.RU

Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий Составитель А. М. Билль, редактор Л. А. Богуславская От составителя

ЧИСТЫЙ ГОЛОС

Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий
Составитель А.М.Билль, редактор Л.А.Богуславская

От составителя
В системе музыкальной педагогики эстрадная - самая молодая. Профессиональному эстрадному образованию в нашей стране немногим более 20 лет. Соответственно детская эстрадно-музыкальная педагогика насчитывает 12-13 лет.

В историческом масштабе - это период становления. Специалистов, имеющих профессиональную подготовку, немного, не хватает репертуарной, методической литературы.

В то же время интерес детей, родителей, наконец, зрительской аудитории к этому виду художественного творчества чрезвычайно велик. Свидетельство тому - множество конкурсов юных исполнителей эстрадной песни. где со всей очевидностью проявляются как несомненные успехи в развитии жанра, так и некоторые негативные тенденции

в работе педагогов, которые зачастую действуют интуитивно, не зная специфики методики преподавания эстрадного вокала, хореографии, актерского мастерства.

Помочь широкому кругу специалистов, занятых в сфере детской музыкальной эстрады, призван предлагаемый Государственным российским Домом народного творчества сборник методических материалов. В нем обобщен опыт деятельности двух ведущих студий детского эстрадного пения, руководители которых основываются на вокальной школе Государственного музыкального училища эстрадно-джазового искусства, а также других частных методиках российских и зарубежных специалистов.

Публикуемые в сборнике материалы удачно сочетают в себе последовательное изложение методологии, теоретических положений с конкретными примерами упражнений по различным дисциплинам для разных уровней обучения. Не претендуя на универсальность,

сборник может стать полезным пособием для начинающих педагогов. Для более опытных коллег эти материалы помогут укрепиться на собственных позициях, или пересмотреть их отчасти, частично пополнить имеющийся методический арсенал новыми формами работы, более рационально организовывать учебный процесс.

Предлагаемые образцы учебных программ, соответствующие действующим формам, принятым в системе дополнительного образования, могут быть использованы с определенной корректировкой и в учреждениях культуры других ведомств.

Значительная часть публикуемых материалов (в т.ч. общие сведения о строении голосового аппарата, сведения по элементарной теории музыки, по истории стилей) может быть использована непосредственно детьми и адресована им.

Публикуемая в сборнике разработка по курсу методики работы с эстрадным вокальным ансамблем музучилища будет, на наш взгляд, полезна и для педагогов, занимающихся с детьми.

Формирование личности ребенка, раскрытие и приумножение его творческих способностей в художественно достойном искусстве эстрадного пения – задача необыкновенно сложная и ответственная. Будем рады, если наш сборник поможет в ее решении.
Преподаватель Государственного училища

эстрадно-джазового искусства,

художественный руководитель детской

эстрадной студии "Музыкальный фрегат",

лауреат Всесоюзного и международных конкурсов

Андрей БИЛЛЬ
Заместитель директора по научно- методической работе

Центра детского и юношеского творчества "Бибирево"

кандидат педагогических наук

Л.Н.БУЙЛОВА (г. Москва)
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ДЕТСКОЙ ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ

"МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФРЕГАТ"

Детская эстрадная студия "Музыкальный фрегат" существует в Центре детского и юношеского творчества "Бибирево" с 1994 года.

Это - разновозрастное творческое объединение детей, имеющих выраженные музыкальные, вокальные, хореографические способности.

Сегодня в "Музыкальном фрегате" занимаются около ста детей в возрасте от 3-х до 15 лет, проявляющих интерес к современной эстраде, стремящихся к участию в концертной и конкурсной деятельности.

Студия начала свою деятельность с 2-х учебных групп эстрадного пения. К 1997 году она выросла в настоящую школу детского эстрадного творчества, работа которой ведется в тесном контакте с преподавателями Государственного училища эстрадно-джазового искусства. С этого времени на базе коллектива открыта экспериментальная площадка Северо-Восточного окружного управления образования г. Москвы по апробации программ для одаренных детей.

