.RU

Методические рекомендации по изучению Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях


Методические рекомендации

по изучению Конституции Российской Федерации

в образовательных учреждениях


В декабре 2008 г. Конституции Российской Федерации исполняется 15 лет. Конституции является Основным Законом российского государства, который определяет его общественное и государственное устройство.

Основной закон утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью.

Конституция Российской Федерации закрепляет идеологические, политические и юридические особенности нашего государства. Изучение Конституции Российской Федерации является одним из важных составляющих формирования гражданской идентичности личности.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации подчеркнул важнейшую роль Конституции в становлении демократии и правового государства, в избавлении от правового нигилизма и укреплении конституционной законности, в реализации прав и свобод граждан, социальных гарантий, в расширении экономической и предпринимательской свободы.

С учетом этого в целях формирования правовой культуры и гражданского воспитания личности предлагается в рамках образовательного процесса уделить больше внимание изучению основных положений Конституции Российской Федерации.

К задачам, которые должны решаться при изучении текста Конституции, предполагается отнести следующие:

подготовка обучающихся к восприятию основ Конституции Российской Федерации;

знакомство с историей развития конституционного строя России;

история создания Конституции Российской Федерации;

знакомство обучающихся с содержанием и структурой Конституции Российской Федерации;

воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции Российской Федерации (особое внимание здесь надо уделить изучению 1 и 2 глав Конституции);

формирование уважения к заложенным в Конституции Российской Федерации базовым общечеловеческим ценностям, основам построения правового государства.

Содержание Конституции Российской Федерации является сложным для восприятия обучающимися. В связи с этим необходима специальная подготовительная работа, направленная на адаптацию текста с учетом возрастных особенностей обучающихся, их социального опыта.

При обучении преподавателям рекомендуется обратить внимание на следующие ключевые вопросы, которые заложены в содержание Конституции и необходимы для изучения:

основы конституционного строя;

права и свободы человека и гражданина;

федеративное устройство государства;

высшие органы государственной власти Российской Федерации: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации;

судебная власть;

основы местного самоуправления.

Предполагается, что основное содержание Конституции Российской Федерации будет изучаться:

в курсах истории России 9-11 классов при изучении тем, связанных с развитием основ конституционного строя;

в курсе «Обществознание» при изучении в 8-11 классах модуля «Право».

Наряду с вышеуказанным углубленное изучение Конституции Российской Федерации может осуществляться в рамках вариативной части учебного плана образовательного учреждения отдельным предметом (элективным курсом).

В качестве одного из методов, который может быть использован учителем при проведении занятий в рамках рассматриваемой проблематики, рекомендуется метод проектов, который обеспечивает активизацию познавательного интереса у обучающихся, способствует общению, обмену личностно-значимой информацией, социальным опытом. В ходе проектной деятельности обучающиеся могут знакомиться с основами конституционного устройства России, реализацией конституционных прав и свобод человека и гражданина, с организацией работы и полномочиями органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, используя различные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы (например, http://constitution.garant.ru/). При этом могут быть организованы Интернет-форумы, созданы блоги для обсуждения разнообразных ситуаций с опорой на текст Конституции Российской Федерации.

В рамках внеклассной работы возможно также организовать работу обучающихся над проектами социальной направленности, в том числе проекты по созданию конституции образовательного учреждения, проведение олимпиады на знание Конституции Российской Федерации и другие.

В целях привлечения внимания преподавателей и руководителей образовательных учреждений к вопросам изучения Конституции Российской Федерации в образовательном процессе образовательных учреждений рекомендуется организовать и провести в системе повышения квалификации конкурсы разработок и программ по изучению Конституции Российской Федерации.

Такие конкурсы могут быть проведены на основе сетевых технологий, что позволит обеспечить участие в них большого количества работников образования.


^ Список рекомендованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Лозовский Л. Ш., Райзберг Б. А. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания. Издательство: Инфра. - М., 2007.
  3. ^ Смоленский М.Б. Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников. Изд. 4-е, перераб., доп. – Р-н-Д., 2008.
  4. Любимов А.П. Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах. Изд. 2-е, перераб., доп. - М., 2004.
  5. ^ Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник.- М.: Юрист, 2003.

  6. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1997. то же. 2-е изд. М.: Изд-во РЮИД: Сашко, 2000.

  7. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та; Изд. группа Инфра-м - норма, 1997.

  8. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

  9. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.- М.: Инфра-М, 1996.

  10. Богданова Н.А. О значении конституционного права для юридического образования и практической деятельности юриста (вступительная лекция) // Вестник МГУ, сер. 11 “Право”, 1995, № 1.

  11. Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права. // Государство и право, 1994, № 7.

  12. Коркунов Н.М. Русское государственное право. В 2 т. СПб., 1892-1893.

  13. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г.

