.RU

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 151001 «Технология машиностроения» Бийск




Министерство образования и науки РФ

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»


Т.Н. Зырянова


МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
И СЕРТИФИКАЦИЯ


Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация

и сертификация» для студентов специальности
151001 «Технология машиностроения»





Бийск

Издательство Алтайского государственного технического
университета им. И.И. Ползунова

2011

УДК 006.91: 389 (076)

З89



Рецензент:

А.В. Жеранин, к.т.н., доцент кафедры ТМ БТИ АлтГТУ.



^ Зырянова, Т.Н.

З89


Метрология, стандартизация и сертификация: методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 151001 «Технология машиностроения» / Т.Н. Зырянова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2011. – 23 с.



Методические рекомендации содержат основные сведения о дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация», включая цели, задачи, структуру, рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов и изучению дисциплины.

Приведены содержание самостоятельной работы студентов, план-график выполнения самостоятельной работы студентами по дисциплине, характеристика, описание и требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы студентов, рекомендуемая литература.


УДК 006.91: 389 (076)






Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры

производственной безопасности и управления качеством.

Протокол № 09/10 от 16.11.2010 г.







© Зырянова Т.Н., 2011




© БТИ АлтГТУ, 2011



СОДЕРЖАНИЕ


1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ..…………………………………….…

4


2 СТРУКТУРА КУРСА……………………………………………….


6


3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ..………..


9


^ 4 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ…………………………………………………………..



9


5 ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ……………………



11


^ 6 ХАРАКТЕРИСТИКА, ОПИСАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ К

ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.………………….



11


7 ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ…………………………………………………………..



16


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………


19



^


1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Основанием для введения дисциплины в учебный процесс является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 151001 «Технология машиностроения» направления подготовки дипломированных специалистов 657800 № 513 тех/дс от 28.02.2001 г.

Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и предназначена для студентов, обучающихся по специальности 151001 «Технология машиностроения».

Основная цель: в результате изучения дисциплины студент должен приобрести знания в области метрологии, стандартизации и сертификации.

Дисциплина состоит из четырех взаимосвязанных модулей:
1) метрология; 2) взаимозаменяемость; 3) стандартизация; 4) сертифи-кация. Каждый модуль рассматривается как самостоятельный и в непосредственной связи с другими модулями курса.

Изучение дисциплины предусматривает применение таких активных методов обучения, как тематическое изложение отдельных учебных элементов, решение ситуационных задач, индивидуализация обучения и повышение удельного веса самостоятельной работы студентов, управляемой преподавателем.

Учебный курс имеет практическую часть (практические занятия в объеме 17 часов.). Цель практических занятий: закрепить приобретённые на лекциях теоретические знания, научиться применять их при решении задач, возникающих в практической деятельности инженеров; научиться обрабатывать результаты многократных измерений; научиться осуществлять выбор допусков и посадок гладких цилиндрических соединений; научиться рассчитывать посадку с натягом цилиндрического зубчатого колеса на вал, ознакомиться с различными сертификатами соответствия продукции; изучить требования к форме сертификата соответствия и правила его заполнения; научиться проверять подлинность и правильность заполнения сертификата, как одной из форм входного контроля качества продукции; изучить схемы сертификации продукции; ознакомиться с различными категориями и видами стандартов.

Для проведения практических занятий используются:

– методические рекомендации по выполнению практических работ для студентов всех форм обучения;

– тесты контроля текущих знаний;

– федеральные законы;

– национальные стандарты;

– правила и рекомендации в области стандартизации;

– технические регламенты;

– сертификаты соответствия;

– декларации о соответствии.

Учебный курс включает лабораторные работы в объеме 17 часов. Цель лабораторных работ: закрепить приобретённые на лекциях теоретические знания, научиться пользоваться измерительными приборами. Для проведения лабораторных работ используются:

- методические рекомендации по выполнению лабораторных работ для студентов всех форм обучения;

- измерительные приборы (штангенинструменты, микрометри-ческие инструменты, нутромеры индикаторные, скобы с отсчетным устройством, резьбовые микрометры, плоскопараллельные концевые меры длины и т.д.).

Промежуточный контроль знаний студентов проводится на основании проведения контрольных опросов на практических занятиях, выполнения и защиты расчетно-графических работ, состоящих из четырех заданий.

