.RU

Методическая разработка по теме Развитие интеллектуальных и практических умений



Кривопорожская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка по теме

Развитие интеллектуальных и практических умений

обучающихся на уроках физики

Учитель: Рудометова Н.И.

Содержание работы


Пояснительная записка…………………………………………………………………3

Основная часть

1. Основы теории развивающего обучения………………………………………… 4

1.1 Что такое развивающее обучение……………………………………………………5

1.2 Принципы развивающего обучения …………………………………………………5

1.3 Сравнение традиционного и развивающего обучения…………………………… 6

1.4. Как можно организовать развивающее обучение ………………………………… 7

1.5 Условия и идеи развивающего обучения……………………………………………7

1.6 Что можно развивать у учеников…………………………………………………… 8

1.7 «Сфера» мыслительных и практических умений………………………………… 9

1.8 «Пульсирующая сфера развития» - модель развития обучения……………….. …10

1.9 Развитие мыслительных операций у учащихся……………………………………11-15

2. Примеры заданий развивающего характера

2.1 Задания развивающего обучения в 8 классе по теме: «Тепловые явления»…… 16-18

2.2 Формирование умений работать с учебником, (примеры)……………………… 19-22

2.3 Развитие мышления учащихся при формировании умений работать с текстом…23-33

2.4 Работа учащихся по составлению таблиц, (примеры)…………………………… 34-38

2.5 Работа со справочником по физике, (примеры)…………………………………… 39-40

2.6 Ведение записей прочитанного текста……………………………………………… 41-43

2.7 Наблюдения и эксперименты – способ формирования практических умений….. 44-46 2.8 Составление тестов………………………………………………………………………47-55 2.9 Составление задач…………………………………………………………………… …56-62

3. Приложение

3.1 Рекомендации………………………………………………………………………… 63

Список литературы………………………………………………………………… 64

Развитие интеллектуальных и практических умений учащихся при обучении физике
Пояснительная записка
Одно из направлений решения основных задач российского образования – повышение его качества и эффективности. Это связано с внедрением в учебный процесс технологии формирования научных методов познания.

В педагогической практике четко прослеживается тенденция на «вооружение» учащихся не только конкретными знаниями по предмету, но и комплексом умений, в том числе интеллектуальных. В программе для среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень) указано, что учащийся должен описывать и объяснять явления и свойства тел, различать, сравнивать, делать выводы, демонстрировать, приводить примеры, обсуждать, воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию.1 «Исследования уровня знаний школьников по естественным дисциплинам включают в себя задания и на проверку интеллектуальных умений: выполнять анализ экспериментальных данных, классификацию и обобщение фактов, формулировать выводы, и др.; есть задания и на проверку умений методологического характера: провести наблюдение, выдвинуть гипотезу, объяснить наблюдаемые факты, спланировать эксперимент».2

Цель: сформировать знания о мыслительных операциях и процессах, связанных с мышлением.

Задачи:

Основы теории развивающего обучения

В педагогике большое внимание уделяют проблемам развивающего обучения. В педагогических кругах часто возникают вопросы: «Разве любое обучение не развивает?», «Не надумана ли проблема – организация развивающего обучения?» Высказываются, казалось бы, непримиримые точки зрения.

Любое обучение развивает, на то оно и обучение,- говорят одни. В качестве аргумента приводят следующее утверждение: ведь ученик до урока не знал закон Ома, а – учитель – познакомил его с ним, значит развил его, ученик до меня не умел решать задачи по динамике, а со мной на уроке научился, так как я показал ему способ решения, научился ученик решать – значит, развился.

Далеко не каждое, а только особенное обучение развивает, считают другие педагоги. В качестве довода приводят факт: если бы любое обучение развивало, то откуда столько незнающих предмет? Почему самая простая нестандартная задача ставит многих учащихся в тупик, хотя имеющихся у них знаний достаточно для ее решения?

Обратимся к истории этого вопроса. Психолог Л. В. Выготский в работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научных направления, которые по- разному решали вопрос о соотношении обучения и развития.

Основатели первой школы: австрийский психолог врач З. Фрейд и швейцарский психолог Ж. Пиаже предположили, что обучение и развитие - процессы независимые. Их идеи выражает крылатая фраза: "обучение плетется в хвосте развития".Из их концепции вытекал дидактический принцип доступности: учить тому, что учащиеся могут понять и до чего созрели их психические функции.

