют создать максимально объективную картину деятельности литературного критика на фоне развития татарского литературоведения в советскую эпоху.

В диссертационной работе проведено специальное исследование деятельности Г. Кашшафа как основоположника джалиловедения. Это направление в творчестве критика впервые рассмотрено целостно и в связи с его многогранной деятельностью.

^ Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Татарская литература и литературная критика советского периода существуют и развиваются в русле метода социалистического реализма, но, несмотря на это, продолжались традиции татарской литературной критики, которые зародились еще в начале ХХ века. Г. Кашшаф стал одной из центральных фигур в данном направлении, выдвигая на передний план нравственно-эстетическую проблематику, духовную ценность произведений.

  2. Многогранная деятельность Г. Кашшафа особенно ярко проявляется в области исследования жизни и творчества М. Джалиля. Крепкая дружба с поэтом-патриотом М. Джалилем позволили Г. Кашшафу исполнить завещание своего друга. Литературоведы по праву признают Г. Кашшафа основоположником джалиловедения.

  3. Значительную часть творчества Г. Кашшафа составляют работы в области театральной критики, в которых отражена динамика развития татарского театрального искусства.

  4. В произведениях литературы периода Великой Отечественной войны в связи с усилением публицистического пафоса происходит стирание явной грани между жанрами рассказа и очерка. Публицистический стиль характерен и для литературно-критических статей, и для художественных произведений Г. Кашшафа того периода.

^ Научно-практическая ценность диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при разработке лекционных курсов, практических занятий по истории татарской литературы и журналистики советского периода и истории литературной критики, при исследовании жизни и творчества отдельных татарских писателей и поэтов (М. Джалиля, Ш. Камала, А. Файзи, Г. Камала, А. Кутуя, К. Надж­ми, Н. Баяна, А. Алиша и др.), в изучении истории развития татарской драматургии и театра.

^ Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изло­жены в выступлениях и докладах на итоговых конференциях Казанского (Приволжского) федерального университета (2009, 2010), международной научной конференции «Татарская культура в контексте европейской цивилизации» (Казань, 2009), региональной научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного профессора Казанского (Приволжского) федерального университета В.Х. Хакова (Казань, 2010). Основные результаты и положения исследования изложены в 7 публикациях, в том числе в ведущем рецензируемом издании ВАК.

^ Структура работы. Цель и задачи научного исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. В качестве приложения предложен список публикаций Г. Кашшафа.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновываются выбор и актуальность темы, излагается состояние изученности проблемы, раскрывается научная новизна, определяются цели, задачи, объект, предмет и методы иссле­дования, его теоретико-методологическая база, теоретическая и практическая значимость полученных результатов, выделяются основные положения, выносимые на защиту, а также указываются формы апробации полученных результатов.

^ Первая глава «Жизненный путь и многогранная деятельность Г. Кашшафа» состоит из двух разделов. В первом из них определяются важнейшие страницы жизни, оказавшие влияние на литературно-критическую и научную деятельность Г. Кашшафа и освещаются направления этой деятельности.

Н. Юзиев в шеститомном издании по истории татарской литературы разделяет более чем 40-летнюю творческую деятельность Г. Кашшафа на два основных периода: 1) 1928–1941 годы; 2) годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Однако такое деление условно. Творчество Г. Кашшафа также можно охарактеризовать и по направлениям, в которых он работал.

Становлению Г. Кашшафа как литературного критика и ученого способствовал ряд важных моментов. В первую очередь, необходимо отметить влияние на будущего критика нравственных семейных ценностей. Отец его был учителем в медресе и местным муллой, что не могло не сказаться на уровне полученного образования и на интеллектуальном росте будущего литератора. Интерес к творчеству у Г. Кашшафа возник в годы учебы в Белебеевском педагогическом техникуме (1920–1925). Обучаясь в Восточно-педагогическом институте (1925–1928, Казань), он серьезно занимается литературным творчеством. Первые его рецензии, статьи о произведениях татарских писателей и о спектаклях татарских театров появляются именно в эти годы. В 1928 году они печатаются на страницах газеты «Кызыл яшьләр» под псевдонимами «Кәш», «Кәшгаз», «Г.К.», «Кәләй». Также ранние статьи публикуются на страницах журнала «Авыл яшьләре». Первые работы Г. Кашшафа – это размышления, рассуждения о художественных произведениях, об особенностях литературного процесса того времени.

Педагогическая деятельность Г. Кашшафа на Татарском рабочем факультете, в коммунальной школе сельского хозяйства, в техникуме кожевенной и меховой промышленности, Сельскохозяйственном институте, явилась своего рода подготовкой к более серьезному творческому шагу. В 1937 году его приглашают на должность старшего литературного консультанта в Татарское книжное издательство, а через два года назначают старшим редактором сектора художественной литературы. Середина тридцатых годов ознаменована еще и тем, что Г. Кашшаф представляет на суд читателя переводы произведений А.И. Ульяновой-Елизаровой, А. Гайдара и свои первые рассказы.

Одно из самых значительных направлений творчества Г. Кашшафа – это театральная критика. Об этом сам критик не раз упоминает в своих статьях. Его многочисленные рецензии публиковались на страницах периодических изданий, начиная с конца 1920-х годов. Избранные работы по театральной критике Г. Кашшафа были опубликованы в сборнике «Күңел көзгесе» («Зеркало души», 1975). Эта область в творчестве критика развивается параллельно с другими направлениями литературно-критической деятельности, дополняя друг друга. В 1940 году выходят в свет сразу две книги Г. Кашшафа – сборник литературно-критических статей «Каләм мастерлары» («Мастера пера») и монография о Ш. Камале, а в 1943 – сборник рассказов «Укытучы» («Учитель»).

Многогранная деятельность Г. Кашшафа в области литературоведения, литературной критики, педагогики, журналистики особенно активизируется в годы Великой Отечественной войны. Начиная с декабря 1941 года он работает редактором журнала «Совет әдәбияты». В октябре 1943 года, не освобождая от других работ, его избирают председателем Союза писателей Татарстана. В тяжелые военные годы, благодаря усилиям Г. Кашшафа, ведущий татарский литературно-общественный и политический журнал «Совет әдәбияты» не прекратил своего существования. Немалую роль в этом сыграло личное знакомство критика с известным писателем, секретарем Союза писателей СССР А. Фадеевым. Все эти факты подчеркивают то, что Г. Кашшаф занимал значительное место в татарском литературном процессе советского периода, к его мнению прислушивались, ему доверяли ответственные посты.

