.RU

Методические рекомендации по изучению Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях


Методические рекомендации

по изучению Конституции Российской Федерации

в образовательных учреждениях


В декабре 2008 г. Конституции Российской Федерации исполняется 15 лет. Конституции является Основным Законом российского государства, который определяет его общественное и государственное устройство.

Основной закон утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью.

Конституция Российской Федерации закрепляет идеологические, политические и юридические особенности нашего государства. Изучение Конституции Российской Федерации является одним из важных составляющих формирования гражданской идентичности личности.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации подчеркнул важнейшую роль Конституции в становлении демократии и правового государства, в избавлении от правового нигилизма и укреплении конституционной законности, в реализации прав и свобод граждан, социальных гарантий, в расширении экономической и предпринимательской свободы.

С учетом этого в целях формирования правовой культуры и гражданского воспитания личности предлагается в рамках образовательного процесса уделить больше внимание изучению основных положений Конституции Российской Федерации.

К задачам, которые должны решаться при изучении текста Конституции, предполагается отнести следующие:

подготовка обучающихся к восприятию основ Конституции Российской Федерации;

знакомство с историей развития конституционного строя России;

история создания Конституции Российской Федерации;

знакомство обучающихся с содержанием и структурой Конституции Российской Федерации;

воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции Российской Федерации (особое внимание здесь надо уделить изучению 1 и 2 глав Конституции);

формирование уважения к заложенным в Конституции Российской Федерации базовым общечеловеческим ценностям, основам построения правового государства.

Содержание Конституции Российской Федерации является сложным для восприятия обучающимися. В связи с этим необходима специальная подготовительная работа, направленная на адаптацию текста с учетом возрастных особенностей обучающихся, их социального опыта.

При обучении преподавателям рекомендуется обратить внимание на следующие ключевые вопросы, которые заложены в содержание Конституции и необходимы для изучения:

основы конституционного строя;

права и свободы человека и гражданина;

федеративное устройство государства;

высшие органы государственной власти Российской Федерации: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации;

судебная власть;

основы местного самоуправления.

Предполагается, что основное содержание Конституции Российской Федерации будет изучаться:

в курсах истории России 9-11 классов при изучении тем, связанных с развитием основ конституционного строя;

в курсе «Обществознание» при изучении в 8-11 классах модуля «Право».

Наряду с вышеуказанным углубленное изучение Конституции Российской Федерации может осуществляться в рамках вариативной части учебного плана образовательного учреждения отдельным предметом (элективным курсом).

В качестве одного из методов, который может быть использован учителем при проведении занятий в рамках рассматриваемой проблематики, рекомендуется метод проектов, который обеспечивает активизацию познавательного интереса у обучающихся, способствует общению, обмену личностно-значимой информацией, социальным опытом. В ходе проектной деятельности обучающиеся могут знакомиться с основами конституционного устройства России, реализацией конституционных прав и свобод человека и гражданина, с организацией работы и полномочиями органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, используя различные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы (например, http://constitution.garant.ru/). При этом могут быть организованы Интернет-форумы, созданы блоги для обсуждения разнообразных ситуаций с опорой на текст Конституции Российской Федерации.

В рамках внеклассной работы возможно также организовать работу обучающихся над проектами социальной направленности, в том числе проекты по созданию конституции образовательного учреждения, проведение олимпиады на знание Конституции Российской Федерации и другие.

В целях привлечения внимания преподавателей и руководителей образовательных учреждений к вопросам изучения Конституции Российской Федерации в образовательном процессе образовательных учреждений рекомендуется организовать и провести в системе повышения квалификации конкурсы разработок и программ по изучению Конституции Российской Федерации.

Такие конкурсы могут быть проведены на основе сетевых технологий, что позволит обеспечить участие в них большого количества работников образования.


^ Список рекомендованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Лозовский Л. Ш., Райзберг Б. А. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания. Издательство: Инфра. - М., 2007.
  3. ^ Смоленский М.Б. Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников. Изд. 4-е, перераб., доп. – Р-н-Д., 2008.
  4. Любимов А.П. Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах. Изд. 2-е, перераб., доп. - М., 2004.
  5. ^ Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник.- М.: Юрист, 2003.

  6. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1997. то же. 2-е изд. М.: Изд-во РЮИД: Сашко, 2000.

  7. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та; Изд. группа Инфра-м - норма, 1997.

  8. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

  9. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.- М.: Инфра-М, 1996.

  10. Богданова Н.А. О значении конституционного права для юридического образования и практической деятельности юриста (вступительная лекция) // Вестник МГУ, сер. 11 “Право”, 1995, № 1.

  11. Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права. // Государство и право, 1994, № 7.

  12. Коркунов Н.М. Русское государственное право. В 2 т. СПб., 1892-1893.

  13. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г.

  14. Письмо Минобразования России от 06.02.1995 № 151/11 «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации // Справочник преподавателя общественных дисциплин.- М., 1998.