Обучение в студии рассчитано на 5 лет. Дети принимаются в студию на основе специального отбора и прослушивания, в ходе которого выявляются музыкальный слух, чувство ритма, умение двигаться под музыку. В процессе обучения воспитанники получают знания по таким предметам, как вокал, сольфеджио, фортепиано, актерское мастерство.

Воспитанники студии "Музыкальный фрегат" постоянно участвуют в различных детских творческих конкурсах. Детский коллектив студии "Музыкальный фрегат" является активным участником культурных программ г. Москвы, принимает участие в праздничных программах и благотворительных акциях. Выступления детского коллектива пользуются неизменным успехом у публики.

Многих юных артистов знают и любят зрители. В порядке культурного обмена воспитанники коллектива постоянно выезжают демонстрировать свое искусство в Болгарии, Греции, Испании, на Мальте, в Польше, Эстонии.

ОБРАЗОВАТЕНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ "Музыкальный фрегат"
Сердце каждого ребенка открыто для музыки, надо только помочь ему увидеть богатое разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, она поселится в нем навечно.

Именно Музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с внешним. Музыка - больше, чем просто украшение и эстетическое дополнение жизни.

Программа эстрадной студии "Музыкальный фрегат" особое внимание уделяет тому, чтобы Музыка постепенно, незаметно проникала в жизнь ребенка, заставляла слушать себя, будила мысль и воображение. А главное - давала бы всем детям, пришедшим в коллектив, удовлетворить свой интерес, проявить способности, раскрыть свой внутренний мир, помочь сформировать положительную самооценку, способствовала социализации и адаптации в современном обществе.

Мы работаем в Москве, в одном из самых крупных мегаполисов. Ребенок, растущий в огромном городе, чаще всего оторван от естественных условий общения с окружающим миром. В детской среде он практически лишен межвозрастного общения (он замкнут в одновозрастном классе), общение со взрослыми сведено до делового минимума, общение с природой бесконечно затруднено. Ребенок не имеет возможностей, а потому и навыков спокойного созерцания мира, в большинстве случаев его контакты с миром торопливы и поверхностны. Нарушенная структура общения ведет, естественно, ко всевозможным

нарушениям его развития.

Процесс освоения ребенком духовных ценностей и становление его личности как субъекта творческой деятельности сопряжены в современной социокультурной ситуации с рядом трудностей. Одной из них являются противоречивые представления молодежи

о культуре, эстетике, искусстве. В первую очередь это касается размывания границ между истинными и мнимыми ценностями, нравственным и безнравственным, прекрасным и безобразным, духовным и бездуховным. В современных условиях, присущая

подростковому и юношескому возрасту потребность в идеале, красоте часто не находит адекватного удовлетворения из-за недостаточной образованности и воспитанности детей.

Разбалансированными оказываются физическая, эмоциональная, интеллектуальная сферы ребенка. В итоге многие дети оказываются не в состоянии воспользоваться теми сокровищами культуры, которые предлагает им одна из крупнейших столиц мира.

Цель образовательной программы - организовать обучение таким образом, чтобы создать условия, обеспечивающие выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей и оказание им социальной поддержки.

Для реализации поставленной цели была разработана модель образовательного процесса, которая позволила осуществить системный, деятельно-личностный подход к формированию эстетической культуры ребенка в тесной связи с музыкальным, художественным, нравственным, физическим воспитанием.

Образовательная программа направлена на решение следующих задач:

1. Адаптация и психологическая поддержка одаренных детей.

2. Организация образовательной среды, обеспечивающей выявление и оценку не только результативной, но главным образом процессуальной стороны обучения, способствующей проявлению инициативы самостоятельности, творчества и одаренности ребенка.

3. Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей.