В 1945–1947 годах Г. Кашшаф является референтом-консультантом Союза писателей Татарстана, а с 1950 по 1958 года вновь становится редактором журнала «Совет әдәбияты». 19 лет подряд его избирают секретарем партийной организации Союза писателей Татарстана. С 1947 по 1950 годы он работает в Институте языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, а, начиная с 1948 года до последних дней своей жизни, преподает на историко-филологическом факультете Казанского университета (вначале на кафедре татарской литературы, а с 1962 года на кафедре журналистики). Вклад Г. Кашшафа в научно-педагогическую деятельность значителен. В апреле 2007 года, в год празднования 100-летия со дня его рождения, ему была посвящена ежегодная научно-практическая конференция факультета журналистики Казанского государственного университета, которая осветила многогранную деятельность Г. Кашшафа. Материалы данной конференции нашли отражение в сборнике «Гази Кашшаф – язучы-журналист, педагог, галим» («Гази Кашшаф – писатель-журналист, педагог, ученый»).

С 1947 года Г. Кашшаф является соавтором учебников и хрестоматий по татарской литературе для 7,8-х и 10-х классов средней школы.

Особое место в наследии Г. Кашшафа занимают письма, дневники, которые он вел на протяжении многих лет. В них можно представить себе и круг его общения (М. Джалиль, Ф. Карим, А. Кутуй, И. Гази, Ш. Маннур, А. Шамов, Н. Баян, Г. Абсалямов, Ш. Мударрис и др.), его переживания, мечты. В годы Великой Отечественной войны переписка с друзьями, фронтовиками являлась и своего рода связью с их семьями. В этих письмах отражается тот дух и характер критика, который впоследствии отмечают его близкие друзья, сотоварищи в своих воспоминаниях.

Начиная с 1942 года, после того, как М. Джалиль пропал без вести на войне, в деятельности Г. Кашшафа появляется новое направление. Исполняя завещание друга-поэта, критик обращается к изучению его жизни и творчества. В течение ряда лет в СССР имя и творчество поэта находилось под запретом. Благодаря поискам и настойчивости Г. Каш­шафа и поддержке А. Фадеева М. Джалиль был реабилитирован. С 1953 года начинается новый этап в деятельности Г. Кашшафа – изучение на документальной основе жизни и творчества поэта-героя, пропаганда подвига М. Джалиля. Сегодня, оценивая литературно-крити­че­скую, писательскую, журналистскую деятельность Г. Кашшафа, многие татарские литературоведы отмечают джалиловедение как главную заслугу критика, называя его основоположником этого направления.

Сорокалетний опыт Г. Кашшафа по изучению татарской литературы вылился в написание кандидатской диссертации на тему: «Основные этапы развития татарской советской литературы и творчество Мусы Джалиля» (1960). Этот труд включает в себя монографию о жизни и деятельности М. Джалиля, материалы по редактированию трехтомника М. Джалиля (предисловие и примечания), а также главы учебника «Татарская советская литература» для 10-х классов средней школы, написанные Г. Кашшафом.

За активную общественно-политическую деятельность Г. Кашшаф был награжден орденами «Трудового Красного Знамени» (1957) и «Знаком Почета» (1967), а в 1976 году, посмертно он стал лауреатом премии комсомола Татарии имени М. Джалиля.

Во втором разделе «Г. Кашшаф – прозаик» исследуются прозаические произведения писателя. В любую эпоху вопросы, связанные с раскрытием человеческой судьбы, внутреннего мира человека в художественном произведении, привлекают общественный интерес. Своеобразие произведений советской эпохи заключается в том, что они отражают новые грани действительности, новые взаимоотношения личности и коллектива, духовный мир советского человека. Это отразилось и в творчестве Г. Кашшафа. Характерной чертой его произведений военных и послевоенных лет является слияние личного и общественного начал в изображении главных героев, показ народной жизни, раскрытие общности и неразрывности судеб героя и народа.

Ярким примером такого образа у Г. Кашшафа является пограничник Юсуф – главный герой повести «Чүл буенда» («В пустыне у границы», 1940). Произведение ценно нравственно-просветительской направленностью. Главный акцент делается на раскрытие поведения человека, на его реакцию в сложных ситуациях, особенно тогда, когда он стоит перед выбором. Образованность, навыки в той или иной области помогают, а порой и решают судьбу человека, определяют его место в обществе.

Повесть была дополнена и переиздана в 1968 году. Этот факт позволяет проследить изменение мировосприятия автора и отражение этого явления в творчестве. В произведении ясно прослеживается влияние времени, общественно-политической ситуации на творчество писателей. Если в предвоенные годы литературная деятельность жестко регламентировалась, то ближе к 1970-м годам картина меняется. В повести отчетливо проявилось религиозное семейное воспитание критика, его отношение к исламу, национальным традициям татарского народа. Вариант повести 1968 года также наполнен картинами быта, пейзажами Родины главного героя, национальным колоритом, отрывками из стихотворений М. Джалиля, Ф. Карима, Х. Такташа, А. Кутуя.

Опубликованные в годы Великой Отечественной войны художественные произведения Г. Кашшафа обращены к проблемам поиска вечных ценностей и смысла жизни: «Ана шатлыгы» («Радость матери»), «Һава дуэле» («Воздушная дуэль») и «Посылка»; места человека в обществе: «Укытучы» («Учитель»). Автор раскрывает образы в «производственном» рассказе «Фазлыев». Тема взаимоотношений человека с родственниками, связи поколений и роли женщины в семье отражена в произведениях «Ашыгыч нәтиҗә» («Поспешный вывод») и «Әби һәм кияү» («Теща и зять»).

Среди рассказов Г. Кашшафа есть и юмористические произведения, высмеивающие бюрократизм и консерватизм чиновников: «Мендәр» («Подушка»), «Эшләпә» («Шляпа») и др.

