.RU

М. И. Михайлов




Индийская
цивилизация


Языки, литературы и этика


Лекции подготовил

М. И. МИХАЙЛОВ


Минск 1999


М. И. Михайлов. Индийская цивилизация: Литература. — Минск, 1998. — 239 с.


В лекциях дается краткая характеристика индийской языковой ситуации, рассматриваются важнейшие течения и памятники ведийской, санскритской и новоиндийских литератур, основы индийской духовности и принципы древнейшей санскритской гло­бальной этики.


© М. И. Михайлов.

1998


Оглавление
Оглавление 3


^ Лекция 1. Индийские языки
Население Индии, несомненно, представляет собой уникальное этнографическое явление, основной особенностью которого является, в отличие, например, от Китая, пестрое многоязычие, сложившееся еще в глубокой древности. Оно насчитывает около 950 млн., из которых 73 % проживает в деревне, где, как правило, в нетронутом виде сохраняются многие архидревние традиции.

И. Д. Серебряков отмечает в раннем жизнеописании Будды рассказ о том, как царевич Сиддхарта, будущий Будда, когда пришло время идти в школу, задал вопрос учителю: какому из 64 языков его собираются обучать?! – И перечислил все эти языки… Действительно, «Лалита-вистара» перечисляет 64 вида письма, которые могли соответствовать этим языкам и должны были бы охватить все значительные лингвистические ареалы древней Индии.

В современной Индии насчитывается свыше 600 языков и свыше тысячи диалектов.

Большинство из 150 наиболее влиятельных и распространенных живых языков принадлежат или к индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи, или к дравидийскому семейству. Значительно меньшее количество языков принадлежит к австроазиатским и сино-тибетским языковым семействам.

Население Индии говорит в основном на индоарийских (72 %) и дравидийских языках (25%). На долю других языков приходится 3 %.
^ Индо-Европейская языковая семья
Это — наиболее обширное языковое семейство в мире (1,6 миллиарда человек), содержащее следующие подсемейства: албанское, армянское, балтийское, кельтское, германское (включающее английский, немецкий и скандинавские языки), греческое, индоиранское, италийское (включающее романские языки), славянское и два вымерших подсемейства — анатолийское (хеттский) и тохарское.
^ Определение семьи
Доказательства того, что эти очень разнообразные языки относятся в основном к одному семейству, накапливались в течение 50-летнего периода с начала 19-го столетия. Обширные санскритская и древнегреческая литературы (более древние, чем любая другая индоевропейская литература, кроме тогда еще нерасшифрованной хеттской) сохранили характеристики основных индоевропейских форм. Это указывало на существование общего родительского языка. К 1800 г. было установлено родство между санскритом, древнегреческим и латинским.

Индусские грамматисты систематизировали словообразующие элементы своего древнего языка. Их исследования были дополнены широкими грамматическими и фонетическими сравнениями европейских языков. Дальнейшие исследования привели к реконструкции звуков и грамматики предполагаемого родительского языка (названного протоиндоевропейским) и к установлению времени, когда он начал распадаться на отдельные языки.

(К 2000 до н. э., например, греческий, хеттский и санскрит были уже обособленными языками, но различия между ними были таковы, что исходный язык, по-видимому, был единообразным тысячелетием раньше или около 3000 до н. э. Расшифровка текстов на хеттском языке (который был определен как индоевропейский в 1915 г.) и открытие тохарского в 1890-х гг. (употреблявшегося в средневековом китайском Туркестане и определенном как индоевропейский в 1908 г.) дополнило понимание развития семейства.

Первые индоевропейские исследования установили многие основные принципы сравнительной лингвистики. Один из наиболее важных заключался в том, что звуки родственных языков соответствуют друг другу, и их переходы могут быть предсказуемы при определенных условиях (например, закон Гримма и закон Вернера). Согласно одному такому правилу, в некоторых индоевропейских подсемействах — албанском, армянском, индоиранском, славянском и (частично) балтийском — некоторый протоиндоевропейский звук «к» породил свистящие звуки «с» и «ш».

