.RU

Методическая разработка практических занятий для студентов












РОСЗДРАВ 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинская государственная

 медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава)

Кафедра_______фармакологии

Дисциплина ____фармакология

Специальность__ фармация

Факультет______фармацевтический (заочное обучение)

Курс___III    Семестр____VI

Количество часов__2
^ Методическая разработка практических занятий для студентов. Практическое занятие № 1 Тема:  Общая фармакология. 1. Цели занятия: ^ Базисные знания:
а) общая и неорганическая химия: основные положения теории электролитической диссоциации, растворимость химических агентов в воде и липидах, свойства кислот, оснований.

б) органическая химия: структура и функции биологических мембран, механизмы трансмембранного переноса веществ.

в) биологическая химия: ферментные системы печени.

г) физиология с основами анатомии: внутренняя среда организма, понятие о гистогематических барьерах, строение и функции желудочно-кишечного тракта, мочевыводящей системы, физиологические основы  старения организма.

д) патология: патогенез аллергических реакций немедленного и замедленного типа.
2. Содержание занятия:
Студент должен знать:

Студент должен уметь:
Задания для обучения студентов: 3. Контрольные вопросы по теме:

  1. Предмет и задачи фармакологии в свете подготовки современного провизора, её методы и положение среди других фармацевтических, биологических и медицинских наук.

  2. Основные этапы развития фармакологии.

  3. Фармакологический комитет, его функции. Государственная фармакопея, её содержание и значение.

  4. Понятие о фармакокинетике. Всасывание веществ с места введения. Основные механизмы всасывания, факторы, влияющие на всасывание лекарственных средств. Биодоступность: определение и значение.

  5. Энтеральные и парентеральные пути введения лекарственных средств в организм. Значение путей введения для скорости развития, выраженности и продолжительности эффекта.

  6. Судьба лекарственных веществ в организме (распределение, депонирование). Круги циркуляции, гистогематические барьеры.

  7. Метаболизм лекарственных веществ. Микросомальные ферменты печени и их значение.

  8. Пути выведения лекарственных веществ из организма. Понятие об элиминации.

  9. Понятие о фармакокинетической кривой. Однокамерная фармакокинетическая модель. Кажущийся объем распределения, расчет. Характер распределения ЛВ в зависимости от их способности растворяться в воде или липидах.

  10. Понятие об элиминации, элиминация лекарственных веществ согласно кинетике первого и нулевого порядка. Параметры элиминации: константа скорости элиминации, период полуэлиминации, формулы расчета. Значение для рационального назначения лекарственных веществ.

  11. Клиренс. Определение понятия. Виды клиренса: общий, почечный, печеночный. Расчет клиренса.

  12. Оптимизация дозирования лекарственных веществ. Виды концентраций лекарственного вещества в плазме крови. Способы достижения и поддержания терапевтической концентрации лекарственных веществ.

  13. Понятие о биодоступности, определение биодоступности лекарственного вещества при введении внутрь. Значение для рационального назначения лекарственных веществ.

  14. Основные принципы действия лекарственных веществ в организме, Понятие о специфических рецепторах, взаимодействие лекарственных веществ с рецепторами, агонисты и антагонисты. Фармакологические эффекты. Виды действия лекарственных средств: местное, резорбтивное, рефлекторное, главное и побочное, прямое и косвенное, обратимое и необратимое.

  15. Факторы, влияющие на проявление действия лекарств в организме: химическая структура, физико-химические свойства препаратов, пол, возраст, масса тела пациента, индивидуальная чувствительность, наличие патологических состояний.

  16. Дозы: виды доз (терапевтические, токсические, летальные). Зависимость эффекта от дозы и концентрации лекарственного средства. Понятие о широте терапевтического действия лекарств. Побочные и токсические эффекты лекарственных препаратов и их основные проявления.

  17. Принципы расчета доз детям и лицам пожилого и старческого возраста.

  18. Понятие о хронофармакологии, значение для рациональной фармакотерапии.

  19. Основные принципы фармакотерапии. Примеры этиотропного, патогенетического и симптоматического лечения.

  20. Изменение действия лекарственных средств при повторных введениях (привыкание, кумуляция, сенсибилизация, пристрастие)

  21. Комбинированное действие лекарственных средств. Синергизм (суммирование, потенцирование). Антагонизм и его виды.

  22. Понятие о лекарственной несовместимости, значение для клинической практики.

  23. Лекарственная зависимость (психическая и физическая). Медицинские и социальные аспекты борьбы с лекарственной зависимостью.

  24. Основные принципы терапии острых отравлений лекарственными средствами. Антидотная терапия.
4. Задание по УИРС: Темы для обзоров:

  1. Предмет и задачи фармакогенетики.

  2. Влияние лекарственной формы на биодоступность лекарственных веществ.

  3. Вопросы хронофармакологии и хронотерапии как элемент повышения эффективности лечения заболеваний.

  4. Проблемы деонтологии в фармакотерапии.

  5. Лекарственная несовместимость в практике провизора.
2. Выполнить экспериментальные исследования:
Значение путей введения лекарственного вещества для развития эффекта.
5. Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Получение новых лекарственных веществ, основные этапы создания новых лекарственных препаратов.

  2. История отечественной фармакологии.

  3. Биотехнология, содержание, достижения, перспективы.

  4. Основы фармакогенетики.

  5. Двухкамерная фармакокинетическая модель.

  6. Побочное и токсическое действие лекарственных веществ.

  7. Лекарственная аллергия: виды аллергических реакций на лекарственные препараты по механизму развития, проявлениям, меры помощи и профилактики.
6. Вопросы по теме, выносимые на экзамен:

  1. Определение фармакологии, ее место среди других медицинских и биологических дисциплин.

  2. Понятие о фармакодинамике и фармакокинетике лекарственных средств. Всасывание веществ с места введения. Основные механизмы всасывания.

  3. Энтеральные пути введения лекарственных средств. Значение путей введения для скорости развития, выраженности и продолжительности эффекта.

  4. Парентеральные пути введения лекарственных веществ. Значение путей введения для скорости развития, выраженности и продолжительности эффекта.

  5. Судьба лекарственных веществ в организме (распределение, депонирование, метаболизм). Пути выведения лекарственных веществ.

  6. Фармакологический комитет, его функции. Государственная фармакопея, ее содержание и значение.

  7. Математическое моделирование фармакокинетических процессов. Однокамерная фармакокинетическая модель. Кажущийся объем распределения.

  8. Параметры элиминации: константа скорости элиминации, период полуэлиминации. Клиренс. Определение понятия. Виды клиренса.

  9. Виды действия лекарственных веществ (местное, резорбтивное, рефлекторное, прямое, косвенное, обратимое, необратимое).

  10. Понятие о дозах (средняя и высшая терапевтическая, разовая, суточная, курсовая, токсическая, летальная). Зависимость эффекта от дозы действующего вещества. Широта терапевтического действия.

  11. Зависимость действия лекарственных веществ от пола, возраста, индивидуальных особенностей организма и его состояния.

  12. Общие принципы фармакотерапии. Примеры этиотропного, патогенетического и симптоматического лечения.

  13. Изменения действия лекарств при повторных введениях (привыкание, пристрастие, кумуляция).

  14. Комбинированное действие лекарств. Синергизм и антагонизм, их разновидности и значение.

  15. Основные принципы терапии острых отравлений фармакологическими веществами. Антидотная терапия: примеры.
7. Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия: 8. Литература: Основная:

  1. Фармакология. Учеб. для вузов./ под ред. Р.Н. Аляутдина. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2005. - 591 с.

  2. Фармакология. Учеб. для вузов./под ред. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб.и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. - 832с.

