.RU

МЕДИТАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ - И. В. Вачков основы технологии группового тренинга


^ МЕДИТАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ
Общее представление о медитации

Как уже говорилось выше, по нашему мнению, медитации в настоящее время должны считаться полноправными тренинговыми методами и ввиду их широкого распространения, и ввиду их эффективности в групповой работе. Впрочем, нельзя не оговориться: в строгом смысле не все "медитативные" техники, применяемые в тренинговых группах различных направлений, являются собственно медитациями. В изначальном своем значении медитация – это система духовной практики, которая позволяет приблизиться к центру своего Я и тем самым принять на себя ответственность за содержание своих мыслей. Шри Бхагаван Раджниш в своей "Оранжевой книге" пишет: "Медитация – это не-деяние, это состояние вне воли. Это расслабление... В медитации не требуется никаких логических операций или выводов, вы не делаете ничего особенного – вы просто есть... Не нужно тащить траву из земли – придет весна, и трава сама вырастет. Медитация это состояние, когда даете жизни идти своим естественным чередом – не направляя ее, не контролируя, не манипулируя, не навязывая ей никакой своей дисциплины. Это состояние естественной спонтанности и есть медитация".

Эта система духовной практики родилась на Востоке и принадлежит Востоку. Европейцы и американцы различными способами пытались "врастить" ее в свою культуру. Не все эти способы оказались удачными. Наиболее успешной "европеизированной" модификацией восточных медитативных и телесных техник, пожалуй, можно считать метод аутотренинга Шульца.

В современных психологических тренингах используется большое количество техник, основанных на релаксации, методах "исконной" медитации, элементах аутотренинга, суггестивных и аутосуггестивных приемах. Достаточно часто эти техники обозначают словом "медитативные". Результаты применения подобных техник носят разные названия: трансовые состояния, состояния измененного сознания, суггестивное погружение и пр. Некоторые психотерапевты не мудрствуя лукаво говорят просто о психологических упражнениях по визуализации. Мы называем такого рода методы медитациями-визуализациями, поскольку практически всегда они связаны с созданием зрительных образов.

^ Медитации-визуализации как метод психологического тренинга

Представляется целесообразным заботиться о том, чтобы в тренингах развития самосознания психотехники такого рода не приводили участников группы в гипнотическое состояние – в противном случае мы будем иметь дело не с развивающим тренингом, а с методом директивной психотерапии, которым может заниматься только специалист соответствующего профиля. Практический психолог, не имеющий медицинского образования, по нашему мнению (не претендующему однако на абсолютную истинность), должен, как черт от ладана, бежать от методов работы, в которых он некомпетентен. А когда дело касается гипнотических техник (в широком смысле применяемых нами постоянно, даже в быту), психолог обязан быть вдвойне осторожным.

В каждой такой психотехнике можно выделить три структурные части: психологические воздействия, направленные на релаксацию участников и переход к спокойному, неконцентрированному состоянию сознания; задаваемые ведущим визуализации; постепенный выход из расслабленного состояния. Термин "медитации-визуализации" в общем-то нельзя считать очень удачным, поскольку подобные психотехники обычно включают в себя не только зрительные системы, но и аудиальные, и кинестетические; иначе говоря, эффектом такой работы может стать "фильм", в котором участвует сам человек, или даже ощущение погружения в некую новую реальность, нечто вроде яркого сна, задействующего все модальности восприятия (поэтому некоторые психотерапевты называют эти состояния трансовыми – мы избегаем употребления слова "транс", дабы не приводить в трепет непосвященных, мгновенно ассоциирующих "трансовое" с "мистическим").

Относительно описываемых ниже медитаций-визуализаций следует сказать следующее: их применение не требует каких-то особенных узкоспециальных профессиональных навыков, но все же желательным является прохождение хотя бы краткосрочного обучения, дабы не нарушить святую заповедь "Не навреди!".

^ Общие правила применения медитативных техник

Чтобы не повторяться в дальнейшем, сделаем ряд замечаний, общих для всех подобных упражнений.

