.RU

Материалы межрегиональной филологической конференции

Шадринский государственный педагогический институт

ШАДРИНСКИЕ ЧТЕНИЯ
МАТЕРИАЛЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Шадринск, 2004

УДК 801 + 82.0

ББК 81.2 Рус + 83

Ш 16
Шадринские чтения: Материалы межрегиональной филологи­ческой научной конференции / Отв. ред. С.Б. Борисов. – Шадринск: ШГПИ, 2004. – 116 с.


Редакционная коллегия
Борисов С.Б. – зав. кафедрой литературы ШГПИ, доктор

(отв. редактор) культурологии.
Дзиов А.Р. – кандидат филологических наук, доцент ШГПИ
Долженко Н.Г. – зав. кафедрой русского языка ШГПИ, кандидат

филологических наук, доцент

Сборник включает материалы межрегиональной филологической на­учной конференции, состоявшейся 20-21 апреля 2004 года в Шадрин­ском государственном педагогическом институте. Среди участников – вузовские исследователи Астрахани, Иркутска, Екатерин­бурга, Кургана, Магнитогорска, Сургута, Шадринска, а также учителя школ.

Издание предназначено для специалистов-филологов, преподавате­лей и студентов гуманитарных факультетов вузов.


Материалы печатаются в авторской редакции.

© Шадринский государственный педагогический институт, 2004

ISBN 5-87818-352-8 © Авторы статей, 2004

І. Текст: семантика, структура, анализ

Н.Р. Уварова (ШГПИ)

Лингвистический анализ полифонического текста

При чтении полифонического художественного произведения возникает впечатление одновременного и несливающегося звучания нескольких самостоятельных голосов. Сущностной чертой такого про­изведения является то, что в нем не выдерживаются каноны компози­ционно-речевых соответствий, согласно которым в художественном тексте существует два исконно противопоставленных ряда: «образ повествователя – речь повествователя – точка зрения повествователя в композиции произведения – повествование как компонент текста» и «образ персонажа – речь персонажа – точка зрения персонажа в композиции произведения – и прямая речь как компонент текста». Поскольку повествование, являясь зафиксированной в тексте речью повествователя, неизбежно передает звучание голоса повествователя, для возникновения полифонического эффекта необходимо присут­ствие, по крайней мере, одного персонажного голоса.

Существуют различные подходы в изучении полифонического текста, которые развивают, главным образом, два основных положения М.М. Бахтина о многоголосовом тексте – положение о «чужом слове» и о «диалогических отношениях».

Попытка исследовать субъектный текстовой механизм, передающий звучание чужого голоса в художественном тексте представляется акту­альной, и требует, на наш взгляд, решения следующих вопросов: 1) оп­ре­деление структуры личной сферы говорящего; 2) выявление и клас­си­­­фи­кация языковых средств репрезентации субъектного «я» в це­лом; 3) вы­явление основных референтных зон, представляющих «я» субъекта в по­лифоническом тексте; 4) разработка лингвистических критериев вы­де­ле­ния языковых средств-сигналов различных субъектных систем в по­вест­вовании; 5) создание номенклатуры языковых единиц, наиболее ча­сто объективирующих персонажный и авторский голоса в повество­ва­нии.

В разных философских системах строение и семантика отдельных структурных составляющих человеческого «я» понимается по-разному. В большинстве традиций человек мыслит свое «я» двухчастным – в единстве тела и души. В личную сферу говорящего субъекта, по мнению Ю.Д. Апресяна, входит сам говорящий и все, что ему «близко физи­чески, морально, эмоционально или интеллектуально». М. Трики, пытаясь свести в единый комплекс референтные зоны, представляющие «я» субъекта, выделяет дейктический, перцептуальный и идео-когнитивный центры. На каждом из этих уровней можно обнаружить языковые маркеры, имеющие различную субъектную принадлежность.

В.Ф. Гварджаладзе в своем исследовании «Языковые маркеры как выражение категории партитурности текста» проводит аналогию художественного текста с многоголосым музыкальным произведением. Согласно предложенной ею концепции «структура содержания как отдельных компонентов, так и текста в целом – не однолинейна, а поли­фонична, партии автора и действующих лиц взаимодействуют и слива­ются в ней в единое гармоничное целое». В работе предпринята попытка установить принципы выделения партий и их структурно-семантических параметров в тексте, исследовать языковые маркеры каждой партии.