Особое место среди прозаических сочинений Г. Кашшафа занимают очерки. Он как журналист дает определение этому жанру. Перу Г. Каш­шафа принадлежат очерки-биографии о Героях Советского Союза Аса­фе Абдрахманове «Диңгез батыры» («Герой моря») и «Василий Яницкий», написанные в годы войны. Также он пишет очерки и путевые заметки о строительстве новых городов, о всесоюзных выставках достижений сельского хозяйства и др.

Исследование рассказов, повестей и очерков Г. Кашшафа позволяет ярче представить развитие литературы в период Великой Отечественной войны. На примере его произведений можно проследить стирание границ между жанрами рассказа и очерка в годы войны, отметить доминирование публицистического стиля, проникновение агитационных лозунгов в тексты, сочетание реального сюжета и художественного вы­мысла, малый объем, доступность выводов, популярность произведений на военную тематику.

^ Вторая глава «Г. Кашшаф – критик» состоит из двух разделов и освещает литературную и театральную критику Г. Кашшафа в 1928–1975 годы.

В первом разделе «Литературно-критические публикации» анализируются статьи, рецензии, доклады, аннотации, а также предисловия, написанные Г. Кашшафом для книг различных писателей.

Первые публикации, с которыми Г. Кашшаф выступает на страницах журналов «Безнең юл» («Наш путь»), «Авыл яшьләре» («Сельская молодежь»), в некоторой степени отражают идеи вульгарного социологизма. Поддаваясь влиянию времени, критик дает одностороннее определение жанру поэмы, творчеству Ш. Маннура, Ф. Амирхана.

Творческая деятельность Г. Кашшафа конца двадцатых – начала трид­цатых годов характеризуется стремлением оценить, пропагандировать каждую новую книгу, сборник. В основе литературного анализа критика – становление творчества отдельного писателя или поэта в тесном сплетении с его биографией. Г. Кашшаф не ставит целью возвысить творчество отдельного автора, его главными критериями в оценке является убедительность, реальность описываемых явлений. Его волнует идейная и художественная правдивость литературы. Почти каждая работа Г. Кашшафа содержит пожелания дальнейших успехов в творчестве, обозначает ошибки того или иного писателя. На страницах журнала «Безнең юл», газет «Кызыл Татарстан», «Кызыл яшьләр» Г. Кашшаф публикует рецензии о сборниках стихов Х. Такташа, М. Кры­мова, Т. Ченекая, А. Кутуя, о произведениях М. Максуда, А. Ис­хака, о сборниках рассказов А. Тагирова, М. Галяу и др. Так, анализируя стихотворения А. Исхака, критик отмечает, что до 1927 года все его творчество основано на футуризме, в связи с чем поэт меняет традиционные рифмы в татарском стихосложении.

Во второй половине тридцатых годов эстетические взгляды Г. Кашшафа претерпевают определенные изменения. Он пишет реже, но основательнее, заставляя читателя задумываться и ставя перед ним вопросы. Критик большое внимание уделяет творчеству начинающих авторов. В своих статьях «Әдәби әсәрләрнең сыйфаты өчен» («За качество художественных произведений», 1934), «Башлап язучылар иҗатына карата» («К творчеству начинающих писателей», 1938), «Яшьләрнең хикәяләре турында» («О рассказах молодых», 1939) Г. Кашшаф обращает внимание молодых писателей на типичные недостатки в их произведениях: примеры алогичности, повтор тем, сюжетов, абстрактность образов, стилистические ошибки, неправдоподобность событий и др. По его мнению, примером для молодых писателей могут служить произведения А.П. Чехова, Ги де Мопассана, М. Зощенко, труды по теории литературы И. Виноградова и Л. Тимофеева. Изучение литературно-критических статей Г. Кашшафа тех лет позволяет сделать вывод о доминировании в его критике эстетического анализа.

Критический склад ума Г. Кашшафа помогает ему предугадать литературный талант в начинающих писателях. Так, благословив первый сборник стихотворений С. Хакима, он открыл для читателя классика татарской советской литературы. В более поздних статьях о поэте, критик подчеркивает его раннее становление и творческий успех «Бир кулыңны, шагыйрь» («Дай руку, поэт», 1961), «Шагыйрь һәм бүгенге көн» («Поэт и современность», 1962).

Наиболее значимые литературно-критические работы Г. Кашшафа 1920-30-х годов вошли в сборник «Каләм мастерлары» («Мастера пера», 1940). Следует отметить, что наряду с обращением к творчеству современных писателей, критик поднимает и вопросы истории татарской литературы. Так, Г. Кашшаф размышляет о величии Г. Тукая. По его мнению, в основе такой оценки поэта лежит то, что он своим творчеством отвечает прогрессивным побуждениям народа, живет интересами своего времени, является выразителем интересов масс. Также в главе «Тукай турында» («О Тукае») рядом с ним ставятся такие имена, как С. Рамиев, Дердменд, Ф. Амирхан. Творчества Ф. Амирхана и С. Ра­миева подвергаются Г. Кашшафом жесткой критике: если первого он упрекает в распространении пессимистических настроений среди народных масс, то второго – в неумении направить свой талант в сторону движения народных волнений. Критик большое внимание уделяет творчеству Дердменда, противопоставляя его Г. Тукаю. Философия пес­симизма и обращенность к интеллигенции – эти качества, по мнению Г. Кашшафа, наиболее ярко характеризуют творчество Дердменда, и в то же время удаляют его мысли от народа. В статье «Үсү юлы» («Путь становления», 1939) критик называет Ф. Хусни новеллистом, считая его продолжателем традиций Ф. Амирхана, Г. Газиза, Г. Рахима. В сборнике «Каләм мастерлары» Г. Кашшаф также приводит литературные портреты Г. Камала, Х. Такташа, Ш. Камала и др.