Представители другой школы - американский философ и психолог У. Джемс и другие утверждают: любое обучение развивает. Основанием для такой позиции служит опыт учителей, их доводы: "не знал - узнал, не умел - научился, значит, - развился".

Представители школы психолога Л.С. Выготского считают, что обучение и развитие два независимых, но сопряженных процесса. Обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным и успешным обучение. Образное выражение идеи этой школы:"обучение впереди развития".

Развивает обучение, лишь построенное по определенным правилам и при соблюдении определенных условий.

Что такое развивающее обучение
Психолог И.С. Якиманская определила развивающее обучение, как "обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым влияет на умственное развитие."

По представлению Г.В. Ренкина, Е.В. Заика сущность развивающего обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ученик становится его субъектом.

Учащийся должен ощущать потребность и способность к самоизменению, он должен приобрести мотив к саморазвитию. В этом случае учеба для него станет осмысленным делом, имеющим важное значение. Ученик - субъект - это означает, что он знает свои действия на уроке: как и для чего он выполняет задания. При такой организации учебно-воспитательного процесса в ученике могут меняться все психические, функции: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, воля, мышление, а также качества личности – ответственность, самостоятельность и другие.

"Школа мышления" - направлена на развитие личности обучаемого, на овладение учеником мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, дедукцией и пр.

Принципы развивающего обучения
Выготский Л.С, Давыдов В.В, Гальперин П.Я, Талызина Н.Ф. – сформулировали принципы развивающего обучения.

Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности.

При разработке содержания занятий нужно проектировать учебную деятельность так, чтобы ученик решал задачи, опираясь на зону своего актуального развития (область наличных возможностей ребенка), а выполнение работы переводило его в зону ближайшего развития (область потенциальных возможностей). Другими словами, обучение должно строиться так, чтобы ставились задачи, вызывающие учебные затруднения у учащихся. Поскольку они их не в состоянии решить, опираясь на репродуктивные знания, для решения должны требоваться размышления, коллективное обсуждение. Развитие гипотез, обращение к дополнительной литературе, наблюдения, консультации, исследования.

Для эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них «ситуацию успеха», т.е. предлагать такие задачи и учебные действия, с которыми ученик справится, почувствует себя победителем, эта будет его личная победа.

При оценивании работ, ученика нужно сравнивать не с другим, а с самим собой в плане выполнении, но вчерашним.

Важно предусмотреть цепочку мер, которые позволяют перевести знания «извне» в знания «во внутрь». Это коллективное обсуждение результатов, сопоставление различных точек зрения и т.д.