  3. Д.А. Харкевич. Фармакология: Учеб. для вузов/ - 10-е изд. испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 852 с.

  4. Д.А. Харкевич. Фармакология с общей рецептурой: Учеб.  - 2-е изд. перераб. и доп.  - М.: МИА, 2005. – 440 с.
Дополнительная:

  1. Арушанян Э.Б. Хронофармакология/ Ставропольская гос.мед.акад.- Ставрополь, 2000.-424 с.

  2. Безверхая И.С. Фармакокинетика при старении/Под ред. В.М.Западнюка.- Киев: Здоровья, 1991- 167с.

  3. Гольдфарб Ю.С. Современные принципы антидотной терапии острых отравлений: практ. пособие для врачей / Ю.С. Гольдфарб, Г.П. Простакишин, Ю.Н.Остапенко. – СПб: Издательский дом «Образование», 2006. – 44 с.

  4. Зборовский А.Б. Неблагоприятные побочные эффекты лекарственных средств: научное издание: А.Б.Зборовский, И.Н.Тюренков, Ю.Б.Белоусов. – М..: Медицинское информационное агентство, 2008 – 656 с.

  5. Клиническая фармакогенетика: учеб.пособие / Д.А.Сычев, Г.В.Раменская, И.В.Игнатьев и др.; под ред. В.Г.Кукеса, Н.П.Бочкова, - М.:ГЭОТАР – Медиа, 2007 – 248 с.

  6. Клиническая фармакология: нац. рук. под ред. Ю.Б. Белоусова, В.Г.Кукеса, В.К. Лепахина, В.И.Петрова   - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 976 с.

  7. Клиническая фармакология и фармакотерапия: учеб. для вузов / под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 640 с.

  8. Клиническая фармакология: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Кукеса. - 3-е изд.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006.- 944с.

  9. Метаболизм лекарственных средств. Научные основы персонализированной медицины: рук. для врачей / В.Г.Кукес, С.В.Грачев, Д.А.Сычев и др. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008 – 304 с.

  10. Мирошниченко И.И. Основы фармакокинетики.- М.: ГЭОТАР-МЕД-2002.-192 с.

  11. Петров В.Е., Балабаньян В.Ю. Фармакология. Рабочая тетрадь. Пособие для подготовки к занятиям / Под. ред. Р.Н. Аляутдина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007 – 264с.

  12. Середенин С.Б. Лекции по фармакогенетике: Учеб. пособие для вузов. - М.: МИА, 2004. -303 с

Методическая разработка  практических занятий рассмотрена на заседании  кафедры (протокол № __5___от__28 ноября __2009 года)


Заведующий кафедрой  фармакологии,

профессор, ДМН _______________________________________И.А.Волчегорский












РОСЗДРАВ 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинская государственная

 медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава)

Кафедра_______фармакологии

Дисциплина ____фармакология

Специальность__ фармация

Факультет______ фармацевтический (заочное обучение)

Курс___V    Семестр____IX

Количество часов__2

 
^ Методическая разработка практических занятий для студентов.  Практическое занятие № 2 Тема: Средства, влияющие на холинорецепторы. 1. Цели занятия:

  1. Изучить фармакологию М-и Н- холинергических средств прямого и косвенного действий

  2. Усвоить фармакологические особенности М- холинотропных веществ

  3. Знать фармакодинамические свойства антихолинэстеразных средств

  4.  Закрепить практический навык выписывания рецептов на лекарственные препараты
2. Базисные знания:

  1. Латинский язык: умение читать и писать латинские названия лекарственных средств, умение читать и писать рецептурные термины;

  2. Биологическая и биоорганическая химия: биомолекулы с регуляторными и метаболическими функциями: медиаторы;

  3. Физиология с основами анатомии: строение и функция вегетативной и соматической нервной систем.
3. Содержание занятия:
Студент должен знать:

  1. Классификации,  международные и торговые названия, проявление действия, показания и противопоказания к применению изучаемых препаратов

  2. Сравнительную характеристику препаратов

  3. Характер и особенности токсического действия холинергических средств и меры помощи при отравлениях

  4. Формы выпуска  и дозировки препаратов

Студент должен уметь:

  1. Определять принадлежность препарата к фармакологической группе

  2. Определять по международному названию ЛС его торговые названия

  3. Проводить замену одного ЛС на другое ЛС, аналогичное по действию

  4. Информировать больного о рациональном приеме ЛС, о возможных побочных отрицательных реакциях и мерах их устранения.

  5. Проводить экспериментальные исследования, в т.ч. на лабораторных животных, с анализом полученных результатов, оформлять протокол эксперимента и формулировать выводы по работе;

  6. Рассчитывать дозы лекарственных веществ и выписывать рецепты на лекарственные препараты в зависимости от возраста пациента.
4. Задания для обучения студентов: 1. Список препаратов:

Наименование препаратов

Наиболее распространенные формы выпуска

^ М-холиномиметические средства:

Pilocarpini hydrochloridum 

Пор.; 1% и 2% р-ры во флак.по 5 и 10 мл (глазные капли); глазная мазь 1% и 2%; глазные пленки

Aceclidinum  

Пор. (для 2-5% р-ров-глазных капель); амп. по 1 и 2 мл 0,2% р-ра; глазная мазь 3% и 5%

М-холиноблокирующие средства

^ Atropini sulfas 

Пор. (внутрь и для 0,5-1% р-ров-глазных капель); табл. по 0,0005; амп. и шприц-тюбики по 1 мл 0,1% р-ра; 1% глазная мазь; глазные пленки

^ Extractum Belladonnae siccum 

Пор.(внутрь и ректально в свечах по 0,02-0,04)

Scopolamini hydrobromidum  

Пор.(внутрь и для приготовления 0,25% р-ров-глазных капель); амп. по 1 мл 0,05% р-ра

^ Platyphyllini hydrotartras 

Пор.(внутрь и для 1-2% р-ров-глазных капель); табл. по 0,005; амп. по1 мл 0,2% р-ра

Methacinum  

Табл. по 0,002; амп. по 1 мл 0,1% р-ра

Pirenzepinum (Гастроцепин) 

Пор.; табл. по 0,025; амп. по 2 мл 0,5% р-ра


Антихолинэстеразные средства:

Proserinum (Неостигмин) 

 

Пор.(внутрь и для 0,5% р-ров-глазных капель); табл. по 0,015; амп. по 1 мл 0,05% р-ра

^ Physostigmini salicylas (Эзерин) 

Пор. (для приготовления 0,25-1% р-ров-глазных капель и 0,1% р-ра для инъекций)

Galanthamini hydrobromidum  

Амп. по 1мл 0,1%, 0,25%, 0,5% и 1% р-ров

Реактиваторы холинэстеразы:

Dipiroximum  

Амп. по 1 мл 15% р-ра

Isonitrosinum  

Амп. по 3 мл 40% р-ра
2. Задание по фармакотерапии:
Выписать в рецептах:

  1. Средство для лечения глаукомы

  2. Средство для лечения атонии кишечника

  3. Средство для расширения зрачка с целью диагностики

  4. Средство для премедикации

  5. Средство, купирующее бронхоспазм

  6. Средство для лечения язвенной болезни желудка

  7. Средство для инъекций при почечной колике

  8. Средство для лечения миастении

  9. Реактиватор холинэстеразы при отравлении ФОС

  10. Экстракт красавки в ректальных суппозиториях
3. Контрольные вопросы:

  1. Строение холинергического синапса. Этапы медиации. Типы холинорецепторов, их структурно-функциональные характеристики.

  2. Классификация средств, влияющих на М-холинорецепторы.