4. Обучение ребенка с помощью вокала, пластики, эмоциональной выразительности передаче зрителям своего понимания

красоты, добра, радости.

5. Развитие и поддержание устойчивого интереса ребенка к вокально-эстрадному творчеству

6. Создание комфортных условий для интересной творческой работы в коллективе студии, способствующих развитию коммуникативных навыков личности.

Программа вокально-эстрадной студии "Музыкальный фрегат" на 5 лет и предполагает обучение детей в возрасте от 3 до 15 лет.

Программа вокально-эстрадной студии "Музыкальный фрегат" является комплексной и органично соединяет в единое художественное целое творчество вокалиста, танцора, актера, музыканта, подчиняя их индивидуальное творчество общей задаче создания музыкального миниспектакля, "шоу-номера".

Подбор репертуара педагогами осуществляется индивидуально для каждого члена студии, так как становление творческой личности ребенка нельзя представить вне его саморазвития.

Особое место в содержании деятельности студии занимает формирование эстетической культуры, являющейся одним из стержневых, базисных свойств личности, этот процесс проходит в несколько этапов:

Первый этап - накопление эстетической информации, опыта.

Второй этап - внутренняя дифференциация знаний, впечатлений, отбор личностно значимых понятий, фактов, оценок.

Третий этап - повышение познавательной и творческой активности, устойчивый интерес к определенным видам художественно-эстетической деятельности.

Четвертый этап - индивидуализация эстетических приоритетов, предпочтений, способов самовыражения и самоопределения в творчестве.

Пятый этап - интеграция отдельных компонентов эстетической культуры на основе ведущих видов творческой деятельности, возможное формирование интереса к будущей профессии; рефлексия самооценки, потребность в самовыражении.

Показателями эстетической культуры ребенка являются устойчивое стремление к самосовершенствованию, познавательная, творческая социальная активность, наличие нравственных и эстетических идеалов.

Организационно-педагогические основы обучения в студии

Вокально-эстрадная студия "Музыкальный фрегат" - разновозрастное творческое объединение, которое обогащает ребенка за счет содержания своей деятельности, структуры разнообразного использования своеобразных приемов воздействия на развитие творческой личности. В основе организации деятельности студии лежат эмоционально-нравственные связи между участниками, дружелюбные отношения и взаимопомощь, взаимная ответственность за конечный результат.

Общая направленность процесса предполагает реализацию следующих дидактических принципов:

- индивидуальность подходов к детям;

- активизация их восприятия, образного мышления и творческой инициативы;

- комплексное освоение эстрадно-песенного материала;

- последовательность в освоении

Методика организации занятий предусматривает начинать обучение с дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) и заканчивая юношеским возрастом (15-16 лет).

В студии работает педагогический коллектив, состоящий из преподавателей высокой квалификации, налажен продуктивный учебный процесс, намечены конечные результаты.

Основная задача педагога - дать возможность детям почувствовать себя спокойно и непринужденно, осознать, что на каждого направлено благожелательное и требовательное внимание.

При записи в студию педагогами учитываются личностные предпочтения детей, стремление к эмоционально-образному самовыражению.

При отборе детей в студию внимание обращается на:

- личностные предпочтения (интересы);

- наличие музыкального слуха

- способности восприятия;

- наличие музыкального чувства ритма;

- умение двигаться под музыку

На 1 году обучения формируются:

- вокальная группа;

- танцевальная группа

На 2 и 3 году обучения функционируют:

- вокальная группа;

- танцевальная группа;

- вокально-танцевальная группа

На 4 и 5 году работы студии функционируют:

- группа солистов;

- ансамбль;

- эстрадная шоу-группа
Формирование художественно-эстетических способностей начинается с диагностики индивидуальных задатков и склонностей детей, создания положительных стимулов созидательной деятельности. Под руководством и при содействии педагогов происходит овладение отдельными умениями, навыками, составляющими ядро конкретных

способностей (музыкальных, сценических, танцевальных), дальнейшее их развитие и закрепление на занятиях.