Общий пример этого явления — авестийское (древнеиранское) слово satem («сто») и латинское слово centum (произносимое «kentum»). Долгое время индоевропейские языки делились на западные (centum) и восточные (satem). На­ря­ду с санскритом в группу сатем вхо­дят ал­бан­ский, ар­мян­ский, ли­тов­ский, иран­ские и сла­вян­ские язы­ки, об­на­ру­жи­ваю­щие наи­боль­шее сход­ст­во в грам­ма­ти­че­ском строе, сло­вар­ном со­ста­ве и про­из­но­ше­нии. К ним тесно примыкают языки под­се­мей­ст­ва кен­тум, которое вклю­­чает гре­че­ский и ла­тин­ский языки, ро­ман­скую, гер­ман­скую и кельт­скую группы. Большинство лингвистов, тем не менее, уже больше не пользуются автоматическим делением семьи на два подсемейства, поскольку вышеупомянутый признак, хотя и примечательный, — только один из многих, присущих различным подсемействам.
Эволюция
В общих чертах эволюция индоевропейских языков отображает прогрессивное разрушение флексий. Протоиндоевропейский, как кажется, был очень богат флексиями, подобно таким древним языкам, как, например, санскрит, авестийский и классический греческий. Ряд современных языков, таких как, например, английский, французский, хинди и персидский, эволюционировали к аналитической системе (основанной на условностях порядка слов и использовании предлогов и вспомогательных глаголов). По большей части, разрушение флексий было результатом утраты в ходе времени конечных слогов многих слов, так, что современные индоевропейские слова — часто значительно короче, чем родственные протоиндоевропейские слова. Многие языки также приобрели многие новые формы и грамматические различия. Произошли значительные изменения в значениях отдельных слов.

Санскрит сохранился до наших дней почти в неизменном виде. Из европейских языков наибольшее сходство с санскритом обнаруживается у славянских языков, литовского и германских языков. Порой можно слышать от брахманов, посещавших Россию, что русский — это один из диалектов санскрита. Хотя подобное утверждение является некоторым преувеличением, тем не менее, действительно, некоторые фразы санскрита могут быть поняты русским без перевода. Несколько тысяч слов русского языка чрезвычайно близки санскриту. В старославянском языке этих сходств, действительно, столько, и в лексике, и в грамматике, и в стилистике, что начинаешь зримо ощущать процесс постепенного эволюционированияч некоего пракрита в направлении от санскрита к современным славянским языкам. Это дает возможность русскому и белорусскому переводчику через постоянное сопоставление родственных, но давно разошедшихся языков, более глубоко проникать в стилистические особенности древнего санскритского текста.
^ Древняя культура
Только ограниченное количество подлинных значений гипотетиче­ских протоиндоевропей­ских слов может быть установлено со значи­тельной уверенностью. Производные этих слов со схожими значениями имеются в большинстве индоевропейских языков. Этот небольшой сло­варь содержит много указаний на Новый Каменный Век или, возможно, раннюю культуру, использовавшую металл, земледелие и животновод­ство. Месторасположение этой культуры на карте было и остается предметом зна­чительных споров.
^ Индо-иранские языки
Это — группа родственных языков, на которых говорит более чем 450 миллионов человек в области, простирающейся от восточной Турции до Бангладеш, включая большую часть Индии. Индоиранские языки образуют важное подсемейство индоевропейских языков.

Индоиранские языки обычно разделяются на иранскую ветвь и индоарийскую или индийскую ветвь. Иранские языки включают древнеавестийский и древнеперсидский, различные средневековые языки и современный персидский, пушту или афганский, курдский и белуджский. К иранской группе принадлежат древнескифский и сарматский и современный осетинский. Индоарийская ветвь включает древний санскрит; средневековые языки, именуемые пракритами; современные языки Индии: хинди-урду, бенгали, гуджарати, маратхи и другие, непальский и сингальский (о. Шри-Ланка). Сюда примыкают дардские языки, включающие кашмири и романи (цыганский), которые рассматриваются как индоарийская подгруппа или третья индоиранская ветвь дардских языков.

Санскритская литература является самой древней в индоевропейской семье. Чрезвычайно близко стоит к ней авестийская литература. Полагают, что обе они верно отражают звуковую систему и богатство флексий протоиндоевропейского языка. Современные языки индоарийской и иранской групп имеют тенденцию упрощать древнюю звуковую систему и заменять флексии комбинациями слов. На индоарийские языки также повлияли звуки и грамматика дравидийских языков.

В конце 3-го — начале 2-ого тысячелетия до н. э., когда в виду геолого-экологической катастрофы в районе Инда распалась и начала гибнуть великая ведийская цивилизация, индоиранцы, обосновавшиеся в Иране, оказались отделены от индоарийцев. Примерно около 1000 до н. э. две ветви — индоарийский и иранский, вероятно, окончательно отделились: иранский употребляется в Иране и Афганистане, а индоарийский — в северо-западной Индии. Носители индоарийского, должно быть, с древнейших времен мирно взаимодействовали с носителями дравидийского языка и в северной Индии, и в Иране; местное дравидийское население, принадлежащее к южной, австралоидной расе, распространенной по всей земле в экваториальной и субъэкваториальной зонах, проживает и сегодня на юге полуострова.