  3. М-холиномиметические средства. Механизм действия, основные фармакологические эффекты. Применение, нежелательное побочное действие, противопоказания. Отравление и меры помощи.

  4. М-холиноблокирующие средства. Механизм действия, фармакологические эффекты, сравнительная характеристика препаратов. Показания для применения, отрицательное действие, основные противопоказания. Симптомы острой и хронической интоксикации, меры помощи.

  5. Средства, влияющие на М- и Н-холинорецепторы. Классификация. Антихолинэстеразные препараты. Механизм действия, основные эффекты. Сфера применения, побочное действие, противопоказания.

  6. Клиника отравления фосфорорганическими соединениями (ФОС). Меры помощи. Фармакодинамика реактиваторов холинэстеразы.
4. Задание по УИРС:     Темы для рефератов: 5. Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Клиника острой интоксикации атропиноподобными  средствами, меры помощи

  2. Клиника острой интоксикации фосфорорганическими соединениями, меры помощи

  3. Характеристика хронической интоксикации антихолинергическими средствами: симптомы, варианты лекарственной терапии
6. Вопросы по теме, выносимые на экзамен

  1. Структура холинергического синапса, этапы медиации, типы холинорецепторов.

  2. Средства, действующие на М-холинорецепторы. Классификация. Характер влияния на органы и системы организма. Показания к применению. Побочное действие. Отравление и меры помощи.

  3. Средства, влияющие на М-и Н-холинорецепторы. Классификация. Механизмы действия, влияние на органы и системы организма. Показания к применению. Проявления побочного действия.

  4. Отравление антихолинэстеразными средствами, меры помощи.
7. Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия Литература: Основная:

  1. Волчегорский И.А. Избранные классификации лекарственных средств и основные формы их выпуска: учебно – методическое пособие / И.А.Волчегорский, З.П.Важенина, Л.М.Рассохина: Челяб. гос. мед. акад.; каф.фармакологии. – Челябинск: ЧелГМА, 2009. – 72 с.

  2. Фармакология. Учеб. для вузов./ под ред. Р.Н. Аляутдина. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2005. - 591 с.

  3. Фармакология. Учеб. для вузов./под ред. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб.и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. - 832с.

  4. Харкевич Д.А. Фармакология: Учеб. для вузов/ - 10-е изд. испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 852 с.

  5. Харкевич Д.А.  Фармакология с общей рецептурой: Учеб.  - 2-е изд. перераб. и доп.  - М.: МИА, 2005. – 440 с.
Дополнительная:

  1. Гольдфарб Ю.С. Современные принципы антидотной терапии острых отравлений: практ. пособие для врачей / Ю.С. Гольдфарб, Г.П. Простакишин, Ю.Н. Остапенко. – СПб: Издательский дом «Образование», 2006. – 44 с.

  2. Клиническая фармакология: нац. рук. под ред. Ю.Б. Белоусова, В.Г.Кукеса, В.К. Лепахина, В.И.Петрова   - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 976с.

  3. Клиническая фармакология и фармакотерапия: учеб. для вузов / под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 640 с.

  4. Клиническая фармакология: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Кукеса. - 3-е изд.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006.- 944с.

  5. Клиническая фармакология: Учеб.для студ.высш.мед.вузов/ Под общ.ред.В.Г.Кукеса.-2-е изд.- М.: ГЭОТАР Медицина,  2006.- 944 с.

  6. Наркология: нац. рук./ под ред. Н.Н.Иванца, И.П.Анохиной, М.А.Винниковой. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008 – 720 с

  7. Психиатрия и наркология: учеб./ Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г. Чирко В.В. и др. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 832 с.

  8. Пятницкая И.Н. Общая и частная наркология: рук. для врачей / И.Н. Пятницкая. – М.: Медицина, 2008, - 640с.

  9. Справочник Видаль 2009: Лекарственные препараты в России. – 15-е изд., перераб., испр. и доп.  - М.: АстраФармСервис, 2009. – 706 с.

  10. Фармакология в вопросах и ответах /ред. Ананд Рамачандран; пер. с англ. Под ред. Р.Н.Аляутдина, В.Ю.Балабаньяна. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. - 560 с.

Методическая разработка  практических занятий рассмотрена на заседании  кафедры (протокол № __5___от__28 ноября __2009 года)


Заведующий кафедрой  фармакологии,

профессор, ДМН _______________________________________И.А.Волчегорский












РОСЗДРАВ 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинская государственная

 медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава)

Кафедра_______фармакологии

Дисциплина ____фармакология

Специальность__ фармация

Факультет______ фармацевтический (заочное обучение)

Курс___V    Семестр____IX

Количество часов__2
^ Методическая разработка практических занятий для студентов. Практическое занятие № 3 Тема: Средства, влияющие на никотиночувствительные холинорецепторы. 1. Цели занятия:

  1. Изучить фармакологию Н - холинергических средств

  2. Закрепить практический навык выписывания рецептов на лекарственные препараты
2. Базисные знания:
Латинский язык: умение читать и писать латинские названия лекарственных средств, умение читать и писать рецептурные термины;  

^ Биологическая и биоорганическая химия: биомолекулы с регуляторными и метаболическими функциями: медиаторы;  

Физиология с основами анатомии: строение и функция вегетативной и соматической нервной систем 

3. Содержание занятия:  

Студент должен знать:

  1. Классификации,  международные и торговые названия, проявление действия, показания и противопоказания к применению изучаемых препаратов

  2. Сравнительную характеристику препаратов

  3. Характер и особенности токсического действия холинергических средств и меры помощи при отравлениях

  4. Формы выпуска  и дозировки препаратов

Студент должен уметь:

  1. Определять принадлежность препарата к фармакологической группе

  2. Определять по международному названию ЛС его торговые названия

  3. Проводить замену одного ЛС на другое ЛС, аналогичное по действию

  4. Информировать больного о рациональном приеме ЛС, о возможных побочных отрицательных реакциях и мерах их устранения.

  5. Проводить экспериментальные исследования, в т.ч. на лабораторных животных, с анализом полученных результатов, оформлять протокол эксперимента и формулировать выводы по работе;

  6. Рассчитывать дозы лекарственных веществ и выписывать рецепты на лекарственные препараты в зависимости от возраста пациента.
4. Задания для обучения студентов: 1. Список препаратов:

Наименование препаратов

Наиболее распространенные формы выпуска и применение

^ Н-холиномиметические средства


Cytitonum

1 мл в ампулах


Lobelini hydrochloridum

Р-р 1% 1мл в ампулах


Н-холинолитические средства

Ганглиоблокаторы

Benzohexonium

Р-р 2,5% 1 мл в ампулах; таблетки по 0,1 и 0,25


Pentaminum 

Р-р 5% по 1и 2 мл в ампулах

Pirilenum 

Таблетки по 0,005

Hygronium 

Порошок по 0,1 в ампулах и флаконах

Dimecolinum 

Таблетки по 0,02 и 0,05

Н-холинолитические средства

Миорелаксанты

^ Tubocurarini chloridum

Р-р1%-1,5мл в ампулах

Anatruxonium

Р-р 0,3% 2 мл в ампулах

Diplacinum

Ампулы по 5 мл 2% р-ра

Dithylinum

Ампулы по 5 и 10мл  2% р-ра

Mellictinum

Таблетки по 0,02
2. Задание по фармакотерапии:
Выписать в рецептах:

  1. Средство для рефлекторной стимуляции дыхательного центра

  2. Ганглиоблокатор - средство для купирования гипертонического криза

  3. Ганглиолитик для приёма внутрь при язвенной болезни желудка

  4. Курареподобное средство антидеполяризующего действия

  5. Средство для управляемой гипотони

  6. Средство, вызывающее длительное расслабление поперечнополосатой мускулатуры

  7. Средство для кратковременной миорелаксации

  8. Курареподобное средство для приема внутрь
3. Контрольные вопросы:

  1. Н - холиномиметические вещества. Классификация.  Механизм действия. Показания, отрицательные эффекты и противопоказания для назначения

  2. Токсическое действие никотина. Фармакотерапия никотиновой зависимости.