Каждая такая психотехника сама по себе занимает 15-20 минут. Именно на это время должны быть рассчитаны сопровождающие голос ведущего музыкальные отрывки (обычно это специальная музыка для медитаций и релаксаций). До начала упражнения ведущий должен позаботится о том, чтобы ничто не помешало его проведению (если за окном комнаты, в которой проходит тренинг, дорожные рабочие как раз собираются действовать отбойным молотком, то ведущий может смело гарантировать себе стопроцентный провал этой психотехники). Для проведения медитаций и телесно-ориентированных упражнений в тренинговой комнате должны быть предусмотрены маты или чистые и достаточно мягкие ковровые покрытия.

Ведущий предупреждает, что не нужно изо всех сил стараться следовать тому зрительному ряду, который будет задаваться в упражнении. Если образы, о которых он станет говорить, появятся без особых усилий со стороны участников и им легко будет следовать – замечательно. Если возникнут другие картинки – ничего страшного. Смотрите на них. Если вообще ничего не возникнет – можно просто думать, что где-то есть то, о чем говорится. Нужно отдаться своим ощущениям и плыть на их волнах, не пытаясь действовать. Излишнее старание, сознательные волевые усилия могут только разрушить необходимое состояние и помешать погружению в медитацию.

Проведение подобных психотехник может спровоцировать переход ведущего в психологическую позицию "сверху" и предоставить ему возможность использования директивных (даже авторитарных) методов воздействия. Если его задача состоит в том, чтобы избежать такого резкого изменения статуса, то в комментариях к упражнению нужно сделать особый акцент на обучающем характере предлагаемых медитаций, подчеркнуть, что участники смогут самостоятельно применять эти техники в дальнейшем, приблизительно запомнив текст самовнушений.

Во время медитации-визуализации участники либо лежат на спине, либо сидят в "позе кучера" на стульях. Поза должна быть удобной, такой, чтобы во время упражнения не появилось желания шевелиться, чтобы сменить ее. Глаза закрыты. Те участники, которые не желают принимать участие в этой психотехнике (а такие бывают; обычно это люди, имеющие отрицательный опыт внушающих воздействий – бывшие телепациенты Кашпировского, экс-ученики новоявленных "гуру" и клиенты разномастных "магов"), просто сидят тихо на своих местах, не мешая остальным. Иногда случается, что во время следующей медитации-визуализации они рискуют (и обычно успешно) присоединиться к своим товарищам по группе. Произнося текст психотехники, ведущий должен зорко следить за внешними проявлениями состояния участников группы, чтобы вовремя заметить неадекватные реакции, если таковые случатся.

У текстов упражнений по медитации-визуализации есть некоторые особенности, о которых нужно помнить при воспроизведении известных или конструировании новых формулировок. Во-первых, везде применяется настоящее время (за исключением специальных установок на позитивное самочувствие по окончании упражнения). Во-вторых, все воздействия должны содержать позитивный настрой – для этого следует избегать употребления отрицательной частицы "не", все предложения должны звучать утверждающе. В-третьих, отрицательные эффекты могут иметь формулы, вызывающие ощущение тяжести в мышцах, поэтому, на наш взгляд, лучше говорить о тепле, вялости, расслабленности.

По окончании процедуры обязательно получение обратной связи от каждого из членов группы. Желателен подробный отчет об ощущениях во время медитации, о возникавших образах, об актуальном состоянии. Каких только рассказов вы не услышите от своих клиентов! Некоторые из них совершают такие путешествия, испытывают такие яркие впечатления, получают так много интересной, а порой просто загадочной информации, что ни один сон не сможет с этим сравниться.

Вместе с тем может обнаружиться и обратный полюс: кое-кто из участников признается, что промучился от скуки все пятнадцать минут, с нетерпением ожидая конца упражнения, поскольку ничего не чувствовал и ничего не видел. Кто-то откровенно заснул при первых "гипнотических" словах ведущего, используя возможность "добрать" не доставшееся накануне ночью, и мирно просопел до команды открыть глаза. В вашей группе могут оказаться люди с высокой степенью тревожности, а то и выраженные невротики. У них даже самые безобидные визуальные установки ведущего иногда провоцируют мрачные или кошмарные видения. Если вашей целью не является направленная психотерапевтическая работа с ними, то можно просто предложить им не участвовать в дальнейших медитациях. У одного-двух участников такие упражнения могут вызвать учащенное сердцебиение и/или головную боль. Часто это гипертоники – им также не стоит принимать участие в медитациях. Кроме того, причиной отрицательных реакций может быть излишне быстрое выведение из расслабленного состояния. Ведущему следует учесть этот факт.