История индоарийской языковой ветви часто разделяется на три главных стадии: (1) древний индоарийский, включающий ведийский и классический санскрит; (2) средний индоарийский (приблизительно с 3-го столетия до н. э.), который охватывает народные диалекты санскрита, называемые пракритами, включающими пали; и (3) новый или современный индоарийский (приблизительно с 10-ого столетия н. э.), который включает современные языки северных и центральных частей Индийского субконтинента.

Ведийский санскрит, язык, используемый в Ведах, священных индусских писаниях, является самой ранней формой санскрита, датируемой не менее чем серединой второго тысячелетия до н. э. — приблизительно 200 г. н. э. Более поздняя разновидность этого языка, классический санскрит (c 500 до н. э.), была языком литературных и научных произведений. Даже и сегодня, он все еще широко изучается в Индии и функционирует как священный и литературный язык.

Средние индоарийские пракриты существовали во многих региональных вариациях, сформировавших свои собственные литературы. Древнейшим литературным пракритом является пали, язык буддистских канонических писаний. Он используется в богослужении на Шри-Ланке, в Мьянме (Бирме) и Таиланде.

Пракриты употреблялись в каждодневном общении приблизительно до 12-го столетия, но примерно с 10-го столетия на их основе начали развиваться современные индоарийские языки. На этих языках говорит сегодня больше 400 миллионов человек. Число этих языков трудно определить. Около 35 имеют большое распространение и значение, особенно хинди, урду, бенгали, гуджарати, панджаби, маратхи, бихари, ория и раджастхани, на каждом из которых говорит не менее 10, а иногда 100 и более миллионов человек.

Несмотря на различные названия хинди и урду — фактически слегка различные диалекты того же самого языка. Главные различия заключаются в их словарях, алфавитах и религиозных традициях. Словарь хинди пополняется, главным образом, из санскрита, в то время как язык урду содержит много слов персидского и арабского происхождения; хинди использует письмо деванагари, а урду — персидско-арабское письмо. На хинди говорят, главным образом, индусы; урду используется в основном мусульманами — в Индии и Пакистане.

Хинди имеет две главные разновидности, на которых говорит приблизительно 180 миллионов человек. Западный хинди, который возник в области вокруг Дели, включает литературный хинди и урду. На восточном хинди говорят, главным образом, в центральной части штата Уттара Прадеш и восточной части Мадхья Прадеш. Наиболее важные литературные работы написаны на диалекте авадхи. (Хиндустани — старый термин, который используется все меньше и меньше, начиная с разделения Индии в 1947 г. Он относится к смешанному западному языку хинди-урду, который сформировался в военных лагерях и рынках вокруг Дели, распространился повсюду в Индии с 16-ого по 18-е столетие, и функционировал как lingua franca среди различных языковых групп.) Бенгали используется в Западном Бенгале и Бангладеш и стоит на шестом месте в мире по количеству носителей (приблизительно 120 миллионов). Подобно хинди, он опирается на санскрит. Это — язык поэта Рабиндраната Тагора, лауреата Нобелевской премии по литературе (1913 г.), имеющий одну из самых обширных литератур среди современных индийских языков.

Язык панджаби используется в Пенджабе, стране, расположенной в северо-восточной Индии и западном Пакистане. Это — язык сикхской религии. Священные поучения сикхизма созданы на этом языке шрифтом гурмукхи, который был разработан одним из сикхских гуру. В Индии панджаби близок к языку хинди; на западе, в Пакистане, диалекты панджаби заметно отличаются.

Бихари фактически является названием группы из трех связанных языков — бходжпури, майтхили и магахи — распространенных, главным образом, в северо-восточной Индии в Бихаре. Несмотря на приблизительно 40 миллионов говорящих бихари не является конституционно признанным языком Индии. Даже в Бихаре языком, используемым для образовательных и официальных целей, является хинди.

Среди других существенных индоарийских языков — сингальский, официальный язык Шри-Ланки, и романи, язык цыган, который распространился из Индии по всему миру. Санскритское происхождение романи очевидно из анализа звуков и грамматики.

Происхождение большинства алфавитов индоарийских языков возводится к письму брахми. Санскрит, пракриты, хинди, непальский, маратхи и кашмири (индусского населения) используют письмо деванагари, восходящее к брахми. Гуджарати, бенгали, ассамский и ория имеют системы письма, основанные на деванагари. Персидско-арабское письмо используется для языков урду, синдхи (наряду с деванагари) и панджаби (в Пакистане).