Итоговый контроль знаний студентов осуществляется с помощью итогового тестирования, состоящего из трех вопросов в экзаменационных билетах по основным разделам курса: метрологии, взаимозаменяемости, стандартизации и сертификации.

Цель преподавания дисциплины: подготовить студентов к производственной, научно-исследовательской и коммерческой деятельности.

В системе подготовки инженеров специальности 151001 важное место занимают вопросы качества продукции. Рациональное решение этих вопросов в значительной степени зависит от уровня подготовки и знаний специалистов по точности изготовления деталей, узлов и механизмов, метрологии, стандартизации и сертификации.

Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины, должны позволить будущим инженерам обеспечить необходимый уровень качества продукции.

Задачи изучения дисциплины: получение знаний об основных понятиях метрологии, как науке об измерениях, методах и средствах их обеспечения; об единицах физических величин, погрешностях измерения и средств измерения; научно-технических принципах и методах стандартизации, использование которых позволяет значительно повысить качество продукции.

В преподавании дисциплины ставятся также задачи ознакомления студентов со спецификой выбора полей допусков и посадок, с выбором допусков формы и расположения, с выбором параметров шероховатости и с оценкой влияния назначаемых допусков на качественные показатели изделий и их частей, с основами Национальной системы стандартизации РФ, различными формами подтверждения соответствия, схемами и системами сертификации, схемами декларирования, деятельностью органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Необходимо научить студентов обоснованно выбирать схему сертификации в случае подачи заявки на получение сертификата соответствия в добровольной системе сертификации. Студент обязан привыкнуть к соблюдению действующих технических регламентов.


^ 2 СТРУКТУРА КУРСА

Основные положения курса «Метрология, стандартизация и сертификация» излагаются на лекциях. Необходимая детализация и освоение курса лекций обеспечиваются во время лабораторных работ, практических занятий и самостоятельной работы, а более глубокое изучение дисциплины достигается при выполнении расчетно-графических заданий.
В пятом семестре изучается дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация», которая разбита на четыре модуля.

В объеме курса предусмотрено: тридцать четыре часа лекционных занятий, семнадцать часов практических занятий и семнадцать часов лабораторных занятий. В рамках дисциплины рассматриваются нижеследующие темы.


2.1 Модуль 1. Метрология


Тема 1. Теоретические основы метрологии

Общие вопросы дисциплины. Основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира. Физические величины и их единицы.

^ Тема 2. Основные понятия, связанные со средствами измерений (СИ)

Закономерности формирования результата измерения. Понятие погрешности. Основные источники погрешностей результатов измерений. Погрешности измерений и средств измерений. Понятие многократного измерения. Алгоритмы обработки многократных измерений.

^ Тема 3. Принципы метрологического обеспечения

Понятие метрологического обеспечения. Организационные, научные и методические основы метрологического обеспечения. Метрологические службы. Структура и функции метрологической службы предприятия, организации, учреждения, являющихся юридическими лицами.

^ Тема 4. Правовые основы обеспечения единства измерений

Нормативная база обеспечения единства измерений. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений.


2.2 Модуль 2 . Взаимозаменяемость

^ Тема 5. Точность деталей, узлов и механизмов Квалитеты. Ряды значений геометрических параметров, виды сопряжений в технике.
Тема 6. Отклонения, допуски и посадки

Размеры. Отклонения. Допуски. Посадки в системе отверстия и в системе вала. Внесистемные посадки.

Тема 7. Расчет посадки

Расчет и выбор посадки с натягом.
^ Тема 8. Единая система нормирования и стандартизации показателей точности Нормирование микронеровностей деталей. Контроль геометрической точности деталей, узлов и механизмов.
Тема 9. Размерные цепи

Классификация размерных цепей и методы их расчета.


^ 2.3 Модуль 3. Стандартизация


Тема 10. Основы стандартизации

Исторические основы развития стандартизации. Правовые основы стандартизации. Федеральный закон «О техническом регулировании». Технические регламенты.

Тема 11. Международная организация по стандартизации (ИСО)

Тема 12. Национальная система стандартизации

Основные положения национальной системы стандартизации (НСС). Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов и национальных стандартов.

Тема 13. Научная база стандартизации

Методы стандартизации. Научно-технические принципы. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации.