Несмотря на возможность перечисленных негативных проявлений (утешьтесь тем, что они – не такое уж частое явление) у подавляющего большинства участников группы – при правильном проведении ведущим медитаций-визуализаций возникает ощущение хорошего отдыха, бодрости, восстановленных сил. Поэтому указанные техники могут быть применены не только в своих специфических целях, предусмотренных ведущим, но и в качестве общего средства снятия физического и психического напряжения, утомления, стрессовых реакций. Участникам групп обычно очень нравятся подобные процедуры – в четырех-пятидневном тренинге медитации-визуализации можно проводить ежедневно, а в длительных тренингах (12-15 дней) – вполне приемлемо и дважды в день, особенно при сильной утомляемости участников группы.

^ Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Кому принадлежит приведенная ниже цитата: "Не нужно тащить траву из земли – придет весна, и трава сама вырастет. Медитация – это состояние, когда даете жизни идти своим естественным чередом – не направляя ее, не контролируя, не манипулируя, не навязывая ей никакой своей дисциплины"?

  2. Какие психотехники, содержательно близкие к методике медитации, используются в европейских психологических школах.

  3. Можно ли считать медитации гипнотическими техниками? Почему? Насколько, по вашему мнению, правомерно использование гипноза в психологических тренингах?

  4. Какие структурные части выделяются в медитативных техниках? Раскройте их содержание.

  5. Верно или неверно, по вашему мнению, высказывание:

    1. Практический психолог, не имеющий медицинского образования, не имеет права пользоваться ни одной техникой, содержащей элементы суггестии.

    2. Психологического образования достаточно для того, чтобы применять в практической работе медитации, аутотренинг, релаксационные техники.

    3. Психолог, практикующий медитации, должен обязательно иметь документ (сертификат), свидетельствующий о прохождении специального обучения и дающий право на применение суггестивных методов.

  6. Вставьте нужное слово – "может" или "не может" – в следующее высказывание: "Проведение подобных психотехник (медитаций).......... спровоцировать переход ведущего в психологическую позицию "сверху" и открыть ему возможность использования директивных (авторитарных) методов воздействия".

  7. Опишите внешние условия, необходимые для успешного проведения медитаций-визуализаций.

  8. Следует ли настаивать на строгом следовании участников группы за инструкцией ведущего и вызывании образов, обязательно совпадающих с предлагаемыми им?

  9. Возможны ли негативные переживания участников при проведении медитаций-визуализаций?

  10. Перечислите важнейшие особенности формулировок, используемых в тексте упражнений по медитациям-визуализациям.

  11. В каких целях могут использоваться медитации-визуализации в психологических тренингах развития самосознания?

  12. Является ли обязательным подробный опрос участников о самочувствии и получение обратной связи после медитаций-визуализаций?








^ Часть IV АРСЕНАЛ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО ТРЕНИНГОВ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ Глава 4.1