krimskaya-yuzhnaya-gemorragicheskaya-lihoradka-voprosi-i-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-klinicheskuyu-ordinaturu.html
krimskij-period-ocherki-istorii-i-kulturi-grekov-ukraini-ot-antichnosti-do-nashih-dnej.html
krimskoe-sobachestvo-vadima-bayana-kovalenko-anatolij-ivanovich-kandidat-iskusstvovedcheskih-nauk-professor.html
krionika-mifi-i-realnost.html
kriptograficheskie-metodi-zashiti-informacii-stranica-6.html
kriptografiya-i-kriptoanaliz-istoricheskie-osnovi-kriptologii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nazvanie-knigi-princip-spermatozoida-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-himii-dlya-uchashihsya-9-klassov-reshenie-eksperimentalnih-zadach-pri-obuchenii-himii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-kazahskogo-obshestva-v-xviii-xix-vv.html
  • school.bystrickaya.ru/ekzameni-po-viboru-uchashihsya-9-kl-v-tradicionnoj-forme-publichnij-otchet-na-obsheshkolnoj-konferencii-direktora-shkoli.html
  • testyi.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-blm-zhne-ilim-ministrlg-kspor-holding-kommerciyali-emes-akcionerlk-oami.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vse-pro-manikyur-chast-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-a-bahtina-rukovoditelyu-maou-ginazii-47.html
  • bukva.bystrickaya.ru/slovo-geroj-prishlo-v-nashe-miroponimanie-iz-dalekoj-epohi-drevnej-grecii-ellini-na-zare-svoej-civilizacii-nazivali-geroyami-legendarnih-vozhdej-kotorie-polzo-stranica-5.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasskaz-pervij-polet.html
  • pisat.bystrickaya.ru/telefonfaks-495638-66-99-dob-303-974-31-07-974-31-08.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trendovij-analiz-osnovnie-ponyatiya-kurs-lekcij-osnovi-torgovli-na-mirovih-finansovih-rinkah-08.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-po-zarubezhnoj-literature-epohi-vozrozhdeniya-na-temu-obraz-don-kihota-i-bezumie-mudrosti.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-11-rabochij-plan-i-metodicheskie-ukazaniya-massazh-vnutrennih-organov-ci-nejczan.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-surovaya-baltika-v-p-tennov-kogda-serebryanie-trubi-vozveshayut-pobedu-oni-zovut-na-pedestal-ne-tolko.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mirovoj-rinok-rabochej-sili-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-777-stranica-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-5-ponyatie-analiticheskogo-cikla-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-starshih-kursov-i-slushatelej-magistraturi-moskva-2011.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zher-ojnauin-pajdalanu-mseleler-zhnndeg-azastan-respublikasini-kejbr-zanamali-aktlerne-zgerster-men-tolitirular-engzu-turali-azastan-respublikasini-zai-zhobasini-tzhirimdamasi.html
  • report.bystrickaya.ru/izmeneniya-v-rossijskom-zakonodatelstve-v-sootvetstvii-s-zakonom-o-tehnicheskom-regulirovanii.html
  • student.bystrickaya.ru/4-2-trebovaniya-k-elektrobezopasnosti-62-stranica-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/iii-igri-po-literaturnim-tekstam-s-horosho-chitayushimi-detmi-metodicheskoe-posobie-moskva-2009-razrabotano-metodicheskim.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-buhgalterskogo-i-nalogovogo-ucheta-vkladov-v-rublyah-i-inostrannoj-valyute-oao-moskovskogo.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-dnya-himii-v-shkole-kratkoe-opisanie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rim-ii-pnn-ou-dstemelk-keshen.html
  • credit.bystrickaya.ru/perm-pgpu-2009-stranica-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-anglijskomu-yaziku-k-uchebniku-english-for-businessmen-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-vseh-form-obucheniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/atirau-oblisti-sotini-traasi-m-k-smalov.html
  • control.bystrickaya.ru/chto-takoe-pishevaya-neperenosimost-metodichka-49-farmaciya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-20-osobennosti-ugolovnoj-otvetstvennosti-programma-vstupitelnogo-ispitaniya-po-specialnosti-1-24-80-01.html
  • student.bystrickaya.ru/164-agregati-kratkoe-obzorno-spravochnoe-posobie-kniga-yavlyaetsya-pervim-v-svoyom-rode-obzorno-spravochnim-posobiem.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-premii-vitrina-italii-prisuzhdaemoj-za-vidayushiesya-dostizheniya-v-organizacii-obsluzhivaniya-rossijskih-turistov-v-italii-i-vklad-v-razvitie-turisticheskoj-industrii-dvuh-stran-obshie-polozheniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-miroustroitelnie-principi-petrov-arkadij-drevo-zhizni-knigi-novogo-mirovozzreniya-i-bioinformacionnih-tehnologij.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnoe-obespechenie-zakonodatelnoj-i-kontrolnoj-deyatelnosti.html
  • writing.bystrickaya.ru/haraktiristika-nalogooblozheniya-kazahstana.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhivotnovodcheskie-pticevodcheskie-i-zverovodcheskie-zdaniya-i-pomesheniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.