^ 2.4 Модуль 4. Сертификация


Тема 14. Общие положения стандартизации
Исторические основы развития сертификации. Термины и определения в области сертификации. Основные цели и объекты сертификации. Качество продукции и защита потребителя. Сертификация, ее роль в повышении качества продукции и развитие на международном, региональном и национальном уровнях.
Тема 15. Виды сертификации

Условия осуществления сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. Правила и порядок проведения сертификации.
^ Тема 16. Схемы и системы сертификации Система сертификации ГОСТ Р. Схемы сертификации соответствия. Схемы декларирования. ^ Тема 17. Органы по сертификации и испытательные лаборатории Аккредитация органов по сертификации и испытательных (измерительных) лабораторий (понятие и цели аккредитации, общие требования к аккредитующим органам, органам по сертификации продукции, испытательным лабораториям). Сертификация услуг. Сертификация систем качества. В системе профессиональной подготовки специалистов по специальности «Технология машиностроения» дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» играет важную роль. Данная дисциплина взаимосвязана со многими дисциплинами, которые студент будет изучать в дальнейшем: «Проектирование машиностроительного производства», «Детали машин и основы конструирования», «Технология машиностроения» и «Автоматизация производственных процессов в машиностроении». Очевидна также связь с такими областями знаний, как высшая математика (умение обрабатывать результаты измерений, знание теории вероятностей), начертательная геометрия, инженерная графика (умение выполнять эскизы и чертежи деталей, сборочные чертежи), механика, материаловедение, технология конструкционных
материалов (знание конструкционных материалов и марок сталей),
информатика (знание форм и методов разработки алгоритмов вычис-лительных задач), с которыми студент уже ознакомился в ходе обучения.

^ 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


Исходя из целей преподавания и его задач, методические рекомендации по изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» обязывают студента:

1. Ознакомиться:

– с графиком аудиторных занятий и самостоятельной работы;

– с рекомендуемой основной, дополнительной и методической литературой;

– с методическими рекомендациями к практическим занятиям, методическими рекомендациями по выполнению лабораторных работ, методическими рекомендациями по самостоятельной работе студентов, методическими рекомендациями по изучению дисциплины, методическими рекомендациями по выполнению расчетно-графических заданий.

2. Разработать индивидуальный план-график подготовки и реализации составляющих самостоятельной работы студентов: проработки конспектов лекций, подготовки к контрольным опросам (КО) или тестированию; подготовки к практическим занятиям, выполнения и защиты лабораторных работ, выполнения и защиты расчетно-графических заданий.

3. Составить план изучения основной и дополнительной литературы.

4. Посещать аудиторные занятия, конспектировать лекции, активно заниматься на практических занятиях, выполнять лабораторные работы и своевременно их защищать, выполнять расчетные задания и своевременно их защищать.

^ 4 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В процессе изучения дисциплины студентам предстоит выполнить следующие виды самостоятельной работы (таблица 1).

Таблица 1 – Виды самостоятельной работы


Наименование работы

Объем, ч

1 Проработка конспекта лекций

17

2 Подготовка к практическим занятиям

17

3 Подготовка к выполнению лабораторных работ, оформление отчета


8

4 Выполнение расчетных заданий 1, 3, 4, 5, 6, 7

13

5 Подготовка к контрольному опросу (тестированию)

6
Подготовка к лекциям предполагает изучение лекционного материала и рекомендованной литературы.

При подготовке к практическим занятиям необходимо проработать рекомендуемую тему по лекциям и литературным источникам.

Подготовка к практическим занятиям предполагает решение индивидуальных задач, заданных для самостоятельного выполнения.

К практическому занятию студент должен:

- иметь при себе конспекты лекций, учебники, тетрадь для практических занятий;

- выполнить задания из плана подготовки к предстоящему практическому занятию.

Решение студентом задач на практических занятиях, правильность ответов на поставленные вопросы контролируются преподавателем во время практических занятий и при контрольном опросе по теме раздела.

Баллы за активность присуждаются студентам, которые получили правильные ответы или предложили оригинальный способ решения задачи.

Если студент пропустил практическое занятие, то он обязан самостоятельно проработать данную тему, предоставить преподавателю краткий конспект ответов на вопросы, поставленные к данной теме.