В 1940 году вышла в свет небольшая монография о жизненном и творческом пути Ш. Камала. В ней автор в широком плане охватывает биографию писателя, дает оценку большинству его рассказов и повестей. В первую очередь, Г. Кашшаф отмечает, что произведения писателя оригинальны, увлекательны. Новаторство Ш. Камала он связывает с тематикой произведений. Критик приветствует обращение Ш. Камала к проблеме рабочих, нищих, угнетенных масс. Как уже было сказано, в сороковые годы литературоведы К. Фасеев и Г. Халит резко критикуют сочинения Г. Кашшафа за «формалистско-эстетические» позиции, несоблюдение канонов партии, идеологии. Это привело к тому, что Г. Кашшаф официально признает свои ошибки и недостатки (статья «Тән­кыйть мәсьәләләренә карата» – «О критических статьях», 1949). Однако, именно первоначальная оценка произведений многих авторов, данная Г. Кашшафом, не потеряла своей ценности для литературоведения и по сей день.

На примере статьи «Капитанская дочка» Г. Кашшаф обращается к вопросу перевода классических произведений писателей на татарский язык. Следует отметить, что критик был сторонником художественного перевода. По его мнению, именно таким образом в татарскую литературу проникают и доводятся до народа достижения других культур. Он отдельно затрагивает данную проблему и в более поздних статьях: «Татар совет әдәбиятының 30 еллыгы» («Тридцатилетие татарской советской литературы», 1947), «Татарстанда әдәбиятның яңа күтәрелеше өчен» («За новый подъем литературы в Татарстане», 1950), «Культурабызга зур хәзинә» («Большой вклад в культуру», 1960) и др. В то же время, Г. Кашшаф выступает против копирования литературных героев из сочинений авторов других национальностей («Әдәбиятта уңай герой мәсьәләсенә карата» – «К проблеме положительного героя в литературе», 1954). По его словам, у татарской литературы должно быть свое лицо. Только в этом случае она сможет создать произведения, которые войдут в наследие мировой литературы.

Литературным критиком написано немало вступлений, послесловий к книгам отдельных авторов. Среди них наиболее существенными являются предисловия к двум книгам четырехтомного издания сочинений Ш. Камала, вступительное слово к сборнику избранных произведений М. Гафури и А. Алиша. Особенно ценны для татарского литературного наследия воспоминания Г. Кашшафа о Г. Ибрагимове, С. Гиззатуллиной-Волжской, Ш. Камале, М. Джалиле, Ф. Кариме и др.

В послевоенные годы Г. Кашшаф поднимает проблемы отсталости татарской прозы, медленного развития детской литературы и драматургии, отсутствия «паспортов» произведений и недостаточного внимания к наследию классиков даже в их юбилейные годы («Куен дәфтәреннән» – «Из дневника», 1946, «Татар совет әдәбиятының мө­һим бурычлары» – «Важные задачи татарской советской литературы», 1946). Он также отмечает значимость произведений современных прозаиков: Г. Баширова, М. Амира, И. Гази, А. Абсалямова и др. Очерки о жизни и творчестве Н. Баяна, К. Наджми, А Файзи, написанные в эти годы, помогают раскрыть особенности таланта каждого из этих писателей. В статье «Наш друг» (1948) Г. Кашшаф, обращаясь к личности М. Горь­кого, определяет значение его творчества и деятельности для татарской литературы.

Еще одно направление литературной критики Гази Кашшафа – выступления с докладами о состоянии татарской литературы на различных конференциях, съездах, юбилеях. «Татарстанда әдәбиятның яңа күтәрелеше өчен» («За новый подъем литературы в Татарстане», 1950) – так назывался доклад, с которым критик выступил на II съезде писателей Татарстана. Доклад освещает состояние татарской литературы в период между двумя съездами (16 лет). Г. Кашшаф поднимает вопрос о возрождении таких жанров, как роман, повесть, которые стали пассивными в военные годы, приветствует обращение писателей и драматургов в своем творчестве к историческим личностям, темам социалистического труда, защиты Родины.

С начала 1950-х годов в литературно-критической деятельности Г. Кашшафа особенно активизируются исследования, связанные с изучением и публикацией материалов о жизни и творчестве М. Джалиля. Параллельно с этим он обращается и к изучению литературного наследия поэтов-фронтовиков А. Кутуя, Ф. Карима и А. Алиша, биографий соратников М. Джалиля. Не остались без внимания критика и теория бес­конфликтности, проблема «маленького человека» в литературе. О них он пишет в статьях «Тормышны тирәннән һәм дөрес чагылдыру өчен» («За глубокое и правильное отражение жизни», 1952), «Чорыбызга лаеклы художество әсәрләре бирик» («Создадим достойные времени художественные произведения», 1952). Г. Кашшаф также оставил объективную и беспристрастную оценку творчеств Г. Баширова, А. Аб­салямова, А. Шамова и др. советских писателей.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов критик пишет статьи о деятель­ности своих современников, об известных литературоведах, языковедах и писателях: Х. Усманове, Г. Халите, Д. Тумашевой, А. Шамове, Г. Ахунове, А. Гаффаре и др.

Как и многие литераторы советской эпохи, Г. Кашшаф был верен идеологии своей эпохи. Однако его критика не сводится только к односторонней оценке произведений с точки зрения их классовости, партийности и определению, в какой степени произведение отражает советскую действительность. В первую очередь, критика интересуют человеческие, нравственно-эстетические качества литературных героев. Работа Г. Кашшафа по сбору сведений о биографиях писателей, поэтов, драматургов и других известных личностей, их публикации, его предисловия к сборникам бесценны для татарской духовно-интел­лек­туаль­ной жизни.

Во втором разделе «Г. Кашшаф как театральный критик» анализируются рецензии автора на постановки татарских и башкирских театров.

Г. Кашшаф дает оценку театральным постановкам не только с литературной точки зрения. Его интересует как само произведение, так и исполнительское мастерство актеров, работа режиссера, звукооператора, постановщика света и др.

Первые критические статьи Г. Кашшафа о спектаклях были написаны еще в конце 1920-х годов в соавторстве с Ш. Маннуром, Ф. Хусни, А. Исхаком, Х. Замилем. Они относятся к становлению Г. Кашшафа как театрального критика.

