.RU

Логические операции в языке - Роль априорной информации в творческом процессе


^ Логические операции в языке

Почему в естественном языке утверждения используются чаше отрицаний, а конъюнкции — чаще дизъюнкций? Достаточно, например, обратиться к частотному словарю русского языка, чтобы увидеть, что союз И встречается приблизительно в 20 раз чаще, чем ИЛИ. Известно, что в логике указанные операция — утверждение и отрицание, конъюнкция к дизъюнкции — являются «двойственными». Почему же их симметрия так резко нарушается в естественном языке?

Причина кроется в информационной асимметрии этих операций: утверждение и конъюнкция, как правило, информативнее, а значит, предпочтительнее, чем отрицание и дизъюнкция. Если утверждение и конъюнкция несут положительную информацию, то отрицание и дизъюнкция — как правило, отрицательную.

Отрицательность дизъюнкции (объединения множеств) достаточно очевидна. Пусть, например, к утверждению «тот автомобиль был красным», мы потом с сомнением добавили «или желтым». Ясно, что этим мы увеличили неопределенность своего сообщения и уменьшили содержащуюся в нем информацию. Сложнее обстоит дело с отрицанием. В отдельных случаях отрицание признака («не красный») может сужать множества истинности и нести положительную информацию, если дополнение отрицаемого множества имеет меньший объем, чем само множество. Однако, как правило, дело обстоит наоборот: наличие признака является более редкой ситуацией, чем его отсутствие. Так, если мы возьмем признак «красный» и посмотрим вокруг себя, то найдем, вероятно, с десяток предметов, обладающих этим признаком, и гораздо больше обладающие противоположным признаком — «не красный». Это и понятно, поскольку в качестве признака язык обычно выделяет какую-то относительно редкую особенность объекта, отличающую его от других. И чем реже, чем индивидуальное признак, тем он более признак. По этой причине множество истинности для отрицания признака, как правило, больше, чем для самого признака, так что отрицание признака приводит к расширению множества и, следовательно, также несет отрицательную информацию. Для того чтобы отрицание стало информативно положительным и психологически возможным, необходимо, чтобы оно не было «пустым», чтобы дополнение отрицаемого множества имело достаточно малый объем, т.е. чтобы альтернативой отрицаемому представлению было представление достаточно конкретное. Факт этот хорошо известен из практики. Так, бесполезно разубеждать человека в чем-то, если вы не можете предложить ему конкретной положительной альтернативы: отрицая его представление, вы только бросаете его в пустоту, в обширную область неопределенности, где его вниманию не за что зацепиться и откуда он волей-неволей вынужден будет вернуться назад, к собственному конкретному положительному представлению. Справедливо и обратное: если у человека нет ясных, конкретных собственных представлений (как это мы видим, например, у ребенка), он легко усваивает чужие, навязываемые извнe представления, становится легко внушаемым. Это хорошо подметил Т. Манн в своей новелле «Марио и волшебник». Он писал о человеке, который не желал поддаться гипнотизеру и вес же не смог устоять перед ним, потому что не мог противопоставить ему ничего позитивного: «Насколько я понимаю, этот господин потерпел поражение из-за того, что стоял на позиции чистого отрицания. Видимо, одним только отрицанием душа жить не может, не желать сделать что-то — этим жизнь не заполнишь; чего-то не желать и вообще ничего больше не желать, а значит все-таки сделать то, чего от тебя требуют, — одно к другому лежит, должно быть, слишком близко, чтобы не потеснить идею свободы».

Приведем еще несколько примеров, доказывающих неинформативность и неэффективность отрицания. Педагоги знают, что бесполезно просто запрещать ребенку что-то делать — разумнее предложить ему другую позитивную деятельность. По этой же причине психотерапевт избегает отрицания в формулах внушения, вместо этого он старается создать у больного альтернативное положительное представление. Известно также, что при некоторых нарушениях психической деятельности (деперсонализация и пр.) для больных становится затруднительным понимание отрицательных словесных формул — именно потому, что за ними обычно не стоит никакого чувственно осязаемого конкретного образа.

Точно так же в литературе отрицание лишь в редких случаях способно создать у читателя положительное представление. Попробуйте написать: «он был не рыжеволос, не голубоглаз, не...» — и образ героя расплывается в нечто неопределенное.

