.RU

Методическая разработка по теме Развитие интеллектуальных и практических умений



Кривопорожская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка по теме

Развитие интеллектуальных и практических умений

обучающихся на уроках физики

Учитель: Рудометова Н.И.

Содержание работы


Пояснительная записка…………………………………………………………………3

Основная часть

1. Основы теории развивающего обучения………………………………………… 4

1.1 Что такое развивающее обучение……………………………………………………5

1.2 Принципы развивающего обучения …………………………………………………5

1.3 Сравнение традиционного и развивающего обучения…………………………… 6

1.4. Как можно организовать развивающее обучение ………………………………… 7

1.5 Условия и идеи развивающего обучения……………………………………………7

1.6 Что можно развивать у учеников…………………………………………………… 8

1.7 «Сфера» мыслительных и практических умений………………………………… 9

1.8 «Пульсирующая сфера развития» - модель развития обучения……………….. …10

1.9 Развитие мыслительных операций у учащихся……………………………………11-15

2. Примеры заданий развивающего характера

2.1 Задания развивающего обучения в 8 классе по теме: «Тепловые явления»…… 16-18

2.2 Формирование умений работать с учебником, (примеры)……………………… 19-22

2.3 Развитие мышления учащихся при формировании умений работать с текстом…23-33

2.4 Работа учащихся по составлению таблиц, (примеры)…………………………… 34-38

2.5 Работа со справочником по физике, (примеры)…………………………………… 39-40

2.6 Ведение записей прочитанного текста……………………………………………… 41-43

2.7 Наблюдения и эксперименты – способ формирования практических умений….. 44-46 2.8 Составление тестов………………………………………………………………………47-55 2.9 Составление задач…………………………………………………………………… …56-62

3. Приложение

3.1 Рекомендации………………………………………………………………………… 63

Список литературы………………………………………………………………… 64

Развитие интеллектуальных и практических умений учащихся при обучении физике
Пояснительная записка
Одно из направлений решения основных задач российского образования – повышение его качества и эффективности. Это связано с внедрением в учебный процесс технологии формирования научных методов познания.

В педагогической практике четко прослеживается тенденция на «вооружение» учащихся не только конкретными знаниями по предмету, но и комплексом умений, в том числе интеллектуальных. В программе для среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень) указано, что учащийся должен описывать и объяснять явления и свойства тел, различать, сравнивать, делать выводы, демонстрировать, приводить примеры, обсуждать, воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию.1 «Исследования уровня знаний школьников по естественным дисциплинам включают в себя задания и на проверку интеллектуальных умений: выполнять анализ экспериментальных данных, классификацию и обобщение фактов, формулировать выводы, и др.; есть задания и на проверку умений методологического характера: провести наблюдение, выдвинуть гипотезу, объяснить наблюдаемые факты, спланировать эксперимент».2

Цель: сформировать знания о мыслительных операциях и процессах, связанных с мышлением.

Задачи:

Основы теории развивающего обучения

В педагогике большое внимание уделяют проблемам развивающего обучения. В педагогических кругах часто возникают вопросы: «Разве любое обучение не развивает?», «Не надумана ли проблема – организация развивающего обучения?» Высказываются, казалось бы, непримиримые точки зрения.

Любое обучение развивает, на то оно и обучение,- говорят одни. В качестве аргумента приводят следующее утверждение: ведь ученик до урока не знал закон Ома, а – учитель – познакомил его с ним, значит развил его, ученик до меня не умел решать задачи по динамике, а со мной на уроке научился, так как я показал ему способ решения, научился ученик решать – значит, развился.

Далеко не каждое, а только особенное обучение развивает, считают другие педагоги. В качестве довода приводят факт: если бы любое обучение развивало, то откуда столько незнающих предмет? Почему самая простая нестандартная задача ставит многих учащихся в тупик, хотя имеющихся у них знаний достаточно для ее решения?

Обратимся к истории этого вопроса. Психолог Л. В. Выготский в работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научных направления, которые по- разному решали вопрос о соотношении обучения и развития.

Основатели первой школы: австрийский психолог врач З. Фрейд и швейцарский психолог Ж. Пиаже предположили, что обучение и развитие - процессы независимые. Их идеи выражает крылатая фраза: "обучение плетется в хвосте развития".Из их концепции вытекал дидактический принцип доступности: учить тому, что учащиеся могут понять и до чего созрели их психические функции.