В центре более поздних его рецензий – оценка и анализ таких класси­ческих постановок, как «Наемщик», «Галиябану», «Хуҗа Насретдин», «Алтынчәч» («Золотоволосая»), «Ташкыннар» («Потоки»). В эти годы Г. Кашшаф совершенствует свои работы. Пересматривая одну и ту же постановку по несколько раз, он анализирует исполнение отдельных ролей разными актерами, отмечает рост и развитие их актерского мастерства с каждым спектаклем, совершенствование театральной постановки. Среди драматургов Г. Кашшаф особо выделяет творчество Н. Исанбета, М. Файзи, М. Джалиля, М. Амира, Т. Гиззата, Г. Ка­мала, разнопланово оценивая их произведения.

Г. Кашшаф не ограничивается лишь рецензиями на отдельные пьесы, а дает общую характеристику развития драматургии, выделяет ее достижения и недостатки. Особенно ярко это отражается в статьях «Матур темалар, җитлекмәгән образлар» («Хорошие темы, незрелые образы», 1951), «Бүгенге драматургия һәм тормышчан конфликт турында» («О современной драматургии и реальном конфликте», 1958). Эти работы актуальны как для истории татарского театра, так и для истории татарской советской литературы.

Театрально-искусствоведческая критика Г. Кашшафа характеризуется и раскрытием актерского таланта выдающихся артистов татарской сцены: Г. Кайбицкой, М. Рахманкуловой, Г. Шамукова, Ф. Халитова, Г. Камской, Ф. Ильской, Г. Болгарской, З. Султанова, Х. Абджалилова Х. Уразикова, Ш. Асфандияровой и многих др. Первой артистке татарского профессионального театра – С. Гиззатуллиной-Волжской, критик посвящает книгу «Беренче артистка» («Первая артистка», 1958).

В 1975 году избранные статьи Г. Кашшафа по театральной критике нашли свое место в сборнике «Күңел көзгесе» («Зеркало души»).

Театральная критика Г. Кашшафа отличается сочетанием в себе различных аспектов оценки произведений. Это мнение не только литературного критика, писателя, но и зрителя-созерцателя театральных постановок.

Литературно-критическую и научную деятельность Г. Кашшафа можно разделить на следующие периоды:

    • конец 20-х – середина 30-х годов ХХ века – время поиска стиля, направления;

    • середина 1930-х годов – начало Великой Отечественной войны – период становления;

    • годы Великой Отечественной войны – по 1953 год – активная деятельность в различных направлениях;

    • с 1953 по 1975 год – уделение основного внимания исследованию жизни и творчества М. Джалиля.


^ Третья глава – «Г. Кашшаф как основоположник джалиловедения» – освещает деятельность критика по возвращению имени поэта-героя и труды Г. Кашшафа, посвященные М. Джалилю.

Первый раздел – «На пути исполнения завещания» посвящен деятельности Г. Кашшафа на пути реабилитации поэта, возвращения его творчества татарскому народу.

Дружба между поэтом М. Джалилем и литературным критиком Г. Кашшафом зарождается еще до начала Великой Отечественной войны. М. Джалиль уходит на фронт добровольно. Долгое время находясь в резерве, поэт был отправлен на Волховский фронт лишь в последних числах февраля 1942 года. Все это время он ведет активную переписку с семьей, друзьями. Среди этих писем особое место занимают письма самому близкому другу поэта – Г. Кашшафу. Как мы уже сказали, одно из таких писем содержало завещание поэта Г. Кашшафу. С июля 1942 г. от Мусы Джалиля перестают приходить письма и распространяются различные слухи о его пребывании в фашистских лагерях. Несмотря на это, еще в 1942 году Г. Кашшаф составляет сборник стихотворений М. Джалиля «Клятва артиллериста», а в 1944 году, когда М. Джалиль и одиннадцать его соратников были казнены в тюрьме Плетцензее, вышел в свет новый сборник стихотворений поэта – «Письмо из окопа», подготовленный критиком.

В первые послевоенные годы на Родину возвращаются «Моабитские тетради» поэта и распространяется информация о преданности М. Джа­лиля Родине. Г. Кашшаф в 1948 году едет в Москву к секретарю Союза писателей СССР А. Фадееву, знакомит его с проблемой, документально подтверждая свои слова, рассказывает о своем доверии поэту.

Спустя девять лет после казни джалиловцев, благодаря усилиям Г. Кашшафа и при поддержке А. Фадеева, на страницах «Литературной газеты» печатаются стихи М. Джалиля из «Моабитской тетради», становится известной трагическая судьба поэта. 25 апреля 1953 года, когда М. Джалиль был реабилитирован и ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза, превращается в день второго рождения татарского поэта-патриота Мусы Джалиля.

В эти же годы Г. Кашшаф впервые готовит к изданию и выпускает в свет сборник стихотворений Моабитского цикла. Вступительная статья сборника, посвященная возвращению светлого имени Мусы Джалиля, названа «Бессмертие». В год празднования пятидесятилетия со дня рождения поэта (1956) Г. Кашшаф совместно с женой поэта Аминой Джа­лиловой издает сборник стихотворений «Избранные произведения», а в 1964 году выпускает книгу воспоминаний о поэте-герое.

Статьи Г. Кашшафа о М. Джалиле активно вливаются в литературный процесс не только через местные печатные издания, но и всесоюзные газеты и журналы, такие как «Литературная Россия», «Литературная газета», «Советская Украина» и др.

Самой значимой работой Г. Кашшафа в области изучения жизни и творческого пути М. Джалиля стала его монография «Жизнь и творчество поэта-героя М. Джалиля» (1957).

Одной из последних работ Г. Кашшафа в области исследования жизни и творчества поэта-героя была подготовка к изданию собрания произведений поэта в четырех томах.

Во втором разделе «Работы Г. Кашшафа о М. Джалиле» анализируются многочисленные статьи критика, исследуются его монографии и предисловия к сборникам произведений М. Джалиля и др. работы.

Г. Кашшаф впервые обращается к научному изучению творчества М. Джалиля в 1941 году. В своей статье «Творческий успех поэта Мусы Джалиля» литературный критик вкратце дает оценку произведениям «Алтынчәч» и поэме «Хат ташучы» («Почтальон»).