Больше того, поскольку в словесной формуле отрицания наряду с отрицанием признака называется и сам этот признак («не красный» содержит «...красный»), то представлен будет именно он. Дело в том, что такая формула, в сущности, предлагает выбор нашей интуиции, выбор между признаком и его отрицанием, множеством и его более обширным дополнением. И интуиция, которая ничего не знает о логике, о значении частицы «не», действует согласно принципу максимума информации — выбирает меньшее множество как более информативное. Таким образом, отрицательная словесная формула создает на интуитивном уровне представление, прямо противоположное желаемому.

Дело обстоит, как в известном анекдоте: если вам прикажут не думать о белом медведе, то именно образ белого медведя начнет преследовать вас.

Вспоминается еще один пример. Любовь и Смерть присутствуют в названии пьесы Э. Радзинского «Она в отсутствие любви и смерти», несмотря на их формальное отрицание. И это присутствие прекрасно учтено и использовано автором для создания трагической атмосфер пьесы.

Заметим, кроме того, что «отрицательность» отрицания может быть различной. Есть отрицания, которые по мере эволюции значений слов постепенно перестали восприниматься как отрицания, стали обозначать нечто положительное и определенное. Такие слова, как «неуклюжий», «невзрачный», «нестерпимо» и пр., создают вполне конкретные представления (в отличие, например, от «не красный», «не круглый» — здесь мы скорее увидим именно «красный» и «круглый»). Синтаксически эта потеря отрицательного значения нередко выражается в том, что отрицательная частица НЕ сливается в одно целое с отрицаемым словом и перестает восприниматься как отрицательная. Попробуйте отнять эту частицу НЕ, совершить, так сказать, отрицание отрицания — и вы чаще всего получите слово либо вовсе бессмысленное, не выражающее никакого представления (что такое «уклюжий», «взрачный» в современном русском языке?), либо выражающее представление бледное, размытое, неопределенное («стерпимо»).

В своей книге «Слово живое и мертвое» H. Галь, используя свои опыт редактора и переводчика, приводит ряд рекомендаций, как сделать неуклюжие и невыразительные обороты речи более динамичными и выразительными. Стоит ли удивляться тому, что часто эти рекомендации состоят в замене отрицательной словесной формулы на положительную? Вот несколько примеров:

^ Хуже: Лучше:

— Он должен немедленно ее увидеть !! — Надо сейчас же ее увидеть

!!

— Вы нам вовсе не нужны !! — Обойдемся без вас!

!!

— Дело не терпит промедления !! — Дело наше спешное

!!

— Мы не можем допустить, чтобы Вы !! — Ведь это такой опрометчивый шаг,

пошли не будучи осведомлены… !! мы... обязаны вас предупредить...

!!

— Необходимость в приобретении !! — Мне понадобились запонки...