Выявлению персонажных сигналов в повествовании на материале английских романов XX века посвящено исследование С.В. Амвросо­вой. Определение субъектной отнесенности языковых единиц повест­вования является доминантой проведенного ею стилистического анализа. В роли сигналов персонажного голоса в повествовании отме­чены единицы разных уровней в различных комбинациях. Выявляются лексические, грам­матические, фонетические и стилистические средства, восходящие к субъекту речи – персонажу. В исследовании М.Г. Агаджановой приво­дится номенклатура языковых единиц, наиболее часто объективирующих авторский голос в повествовании.

Между повествовательскими и персонажными единицами повество­вания существуют сложные количественные и качественные связи. Если объединенные в повествовании разносубъектные языковые элементы восходят к двум субъектам речи (повествователю и персонажу), то повествование – двуголосое. Персонажный голос в таком повествовании может быть представлен одним из названных языковых средств, либо комбинацией этих средств. Если разносубъектные языковые элементы повествования восходят к более чем двум субъектам речи (повествователю и нескольким персонажам), то повествование – многоголосое. Голоса, составляющие полифоническое повествование, могут сближаться (в этом случае повествователь передает точку зрения, сходную с его собственной), либо разделяться (в этом случае повествователь передает чуждую ему точку зрения).

Выделенные в докладе подходы являются основой лингвистического анализа полифонического художественного текста.
Источники
1.Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической действительности // Вопросы литературы. 1978, № 12.

2. Гварджаладзе В.Ф. Языковые маркеры как план выражения категории партитурности текста (на материале английского языка). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Тбилиси, 1983.

3. Агаджанова М.Г. Языковая реализация образа автора в литературном тексте. – Казань, 1997.

4. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка // Вопросы языкознания. 1995, № 1.

5. Амвросова М.В. О «многоголосом» типе повествования // Художественное творчество и литературный процесс. Вып. VІ. – Томск, 1984.

6. Triki M. The Representation of Self in Narrative // Journal of Literary Semantics. 1991, № 20.

Г.А. Шиганова (ЧГПУ)
Функционирование фразеологических союзов

в научном тексте
Текст – сложное речевое произведение, где реализуются языковые единицы разных уровней (от фонемы до предложения). При классификации и типологии текстов учитывают разные параметры – параметр структуры, функционально-стилевой параметр, параметр подготовленности, параметр цельности/связности, функционально-прагматический и другие. В нашем докладе мы используем для лингвистического наблюдения функционально-стилевой параметр. В качестве источника для сбора эмпирического материала послужил научно-учебный текст. Научный текст характеризуется прежде всего логичностью изложения, точностью приводимых фактов, отвлече­н­ностью и обобщенностью суждений, объективностью излагаемых мыслей. Названные признаки требуют соответствующего отбора лек­сических, фразеологических, грамматических и других средств языка, при помощи которых автор реализует свои цели и задачи.

Фразеологизмы релятивной семантики, к которым в первую очередь относятся фразеологические союзы (в школе их называют состав­ными), являются одним из основных показателей научного стиля, так как они участвуют в выражении отвлеченных синтаксических отноше­ний между словами и частями предложения. В последние десятилетия в русском языке наблюдается активное формирование новых фразеологических союзов, что связано с бурным развитием челове­ческого общества, с усложнением отношений в окружающем мире. Для выражения этих отношений человек создает новые речевые средства.

В научном тексте достаточно продуктивными являются союзы, относящиеся как к сочинительному, так и к подчинительному типу. Например: сочинительные – а также, не … а, не только … но и, не … но, не … но и, а не, как … так и; подчинительные – в то время как, в том числе и, если … то, если бы … то, в том смысле … что, так как, поскольку … то, для того чтобы, когда … то, что … то, с тем чтобы, хотя … но и, чем … тем и другие.

С помощью фразеологических союзов в исследуемом тексте выра­жаются такие синтаксические отношения как: противопоставительные с оттенком несоответствия, уступительные, сопоставительные, времен­ные, причинно-следственные, условно-следственные и другие.