Учебный процесс организован в форме индивидуальных, мелкогрупповых и групповых учебных занятий.

Индивидуальные занятия по постановке голоса проводятся в течение всего периода обучения в студии.

Мелкогрупповые занятия рассчитаны на группу из 4-5 человек по предметам:

театральный практикум, аэробика, танцевальный класс, основы музыкальной грамоты.

Каждая подгруппа занимается 2-3 раза в неделю. Один раз в неделю предусматривается репетиционнное занятие для постановки и отработки концертных номеров.
Технологически образовательный процесс реализуется на трех уровнях:

- репродуктивный (1 год обучения);

- тренировочный (2-3 год обучения);

- творческая деятельность (4 год обучения).

Срок обучения детей на третьем уровне не ограничен, он зависит от состава и творческих возможностей обучающихся.
Занятия проводятся в следующем режиме:

- вокал - 2 раза в неделю по 1 часу (индивидуально);

- хореография (ритмика) - 2 раза в неделю по 2 часа (групповые);

- актерское мастерство - 2 раза в неделю по 1 часу (групповые);

- фортепиано - 2 раза в неделю по 30 минут (индивидуально);

- сольфеджио - 2 раза в неделю по 1 часу (групповые);

- сводные репетиции - 1 раз в неделю по 2 часа;

- иностранный язык - 2 раза в неделю по 1 часу (групповые).
Содержание обучения в детской эстрадной студии

Созданию развивающей образовательной среды способствует образовательная программа студии, которая обеспечивает реализацию образовательного процесса.

Комплекс предметов студии способствует раскрытию творческого потенциала каждого занимающегося в ней ребенка.
Предмет "вокал".

Задача курса - научить детей петь, издавать сильные, красивые звуки. Дети обучаются петь технологически грамотно, эмоционально и образно. Педагоги работают над постановкой голоса, над координацией слухового и голосового аппарата, развивают вокальные данные, учат детей слышать музыку и исправлять допущенную ошибку;

работают над особенностями эстрадного пения, которое имеет специальную манеру и исполнительские приемы.

Предметы "Ритмика" и "Хореография" рассчитаны на детей с достаточно выраженными танцевальными способностями. Дети учатся выражать себя и песенный образ

через движения, разучиваемые на занятиях, тем самым создавая основу для каждого шоу-номера.

Предмет "Сольфеджио"

знакомит детей с элементарной теорией музыки (музыкальными терминами, нотами, аккордами и т.п.). У ребят формируется способность исполнять вокализы, интонировать, строить двухголосие.

Предмет "Актерское мастерство"