Сравнение традиционного и развивающего обучения



kurs-molodogo-voprosnika-lekciya-1-stranica-10.html
kurs-molodogo-voprosnika-lekciya-1-stranica-9.html
kurs-na-2008-2009-uch-god-g-buzuluk-nabor-leto-2007g-gr-82-119-126-79-chel.html
kurs-na-bereg-nevidimij-betsya-serdce-korablya.html
kurs-na-industrializaciyu-krah-buharina.html
kurs-na-port-saloniki-kurs-na-port-saloniki-cel-po-kursu.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-literaturnogo-kruzhka-v-gostyah-u-skazki.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sergej-alekseev-stranica-11.html
  • report.bystrickaya.ru/kakaya-prelest-eta-vasha-zalivnaya-riba-luchshie-recepti-novogodnih-blyud-metodichka-49-farmaciya.html
  • composition.bystrickaya.ru/p3-predelno-dopustimie-koncentracii-pdk-nekotorih-veshestv-l-n-blinov-glavnij-redaktor-izdatelstva.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uralskij-ekonomicheskij-okrug-chast-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/abioticheskie-faktori-sredi-i-ih-vliyanie-na-zhivie-organizmi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tenevaya-ekonomika-i-kontrolnie-funkcii-tamozhennih-organov-chast-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/kratkie-svedeniya-o-golosovom-apparate-e-m-pekerskaya-vokalnij-bukvar.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-vnimanie-eto-otredaktirovannaya-komandorom-versiya.html
  • grade.bystrickaya.ru/modul-aktualnost-problemi-obespecheniya-bezopasnosti-informacii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-msrepovti-zhaa-dostar.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-tehnologicheskie-osnovi-sozdaniya-mashin-prirodoobustrojstva-i-zashiti-okruzhayushej-sredi-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-podgotovki-specialnosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-kursu-tamozhennoe-pravo-dlya-studentov-5-ives-moskva-2004.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/r-p-bakanov-stranica-3.html
  • student.bystrickaya.ru/-4-pravovoj-rezhim-voennoj-okkupacii-pravovoj-rezhim-vooruzhennih-konfliktov-i-mezhdunarodnoe-gumanitarnoe-pravo.html
  • studies.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-celesoobraznost-primeneniya-fotoepilyacii-v-salonah-krasoti-razlichnogo-klassa-chast-16.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reglament-po-vneseniyu-izmenenij-v-ris-ege-prilagaetsya-nachalnik-otdela-e-v-lavrinenko.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shpargalki-po-administrativnomu-pravu-chast-10.html
  • write.bystrickaya.ru/garvi-berch-soldat-nevidimogo-fronta-roman-belousov-o-chem-umolchali-knigi.html
  • writing.bystrickaya.ru/byudzhet.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tema-3-izderzhki-predpriyatiya-i-ego-rezultati-uchebno-metodicheskoe-posobie-po-discipline-ekonomika-dlya-studentov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodi-i-priemi-osushestvleniya-kraevedcheskogo-principa-v-prepodavanii-geografii.html
  • literature.bystrickaya.ru/civilskij-v-l-teoreticheskaya-mehanika.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sistema-normativnih-dokumentov.html
  • credit.bystrickaya.ru/otryadi-mlekopitayushih-grizuni-zajceobraznie-planirovanie-temi-urok-istoriya-razvitiya-zoologii.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-o-hode-razrabotki-i-osushestvleniya-eksperimentalnogo-etapa-sozdaniya-mehanizma-posrednichestva-po-biobezopasnosti.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kabinet-ministrov-chuvashskoj-respubliki-postanovlenie-stranica-5.html
  • lesson.bystrickaya.ru/protokol-6610-k-1-rassmotreniya-i-ocenki-kotirovochnih-zayavok-stranica-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/endohirurgiya-ahalazii-kardii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iii-para-moskva-gosudarstvennoe-izdatelstvo-geograficheskoj-literaturi1958.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-redaktorskaya-deyatelnost-v-sovremennih-usloviyah-solovev-v-i-yamchuk-k-t-redaktirovanie-obshij-kurs.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nachalnik-zaveduyushij-otdela-upravleniya-aspiranturi-prikaz-minzdravsocrazvitiya-rossii-1n-ot-11-yanvarya-2011.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ix-dobicha-zhemchuga-zhenitbi-papashi-olifusa-dyuma.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistema-zachetnih-edinic-osobennosti-organizacii-i-kalendarnogo-planirovaniya-uchebnogo-processa-stranica-9.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-4-chertezhi-i-shemi-po-specialnosti-v-sistemah-avtomatizirovannogo-proektirovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    Характеристика системы


    Традиционная педагогика

    Развивающая педагогика

    Цель обучения


    Передача знаний и умений

    Развитие способностей

    Другое название


    Школа памяти

    Школа мышления

    Главный девиз


    «Делай, как я»

    «Думай, как делать»

    Кредо учителя


    Я – над вами

    Я – вместе с вами

    Роль учителя

    Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель традиций.

    Организатор деятельности учащихся, консультант, управляющий процессом.

    Функции учителя


    Сообщение знаний

    «Выращивание» человека

    Стиль преподавания


    Авторитарный

    Демократичный

    Стиль взаимодействия учителя и ученика

    Монологический

    Диалогический

    Преобладающий метод обучения


    Информационный

    Проблемно-поисковый

    Формы организации


    Фронтальные, групповые

    Индивидуальные, групповые

    Преобладающая деятельность учащихся

    Участие в беседе, работа по алгоритму, другие

    Самостоятельная, поисковая, творческая деятельность разного вида.

    Позиция ученика

    Пассивная

    Активная при наличии интереса

    Мотив к учению


    Создается эпизодически

    Создается целенаправленно