  3. Классификация ганглиоблокаторов. Локализация и механизм действия. Побочные эффекты. Показания и противопоказания

  4. Курареподобные средства. Классификация. Механизм действия, применение, возможные осложнения. Меры помощи при передозировке.
4. Задание по УИРС:
Темы реферативных сообщений:
5. Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Основные принципы лечения никотинизма

  2. Особенности применения и дозирования лекарственных форм, используемых для лечения никотиновой зависимости: жевательные резинки, пластыри, пластинки для наклеивания на десну, ингаляторы.
6. Вопросы по теме, выносимые на экзамен:

  1. Средства, действующие на Н-холинорецепторы. Классификация.

  2. Фармакодинамика ганглиоблокаторов и периферических миорелаксантов. Характер влияния на органы и системы. Показания к применению. Побочное действие, проявления передозировки и меры помощи.
7. Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия: Литература: Основная:

  1. Волчегорский И.А. Избранные классификации лекарственных средств и основные формы их выпуска: учебно – методическое пособие / И.А.Волчегорский, З.П.Важенина, Л.М.Рассохина: Челяб. гос. мед. акад.; каф.фармакологии. – Челябинск: ЧелГМА, 2009. – 72 с.

  2. Фармакология. Учеб. для вузов./ под ред. Р.Н. Аляутдина. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2005. - 591 с.

  3. Фармакология. Учеб. для вузов./под ред. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб.и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. - 832с.

  4. Харкевич Д.А. Фармакология: Учеб. для вузов/ - 10-е изд. испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 852 с.

  5. Харкевич Д.А.  Фармакология с общей рецептурой: Учеб.  - 2-е изд. перераб. и доп.  - М.: МИА, 2005. – 440 с.
Дополнительная:

  1. Гольдфарб Ю.С. Современные принципы антидотной терапии острых отравлений: практ. пособие для врачей / Ю.С. Гольдфарб, Г.П. Простакишин, Ю.Н.Остапенко. – СПб: Издательский дом «Образование», 2006. – 44 с.

  2. Клиническая фармакология: нац. рук. под ред. Ю.Б. Белоусова, В.Г.Кукеса, В.К. Лепахина, В.И.Петрова   - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 976с.

  3. Клиническая фармакология и фармакотерапия: учеб. для вузов / под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 640 с.

  4. Клиническая фармакология: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Кукеса. - 3-е изд.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006.- 944с.

  5. Клиническая фармакология: Учеб.для студ.высш.мед.вузов/ Под общ.ред.В.Г.Кукеса.-2-е изд.- М.: ГЭОТАР Медицина,  2006.- 944 с.

  6. Наркология: нац. рук./ под ред. Н.Н.Иванца, И.П.Анохиной, М.А.Винниковой. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008 – 720 с

  7. Психиатрия и наркология: учеб./ Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г. Чирко В.В. и др. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 832 с.

  8. Пятницкая И.Н. Общая и частная наркология: рук. для врачей / И.Н. Пятницкая. – М.: Медицина, 2008, - 640с.

  9. Справочник Видаль 2009: Лекарственные препараты в России. – 15-е изд., перераб., испр. и доп.  - М.: АстраФармСервис, 2009. – 706 с.

  10. Фармакология в вопросах и ответах /ред. Ананд Рамачандран; пер. с англ. Под ред. Р.Н.Аляутдина, В.Ю.Балабаньяна. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. - 560 с.

Методическая разработка  практических занятий рассмотрена на заседании  кафедры (протокол № __5___от__28 ноября __2009 года)

Заведующий кафедрой  фармакологии,

профессор, ДМН _______________________________________И.А.Волчегорский












РОСЗДРАВ 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинская государственная

 медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава)

Кафедра_______фармакологии

Дисциплина ____фармакология

Специальность__ фармация

Факультет______ фармацевтический (заочное обучение)

Курс___III    Семестр____VI

Количество часов__2
^ Методическая разработка практических занятий для студентов. Практическое занятие №4 Тема: Средства, влияющие на адренергические синапсы. 1. Цели занятия:

  1. Изучить фармакологию адренергических средств

  2. Закрепить практический навык выписывания рецептов на лекарственные препараты
2. Базисные знания: 3. Содержание занятия:
Студент должен знать:

  1. Классификации,  международные и торговые названия, проявление действия, показания и противопоказания к применению изучаемых препаратов

  2. Сравнительную характеристику препаратов

  3. Характер и особенности токсического действия холинергических средств и меры помощи при отравлениях

  4. Формы выпуска  и дозировки препаратов

Студент должен уметь:

  1. Определять принадлежность препарата к фармакологической группе

  2. Определять по международному названию ЛС его торговые названия

  3. Проводить замену одного ЛС на другое ЛС, аналогичное по действию

  4. Информировать больного о рациональном приеме ЛС, о возможных побочных отрицательных реакциях и мерах их устранения.

  5. Проводить экспериментальные исследования, в т.ч. на лабораторных животных, с анализом полученных результатов, оформлять протокол эксперимента и формулировать выводы по работе;

  6. Рассчитывать дозы лекарственных веществ и выписывать рецепты на лекарственные препараты в зависимости от возраста пациента.
4. Задания для обучения студентов: 1. Список препаратов:

Наименование препаратов

Наиболее распространенные формы выпуска и применение

a и b адреномиметические средства


^ Adrenalini hydrochloridum

0,1% р-р в амп. По 1мл (п\к, в\м) 0,1% р-р во фл. по10 мл (глазные капли)

Ephedrini hydrochloridum 

Пор., табл. по 0,025;  5% р-р по1 мл в амп. (п\к, в\м, в\в); 2% и  3%  р-р по 10мл во фл. (капли в нос)

a-адреномиметические средства


^ Noradrenalini hydrotartras

0,2% р-р по1мл в амп. (в\в)

Mesatonum

1% р-р по 1мл в амп.(п\к,в\м,в\в)

Naphthyzinum

0,05% и 0,1% р-р по 10 мл во флак. (капли в нос)

b-адреномиметические средства


Isadrinum 

Р-р 1% и 0,5% во флак по 25 мл для ингаляций; табл. по 0,005

Salbutamolum 

Аэрозоли для ингаляций по 10 мл (200 доз)

a и bадренолитические средства


Labetalolum 

Табл. по 0,1

a-адренолитические средства


^ Phentolamini hydrochloridum

Табл. по 0,025

Prasosinum

Табл. По 0,001, 0,002 и 0,005

b-адренолитики

Anaprilinum

Табл. По 0,01 и 0,04; р-р 0,1% по 1мл и 5мл в ампулах (в/в)

Metoprololum 

Табл. По 0,05 и 0,1; р-р 0,1% - 5 мл в ампулах

Симпатолитические средства


Octadinum

Табл. по 0,025

Reserpinum 

Табл. по 0,0001 и 0,00025
2. Задание по фармакотерапии:
Выписать в рецептах:

  1. Средство для усиления и пролонгирования  действия местных анестетиков.

  2. Адреномиметик для терапии шоковых и коллаптоидных состояний.

  3. b-адреномиметик для лечения бронхиальной астмы.

  4. Адреноблокатор для предупреждения приступов стенокардии.