Подготовка к лабораторным работам предполагает изучение лекционного материала и подготовку ответов на вопросы для закрепления материала, приведенные в методических рекомендациях к лабораторным работам по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация».

При выполнении студентом лабораторных работ правильность ответов на поставленные вопросы контролируется преподавателем во время занятий: просматривается отчет по лабораторной работе.

Если студент пропустил лабораторное занятие, то он обязан самостоятельно выполнить лабораторную работу и предоставить преподавателю отчет по лабораторной работе.

Выполнение расчетных заданий предполагает: работу с методическими рекомендациями по выполнению расчетных заданий, со справочной литературой и стандартами.

Подготовка к тестированию подразумевает изучение лекционного материала и решение практических заданий, на основе которых разработаны тесты оценки знаний студентов по модулям.

Студент, набравший максимальное количество баллов за активность на практических занятиях по темам, разделам и сдавший все контрольные точки не менее чем на 50 баллов, получает итоговый зачет по всему курсу.
^ 5 ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


График выполнения самостоятельной работы в пятом семестре приведен в таблице 2.

Таблица 2 – График выполнения самостоятельной работы студентами

в пятом семестре (61 час)

Вид само-стоятельной
работы

Номер недели семестра 5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Проработкаматериалов лекций

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Подготовка к практи-ческим

занятиям

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Подготовка к лабора-торным

занятиям







2










2










2










2







Выполнение расчетных заданий




1

1

1

2




1

1

1

1

1

1

1

1










Подготовка

к тестирова-нию
















3
















3
















Итого

в неделю

часов

2

3

5

3

4

5

5

3

3

3

5

6

3

3

4

2

2
^ 6 ХАРАКТЕРИСТИКА, ОПИСАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В процессе изучения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» предусмотрены контрольные точки.

^ 6.1 Практические занятия


Целью проведения практических занятий является закрепление полученного на лекциях теоретико-методического материала, развитие логического мышления и аналитических способностей у будущих инженеров.

Проведению практических занятий предшествует устный опрос студентов: выборочный или сплошной.

Методика проведения практических занятий предусматривает решение группой общей (типовой) задачи и нескольких задач для самостоятельного решения. Темы практических занятий сообщаются студентам заранее. В таблице 3 приведены темы практических занятий.

Таблица 3 – Темы практических занятий


Номер темы


Содержание практических занятий

Объём,

ч

1

2

3

1

Виды физических величин и единиц. Системы единиц физических величин

2

2

Внесистемные единицы. Относительные и логарифмические величины и единицы. Размерности физических величин. Международная система единиц физических величин

2

3

Изучение ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Цели и сфера действия ФЗ. Основные понятия. Правовые основы обеспечения единства измерения

2

4

Грубые погрешности и способы их исключения. Обработка результатов прямых многократных измерений

2

5

Расчет посадки с натягом цилиндрического зубчатого колеса на вал

2

6

Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений. Допуски формы и расположения поверхностей деталей

2

7

Изучение ФЗ «О техническом регулировании». Стандарты. Ознакомление с различными категориями стандартов. Виды стандартов

2

Продолжение таблицы 3

1

2

3

8

Изучение ФЗ «О техническом регулировании». Сертификация

2

9

Сертификат соответствия. Порядок заполнения сертификата

1


^ 6.2 Лабораторные работы


В таблице 4 представлены темы лабораторных работ в порядке их проведения и краткое содержание работ.


Таблица 4 – Темы лабораторных работ

Номер работы

Содержание лабораторных работ

Объём,

ч

1

2

3

1

^ Плоскопараллельные концевые меры длины

Общие сведения о плоскопараллельных концевых мерах длины. Составление блока концевых мер. Наборы плоскопараллельных концевых мер длины


2

2

^ Определение размеров отклонений, допусков и вида посадки

Ознакомление со стандартной и справочной литературой по допускам и посадкам гладких цилиндрических соединений. Приобретение навыка в определении размеров, отклонений, допусков и вида посадки


3

3

Штангенинструменты

Ознакомление с устройством и назначением штангенинструментов. Получение первоначальных навыков работы со штангенинструментами при измерении линейных размеров

4

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

^ Микрометрические инструменты

Ознакомление с устройством и назначением микрометрических инструментов. Получение первоначальных навыков работы с микрометрическими инструментами при измерении линейных размеров



4

5

^ Нутромер индикаторный

Измерение индикаторным нутромером диаметра и отклонений формы поверхности отверстия. Ознакомление с устройством и назначением нутромера индикаторного. Получение первоначальных навыков работы с нутромером индикаторным


4

Всего

17


Целью проведения лабораторных занятий является закрепление полученного на лекциях теоретико-методического материала, развитие логического мышления и аналитических способностей у будущих инженеров.