kodeksom-rossijskoj-federacii-opredelyayutsya-storonami-dogovora-transportnoj.html
kodeksu-rossijskoj-federacii-material-podgotovlen-s-ispolzovaniem-pravovih-aktov-po-sostoyaniyu-na-1-sentyabrya-2006-goda-izdanie-trete-ispravlennoe-i-dopolnennoe.html
kodi-kurs-2-kredit-1-studentt-z-betnshe-ataratin-zhmisina-arnalan-dstemelk-deuler.html
kodi-peredachi-dannih-lokalnie-i-globalnie.html
kodifikaciya-vizantijskih-pravovih-istochnikov-v-epohu-vselenskih-soborov.html
kodifikator-nauk-processov-yavlenij-otchet-o-nauchno-issledovatelckoj-rabote-po-proektu-vniigmi-mcd-podprogrammi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/serovodorod-9-46-uchebnoe-posobie-dlya-uchashihsya-moskva-prosveshenie.html
  • school.bystrickaya.ru/konstitucionnie-osnovi-organizacii-mestnogo-samoupravleniya-v-rf.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-organizacii-i-provedenii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-7-psihologiya-peregovornogo-processa-po-razresheniyu-konfliktov-praktikum-po-konfliktologii-2-e-izdanie-dopolnennoe.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii-kurs-1-semestr-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-inostrannomu-yaziku-anglijskij-nazvanie-disciplini.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tolerantnost-v-rossii-istoriya-i-sovremennost-naimenovanie-meropriyatiya-konferenciya-seminar-simpozium.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-blmdlk-masati.html
  • student.bystrickaya.ru/24-organizaciya-upravleniya-sistema-svyazi-i-opovesheniya-plan-po-preduprezhdeniyu-i-likvidacii-avarijnih-razlivov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/proizvodstvo-v-arbitrazhnom-sude-rf.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tablica-4-eksperimentalno-teoreticheskoe-obosnovanie-gigienicheskih-meropriyatij-pri-razvertivanii-i-rabote-polevih.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-dinamiki-tovarooborota-2006-2008-gg.html
  • composition.bystrickaya.ru/pensionnaya-reforma-socialnij-finansovij-i-informacionnij-aspekti.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-seminara-10-00-otkritie-seminara-privetstvennaya-rech-rukovoditeli-gk-yuts-dsm-fs-10-15.html
  • essay.bystrickaya.ru/biograficheskaya-biblioteka-f-pavlenkova-stranica-23.html
  • literature.bystrickaya.ru/domashnee-chtenie-serbskaya-skazka-dorogoj-drug.html
  • control.bystrickaya.ru/bkej-ordasi-audanini-shalajdai-eld-mekendernde-tratin-balalardi-zhalpi-blm-beretn-mektepterge-tasimaldaudi-shemasi-men-trtbn-bektu-turali.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/magistranti-5-kurs-rabochaya-programma-f-tpu-1-2101-disciplini-inostrannij-yazik-v-sfere-professionalnoj-kommunikacii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vechernij-chelyabinsk-vecherkasu-15042011-pensiya-po-raschetu-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-18-aprelya-2011-goda.html
  • write.bystrickaya.ru/globalnie-logisticheskie-koncepcii-upravleniya-materialnim-potokom-kratkij-konspekt-kursa-lekcij-po-kommercheskoj.html
  • university.bystrickaya.ru/funkcii-administrativnih-organov-gosudarstva-programma-kompleksnogo-gosudarstvennogo-ekzamena-po-specialnosti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ix-evropejskaya-kultura-novogo-vremeni-ot-rascveta-k-krizisu-xvii-xix-veka-stranica-4.html
  • credit.bystrickaya.ru/p-erechen-i-formi-provedeniya-vstupitelnih-ispitanij-dlya-obucheniya-po-programmam-magistraturi-i-attestacionnih-ispitanij-na-vtoroj-i-posleduyushi-e-kursi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/primenenie-algebri-viskazivanij-v-informatike.html
  • essay.bystrickaya.ru/dautov-o-sh-elektromagnitnaya-sovmestimost-konspekt-lekcij.html
  • institut.bystrickaya.ru/tenevaya-ekonomika-i-kontrolnie-funkcii-tamozhennih-organov-chast-6.html
  • school.bystrickaya.ru/avtomatizirovannaya-informacionnaya-sistema-dlya-nalogovoj-inspekcii-chast-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/r-12-3407-40884vt-0409-kvt-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-diplomnogo-proekta-po-specialnosti-260501.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pochemu-glinyanie-ptici-vzleteli-idris-shah-skazki-dervishej.html
  • crib.bystrickaya.ru/grigorij-ivanovich-gurdzhiev-proishozhdenie-i-zachatie-9.html
  • university.bystrickaya.ru/gde-otvetit-na-sleduyushie-voprosi-kakaya-vasha-cel-v-napravlenii-telo-zdorove-udovolstviya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rizhij-ricar-posvyashaetsya-vsem-moim-druzyam-stranica-10.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-kongresse-muor-i-vau-14-iyunya-2008-zavershil-svoyu-rabotu-11-vsemirnij-ochno-zaochnij-kongress.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-25-avgusta-2010-g-n-558-ob-utverzhdenii-perechnya-tipovih-upravlencheskih-arhivnih-dokumentov-obrazuyushihsya-v-processe-deyatelnosti-gosudarstvennih-organov-organov-stranica-4.html
  • assessments.bystrickaya.ru/duhovoj-orkestr-mvd-chehoslovakii-dirizher-s-horak-nadbanchai-m-stranica-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/epidemioloicheskie-osobenosti-skarlatini-v-i-i-mechnikova-25-aprelya-2006-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.