Т.Е. Помыкалова (ЧГПУ)
Фразеологизмы признака, вербализующие внутренние качества человека: проблема влияния текстового окружения на формирование частного значения
Семантика фразеологического признака в современном русском языке содержательно широка. Интерпретационное осмысление этой семантики систематизирует коммуникативные смыслы значения, определяя ядерные и квалифицируя добавочные, то есть это осмысление позволяет показать, что рождена «новая система смыслов, инициированная исходной системой, но не равная совокупности её смыслов» (1, 75).

Интерпретация значений фразеологических единиц признака связана с необходимостью учета валентности этих языковых сущностей, их текстового окружения, семантики всего дискурсивного «реального акта вербальной коммуникации» (2, 47), специфики погружения этих единиц в «конфликтное пространство» (3, 553) текста.

Прокомментировать влияние текстового окружения на квалификацию значения фразеологизмов возможно на материале признаковых единиц, номинирующих положительные врождённые качества характера человека или живого существа с ядерным значением «открытый, искренний, широкий в проявлении чувств, чистосердечный», типа: с открытой (-ою) душой (-ю) (кто-либо); с душой (кто-либо); душа нараспашку (у кого-либо) и др. Эти фразеологические единицы отмечены, по анализу материала, в текстах разных жанров – они употребляются в поэтических произведениях русских классиков, например, Любезный именинник, О Пущин дорогой! Прибрёл к тебе пустынник С открытою душой; С пришельцем обнимися – Но доброго певца Встречать не суетися С парадного крыльца (А. Пушкин. К Пущину).

Фразеологизмы этого объединения классифицированы как активные единицы для обозначения черты человеческого характера в текстах художественно-публицистических и публицистических ХІХ-ХХІ века.

Как правило, в современных текстах, по материалу картотеки, содержательный объём анализируемых фразем помогают выявить синонимичные и антонимичные им единицы текстового окружения, а также подробное описание черты человеческого характера всей семантикой текста, в который «погружена» представляемая фразеологическая единица, например, Я всегда удивлялась, как они не подходят друг другу. Нонна – душа нараспашку, Слава скрытный, не любит шумные компании. Нонна решит отметить новую роль, накроет шикарный стол, созовёт гостей, а Слава вздыхает: «Нам бы вот пианино купить…» (4) (О Вячеславе Тихонове и Ноне Мордюковой – Т.П.). Душа нараспашку – «открытый, искренний, гостеприимный, радушный». Мы приглашены в «кабинет», нежилой, как санпропускник. Стены пустые, вешать нечего. На книжных полках - полторы книжки. На письменном столе – статуэтка да шахматы (т.е. искусство и досуг). Нам хочется сию же минуту выйти вон и завести себе других друзей, пусть даже пьяниц и матерщинников, но только чтобы с душой (Т. Толстая. Биде чёрный с Вольтером. – В кн.: День). С душой – «искренний, отзывчивый, увлечённый».

Текстовая когезия оказывается одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование частного фразеологического значения, только при внимательном отношении к текстовому расширенному пространству, вбирающему в себя языковую единицу, возможно наиболее полное представление содержательного значения такого «сложного несколькословного косвенного наименования» (5, 37), каковым является в языке признаковая фразеологическая компетенция.