kursovaya-rabota-po-predmetu-menedzhment-na-temu-delovaya-kultura-ssha-velikobritanii-i-yaponii.html
kursovaya-rabota-po-predmetu-osnovi-elektroniki-i-shemotehniki-na-temu-chetirehpolyusnik.html
kursovaya-rabota-po-programmirovaniyu-2-semestr.html
kursovaya-rabota-po-psihologii.html
kursovaya-rabota-po-specialnosti-na-temu-sinhronizaciya-s-ldap.html
kursovaya-rabota-po-tehnologii-lekarstv-tema-promishlennoe-i-serijnoe-proizvodstvo-inekcionnih-rastvorov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodika-swot-analiza-predpriyatiya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-dlya-provedeniya-aukciona-osnovanie-postavki-tovara.html
  • letter.bystrickaya.ru/n374-beverli-bekhem-spisok-podarkov-na-rozhdestvo-spisok-veshej-ot-kotorih-nuzhno-izbavitsya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ponyatie-kak-forma-mishleniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-strahovanie-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-specialnosti-080105-65-finansi-i-kredit.html
  • tests.bystrickaya.ru/lukyanov-arkadij-viktorovich-ideya-metakritiki-chistoj-lyubvi-stranica-17.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-ii-istoki-i-proishozhdenie-ya-i-mirovaya-sreda-pervie-dvigateli-mir-aristokraticheskij.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-i-druzhinin-rektor-instituta-povisheniya-kvalifikacii-i-perepodgotovki-rabotnikov-obrazovaniya-kurganskoj-oblasti-kandidat-pedagogicheskih-nauk-professor-stranica-8.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnoj-programmi.html
  • education.bystrickaya.ru/-2-strelku-vniz-ya-zamenil-na-zakrituyu-figurnuyu-skobku-stranica-23.html
  • write.bystrickaya.ru/gematologiya-i-transfuziologiya-bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-mart-aprel-2006-g.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/scenarij-utrennika-druzya-mojdodira.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/geroya-sovetskogo-soyuza-arnolda-meri-pohoronyat-v-talline-novosti-9.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-sostavlena-na-osnovanii-programmi-po-oftalmologii-dlya-studentov-visshih-medicinskih-uchebnih-zavedenij.html
  • report.bystrickaya.ru/kadrovoe-obespechenie-mobilnosti-otchet-po-proektu-obobshenie-opita-uchastiya-vuzov-rossijskoj-federacii-v-realizacii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mashini-i-oborudovanie-prirodoobustrojstva-i-zashiti-okruzhayushej-sredi.html
  • studies.bystrickaya.ru/6zlaya-sudba-kogda-poyavilas-pervaya-kniga.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovih-i-kontrolnih-rabot-po-disciplinam-specializacii-sociokulturnij-servis-dlya-studentov-specialnosti-100103-65.html
  • lecture.bystrickaya.ru/akcentuacii-haraktera.html
  • student.bystrickaya.ru/2-obshie-svedeniya-o-predpriyatii-10.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-iskusstvo-bit-atletom-kniga-posvyashaetsya-nakii-d-parks-yaputeshestvoval-po-vsemu-miru-i-vstrechal-tisyachi.html
  • student.bystrickaya.ru/16-statistika-iii-izuchenie-vzaimosvyazej-mezhdu-neskolkimi-peremennimi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-provedeniya-urokov-anglijskogo-yazika-v-nachalnoj-shkole-mariinskij-posad.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tolstoj-l-n-andrej-bolkonskij-i-ego-doroga-chesti.html
  • institut.bystrickaya.ru/stoimost-dopolnitelnogo-mesta-v-nomerah-lyuks-polulyuks-i-odnomestnij-1-kategorii-250-rubsutki-bez-pitaniya-predostavlyaetsya-raskladushka.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rebusi-i-anagrammi-formi-raboti-sposobstvuyushie-sovershenstvovaniyu-yamalo-neneckij-avtonomnij-okrug.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deyatelnoe-raskayanie-v-sovershennom-prestuplenii-chast-4.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anonsi-ii-j-kinofestival-sovremennogo-bolgarskogo-kino-v-odesse.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-matematicheskaya-statistika-dlya-studentov-specialnosti.html
  • control.bystrickaya.ru/dopolnitelnoe-zadanie-ekonomicheskaya-chast-kurs-antikrizisnoe-upravlenie-nalogooblozhenie-klassifikaciya-zatrat-poyasneniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchitelya-visshej-kategorii.html
  • institute.bystrickaya.ru/formirovanie-kommunikativnih-kompetencij-i-km-na-urokah-literaturi-na-primere-temi-hudozhestvennij-mir-gogolya-5-11-klass-tkachenko-o-a.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-n-k-e-t-a-1-na-zameshenie-vakantnih-dolzhnostej-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbi-rossijskoj-federacii-v-mezhrajonnoj.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vii-gorodskaya-konferenciya-shkolnikov-pervie-shagi-v-nauku.html
  • control.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-fakultativov-i-predmetnih-kruzhkov-prikaz-130-polozhenie-o-shkolnih-metodicheskih-obedineniyah.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.