  5. Средство для местного применения при остром рините.

  6. Симпатолитик, обладающий седативным действием на ЦНС.

  7. Симпатомиметик из растительного сырья со стимулирующим влиянием на ЦНС.

  8. Средство, применяемое при спазмах периферических сосудов.
3. Контрольные вопросы:

  1. Строение адренергических синапсов, этапы медиации, типы адренорецепторов и их локализация

  2. Классификация средств, действующих на  адренергические структуры по их влиянию на разные типы адренорецепторов.

  3. Вещества, стимулирующие a и b-адренорецепторы. Основные свойства адреналина (влияние на сердечно-сосудистую систему, гладкие мышцы, обмен веществ). Применение.

  4. Адреномиметики непрямого действия (симпатомиметики). Механизм действия эфедрина. Основные эффекты. Применение.

  5. a- адреномиметики. Особенности действия норадреналина. Влияние на сердце, тонус сосудов. Применение. Основные эффекты и применение мезатона и нафтизина.

  6. b- адреномиметики. Особенности фармакодинамики изадрина. Применение. b2 – адреномиметики: эффекты и показания

  7. a и b - адреноблокаторы (лабеталол). Действие на сердечно-сосудистую систему. Применение.

  8. Фармакодинамика a - адреноблокаторов. Применение. Побочные эффекты.

  9. Основные свойства и применение b - адреноблокаторов. Селективные b1 – адреноблокторы.

  10. Симпатолитики, локализация и механизм гипотензивного действия. Применение. Побочные эффекты.
4. Задания по УИРС:
Темы для рефератов:
5. Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Применение адреномиметиков для пролонгирования действия местноанестезирующих средств, для нормализации артериального давления при шоках и коллапсах.

  2. Характеристика наркогенного потенциала эфедрина, симптомы наркотического опьянения, меры профилактики и борьбы.
6. Вопросы по теме, выносимые на экзамен:

  1. Структура адренергического синапса, этапы медиации, типы адренорецепторов. Адреномиметические средства. Классификация, механизмы действия, характер влияния на органы и системы. Применение адреномиметиков. Осложнения при использовании препаратов, основные противопоказания.

  2. Антиадренергические средства. Классификация. Механизмы действия и эффекты адреноблокирующих и симпатолитических препаратов. Показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
7. Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия: Литература: Основная:

  1. Волчегорский И.А. Избранные классификации лекарственных средств и основные формы их выпуска: учебно – методическое пособие / И.А.Волчегорский, З.П.Важенина, Л.М.Рассохина: Челяб. гос. мед. акад.; каф.фармакологии. – Челябинск: ЧелГМА, 2009. – 72 с.

  2. Фармакология. Учеб. для вузов./ под ред. Р.Н. Аляутдина. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2005. - 591 с.

  3. Фармакология. Учеб. для вузов./под ред. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб.и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. - 832с.

  4. Харкевич Д.А. Фармакология: Учеб. для вузов/ - 10-е изд. испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 852 с.

  5. Харкевич Д.А.  Фармакология с общей рецептурой: Учеб.  - 2-е изд. перераб. и доп.  - М.: МИА, 2005. – 440 с.
Дополнительная:

  1. Гольдфарб Ю.С. Современные принципы антидотной терапии острых отравлений: практ. пособие для врачей / Ю.С. Гольдфарб, Г.П. Простакишин, Ю.Н.Остапенко. – СПб: Издательский дом «Образование», 2006. – 44 с.

  2. Клиническая фармакология: нац. рук. под ред. Ю.Б. Белоусова, В.Г.Кукеса, В.К. Лепахина, В.И.Петрова   - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 976с.

  3. Клиническая фармакология и фармакотерапия: учеб. для вузов / под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 640 с.

  4. Клиническая фармакология: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Кукеса. - 3-е изд.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006.- 944с.

  5. Клиническая фармакология: Учеб.для студ.высш.мед.вузов/ Под общ.ред.В.Г.Кукеса.-2-е изд.- М.: ГЭОТАР Медицина,  2006.- 944 с.

  6. Наркология: нац. рук./ под ред. Н.Н.Иванца, И.П.Анохиной, М.А.Винниковой. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008 – 720 с

  7. Психиатрия и наркология: учеб./ Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г. Чирко В.В. и др. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 832 с.

  8. Пятницкая И.Н. Общая и частная наркология: рук. для врачей / И.Н. Пятницкая. – М.: Медицина, 2008, - 640с.

  9. Справочник Видаль 2009: Лекарственные препараты в России. – 15-е изд., пераб., испр. и доп.  - М.: АстраФармСервис, 2009. – 706 с.

  10. Фармакология в вопросах и ответах /ред. Ананд Рамачандран; пер. с англ. Под ред. Р.Н.Аляутдина, В.Ю.Балабаньяна. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. - 560 с.



Методическая разработка  практических занятий рассмотрена на заседании  кафедры (протокол № __5___от__28 ноября __2009 года)


Заведующий кафедрой  фармакологии,

профессор, ДМН _______________________________________И.А.Волчегорский










РОСЗДРАВ 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинская государственная

 медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава)

Кафедра_______фармакологии

Дисциплина ____фармакология

Специальность__ фармация

Факультет______ фармацевтический (заочное обучение)

Курс___III    Семестр____VI

Количество часов__1


^ Методическая разработка практических занятий для студентов. Практическое занятие №7 Тема: Анальгетические средства центрального действия.  1. Цели занятия: ^ 2. Базисные знания:
Латинский язык: умение читать и писать латинские названия лекарственных средств, умение читать и писать рецептурные термины;  

^ Биологическая и биоорганическая химия: биомолекулы с регуляторными и метаболическими функциями: медиаторы;  

Физиология с основами анатомии: строение и функция центральной нервной системы 


3. Содержание занятия:
Студент должен знать: 

Студент должен уметь:
 4. Задания для обучения студентов: 1. Список препаратов:

Названия препаратов

Наиболее распространенные формы выпуска

 

Наркотические (опиоидные) анальгетики

 

^ Morphini hydrochloridum 

(долтард, морфилонг)



Пор., табл. 0,01; р-р 1% в амп. и шприц-тюбиках по1 мл, таблетки-депо по 0,01; 0,03; 0,06; 0,1 и 0,2


Omnoponum  

 

Р-ры 1% и 2% в амп. по 1мл


Promedolum (тримеперидин)

 

Пор., табл. 0,025; р-ры 1% и 2% в амп. и шприц-тюбиках по 1мл

Phentanylum  

 

Р-р 0,005% в амп. по 2 и 5 мл

Butorphanol (морадол, стадол) 

Р-р в амп. по 1 мл (с содержанием 0,002 вещества)

Buprenorphine  

 

Табл. по 0,0002; р-р 0,03% в амп. по 1 и 2 мл

^ Pentazocni hydrochloridum (фортрал) 

Таблетки и драже по 0,05

Pentazocini lactas   (фортвин) 

 

Р-р в ампулах по 1 мл и 2 мл, супп. рект. по 0,05

Антагонисты опиоидных анальгетиков

^ Naloxoni              hydrochloridum 

(наркан)

Р-р в амп. по 1 мл (0,4 мг/мл)

Анальгетики смешанного механизма действия

Tramadol (трамал)

Табл., капе, по 0,05; р-р в амп. по 1 и 2 мл (1мх р-р-капли для приема внутрь во флак. по 10, 2 100 мл (1 мл-0,1); рект. супп. по 0,1

Ненаркотические (неопиоидные) анальгетики

Paracetamol (панадол, тайленол)

Пор., табл. по 0,2, 0,325 и 0,5; супп. рект. по 0 и 0,25 (для детей), супп. рект. по 0,5
2. Задание по фармакотерапии:
Выписать в рецептах:

  1. Наркотический анальгетик - алкалоид опия фенантренового ряда

  2. Наркотический анальгетик, представляющий смесь алкалоидов опия

  3. Синтетический       наркотический       анальгетик,       уступающий       по
    спазмогенному эффекту морфину

  4. Наркотический анальгетик, использующийся для нейролептаналгезии

  5. Агонист-антагонист      опиоидных      рецепторов      с      преобладанием
    агонистических свойств

  6. Анальгетическое средство-частичный агонист опиоидных рецепторов

  7. Специфический антагонист наркотических анальгетиков

  8. Анальгетик   смешанного   (опиоидного   и   неопиоидного)   механизма
    действия
3. Контрольные вопросы по теме:

  1. Механизмы  формирования  и  передачи  болевых импульсов.  Опиоидные рецепторы: типы, локализация, эндогенные лиганды.