Проведению лабораторных занятий предшествует устный опрос студентов: выборочный или сплошной.

На каждой лабораторной работе студентам выдаются методические рекомендации для выполнения лабораторной работы, в которых кратко изложен основной теоретический материал по теме лабораторной работы и приведен порядок выполнения работы.


^ 6.3 Расчетные задания


Расчетные задания являются подготовительной ступенью к решению студентами более сложной квалификационной задачи – выполнению курсового проекта по деталям машин, а также к выполнению курсовых проектов по специальным дисциплинам и дипломного про-екта.

Целями выполнения расчетных заданий являются:

– систематизация, закрепление и расширение знаний по дисциплине в процессе решения конкретных практических задач;

– приобретение навыков работы со справочной литературой и нормативными документами;

– развитие навыков самостоятельной работы студента по выбору посадок колец подшипников качения на вал и в отверстие корпуса, по расчету различных видов посадок на гладкие цилиндрические соединения деталей, по расчету и выбору допусков и посадок шпоночного и шлицевого соединений, по расчету размерной цепи методом полной взаимозаменяемости, по выбору и определению допусков цилиндрического зубчатого колеса.

Расчетные задания представляют на проверку преподавателю. Если преподаватель считает, что расчетные задания выполнены неверно, то он возвращает расчетные задания студенту на доработку и назначает новый срок сдачи расчетных заданий.

Расчетные задания оформляются в соответствии с ГОСТ 2.105-95 на листах формата А4. Общий объем расчетных заданий должен быть равен 10–15 страниц. Страницы расчетных заданий нумеруются внизу по центру. В конце расчетных заданий необходимо указать список использованной литературы.

Расчетные задания должны включать следующие разделы:

– титульный лист;

– содержание;

– введение (при необходимости);

– основной раздел;

– список использованной литературы;

– приложения (при необходимости).


6.4 Тестирование


На 6-й и 12-й неделях пятого семестра проводится контрольное тестирование по темам соответствующих модулей.

Студент отвечает на вопросы, каждый правильный ответ оценивается баллами. Итоговая оценка получается путем сложения набранных баллов.

Оценка самостоятельной работы студентов по данной дисциплине состоит из видов работ (в долях), приведенных в таблице 5.


Таблица 5 – Контрольные точки




Контрольная точка

Вес в общей оценке

в долях

1 Выполнение и защита лабораторной работы

0,05 (всего 0,2)

2 Тестирование (контрольный опрос)

0,1 (всего 0,2)

3 Выполнение и защита расчетно-графических заданий

0,05 (всего 0,2)

4 Экзамен

0,4



^ 7 ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


В процессе изучения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» предусмотрены контрольные точки, указанные в таблице 7.

Таблица 7 – График контроля

Мо-

дуль

Контрольные

испытания

Время проведе-

ния

Вес в итоговом

рейтинге

Примеча-ние

1

2

3

4

5



1

Письменный

контрольный опрос

по темам 1–6,

по практическим

занятиям 1–3

6 неделя

0,1





2

Письменный

контрольный опрос

по теме 7–12,

по практическим

занятиям 4–6

12 неделя

0,1






3


Лабораторные

занятия 1–4

4, 8,
12, 16

недели

0,2

Защита
1 лабораторной

работы

(четырех- часовой): 0,05

Продолжение таблицы 7


1

2

3

4

5


4

Выполнение и защита расчетных заданий


3–14


0,2





5


Экзамен по темам 1–17



сессия


0,4


3 вопроса



Необходимо учесть следующее:

1) любая контрольная точка, выполненная после срока без уважительной причины, оценивается на 10 % ниже. Максимальная оценка в этом случае – 90 баллов;

2) за каждый пропущенный час занятий (лекций, практических занятий, лабораторных работ) из семестрового рейтинга отнимается два балла;

3) к экзамену не допускаются студенты, имеющие задолженности по контрольным точкам и лабораторным работам;

4) экзамен «автомат» выставляется при семестровом рейтинге не менее 75 баллов.