koncepciya-nezavershennih-dejstvij-v-geshtaltterapii-28-nifont-dolgopolov.html
koncepciya-novogo-zhurnalizma-lekcii-po-istorii-zarubezhnoj-zhurnalistiki-antichnost.html
koncepciya-oblastnoj-celevoj-programmi-razvitie-gazifikacii-kostromskoj-oblasti-do-2015-goda-stranica-11.html
koncepciya-oblastnoj-celevoj-programmi-razvitie-gazifikacii-kostromskoj-oblasti-do-2015-goda-stranica-17.html
koncepciya-oblastnoj-celevoj-programmi-razvitie-gazifikacii-kostromskoj-oblasti-do-2015-goda-stranica-34.html
koncepciya-oblastnoj-celevoj-programmi-razvitie-gazifikacii-kostromskoj-oblasti-do-2015-goda.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/posofik.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-nizhnovenergo-proshla-donorskaya-akciya-energiya-zhizni-svetskie-novosti-36.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-v-cifrah-stranica-24.html
  • abstract.bystrickaya.ru/224-disciplina-finansovij-menedzhment-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-truda-operatorov-v-sovre-psihologiya-truda-i-chelovecheskogo-dostoinstva.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-malih-grantov-rukovodstvo-dlya-kandidatov-na-poluchenie-granta-krajnij-srok-podachi-zayavok-6-iyulya.html
  • institut.bystrickaya.ru/sudebnie-pristavi-buryatii-otprazdnovali-sagaalgan-v-detskom-dome-malishok-nezakonnaya-zhizn-21.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ugolovno-pravovaya-harakteristika-prestuplenij-protiv-polovoj-svobodi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/problemi-s-zhkh-tolko-nachinayutsya-pervij-kanal-novosti-04-02-2006-kokorekina-olga-18-00-21.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iv-nemnogo-istorii-i-p-belyaev-proektirovanie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/135-lechenie-detej-v-gorode-i-f-fedorova-zamestitel-glavi-goroda-kemerovo-po-socialnim-voprosam-predsedatel.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kyahtinskij-rajon.html
  • writing.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-upravlenie-kak-organizacionno-ekonomicheskaya-kategoriya.html
  • tests.bystrickaya.ru/matematicheskaya-lingvistika-ocherki-po-obshemu-yazikoznaniyu.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-prednaznacheni-dlya-chlenov-komitetov-po-etike-klinicheskih-issledovatelej.html
  • write.bystrickaya.ru/fgos-vo-rabochaya-programma-disciplini-rabochaya-programma-disciplini-anatomiya-i-morfologiya-cheloveka.html
  • lecture.bystrickaya.ru/administraciya-taseevskogo-rajona-krasnoyarskogo-kraya-postanovlenie.html
  • college.bystrickaya.ru/25-pochva-mollison-vvedenie-v-permakulturu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-organizacionno-ispolnitelnaya-deyatelnost-plan-raboti-shkoli-na-2010-2011-uchebnij-god-cel-raboti-shkoli.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/audit-organizacii-buhgalterskogo-ucheta-i-uchetnoj-politiki-uchebno-metodicheskij-kompleks-avtor-sostavitel-l-g.html
  • essay.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-vnauchnuyu-biblioteku-rgu-imeni-s-a-esenina-za-3-kvartal-2006-g-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ix-vzaimodejstvie-toplivno-energeticheskogo-kompleksa-so-smezhnimi-otraslyami-promishlennosti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-god-2-semestr-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-230100-62-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • studies.bystrickaya.ru/6tochnaya-nastrojka-sistemi-rukovodstvo-po-montazhu-i-nastrojke-gazovoj-inzhektornoj-sistemi-alfa-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-metodi-issledovaniya-obshij-osmotr-metodi-issledovaniya-organov-dihaniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moldabekova-arliash-elubekovna-araandi-oblisi-shet-audani-ortau-negzg-orta-mekteb-geografiya-pn-malm-tairibi.html
  • literature.bystrickaya.ru/drevesnaya-kosmetologiya-i-hirurgiya-instrukciya-po-pokupke-sazhencev-plodovih-rinochnih-31-kak-podderzhat-horoshij-sazhenec.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-2-avtomatizaciya-upravleniya-utverzhdeno-redakcionno-izdatelskim-sovetom-gtu-27-05-2009-protokol-5-tbilisi-200-9.html
  • crib.bystrickaya.ru/grazhdansko-pravovoj-rezhim-kulturnih-cennostej-v-rossijskoj-federacii.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvedenie-metodicheskie-rekomendacii-posobie-dlya-uchitelya-ast-press-shkola-harakteristika-kursa-okruzhayushij-mir-v.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-1uchet-sostava-chitatelej-iposeshaemosti-programma-nachalnogo-obrazovaniya-selskih-bibliotekarej-nachinayushemu-bibliotekaryu.html
  • student.bystrickaya.ru/1-perechen-tehnologicheskih-platform-predlagaemih-dlya-utverzhdeniya-pravitelstvennoj-komissiej-po-visokim-tehnologiyam-i-innovaciyam.html
  • education.bystrickaya.ru/160-literatura-i-f-devyatko-diagnosticheskaya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-osnovam-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-i-kulturi-zdorovogo-obraza-zhizni-dlya-obuchayushihsya-10-11-klassov-na-2013-2014-uchebnij-god.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-o-rasshirenii-polnomochij-centrobanka-podpisan-medvedevim-ministerstvo-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.