  2. Принципы фармакотерапии боли. Группы современных анальгетических средств.

  3. Наркотические (опиоидные) анальгетики:  классификация препаратов  по химической   структуре   и   по   принципу   взаимодействия   с   опиоидными рецепторами.

  4. Механизм болеутоляющего действия опиоидных анальгетиков на примере морфина.    Эффекты    препарата,    обусловленные    влиянием    на    ЦНС, деятельность внутренних органов, обменные процессы.

  5. Сравнительная       характеристика       препаратов - агонистов       опиоидных рецепторов. Особенности фармакологии омнопона, промедола, фентанила. Применение   препаратов,   нежелательное   побочное   действие,   основные противопоказания.

  6. Препараты - частичные    агонисты    и    агонисты - антагонисты    опиоидных рецепторов (бупренорфин, пентазоцин, буторфанол). Особенности действия и применения.

  7. Симптоматика острого отравления опиоидными анальгетиками, принципы фармакотерапии. Характеристика налоксона как специфического антагониста наркотических анальгетиков.

  8. Неопиоидные   анальгетики   преимущественно    центрального   действия. Механизмы     болеутоляющего     действия     и     особенности     применения блокаторов    натриевых    каналов,    ингибиторов    нейронального    захвата моноаминов, альфа-2-адреномиметиков, антагонистов NMDA - рецепторов.

  9. Фармакодинамика трамала как анальгетика смешанного (опиоидного и неопиоидного) действия. Применение, нежелательные побочные эффекты.
4. Задание по УИРС: Темы для рефератов:

  1. Новые    направления    в    фармакотерапии    опиатных    и    опиоидных наркоманий.

  2. Федеральный закон РФ «Об обороте наркотических и психотропных веществ и их прекурсоров».

  3. Острое отравление героином и его терапия.

  4. Клинические аспекты опиатных и опиоидных наркоманий.

  5. Патогенез нарко - и токсикомании.
5. Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Патогенез   формирования наркоманий при злоупотреблении опиатами. Острое     отравление морфиноподобными средствами: диагностические признаки, меры помощи

  2. Клиническая картина опиатных и опиоидных наркоманий, пути фармакокоррекции.

  3. Законодательные документы по работе провизоров с наркотическими и психотропными средствами.
6. Вопросы по теме, выносимые на экзамен:

  1. Правила выписывания и хранения наркотических и психотропных лекарственных средств.

  2. Наркотические анальгетики. Классификация, механизм реализации  анальгетического действия, сравнительная характеристика препаратов. Показания к применению, побочное действие. Картина острого и хронического отравления наркотическими анальгетиками, меры помощи.
7. Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия: Литература. Основная:

  1. Волчегорский И.А. Избранные классификации лекарственных средств и основные формы их выпуска: учебно – методическое пособие / И.А.Волчегорский, З.П.Важенина, Л.М.Рассохина: Челяб. гос. мед. акад.; каф.фармакологии. – Челябинск: ЧелГМА, 2009. – 72 с.

  2. Фармакология. Учеб. для вузов./ под ред. Р.Н. Аляутдина. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2005. - 591 с.

  3. Фармакология. Учеб. для вузов./под ред. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб.и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. - 832с.

  4. Харкевич Д.А. Фармакология: Учеб. для вузов/ - 10-е изд. испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 852 с.

  5. Харкевич Д.А.  Фармакология с общей рецептурой: Учеб.  - 2-е изд. перераб. и доп.  - М.: МИА, 2005. – 440 с.
Дополнительная:

  1. Бабаян      Э.А.      Правовые      аспекты      оборота      наркотических,      психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров: ч.2 Гос. и вед. акты; Метод, мат-лы;   Коммент.;   Ответы   на   вопросы   /Э.А.   Бабаян,   А.В.   Гаевский,   Е.В.   Бардин.   - М.:МУФЭР, 2003. - 320с. (Б-ка главного врача)

  2. Бабаян      Э.А.      Правовые      аспекты      оборота      наркотических,      психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров: ч.З Гос. и вед. акты; Метод, мат-лы;   Коммент.;   Ответы   на   вопросы   /Э.А.   Бабаян,   А.В.   Гаевский,   Е.В.   Бардин.   - М.:МУФЭР, 2003. _ 304с. (Прил. к журн. «Новая аптека», 3 - 2003)

  3. Буйков В.А. Наркомания: сто вопросов и ответов: Метод, рек. для студентов мед. вузов /В.А.Буйков. - Челябинск: Чел. Гос. Мед. Акад., 2003 - 36 с.

  4. Веселовская Н.В., Коваленко А.Е. Наркотики: свойства, действие,  фармакокинетика. Метаболизм. - М.: Триада - X, 2000 - 205 с.

  5. Гудков В.А.  Основы наркологии:  Учеб.  пособие / В.А.  Гудков,  З.П.  Важенина. - Челябинск, 2002-214 с.

  6. Майский В.В. Фармакология: Уч. пос. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. - 408 с.

  7. Наркология: [Пер. с англ.] / Под ред. Л.С. Фридмана, Н.Д. Флеминга, Д.Х. Робертса, СЕ. Хаймана - 2-е изд., испр. - М.; СПб: БИНОМ; Невский диалект, 2000 - 319 с.

  8. Правовое регулирование организация деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Учебное пособие./Н.В.Новикова, В.Н.Тарасевич. – Пермь 2007. – 116с.

Методическая разработка  практических занятий рассмотрена на заседании  кафедры (протокол № __5___от__28 ноября __2009 года)


Заведующий кафедрой  фармакологии,

профессор, ДМН _______________________________________И.А.Волчегорский












РОСЗДРАВ 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинская государственная

 медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава)

Кафедра_______фармакологии

Дисциплина ____фармакология

Специальность__ фармация

Факультет______ фармацевтический (заочное обучение)

Курс___IV    Семестр____VII

Количество часов__1
^ Методическая разработка практических занятий для студентов. Практическое занятие № 1 Тема:   Анальгетические средства периферического действия. 1. Цели занятия: 2. Базисные знания: 3. Содержание занятия:
Студент должен знать:

Студент должен уметь:
3. Задания для обучения студентов: 1. Список препаратов:

Названия препаратов

Наиболее распространенные формы выпуска

1

2

Ненаркотические (неопиоидные) анальгетики

Paracetamol (панадол, тайленол)

 

 

Пор., табл. по 0,2, 0,325 и 0,5; супп. рект. по 0,05, 0,1 и 0,25 (для детей), супп. рект. по 0,5


^ Acidum acetylsalicilicum

(Аспирин)

 

Пор., табл. по 0,1, 0,25 и 0,5; кишечнорасворимые таблетки по 0,325


Analginum 

 

Табл. по 0,5; р-р 50% в амп. по 1 мл


Ketorol (кеторолак) 

Табл. в обол. 0,01; р-р в амп. по 1 мл (с содержанием 0,03 вещества)
2. Задание по фармакотерапии:
Выписать в рецептах:

  1. Ненаркотический анальгетик, угнетающий агрегацию тромбоцитов

  2. Ненаркотический анальгетик – производное пиразолона

  3. Ненаркотический анальгетик – производное парааминофенола в ректальных суппозиториях

  4. Ненаркотический анальгетик – производное алкановых кислот
3. Контрольные вопросы по теме:

  1. Ненаркотические анальгетики-производные парааминофенола и препараты преимущественно периферического действия. Классификация.