В БТИ АлтГТУ принята 100-балльная шкала оценок. Именно эти оценки учитываются при подсчёте рейтингов, назначении стипендии и в других случаях. Традиционная шкала будет использоваться только в зачётных книжках. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 75 баллов и выше – «отлично», 50–74 балла – «хорошо», 25–49 баллов – «удовлетворительно», менее 25 баллов – «неудовлетворительно».

Успеваемость студента оценивается с помощью текущего рейтинга (во время каждой аттестации) и итогового рейтинга (после сессии). Во всех случаях рейтинг вычисляется по формуле

,

где – оценка за i-ю контрольную точку;

– вес этой контрольной точки.

Суммирование проводится по всем контрольным точкам с начала семестра до момента вычисления рейтинга.

Пример. Пусть студент Сидоров Петр Иванович получил следующие оценки: лабораторная работа № 1 – 36 баллов, лабораторная работа № 2 – 40 баллов, контрольная работа № 1 (по темам 1–6) – 60 баллов, контрольная работа № 2 (по темам 7–12) – 32 балла, лабораторная работа № 3 – 80 баллов, лабораторная работа № 4 – 58 баллов, написание и защита реферата – 65 баллов, оценка на экзамене – 70 баллов.

На первой аттестации (7-я неделя) его рейтинг составил

.

На второй аттестации (13-я неделя)

.

Перед началом сессии вычисляется семестровый рейтинг

.

Итоговый рейтинг, учитывающий экзамен:

.

В зачётку выставляется оценка «хорошо».

Для студентов с высоким текущим рейтингом по их желанию может быть организовано углубленное изучение предмета, выдано дополнительное задание (реферат). В этом случае проводится дополнительный контроль (защита реферата). После защиты реферата (с оценкой R*) текущий рейтинг пересчитывается по следующей формуле




^ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература


1. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям стандартизации, сертификации и метрологии, направлениям экономики и управления /
А.В. Архипов [и др.]; под ред. В.М. Мишина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495 с.

2. Гугелев, А.В. Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие / А.В. Гугелев. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. – 272 с.

3. Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник для вузов / Г.Д. Крылова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 671 с.

4. Лифиц, И. М. Стандартизации, метрология и сертификация: учебник / И.М. Лифиц. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 399 с.

5. Фомин, В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертифи-кация: учебник / В.Н. Фомин. – М.: Ось-89, 2002. – 384 с.

6 . Сергеев, А.Г. Метрология: учебное пособие для вузов /
А.Г. Сергеев, В.В. Крохин. – М.: Логос, 2001. – 408 с.

7. Сергеев, А.Г. Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие / А.Г. Сергеев, М. В. Латышев, В.В. Терегеря. – М.: Логос, 2003. – 536 с.

8. Федеральный закон РФ № 184-ФЗ «О техническом регулиро-вании».

9. Федеральный закон РФ № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

10. Якушев, А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения / А. И. Якушев. – М.: Высшая школа, 1986.


Дополнительная литература


11. Пронкин, Н.С. Основы метрологии динамических измерений: учеб. пособие для вузов / Н.С. Пронкин. – М.: Логос, 2003. – 256 с.

12. Богомолова, Ю.А. Основы метрологии. Часть 1: учебное пособие для вузов / Ю.А. Богомолова [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МИСиС, 2003. – 106 с.

13. Раков, А.В. Стандартизация и сертификация в сфере услуг: учебник / А.В. Раков [и др.]; под. ред. А.В. Ракова. – М.: Мастерство, 2002. – 208 с.

14. Фомин, В.Н. Комментарий к федеральному закону «О тех-ническом регулировании»: постатейный / В.Н. Фомин. – М.: Ось-89, 2003. – 96 с.

15. Дунаев, П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 496 с.

16. Вагнер, В.А. Детали машин: учебник для студентов машиностроительных и механических специальностей вузов / В.А. Вагнер, В.П. Звездаков, А.В. Тюняев. – Барнаул: ОАО «ИПП «Алтай», 2007. – 744 с.

17. Стандарты.