Начиная с 1953 года, после официальной реабилитации поэта, Г. Каш­шаф публикует многочисленные статьи о М. Джалиле на страницах периодической печати: «Совет Татарстаны», «Советская Татария», «Комсомолец Татарии», «Литературная газета», «Совет әдә­бия­ты», «Известия», «Литературная Россия», «Кызыл таң» и др. Он организует передачи на радио и телевидении, выступает с докладами о М. Джалиле и его товарищах по борьбе, в дни юбилея поэта – на научных конференциях в Казанском, Московском университетах, а затем в Берлине.

Как отмечал сам М. Джалиль в своем завещании, до начала Великой Отечественной войны была опубликована лишь часть его произведений, примерно 30-35%. Поиском произведений поэта, их редактированием и изданием Г. Кашшаф занимается многие годы. Итогом изучения жизни и творчества поэта стала монография «Муса Җәлил: тормышы һәм иҗаты турында очерк» («Муса Джалиль. Очерк жизни и творчества», 1957), переизданная с дополнениями в 1961 году («Муса Джалиль: очерк жизни и творчества поэта-героя»). Литературовед Н. Юзиев называет этот труд «золотой книгой», «основной книгой»21, в которой в полной степени отразилась литературно-критическая, научная, журналистская деятельность Г. Кашшафа. Хотя автор свою книгу называет «очерком», фактически ее вполне можно отнести к жанру полнокровной монографии.

Г. Кашшаф делит свой труд на три основные части: 1) Молодость поэта; 2) Крупными шагами; 3) Творчество поэта в годы Великой Отечественной войны.

Предисловие книги знакомит читателя с историей создания очерка. Здесь четко выражено отношение автора к своей работе, благодарность всем тем, кто в той или иной степени был связан с поэтом. Г. Кашшаф не претендует на полноту исследования. Его цель – максимально донести до читателя известную ему информацию о М. Джалиле.

Книга начинается с описания детства поэта. Опираясь на многочисленные воспоминания родственников, друзей, учителей поэта, Г. Кашшаф воссоздает картину жизненного пути М. Джалиля. Он посетил многие места, связанные с жизнью М. Джалиля, исследовал местные архивы.

Вторая часть монографии рассматривает творческую деятельность поэта-героя в аспекте развития татарской советской литературы, в тесной связи с его современниками Ш. Камалом, М. Гафури, К. Наджми, А. Кутуем, Ф. Каримом и др. Г. Кашшаф, проанализировав начальный этап творчества М. Джалиля, делает вывод, что на формирование взглядов, художественного метода и стиля, на становление его как поэта большое влияние оказало творчество писателей Востока: Омара Хайяма, Хафиза, Саади и др.

«Крупными шагами» – так называет автор книги период жизни и творчества М. Джалиля с 1927 до начала Великой Отечественной войны. В этой части монографии Г. Кашшаф рассматривает многостороннюю деятельность поэта, оценивая ее сам и обращаясь к отзывам критиков, литературоведов. В отдельных главах изучается проблематика произведений М. Джалиля, анализируются его песни, либретто опер и литературно-критические работы. Не осталась без внимания автора монографии и общественная деятельность М. Джалиля.

Третья, самая объемная часть «очерка», обращена к творчеству поэта в годы Великой Отечественной войны. Шаг за шагом критик документально восстанавливает события, которые пережил поэт: уход на войну, Волховский фронт, лагеря, участие в подпольной организации, казнь. Г. Кашшаф первым останавливается и на судьбе джалильцев. Поэзию М. Джалиля периода Великой Отечественной войны он анализирует параллельно с творчеством Ф. Карима, А. Кутуя, А. Алиша.

Монография Г. Кашшафа не является только биографическим очерком о М. Джалиле. В ней содержатся многочисленные документальные факты, историко-литературные исследования, анализы произведений многих писателей. Книгу можно охарактеризовать как научно-документальное, историко-литературное исследование.

В 1964 году вышла в свет книга с воспоминаниями о М. Джалиле. В начале 1970-х годов Г. Кашшаф начал работу по подготовке к изданию своего «очерка» на русском языке с дополнениями. Однако болезнь помешала осуществлению планов Г. Кашшафа. В 1984 году книга под названием «По завещанию Мусы Джалиля» увидела свет в переводе Р. Хакимова. Им были учтены достижения современного джалиловедения, сокращена некоторая устаревшая информация, даны необходимые примечания.

Монография критика явилась источником для создания многих художественных произведений о поэте, а деятельность Г. Кашшафа в области изучения жизни и творчества М. Джалиля продолжена его учеником – Р. Мустафиным. Преемственность, таким образом, еще раз показала преданность наставника своему делу.

В заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные результаты, намечены перспективы дальнейшего изучения литературного наследия Г. Кашшафа:

  1. Общественные, нравственно-эстетические, гуманистические взгляды Г. Кашшафа нашли наиболее яркое отражение в его литературно-критических и научных работах, в которых он выступает как продолжатель традиционных классических достижений татарской литературной критики. Большое внимание в работах Г. Кашшафа уделяется биографиям писателей, процессу становления их творчества. В рецензиях, статьях, докладах, литературных портретах и других жанрах критики исследуется творчество большинства татарских советских писателей.

  2. Особое место в деятельности Г. Кашшафа занимает джалиловедение, являясь своего рода средоточием всей его многогранной деятельности. Эта область позволила Г. Кашшафу не только раскрыть талант литературоведа, критика, журналиста, исследователя, историка, но и показала пример преданности дружбе, служения общему литературному делу поэта и критика. Благодаря деятельности Г. Кашшафа в области исследования жизни и творчества М. Джалиля, не только татарская советская, но и мировая литература вписала в историю подвиг и бессмертные стихотворения поэта-героя.

  3. Литературная деятельность Г. Кашшафа, в основном, продиктована потребностью времени. Тем не менее, сюжетные линии отдельных его сочинений, рассказов, их тематика, проблематика созвучны проблемам современности.

  4. Изучение биографии Г. Кашшафа позволяет по-новому оценить тот нелегкий путь, который пришлось пережить деятелям литературы в годы советской власти. Это связано как с признанием единственно верным метод социалистического реализма, так и с тяжестью военных лет.