  2. Фармакодинамика ненаркотических  анальгетиков. Механизмы развития обезболивающего и жаропонижающего эффектов.

  3. Сравнительная характеристика анальгетических средств, производных салициловой кислоты, пиразолона, парааминофенола, алкановых кислот. Особенности фармакологической активности, применение, основные побочные эффекты препаратов, противопоказания для назначения.
^ 4. Задание по УИРС:
Темы для рефератов:

Перспективы клинического применения быстрорастворимых форм ацетилсалициловой кислоты
5. Вопросы для самостоятельного изучения:
 Способы  коррекции побочных эффектов ненаркотических анальгетиков
^ 6. Вопросы по теме, выносимые на экзамен:
Ненаркотические анальгетики. Классификация препаратов, механизмы обезболивающего, жаропонижающего эффектов. Сравнительная характеристика препаратов, показания к применению. Проявления побочного действия лекарственных средств, основные противопоказания для их использования.
7. Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:


Методическая разработка  практических занятий рассмотрена на заседании  кафедры (протокол № __5___от__28 ноября __2009 года)


Заведующий кафедрой  фармакологии,

профессор, ДМН _______________________________________И.А.Волчегорский












РОСЗДРАВ 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинская государственная

 медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава)

Кафедра_______фармакологии

Дисциплина ____фармакология

Специальность__ фармация

Факультет______ фармацевтический (заочное обучение)

Курс___IV    Семестр____VII

Количество часов__2
^ Методическая разработка практических занятий для студентов.  Практическое занятие №2 Тема:  Психотропные средства угнетающего действия. Цели занятия:


  1. Изучить механизмы  и клинические проявления психозов.

  2. Усвоить фармакологию нейролептиков, транквилизаторов и седативных средств

  3. Закрепить навык выписывания рецептов на психотропные средства угнетающего  типа действия
^ Базисные знания:
Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения анатомического строения головного мозга, в частности расположение жизненно-важных центров, гистологическое строения нейронов, особенности передачи нервного импульса, нейромедиаторные системы, участвующие в указанном процессе.
^ Содержание занятия: 
Студент должен знать:

  1. Классификации, механизмы действия, показания и противопоказания к применению изучаемых препаратов

  2. Сравнительный анализ различных групп антипсихотических, анксиолитических и седативных  средств

  3. Характер и особенности токсического действия веществ и меры помощи при отравлении ими.

  4. Латинские названия и формы выпуска препаратов
Студент должен уметь:

  1. Выписывать рецепты на изучаемые препараты в соответствии с фармакотерапевтическими заданиями

  2. Формулировать ответы на контрольные вопросы

  3. Решать тестовые задания

  4. Использовать теоретические знания при решении ситуационных фармакотерапевтических задач
Задания для студентов: 1. Список препаратов:

Наименование препаратов

Наиболее распространенные формы выпуска и применение

Антипсихотические

Aminazinum

Драже по 0,025, 0,05 и 0,1 р-р 2,5% в амп. по 1, 2, 5, 10 мл

Droperidolum 

Р-ры 0,25%  в амп. по 5 и 10 мл

Транквилизаторы

Diazepamum

Табл. по 0,005 и 0,01, р-р 0,5% в амп. по 2мл

Phenazepamum 

Табл. по0,0005, 0,001и 0,0025

Седативные средства

^ Natrii bromidum 

Пор. и табл. по 0,5, р-р3%-100мл (внутрь по 1 ст ложке)

Extractum Valerianae spissum 

Табл. в оболочке по 0,02

Tinctura Valerianae 

Фл. по 25 мл (внутрь)
2. Задание по фармакотерапии:
Выписать в рецептах:

  1. Антипсихотическое средство - производное фенотиазина.

  2. Средство для премедикации.

  3. Средство для нейролептаналгезии.

  4. Средство для купирования судорожного синдрома.

  5. Средство для уменьшения страха и тревоги.

  6. Седативный препарат растительного происхождения.

  7. Средство для энтерального применения при невротических состояниях.
3. Контрольные вопросы по теме:

  1. Общая характеристика психотропных средств, угнетающих ЦНС.

  2. Антипсихотические препараты: классификация по химической структуре, механизмы действия, побочные эффекты, сравнительная характеристика, противопоказания.

  3. Характеристика транквилизирующих средств - классификация, механизмы реализации психоседативного, миорелаксирующего и противосудорожного эффектов. Отличия от нейролептиков. Осложнения и противопоказания.

  4. Седативные препараты - бромиды  и средства растительного происхождения - классификация, фармакодинамика, показания побочные эффекты.
4. Задание по УИРС:
Темы рефератов: 
5. Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Основные тенденции медикаментозного лечения психозов. Преимущества современных «атипичных» нейролептиков.

  2. Рисполент в лечении шизофрении.

  3. Современные пролонгированные формы нейролептиков.

  4. Особенности  применения оланзапина и кветиапина, преимущества перед типичными нейролептиками.

  5. Картина острого опьянения транквилизаторами и снотворными препаратами, меры помощи 

  6. Характеристика          зависимости          при злоупотреблении            анксиолитическими средствами 

  7. Антиманиакальные     средства:     механизмы действия, применение, побочные эффекты  

  8. Седативные средства растительного происхождения, показания побочные эффекты, предупреждения

  9. Афобазол, особенности дозирования и применения
6. Вопросы по теме, выносимые на экзамен:

  1. Антипсихотические средства. Классификация, механизмы реализации антипсихотического, седативного эффектов. Сравнительная характеристика препаратов, показания для использования, побочное действие.

  2. Анксиолитические и седативные средства. Классификация. Механизмы действия. Показания к применению, отрицательные эффекты и противопоказания.

  3. Психостимулирующие средства. Классификация. Фармакодинамика препаратов и их сравнительная характеристика, применение, отрицательные эффекты, основные противопоказания.

  4. Средства для лечения маний. Фармакодинамика препаратов лития, применение, отрицательное действие. Ноотропные средства, адаптогены: основные фармакологические эффекты, особенности применения.
7. Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия: Литература: Основная:

  1. Волчегорский И.А. Избранные классификации лекарственных средств и основные формы их выпуска: учебно – методическое пособие / И.А.Волчегорский, З.П.Важенина, Л.М.Рассохина: Челяб. гос. мед. акад.; каф.фармакологии. – Челябинск: ЧелГМА, 2009. – 72 с.

  2. Фармакология. Учеб. для вузов./ под ред. Р.Н. Аляутдина. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2005. - 591 с.

  3. Фармакология. Учеб. для вузов./под ред. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб.и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. - 832с.

  4. Харкевич Д.А. Фармакология: Учеб. для вузов/ - 10-е изд. испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 852 с.

  5. Харкевич Д.А.  Фармакология с общей рецептурой: Учеб.  - 2-е изд. перераб. и доп.  - М.: МИА, 2005. – 440 с.
Дополнительная:

  1. Гольдфарб Ю.С. Современные принципы антидотной терапии острых отравлений: практ. пособие для врачей / Ю.С. Гольдфарб, Г.П. Простакишин, Ю.Н.Остапенко. – СПб: Издательский дом «Образование», 2006. – 44 с.