Представители другой школы - американский философ и психолог У. Джемс и другие утверждают: любое обучение развивает. Основанием для такой позиции служит опыт учителей, их доводы: "не знал - узнал, не умел - научился, значит, - развился".

Представители школы психолога Л.С. Выготского считают, что обучение и развитие два независимых, но сопряженных процесса. Обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным и успешным обучение. Образное выражение идеи этой школы:"обучение впереди развития".

Развивает обучение, лишь построенное по определенным правилам и при соблюдении определенных условий.

Что такое развивающее обучение
Психолог И.С. Якиманская определила развивающее обучение, как "обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым влияет на умственное развитие."

По представлению Г.В. Ренкина, Е.В. Заика сущность развивающего обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ученик становится его субъектом.

Учащийся должен ощущать потребность и способность к самоизменению, он должен приобрести мотив к саморазвитию. В этом случае учеба для него станет осмысленным делом, имеющим важное значение. Ученик - субъект - это означает, что он знает свои действия на уроке: как и для чего он выполняет задания. При такой организации учебно-воспитательного процесса в ученике могут меняться все психические, функции: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, воля, мышление, а также качества личности – ответственность, самостоятельность и другие.

"Школа мышления" - направлена на развитие личности обучаемого, на овладение учеником мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, дедукцией и пр.

Принципы развивающего обучения
Выготский Л.С, Давыдов В.В, Гальперин П.Я, Талызина Н.Ф. – сформулировали принципы развивающего обучения.

Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности.

При разработке содержания занятий нужно проектировать учебную деятельность так, чтобы ученик решал задачи, опираясь на зону своего актуального развития (область наличных возможностей ребенка), а выполнение работы переводило его в зону ближайшего развития (область потенциальных возможностей). Другими словами, обучение должно строиться так, чтобы ставились задачи, вызывающие учебные затруднения у учащихся. Поскольку они их не в состоянии решить, опираясь на репродуктивные знания, для решения должны требоваться размышления, коллективное обсуждение. Развитие гипотез, обращение к дополнительной литературе, наблюдения, консультации, исследования.

Для эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них «ситуацию успеха», т.е. предлагать такие задачи и учебные действия, с которыми ученик справится, почувствует себя победителем, эта будет его личная победа.

При оценивании работ, ученика нужно сравнивать не с другим, а с самим собой в плане выполнении, но вчерашним.

Важно предусмотреть цепочку мер, которые позволяют перевести знания «извне» в знания «во внутрь». Это коллективное обсуждение результатов, сопоставление различных точек зрения и т.д.