  14. Письмо Минобразования России от 06.02.1995 № 151/11 «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации // Справочник преподавателя общественных дисциплин.- М., 1998.

  15. Материалы о Конституции Российской Федерации - http://constitution.garant.ru/



Заместитель директора

Департамента государственной

политики в образовании В.В. Спасская

Методические рекомендации-03

literatura-ya-a-vagramenko-redakcionnij-sovet.html
literatura-z-n-kulko-sistema-schetov-buhgalterskogo-ucheta-i-dvojnaya.html
literatura-zadachi-i-uprazhneniya-po-filosofii-moskva.html
literatura-zakonomernosti-globalizacii-mirovoj-ekonomiki-i-ee-vozdejstvie-na-funkcionirovanie-nacionalno-gosudarstvennih-sistem.html
literatura-zhizn-odna.html
literatura1-i-p-pavlov-osnovopolozhnik-ucheniya-o-visshej-nervnoj-deyatelnosti-19.html
  • studies.bystrickaya.ru/guslickij-spaso-preobrazhenskij-monastir.html
  • literature.bystrickaya.ru/dolzhnostnoj-reglament-vedushego-specialista-eksperta.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-1945-g-vremeni-prekrasheniya-serijnogo-proizvodstva-bilo-postroeno-6784-db-3il-4-iz-nih-okolo-5300-sostavlyali-il-za-vremya-serijnogo-proizvodstva-zatra-stranica-27.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/r-29-9-shk-chehiya-avstriya-slovakiya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-proekta-zhivoj-teatr-str-1-stranica-4.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-tajmirskoj-centralnoj-rajonnoj-bolnice-posle-remonta-otkrilos-detskoe-infekcionnoe-otdelenie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/pushkin-i-lermontov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-sut-kompensacii-saharnogo-diabeta-1-go-tipa-insulinoterapiya.html
  • crib.bystrickaya.ru/katalog-publikacij-v-ekimovskogo-shulgin-d-i-shevchenko-t-v-shulgin-d-i-shevchenko-t-v-tvorchestvo-zhizn.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/diplom-o-professionalnoj-perepodgotovke-stranica-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/materiali-russkoj-istorii-elektronnie-versii-uchebno-metodicheskij-kompleks-federalnoe-agentstvo-svyazi-gosudarstvennoe.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-blizkie-standarti-referat-na-temu-mezhdunarodnie-standarti-audita.html
  • essay.bystrickaya.ru/chem-zapravlyaem-tem-i-dishim-komsomolskaya-pravda-podgotovil-mihail-gorshkov-15072008-102-str-9.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-na-primere-ooo-chast-10.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prezentaciya-nacionalno-kulturnih-obedinenij-g-tomska-i-tomskoj-oblasti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nalogi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ntv-voskresnij-vecher-s-vladimirom-solovevim-29042007-solovev-vladimir-2200.html
  • college.bystrickaya.ru/-4-ekzorcizm-predislovie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razrabotka-kompleksnoj-marshrutnoj-seti-g-ufi-v-ramkah-korrektirovki-generalnogo-plana.html
  • education.bystrickaya.ru/10formi-i-metodi-kontrolya-usvoeniya-materiala-v-sootvetstvii-s-celyami-i-zadachami-uchebnoj-disciplini.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sochetanie-produktov-e-v-vasilev-sposob-zhizni-v-eru-vodoleya-teoriya-i-praktika-samopoznaniya-i-samoozdorovleniya-moskva.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/b-rasataeva-m-b-bajbosinova-orta-mektep-pen-pedagogikali-zhoari-ou-orindarindai-geometriya-kurstarini-mazmn-sabatasti-mseleler.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-raboti-koncepciya-razvitiya-kommunikativnogo-potenciala-budushih-pedagogov-doshkolnih-obrazovatelnih.html
  • books.bystrickaya.ru/celi-i-napravleniya-vnedreniya-sredstv-informatizacii-i-kommunikacii-v-obrazovanie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-klass-4-ch-v-nedelyu-vsego-136-ch-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-na-2011-2015-goda.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strahovanie-avtotransportnih-sredstv.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tezisi-doklada-5-str.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchnaya-zhizn-soderzhanie-1-44-200-9-voprosi-teorii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-provedenii-cikla-lekcij-dlya-vrachej-otorinolaringologov-lechebno-profilakticheskih-uchrezhdenij.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-georgiya-boreeva.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svyashennoe-prostranstvo-kniga-tenej.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossiya-postroit-aes-vo-vetname.html
  • college.bystrickaya.ru/-52-logicheskaya-struktura-novikov-a-m-n73-metodologiya-obrazovaniya-izdanie-vtoroe.html
  • school.bystrickaya.ru/keeping-abortion-legal-essay-research-paper-keeping-2.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vologodskaya-oblast-resursi-i-promishlennost.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.