  2. Гудков В.А. Основы наркологии: Учеб. пособие / В.А. Гудков, З.П. Важенина. - Челябинск, 2002 -214 с.

  3. Клиническая фармакология: нац. рук. под ред. Ю.Б. Белоусова, В.Г.Кукеса, В.К. Лепахина, В.И.Петрова   - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 976с.

  4. Клиническая фармакология и фармакотерапия: учеб. для вузов / под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 640 с.

  5. Клиническая фармакология: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Кукеса. - 3-е изд.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006.- 944с.

  6. Клиническая фармакология: Учеб.для студ.высш.мед.вузов/ Под общ.ред.В.Г.Кукеса.-2-е изд.- М.: ГЭОТАР Медицина,  2006.- 944 с.

  7. Наркология: нац. рук./ под ред. Н.Н.Иванца, И.П.Анохиной, М.А.Винниковой. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008 – 720 с

  8. Психиатрия и наркология: учеб./ Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г. Чирко В.В. и др. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 832 с.

  9. Пятницкая И.Н. Общая и частная наркология: рук. для врачей / И.Н. Пятницкая. – М.: Медицина, 2008, - 640с.

  10. Справочник Видаль 2009: Лекарственные препараты в России. – 15-е изд., перераб., испр. и доп.  - М.: АстраФармСервис, 2009. – 706 с.

  11. Фармакология в вопросах и ответах /ред. Ананд Рамачандран; пер. с англ. Под ред. Р.Н.Аляутдина, В.Ю.Балабаньяна. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. - 560 с.



Методическая разработка  практических занятий рассмотрена на заседании  кафедры (протокол № __5___от__28 ноября __2009 года)


Заведующий кафедрой  фармакологии,

профессор, ДМН _______________________________________И.А.Волчегорский

kurs-obucheniya-god-obucheniya-klass-fakulteta-ekologicheskoj-bezopasnosti-i-osvoeniya-shelfa-instituta-zashiti-morya-i-osvoeniya-shelfa-stranica-3.html
kurs-obucheniya-god-obucheniya-klass-fakulteta-ekologicheskoj-bezopasnosti-i-osvoeniya-shelfa-instituta-zashiti-morya-i-osvoeniya-shelfa-stranica-8.html
kurs-obucheniya-rukovoditelej-sluzhbi-prokat-reabilitacionnogo-oborudovaniya-cbornik-stranica-2.html
kurs-obzor-perspektivnih-tehnologij-microsoft-net-gubanov-yu-a-matematiko-mehanicheskij-fakultet-spbgu-kurs-obzor-perspektivnih-tehnologij-microsoft-net.html
kurs-ochnoe-otdelenie-ponedelnik-s-26-fevralya-vremya.html
kurs-oftalmologii-koroev-o-a-kurs-lekcij-po-glaznim-stranica-11.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-gps-pravo-chastnoj-sobstvennosti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-povrezhdeniem-okolonosovih-pazuh.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-8-po-specialnosti-globalizaciya-ekonomiki-stranica-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-discipline-informacionnie-sistemi-matematicheskij-fakultet-dlya-specialnosti-stranica-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-i-sherbakov-hrestomatiya-po-psihologii-ucheb-posobie-dlya-studentov-h91-ped-nn-tovsost-v-v-mironenko-pod-red-a-v-petrovskogo-2-e-izd-pererab-i-dop-m-prosveshenie-1987-447-s-stranica-4.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-n-dyomin-zagadki-russkogo-severa.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/molitvi-richard-bah-dar-tomu-kto-rozhden-letat.html
  • testyi.bystrickaya.ru/51-pravilo-power-metalista-2-esli-ti-ne-gej-to-starajsya-pohodit-na-nego.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-14-dmitrij-ivanovich-hvan.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-rajonnogo-molodezhnogo-festivalya-na-ulicah-budushego-posvyashennogo-dnyu-molodezhi-rossii-obshie-polozheniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-36-chas-forma-kontrolya-zachet-sostavitel-v-v-alekseev-dokt-biol-nauk-professor-repina-r-k-kand-ped-nauk-docent-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • books.bystrickaya.ru/charlz-sperdzhen-lekcii-moim-studentam-perevod-s-anglijskogo-poltorackoj-n-f.html
  • books.bystrickaya.ru/bilet-10-101dajte-opredeleniya-razlichnih-vidov-investicij-opredelite-rol-faktora-kapitalovlozhenij-v-ekonomicheskom-razvitii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-eksperimentalnie-velomobili-1986g-glava-1-klassifikaciya-sredstv-peredvizheniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/angel-da-krasivo-i-neobichno-zhal-chto-ego-ne-postroili-papa-ya-prishel.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-kompleksnoj-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-staroyurevskogo-rajona-na-2010-2012-godi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-kursa-ochnoj-formi-obucheniya-specialnosti-080109-65.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-nogi-lapi-substratnaya-toponimiya-arhangelskogo-pomorya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predlagaemaya-vnimaniyu-chitatelya-kniga-osnovana-na-materialah-sociologicheskogo-oprosa-2983-uchashihsya-7-h-9-h-i-11-h-klassov-moskovskih-obsheobrazovatelnih-shkol.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osho-manifest-dzen-svoboda-ot-sebya-stranica-12.html
  • desk.bystrickaya.ru/perevod-yu-yahninoj-i-l-zoninoj-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/format-jpeg-graficheskie-dannie-i-cvetovie-modeli.html
  • testyi.bystrickaya.ru/9-inzhenerno-geologicheskie-iziskaniya-v-period-stroitelstva-ekspluatacii-i-likvidacii-zdanij-i-sooruzhenij.html
  • literature.bystrickaya.ru/diagnostika-razvitiya-individualnih-kachestv-uchenika-metodicheskoe-posobie-po-profilnomu-obucheniyu-shkola-iskusstv.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-teoriya-neproizvolnih-vikrikov-vfigurnie-skobki-zdes-pomesheni-nomera-stranic-okonchaniya-originalnogo-izdaniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-linejnaya-algebra-i-analiticheskaya-geometriya-f-tpu-1-2101.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sedmaya-lekciya-perevod-g-v-barishnikovoj.html
  • turn.bystrickaya.ru/opredelenie-missii-i-strategicheskih-celej-organizacii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-modulya-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-s-konarev-zheleznodorozhniki-v-velikoj-otechestvennoj-vojne-1941-1945-stranica-12.html
  • grade.bystrickaya.ru/obuchenie-rechevomu-povedencheskomu-etiketu-znachenie-ritmiki-v-korrekcionnoj-rabote-s-detmi-s-zpr.html
  • bystrickaya.ru/zam-predsedatelya-soveta-narodnih-komissarov-soyuza-ssr-hronika-volzhskogo-rajona-kanala-moskva-volga-s-1931-po-2007-gg.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossiya-parlamentskij-chas-11022007-bahtina-1315-gosduma-rf-monitoring-smi-10-12-fevralya-2007-g.html
  • crib.bystrickaya.ru/investiciyalardi-zhzege-asirudi-zhne-investiciyali-preferenciyalardi-berud-kzdejtin-investiciyali-zhobani-ske-asirua-investiciyali-kelsmshart-zhasasu-memlekettk-krsetletn-izmet-standartin-bektu-turali.html
  • credit.bystrickaya.ru/ponyatie-urbanizacii-ekonomicheskaya-geografiya-v-sisteme-ekonomicheskogo-obrazovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.