Сравнение традиционного и развивающего обучения



kurs-molodogo-voprosnika-lekciya-1-stranica-10.html
kurs-molodogo-voprosnika-lekciya-1-stranica-9.html
kurs-na-2008-2009-uch-god-g-buzuluk-nabor-leto-2007g-gr-82-119-126-79-chel.html
kurs-na-bereg-nevidimij-betsya-serdce-korablya.html
kurs-na-industrializaciyu-krah-buharina.html
kurs-na-port-saloniki-kurs-na-port-saloniki-cel-po-kursu.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-programmi-podgotovki-bakalavra-4-4-trebovaniya-k-urovnyu-podgotovki-neobhodimomu-dlya-osvoeniya-programmi-podgotovki-bakalavra-5-stranica-5.html
  • school.bystrickaya.ru/chislo-kak-sushee.html
  • write.bystrickaya.ru/filipp-bogachev-russkaya-model-effektivnogo-soblazneniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-uchrezhdeniya-stranica-3.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukcii-po-napisaniyu-proekta-programma-fulbrajta-po-obmenu-uchenih-na-200.html
  • essay.bystrickaya.ru/bibliografiya-b-a-astafev-strategicheskoe-prognozirovanie-i-upravlenie-na-osnove-genoma-i-zakonov-mira-teoriya-i-praktika.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-buhgalterskij-uchet-cennih-bumag.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ogon-protiv-ognya-takoj-malenkij-krokodil.html
  • textbook.bystrickaya.ru/investiciyalardi-zhzege-asirudi-zhne-investiciyali-preferenciyalardi-berud-kzdejtin-investiciyali-zhobani-ske-asirua-investiciyali-kelsmshart-zhasasu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-5dnej14nochej-zaezdi-04-05-11-03-06-11-17-06-11-01-07-11-15-07-11-29-07-11-12-08-11-26-08-11-30-09-11.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sudebnaya-praktika-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-ingushskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologiyali-ahual-olimizdi-isaji.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-konkursnoe-zadanie-ii-etapa-oblastnogo-konkursa-buhgalter-professional-2006.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-komiteta-po-soblyudeniyu-v-ramkah-kartahenskogo-protokola-po-biobezopasnosti.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-8-zaklyuchenie-gde-zhe-telo-kniga-sledi-bogov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/651-obekt-nalogooblozheniya-prinyatie-sokrasheniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tolerantnost-k-vich-polozhitelnim-lyudyam-otchet-po-pervomu-etapu-issledovaniya-razrabotka-koncepcii-informacionnoj-kampanii.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-tretya-luchshie-prakticheskie-metodi-yuridicheskogo-obrazovaniya-ponya-tie-i-k-arta-roj-staki-i-drugie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologiya-professionalnogo-obsheniya-rabotnikov-pravoporyadka-chast-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-mezhdunarodnij-kredit-tema-mirovaya-ekonomika-i-meo-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specialnost-050715-65-logopediya-kursovaya-rabota-na-temu-razvitie-kommunikativnih-umenij-u-starshih-doshkolnikov-s-onr-iii-urovnya.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravit-vliyanie-avarii-na-zdorove-lyudej-material-iz-vikipedii-svobodnoj-enciklopedii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/socialnie-utopii-vozrozhdeniya-na-primere-tvorchestva-t-mora-i-t-kampanelli.html
  • education.bystrickaya.ru/10-otkaz-v-dopuske-v-samashki-predstavitelyam-mezhdunarodnogo-komiteta-krasnogo-kresta-drugih-gumanitarnih-organizacij-vracham.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ivan-pavlovich-susov-istoriya-yazikoznaniya-stranica-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/56-slabotochnie-seti-generalnij-plan-ilskogo-gorodskogo-poseleniya-severskogo-rajona.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-vipusknikov-horosho-podgotovilis-k-ekzamenam-i-pokazali-glubokie-znaniya-po-obshestvoznaniyu-istorii-informatike-i-dr-predmetam.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-5-nablyudenie-videlenie-raznih-sostoyanij-obekta-metodicheskie-rekomendacii-dlya-uchitelya-1-klass-sistema.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-ledovih-pereprav-otkrili-v-irkutskoj-oblasti-29-dekabrya-internet-resurs-ust-ordaru-29122011.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/segodnya-v-yurge-vvedeni-v-stroj-dve-pechi-na-ferrosplavnom-zavode.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uniscan.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-voprosi-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-mehanika-osnovi-mehaniki-sploshnih-sred.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-po-literature-v-7-klasse-tema-obraz-mciri-poiski-lermontovim-idealnogo-geroya-borca.html
  • letter.bystrickaya.ru/nadomnaya-forma-obucheniya-otchet-odeyatelnosti-gou-lo-slancevskaya-specialnaya-shkola-internat-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razvitie-groz-v-konvektivnih-oblakah.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    Характеристика системы


    Традиционная педагогика

    Развивающая педагогика

    Цель обучения


    Передача знаний и умений

    Развитие способностей

    Другое название


    Школа памяти

    Школа мышления

    Главный девиз


    «Делай, как я»

    «Думай, как делать»

    Кредо учителя


    Я – над вами

    Я – вместе с вами

    Роль учителя

    Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель традиций.

    Организатор деятельности учащихся, консультант, управляющий процессом.

    Функции учителя


    Сообщение знаний

    «Выращивание» человека

    Стиль преподавания


    Авторитарный

    Демократичный

    Стиль взаимодействия учителя и ученика

    Монологический

    Диалогический

    Преобладающий метод обучения


    Информационный

    Проблемно-поисковый

    Формы организации


    Фронтальные, групповые

    Индивидуальные, групповые

    Преобладающая деятельность учащихся

    Участие в беседе, работа по алгоритму, другие

    Самостоятельная, поисковая, творческая деятельность разного вида.

    Позиция ученика

    Пассивная

    Активная при наличии интереса

    Мотив к учению


    Создается эпизодически

    Создается целенаправленно