Методические рекомендации, используемые в учебном

процессе


18. Зырянова, Т.Н. Плоскопараллельные концевые меры длины: методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов всех специальностей и форм обучения / Т. Н. Зырянова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009. – 22 с.

19. Зырянова, Т.Н. Измерение линейных размеров деталей штангенинструментами: методические рекомендации к лабораторной работе по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов механических специальностей всех форм обучения / Т.Н. Зырянова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009. – 33 с.

20. Зырянова, Т.Н. Измерение размеров и отклонений формы поверхностей деталей гладким микрометром: методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов всех специальностей и форм обучения / Т.Н. Зырянова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2010. – 31 с.

21. Зырянова, Т.Н. Измерение индикаторным нутромером диаметра и отклонений формы поверхности отверстия: методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов всех специальностей и форм обучения / Т.Н. Зырянова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2011. – 28 с.

22. Зырянова, Т.Н. Отклонения, допуски и посадки: методические рекомендации по выполнению лабораторно-практической работы по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальностей 151001.65, 178104.65, 160302.65 всех форм обучения / Т.Н. Зырянова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2010.– 27 с.

23. Зырянова, Т.Н. Применение Федеральных законов «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании» при изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»: методические рекомендации по выполнению практических работ по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов всех специальностей и форм обучения / Т.Н. Зырянова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2010. – 29 с.

24. Зырянова, Т.Н. Выполнение и чтение чертежей типовых деталей: методические указания для студентов механических специальностей очной и заочной форм обучения / Т.Н. Зырянова; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та,1996. – 32 с.

25. Зырянова, Т.Н. Метрология, стандартизация и взаимозаменяемость: справочное приложение к методическим указаниям по курсовой (расчетно-графической работе) для студентов всех механических специальностей / Т.Н. Зырянова; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2000. – 82 с.

26. Зырянова, Т.Н. Расчетно-графические задания по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальностей 120100, 171500, 551400 и по курсу «Метрология, стандартизация и взаимозаменяемость» для студентов специальности 171200 / Т.Н. Зырянова; Алт. гос. тех. ун-т им. И.И. Ползунова, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. тех. ун-та, 2001. – 28 с.

27. Зырянова, Т.Н. Расчет и выбор допусков и посадок: методические рекомендации по выполнению расчетно-графических заданий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальностей 120100, 171500, 551400, 170600, 130400 и 230100 /
Т.Н. Зырянова; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2004. – 41 с.


Электронные ресурсы


28. URL: http://db.biysk.secna.ru/umk/rp.is_standard.standard_html


Учебное издание


Зырянова Татьяна Николаевна


^ МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
И СЕРТИФИКАЦИЯ


Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация

и сертификация» для студентов специальности
151001 «Технология машиностроения»


Редактор Малыгина И.В.

Технический редактор Малыгина Ю.Н.

Подписано в печать 27.06.11. Формат 6084 1/16

Усл. п. л. 1,34. Уч.-изд. л. 1,44

Печать – ризография,

множительно-копировальный аппарат «RISO ЕZ300»