materialnie-obekti-kulturnogo-naslediya-narodov-rossii-predstavlennie-pamyatnikami-istorii-i-kulturi-v-otchetnom-2005-godu-prodolzhali-ispitivat-vozdejstvie-stranica-4.html
materialnie-resursi-obrazovatelnaya-programma-povisheniya-kvalifikacii-strategicheskij-menedzhment-obrazovatelnoj.html
materialno-denezhnie-zatrati-metodicheskie-ukazaniya-sostavleni-v-sootvetstvii-s-novoj-programmoj-i-prednaznacheni.html
materialno-tehnicheskaya-baza-centralnij-federalnij-okrug-belgorodskaya-oblast-pasport-kulturnoj-zhizni.html
materialno-tehnicheskaya-baza-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
materialno-tehnicheskaya-baza-publichnij-otchet-direktora-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/voprosi-i-otveti-po-gosekzamenu-mgsu-misi-2004g-chast-16.html
  • writing.bystrickaya.ru/dvadcat-devyat-richard-bah-most-cherez-vechnost.html
  • college.bystrickaya.ru/1-romantizm-kak-hudozhestvennoe-napravlenie-i-hudozhestvennij-metod-svoeobrazie-nemeckogo-romantizma-jenskaya-i-gejdelbergskaya-shkola-romantikov.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolzovanie-naglyadno-obraznih-sredstv-na-zanyatiyah-po-horeografii-kak-sredstvo-dostizheniya-kompleksnih-obrazovatelnih-celej.html
  • composition.bystrickaya.ru/pervij-kanal-novosti-25-09-2008-borisov-dmitrij-18-00-21.html
  • diploma.bystrickaya.ru/veksel-specifika-raboti-s-vekselyami-v-rossii-chast-11.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-devyataya-nakanune-velikoj-otechestvennoj-vojni-georgij-konstantinovich-zhukov.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-8fizicheskij-uroven-physical-layer-kurs-lekcij-po-discipline-kompyuternie-seti-i-telekommunikacii-dlya.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-iiisravnenie-perevod-s-kitajskogo-i-kommentarii-aleksandr-nikolaevich-ignatovich.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-eta-kniga-posvyashaetsya-lyudyam-kotorie-zanimalis-razvitiem-moej-lichnosti.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ekonomicheskij-rost-i-socialnoe-razvitie-leningradskoj-oblasti.html
  • tests.bystrickaya.ru/metapoetika-federiko-garsii-lorki.html
  • spur.bystrickaya.ru/krimskij-period-ocherki-istorii-i-kulturi-grekov-ukraini-ot-antichnosti-do-nashih-dnej.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-temi-nauchnoj-programmi-konferencii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-410-podgotovka-uchreditelnih-dokumentov-apteki-i-dokumentov-dlya-licenzirovaniya-farmacevticheskoj-deyatelnosti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-15-10-1997.html
  • college.bystrickaya.ru/4-dohodi-proekta-federalnogo-byudzheta-stranica-3.html
  • school.bystrickaya.ru/audit-raschetov-po-zarabotnoj-plate-i-edinomu-socialnomu-nalogu-chast-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obem-ipotechnih-kreditov-na-yuzhnom-urale-viros-v-desyat-raz-v-chelyabinske-proshla-konferenciya-po-problemam-kreditovaniya-zhilishnogo-stroitelstva.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtomatizirovannie-sistemi-nauchno-tehnicheskoj-informacii-respublikanskih-i-mezhotraslevih-territorialnih-centrov.html
  • writing.bystrickaya.ru/invariantnie-svojstva-ortogonalnogo-proecirovaniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/xvi-gorodskaya-nauchnaya-prakticheskaya-konferenciya-shag-v-budushee-municipalnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-gimnazii-33.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avrora-v-rimskoj-mifologii-boginya-utrennej-zari-otozhdestvlyaemaya-s-grecheskoj.html
  • writing.bystrickaya.ru/filosofiya-srednih-vekov.html
  • crib.bystrickaya.ru/harakteristika-rukovoditelya-sposobnogo-upravlyat-soboj-socialnaya-psihologiya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6usloviya-opredelyayushie-kachestvo-podgotovki-specialistov-k-otchetu-filiala-o-samoobsledovanii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-vvvedenie-v-obshuyu-psihopatologiyu-psihopatologiya-chuvstvennogo-poznaniya-gallyucinacii-stranica-10.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sv-kallist-karavario-novosti-27.html
  • education.bystrickaya.ru/1-soderzhanie-predprinimatelskoj-deyatelnosti-3-stranica-16.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-dlya-obsuzhdeniya-mi-radi-predostavit-vam-pervij-v-istorii-filiala-mgsu-v-gminske-nomer-psihologicheskogo.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rozhdestvenskaya-yolka-scenarij-detskogo-prazdnika.html
  • composition.bystrickaya.ru/okolotin-v-s-o-51-volta-stranica-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-lekcii-metodi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-denezhnih-potokov-organizacij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-v-oblasti-obespecheniya-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnik-moskva-stranica-16.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.