  5. Особое место в деятельности Г. Кашшафа занимает театральная критика. Анализируя театральные постановки, он дает оценку не только драматургии, но и работе актеров, режиссеров-постановщиков, декораторов и др.

Помимо основных выводов, в заключении намечены дальнейшие перспективы изучения многогранной деятельности Г. Кашшафа. Большой массив архивных, в том числе эпистолярных материалов, хранящихся, главным образом, в отделе рукописей, научном и архивном фонде Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, требует дальнейшего изучения и публикации, причем в ряде случаев возможна реконструкция переписки критика с писателями, поэтами и представителями интеллигенции тех лет. Отдельные моменты биографии Г. Кашшафа нуждаются в дополнительном уточнении. Итоги проведенного исследования позволяют расширить представление о личности и деятельности Г. Кашшафа как литературного критика, журналиста, писателя, педагога, ученого, выявить особенности творческой индивидуальности критика. Характер и содержание критических статей Г. Кашшафа отражает широкий спектр литературных событий, явлений, творческих имен. Оценивая деятельность Г. Кашшафа с позиций сегодняшнего дня, мы можем с полной уверенностью сказать, что он внес значительный вклад в развитие татарского литературоведения, и его имя по праву вписано в общий контекст развития татарской культуры ХХ века.

^ Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:


I. Статья, опубликованная в ведущем рецензируемом издании, утвержденном ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Гази Кашшаф – джалиловед / Бадертдинова Л.Ш. // Вестник Челяб. Гос. ун-та. Сер. Филология. Искусствоведение. 2010. – Вып. 43. – № 13. – С. 5-9.


^ II. Статьи, опубликованные в сборниках и научных изданиях:

2. Гази Кашшаф һәм татар театр тәнкыйте (Гази Кашшаф и татарская театральная критика) / Бәдертдинова Л.Ш. // Ученые записки – 2007: сборник / Науч. ред. И.А. Гилязов. – Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2008. – С. 43-48 (на тат. яз.).

3. Гази Кашшаф – «Совет әдәбияты» журналы мөхәррире (Гази Каш­шаф – редактор журнала «Совет әдәбияты» («Советская литература») / Бәдертдинова Л.Ш. // Ученые записки – 2008: сборник / Науч. ред. И.А. Гилязов. – Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2010. – С. 27-30 (на тат. яз.).

4. Гази Кашшаф как литературный критик / Бадертдинова Л.Ш. // Молодой ученый. – 2010. – № 4. – С. 194-198.

5. Гази Кашшафның әдәби тәнкыйть өлкәсендә эзләнүләре (Исследования Гази Кашшафа в области литературной критики) / Бәдертдино­ва Л.Ш. // Хаковские чтения-2010. Материалы региональной научно-прак­тической конференции студентов и аспирантов, посвященной памяти заслуженного проф. Казанского гос. ун-та В.Х. Хакова / Науч. ред. И.А. Гилязов. – Казань: Ихлас, 2010. – С. 92-96 (на тат. яз.).

6. Вклад Гази Кашшафа в развитие татарской литературы / Бадерт­динова Л.Ш. // Молодой ученый. – 2010. – № 9. – С. 155-158.

7. Гази Кашшаф һәм Муса Җәлил (Гази Кашшаф и Муса Джалиль) / Бәдертдинова Л.Ш. // Татарская культура в контексте европейской цивилизации: Материалы Международной научной конференции. – Казань: Ихлас, 2010. – С. 266-268 (на тат. яз.).


Подписано в печать 04.04.2011 г. Формат 6084 1/16

Тираж 100 экз. Усл. печ. л. 1,5


Отпечатано в множительном центре

Института истории АН РТ

г. Казань, Кремль, подъезд 5

Тел. (843) 292–95–68, 292–18–09

1 Татар әдәбияты тарихы: 6 т.: Бөек Ватан сугышы һәм сугыштан соңгы еллар әдәбияты (1941–1960). Казан: Татар. кит. нәшр., 1989. Т. 5. 500 б. Здесь и далее перевод автора.

2 Даутов Р.Н. Совет Татарстаны язучылары: Биобиблиографик белешмә / Р.Н. Даутов, Н.Б. Ну­руллина. Казан: Татар. кит. нәшр., 1986. 246-248 б.

3 Нуруллина Р. Вакыт сынавын үтеп / Гази Кашшаф – язучы-журналист, педагог, галим… Казан: КДУ нәшр., 2008. 14-29 б.; Нуруллина Р. Тугрылык // Казан утлары. 1987. № 6. 172-173 б.

4 Әгъзәмов Ф. Остаз / Гази Кашшаф – язучы-журналист, педагог, галим… Казан: КДУ нәшр., 2008. 9-14 б.; Әгъзәмов Ф. Якты эз // Социалистик Татарстан. 1977. 14 апрель.

5 Низамов И. Остаз мирасына тугрылык // Мәдәни җомга. 2007. 27 апрель.

6 Мәрдиева М. «Совет әдәбияты» журналында...» / Гази Кашшаф – язучы-журналист, педагог, галим… Казан: КДУ нәшр., 2008. 50-59 б.

7 Рәкыйпов Ш. Беренче кирәкле шәйдер // Шәһри Казан. 1997. 18 апрель; Рәкыйпов Ш. «Олуг үрнәк иде» / Гази Кашшаф – язучы-журналист, педагог, галим… Казан: КДУ нәшр., 2008. 29-50 б.

8 Җамалетдинова Ф. Гази ага безне һаман да укыта // Ватаным Татарстан. 2007. 17 апрель.

9 Маннапов Ш. Тугрылык Алиһәсе // Мәдәни җомга. 2007. 13 апрель

10 Джалиль М. Красная ромашка. Казань: Таткнигоиздат, 1981. 468-469 с.

11 Минский Г. Халыкка хезмәт: Г. Кашшафка 60 яшь // Казан утлары. 1967. № 4. 96-97 б.

12 Ахунҗанов И. Остаз // Художник һәм аның сүзе. Казан: Татар. кит. нәшр., 1978. 3-8 б.

13 Низаметдинов З. Җәлил дусты // Мәйдан. 2007. № 4. 77-86 б.