Тираж 30 экз. Заказ 2011-95

Издательство Алтайского государственного

технического университета

656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, 46


Оригинал-макет подготовлен ИИО БТИ АлтГТУ

Отпечатано в ИИО БТИ АлтГТУ

659305, г. Бийск, ул. Трофимова, 27



melihov-o-m-melihova-v-k-m48-tajnaya-okkultnaya-medicina-o-m-melihov-melihova-v-k.html
melioraciya-zemel-znachenie-melioracii-v-povishenii-produktivnosti-zemel.html
meliorativnij-kompleks-dlya-sohraneniya-agroresursnogo-potenciala-i-ohrani-selskohozyajstvennih-zemel-06-01-02-melioraciya-rekultivaciya-i-ohrana-zemel-stranica-3.html
melitopolskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet-kafedra-informatiki-i-kibernetiki-arhitektura-evm-uchebnoe-posobie-konspekt-lekcij-stranica-4.html
melkij-bes-fedora-sologuba-i-kamera-obskura-nabokova-centr-gumanitarnih-nauchno-informacionnih-issledovanij.html
melnik-t-i-aspirant-volgu.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lyubimij-kraj-blagoslovennij.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-vernij-sposob-nazhivat-vragov-i-kak-etogo-izbezhat-kniga-kotoraya-rashoditsya-bistree-vseh-knig-v-mire.html
  • shkola.bystrickaya.ru/reklama-prinyatie-reshenij.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sanitarnaya-obrabotka-lyudej-1-normativno-pravovoe-regulirovanie-po-podgotovke-k-zashite-i-po-zashite-naseleniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-o-prochitanoj-na-nemeckom-yazike-literaturi-chast-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-sushestvuet-li-konec-puti-vozmozhen-li-konec-borbi-cheloveka-s-samim-soboj-i-okruzhayushim-mirom-na.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-moi-akcii-stremitelno-padayut-klad-stervyatnika-aleksandr-zorich.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompyuternaya-grafika-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnost.html
  • testyi.bystrickaya.ru/61-znachenie-informacii-i-kommunikacij-lotar-zajvert.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-28-fevralya-2011-goda-115-g-abinsk-ob-itogah-vtorogo-zonalnogo-etapa-konkursa-nauchnih-proektov-shkolnikov-v-ramkah-kraevoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-evrika-stranica-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-k-zachetu-1-temi-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-profsoyuzov-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-akademiya-truda-i-socialnih-otnoshenij-v-2012-godu.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/velikaya-depressiya-algoritm.html
  • writing.bystrickaya.ru/6-finansovo-ekonomicheskaya-deyatelnost-doklad-direktora-mou-licej-1-klassicheskij.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-8-sistemi-mimansa-i-vedanta-programma-speckursa-indijskaya-filosofiya-drevnosti-i-srednevekovya-dlya-podgotovki.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nishie-i-nishenstvo-xix-veka-v-sociokulturnom-aspekte-epohi-na-materiale-etnograficheskih-opisanij.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-uroka-orgmoment-opros-domashnego-zadaniya-gruppovaya-rabota-pari-smennogo-sostava-gruppa-mir-zhivotnih-i-ego-znachenie-v-prirode-problemnij-vopros.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-5-germaniya-v-ix-xi-vv-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-istorii-srednih-vekov-dlya-dnevnogo-otdeleniya-sostaviteli.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-desyataya-kniga-pervaya-leon-nina-dotan.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-opisanie-i-rabota-1-naznachenie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-v-kortunov-d-p-n-zaveduyushij-kafedroj-mirovoj-politiki-fakulteta-mirovoj-ekonomiki-i-mirovoj-politiki-gu-vshe1.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakaz-specifikaciya-na-kompleksnoe-tehnicheskoe-obsluzhivanie-inzhenernih-sistem-i-informacionnih-kommunikacij-zdanij-ugibdd-mvd-po-rt-stranica-9.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-poryadke-vladeniya-polzovaniya-i-rasporyazheniya-municipalnoj-sobstvennostyu-novodzherelievskogo-selskogo-poseleniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-opublikovannih-nauchnih-i-uchebno-metodicheskih-rabot-za-2004.html
  • school.bystrickaya.ru/londonskij-i-parizhskij-klubi-kreditorov.html
  • reading.bystrickaya.ru/lukojl-za-desyat-let-investiruet-v-prikame-10-mlrd-v-podmoskove-konkurs-luchshij-po-professii-sredi-vospitannikov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reglament-zhalpi-erezheler-tnsh-berushn-otbasini-atauli-leumettk-kmek-alushilara-tieslgn-rastajtin-anitama-beru.html
  • essay.bystrickaya.ru/dubrovin-a-s-novie-postupleniya-literaturi-za-2010-god-1.html
  • write.bystrickaya.ru/g-a-proshunina-izlozhila-principi-postroeniya-okruzhnoj-programmi-soprovozhdeniya-detej-s-sdvg-gde-v-kachestve-opredelyayushih-bili-perechisleni.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-po-teorii-gosudarstvennogo-upravleniya-na-temu-aspekti-upravleniya.html
  • education.bystrickaya.ru/2-car-venetam-pridet-chered-nelegkij-vibor-delat.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-podgotovlena-pod-redakciej-gunti-rudzite.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kruzhka-po-matematike-stupeni-matematicheskogo-poznaniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-4-samostoyatelnaya-rabota-nad-konceptualno-obobshayushimi-voprosami-po-discipline.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-gotovnost-po-provedeniyu-asdnr-mintrans-rossii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.