  15. Материалы о Конституции Российской Федерации - http://constitution.garant.ru/



Заместитель директора

Департамента государственной

политики в образовании В.В. Спасская

Методические рекомендации-03

literatura-ya-a-vagramenko-redakcionnij-sovet.html
literatura-z-n-kulko-sistema-schetov-buhgalterskogo-ucheta-i-dvojnaya.html
literatura-zadachi-i-uprazhneniya-po-filosofii-moskva.html
literatura-zakonomernosti-globalizacii-mirovoj-ekonomiki-i-ee-vozdejstvie-na-funkcionirovanie-nacionalno-gosudarstvennih-sistem.html
literatura-zhizn-odna.html
literatura1-i-p-pavlov-osnovopolozhnik-ucheniya-o-visshej-nervnoj-deyatelnosti-19.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-v-b-zaharova-profilnij-uroven-tema-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/ispolnitelnaya-vlast-subektov-rf-na-primere-orenburgskoj-oblasti.html
  • college.bystrickaya.ru/18-hudozhestvennij-vimisel-uslovnost-i-zhiznepodobie-1-isk-vo-kak-sozd-ie-estetich-cennostej-prekrasnoevozvishennoedionisijskoe.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-vedenie-sbor-i-predostavlenie-informacii-o-tekushej-uspevaemosti-uchashegosya-vedenie-elektronnogo-dnevnika-i-elektronnogo-zhurnala-uspevaemosti-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-kak-obyavlyaetsya-odnomernij-massiv-chto-takoe-indeks-massiva-i-diapazon-izmeneniya-indeksa.html
  • college.bystrickaya.ru/11-avgusta-2010-goda-14-chas-00-minut-rabochee-soveshanie-predsedatelstvoval.html
  • literature.bystrickaya.ru/boris-aleksandrovich-ribakov-stranica-22.html
  • turn.bystrickaya.ru/ponomareva-olga-borisovna--programma-chelyabinsk-rossiya-25-26-aprelya-2008-goda-chelyabinsk-2008-organizacionnij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/b-smit-issledovatelskaya-deyatelnost-evropejskogo-soyuza-v-oblasti-kulturnogo-naslediya.html
  • education.bystrickaya.ru/133rabota-uchitelya-logopeda-logopedicheskij-punkt-obrazovatelnaya-programma-na-perehodnij-period-gosudarstvennogo.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/astronomiya-byulleten-novih-postuplenij-za-iyun-2004-goda.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadacha-4-kontrolnaya-rabota-po-discipline-grazhdanskoe-pravo.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/procedura-viborov-kniga-pervaya-46.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-22-kerkegor-sushestvovanie-i-ironiya-gile-n-istoriya-filosofii-ucheb-posobie-dlya-stud-vissh-ucheb-zavedenij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/luna-yupiter-kabbalisticheskaya-astrologiya-avessalom-podvodnij-chast-3-planeti.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-ovladenie-processom-s-maksvell.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nesovershennaya-konkurenciya-ee-vidi-obshestvennoe-proizvodstvo-ego-osnovnie-elementi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-uslovnih-oboznachenij-i-sokrashenij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomiko-statisticheskij-analiz-chislennosti-produktivnosti-korov-i-vihoda-produkcii-v-molochnom.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shirota-vzglyadov-vremya-novostej-guseva-darya-24112006-217-str-4-gosduma-rf-monitoring-smi-24-noyabrya-2006-g.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-tretejskih-sudej-nezavisimogo-tretejskogo-suda-uchastnikov-rinka-nedvizhimosti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osobennosti-nalogooblozheniya-inostrannih-grazhdan.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vladimirskie-predprinimateli-chast-5.html
  • literature.bystrickaya.ru/dvuhstupenchataya-viborka-domohozyajstv-v-kte-na-poslednej-stupeni-mezhdunarodnaya-migraciya-i-denezhnie-perevodi-v-razvivayushihsya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/velichajshee-protivostoyanie-marsa-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-raboti-s-odarennimi-detmi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/75-gosudarstvennoe-regulirovanie-v-sfere-obrasheniya-s-othodami-proizvodstva-i-potrebleniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naselenie-upravlenie-ekonomika-kulturnaya-zhizn-sibiri-xviii-nachala-xx-vv.html
  • write.bystrickaya.ru/fiziko-matematicheskij-fiziko-himicheskij-l-g-smirnova-d-g-smirnova-kultura-russkoj-rechi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-masati-zhambil-zhabaevti-mr-men-shiarmashilii-turali-mlmet-beru.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poryadok-provedeniya-profilakticheskih-rabot-po-soprovozhdeniyu-prikladnogo-programmnogo-obespecheniya-analiticheskih-i-obespechivayushih-podsistem-ais-gkn.html
  • school.bystrickaya.ru/fizika-i-ekologiya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-05-10-09-ou-szi-metodi-obsledovaniya-sbora-dannih.html
  • abstract.bystrickaya.ru/322-struktura-ntk-proektami-sovnet.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svodnij-plan-meropriyatij-provodimih-uchrezhdeniyami-kulturi-municipalnih-obrazovanij-kostromskoj-oblasti-v-dekabre-2011-goda-stranica-6.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-12-zachet-i-vozvrat-izlishne-uplachennihili-izlishne-vziskannih-summ-i-obshie-polozheniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.