14 Ахунов Г. Беренче остазым // Мәдәни җомга. 1997. 1 май.

15 Юзиев Н. Фидакарьлек // Әдәбият хәзинәләре. Казан: Татар. кит. нәшр., 1978. 127-140 б.

16 Камал Ә. Укытучы // Совет әдәбияты. 1943. № 7. 76-78 б.

17 Фәйзуллина М. Совет хатын-кызының героик образын бозып бирүчеләргә каршы // Кызыл Татарстан. 1947. 7 июль.

18 Иделле (Усманов) Г. Партия һәм халык таләпләрен большевикларча үтәү өчен! // Кызыл Татарстан. 1946. 22 нояб.

19 Халит Г. Бүгенге татар әдәбиятында тәнкыйть мәсьәләләре // Совет әдәбияты. 1941.
№ 1-2. 122-148 б.; Халит Г. Хәзерге әдәби тәнкыйтьнең торышына карата // Совет әдәбияты. 1954. № 8. 53-64 б.

20 Фасеев К. Совет әдәбиятының һәм сәнгатенең яңа, көчле күтәрелеше өчен // Совет әдә­бияты. 1949. № 6. 131-142 б.

21 Юзиев Н. Фидакарьлек // Әдәбият хәзинәләре. Казан: Татар. кит. нәшр., 1978. 137 б.


kommunikativno-kognitivnie-osobennosti-virazheniya-kosvennih-i-implicitnih-rechevih-aktov-otkaza-v-dialogicheskom-diskurse.html
kommunikativnoe-molchanie-e-ya-basin-hudozhnik-i-tvorchestvo.html
kommunikativnoe-povedenie-v-organizacii-2.html
kommunikativtk-azhettlk-tl-jrenud-basti-faktori-t-n-ermekova-f-d-professor.html
kommunist-vidal-plani-rossii-politru-httpwwwpolitru-05092008.html
kommunisti-podelili-besplatnij-efir-gosduma-rf-monitoring-smi-17-iyunya-2008-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodi-raboti-s-frazeologizmami-delovogo-anglijskogo-yazika-na-zanyatiyah-v-neyazikovom-vuze.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-teoriya-i-metodi-socialnogo-modelirovaniya-po-viboru.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-pravo-na-socialnuyu-podderzhku-v-teorii-i-realnoj-zhizni-dokla-d.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj-celevoj-programmi-razvitie-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-v-rossijskoj-federacii-4.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-4-sentyabrya-2007-g-n-75n-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-ispolneniya-federalnoj-sluzhboj-finansovo-byudzhetnogo-stranica-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vkonce-vesni-s-nastupleniem-horoshej-pogodi-i-poyavleniem-v-vozduhe-nasekomih-priletayut-k-nam-chyornie-strizhi-svizgom-vzz-vzz-letayut-nad-polyami-syolami-nad-ka.html
  • learn.bystrickaya.ru/fakultet-podgotovki-i-povisheniya-kvalifikacii-specialistov-37-31-35.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/genezis-tvorcheskoj-maneri-eriha-marii-remarka-i-recepciya-rannih-proizvedenij-po-proizvedeniyam-priyut-grez-gem.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-pedagogiki-konferencii.html
  • studies.bystrickaya.ru/dikij-pomeshik-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predislovie-shellenberg-memuari-labirint.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmnij-komitet-mk-srrsn-2008-programma-foruma-22-24-oktyabrya-2008-g-harkov-200-8.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-ok-1-ik-1101.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-vosmoj-gorodskoj-vistavki-prodazhi-mir-krasoti-i-zdorovya-abakan-2012.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-msfo-ias-1-predstavlenie-finansovoj-otchetnosti-almati-2011-testovie-voprosi-msfo-ias1-predstavlenie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektronnoe-posobie-po-geologii-kafedri-geografii-igpu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/burzhuazno-demokraticheskie-revolyucii-v-rossii.html
  • literature.bystrickaya.ru/energetiki-zabotyatsya-o-budushem-sela-krasnoe-znamya-siktivkar-08022006-20-24491.html
  • predmet.bystrickaya.ru/respublikanskaya-celevaya-programma-razvitie-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-respublike-altaj-na-2011-2014-godi-utv-postanovleniem-pravitelstva-respubliki-altaj-ot-19-avgusta-2010-g-n-183.html
  • tasks.bystrickaya.ru/350063-rossijskaya-federaciya-krasnodarskij-kraj-gorod-krasnodar-ulica-mira-dom-34.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pokornost-chogyam-trungpa.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovaniya-kulturnie-faktori-modernizacii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-za-meteli-v-lenoblasti-vozmozhni-pereboi-s-elektroenergiej-internet-resurs-gazetaspbru-18012012.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sjiti-bulanui-kezndeg-salindaui-ilaldiliti-lshejtn-raldarda-alaj-oldaniladi.html
  • institut.bystrickaya.ru/stil-i-oformlenie-sluzhebnih-dokumentov-chast-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-ii-shkola-seminar-innovacionnie-tehnologii-v-gosudarstvennom-i-municipalnom-upravlenii.html
  • letter.bystrickaya.ru/novie-investicii-v-kostrome-otkroetsya-sportivnij-kompleks-21-v-kostrome-otkroyut-sportkompleks-ledovaya-arena.html
  • learn.bystrickaya.ru/generalnij-plan-p-berezovka-krasnoyarskogo-kraya-tom-stranica-52.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-informacionnie-resursi-disciplini-uchebnoe-posobie-sankt-peterburg.html
  • klass.bystrickaya.ru/arhipelag-gulag-aisolzhenicina-kak-hudozhestvennij-tekst-nekotorie-nablyudeniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-ekologicheskogo-obedineniya-ekoznajka-dlya-detej-65-11-let-na-4-goda-obucheniya-2011g-2015g.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-paket-o-programme-okazaniya-sodejstviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-modulya-kursa-specialnaya-pedagogika-po-praktikoorientirovannoj-obrazovatelnoj-programme.html
  • tests.bystrickaya.ru/litvinenko-vm-ivanov-ma-gordeeva-vl-mityushina-ng-zaletaev-dv-torganova-ig.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/malchik-so-shpagoj-stranica-24.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.